На рубеже Х1Х и ХХ веков в социологии и прежде всего
немецкой сформировались антипозитивистские установки. М.Вебер (1864 – 1920), Г.Зиммель (1858 -1918) и Ф.Теннис (1855 - 1936) в
противовес естественно-научному объяснению явлений разработали основы «понимающей» социологии. Она, по их мнению, как и
естественные науки, должна сохранять приверженность фактам и в то же время использовать метод интуитивного постижения событий.
Выдающуюся роль в развитии социологии в конце Х1Х – начале ХХ века сыграл Макс Вебер. Свои научные взгляды он изложил в работах «О некоторых категориях понимающей
социологии», «Основные социологические понятия», «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма»,
«Хозяйственная этика мировых религий» и др.
С точки зрения М.Вебера социология должна изучать поведение и социальную деятельность людей, которые, во -первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения и, во - вторых, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние предпринимаемых действий и ответную реакцию. Система сознательного и осмысленного взаимодействия людей составляет, по М.Веберу, предмет так называемой «понимающей социологии».
Задачи «понимающей социологии» виделись М. Веберу в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удалось или не удалось; во-вторых, какие последствия имели предпринятые действия для осмысленного поведения других людей.
В «понимающей социологии» М. Вебер исходил из того, что изучение цепочки социальных действий людей может быть логическим, т.е. осмысленным на уровне понятий, и эмоциональным, достигаемым путем «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. М.Вебер признавал важность обоих уровней изучения социальных действий, но предпочтение отдавал их логическому осмыслению.
«Понимающая социология» М. Вебера учитывает и проблему ценностей в изучении социальных действий – моральных, политических, эстетических, религиозных и пр. С одной стороны, социолог должен выяснить установки субъекта на ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения. В то же время сам социолог исходит из определенных систем ценностей, что не может не сказываться на ходе и результатах его исследования.
Главным инструментом познания социальных действий у М.Вебера выступают так называемые «идеальные типы». Это мыслительные, логические конструкции, которые формируются путем выделения наиболее типических черт реальности, характеризующих сущность власти, индивидуального и группового сознания, межличностного общения и т.п. Сам М.Вебер оперировал такими «идеальными типами», как «капитализм», «бюрократ ия»,
«религия» и т.д.
Учение М.Вебера об «идеальных типах» не утратило своей актуальности. Оно может служить методологией для упорядочения и организации элементов материальной духовной и политической сфер жизни общества.
М.Вебер выделял следующие «идеальные типы» социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный.
Целерациональное действие состоит в том, что человек ясно представляет себе цель и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия, Ценностно-
рациональное действие совершается под влиянием веры в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит на основе аффекта, т.е. бессознательных импульсов и чувств. Наконец, традиционное действие диктуются привычками, обычаями, верованиями. В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или виды действий.
Исторический процесс представлялся М.Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жизни. По его мнению, увеличение степени рациональности социальных действий особенно проявляется в развитии капитализма. Рационализируются ведение хозяйства, управление всеми сферами социальной жизни, образ мышления людей и способ их чувствования. Повсеместн о возрастает роль научного знания как проявления рационального начала.
Воплощением рациональности М.Вебер считал правовое государство, которое функционирует благодаря рациональному взаимодействия граждан, подчинению их закону, общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых.
Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма является главной темой работы М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». В ней убедительно показано, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки. Особенно значимой была роль протестантской религиозной этики, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость) во многом способствовали развитию предпринимательства и «духа капитализма».
Значителен вклад М.Вебера в разработку проблематики политической социологии, прежде всего типизации политического господства. Исходя из концепции социального действия, он выделил три типа легитимного (признаваемого обществом) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное действие, предполагает подчинение закону; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями; третий тип базируется на вере в харизму (от греческого «божественный дар») носителя власти и связан с аффективными действиями.
Легальное господство, основанное на рациональных правилах и законах, М.Вебер связывал с функционированием бюрократии (бюрократия буквально власть конторских служащих). Присущие ей безличность и расчет способны обеспечить организационную эффективность управленческих механизмов.
Вместе с тем М.Вебер предупреждал, что рационализация в конечном счете ведет к тотальной бюрократизации общественной и государственной жизни. Существенную роль в сдерживании процессов бюрократизации он отводил политической конкуренции, а парламент рассматривал как поле такой конкуренции.
В работе «Общество и экономика» М.Вебер анализировал феномен «прямой демократии», под которой понимал систему принятия решений, предполагающую непосредственное участие граждан. Такую систему он считал эффективной в организациях, отвечающих следующим условиям:
1) организация должна носить локальный характер и состоять из небольшого числа лиц;
2)социальное положение членов организации не должно слишком различаться;
3) административные функции должны быть относительно простыми и неизменными;
4) исполнение функций предполагает минимальную подготовку исполнителей.
Важное место в научном творчестве М.Вебера занимает социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ мировых религий привел его к выводу о существовании определенной взаимосвязи между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением, влиянии религиозно-этических установок на характер и методы хозяйственной деятельности.
Значительное внимание М.Вебер уделил полемике с марксистским детерминизмом, проявившемся в объяснении социальной жизни действием прежде всего экономического базиса, а идеологии – как отражения материальных интересов. В отличие от К.Маркса он акцентировал внимание не на экономическом факторе, а на идеях и их влиянии на экономику. Для него идеи были автономной силой, способной влиять на экономику.
С точки зрения М.Вебера, человек в своих действиях может быть мотивирован материальными интересами (например, стремлением увеличить свои доходы) и идеальными (н апример, желанием повысить свой статус). Эти два типа интересов могут соединяться в разных сочетаниях. Таким образом, для М.Вебера была неприемлема односторонность в оценке мотивации поведения людей, будь то материально-экономическая или идеально- нормативная.
Вышеизложенное дает основание констатировать. Что М.Вебер внес значительный вклад в разработку ряда отраслей социологического знания. Его идеи и методологические принципы оказали значительное воздействие на становление мировой социологии.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 224.