Предмет, структура и функции социологии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2009


Рецензенты:

 

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии СПбГУ А.Ф.Борисов

Кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории социологии РГПУ им.А.И.Герцена В.Б.Косицын

 

 

В предлагаемом учебном пособии обобщен и систематизирован теоретический материал по основным темам курса социологии, содержащийся в отечественных и зарубежных публикациях. В нем в доступной форме излагаются основные положения социологии как науки об обществе Контрольные тесты позволяют проверить уровень знаний студентов.

Работа предназначена для самостоятельной подготовки к зачетам и экзаменам студентов очно-заочной и заочной форм обучения.


Оглавление


Введение.............................................................................................................. 5

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА....................................................................... 6

1.Предмет, структура и функции социологии............................. 6

2.Основные методы социологического исследования.................... 9

Контрольные вопросы........................................................... 12

2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В СТРАНАХ ЗАПАДА....................... 12

1.О.Конт – родоначальник социологии....................................... 12

2. «Органическая теория общества» Г. Спенсера...................... 14

3. Социологические воззрения Э. Дюркгейма............................... 17

4. «Понимающая» социология М.Вебера..................................... 19

5. Социологическая теория марксизма....................................... 23

Контрольные вопросы........................................................... 25

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ......... 25

1. Развитие и институционализация социологии в ХХ веке....... 25

2.Макросоциологические теории................................................ 29

3.Микросоциологические теории................................................ 31

Контрольные вопросы........................................................... 33

4. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ......................................................................... 33

1. Социологическая мысль в России во второй половине Х1Х –

начале ХХ века............................................................................ 33

2. Отечественная социология после 1917 г....................................... 39

Контрольные вопросы........................................................... 43

5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.......................................... 43

1. Системный подход к обществу............................................... 43

2. Типология обществ................................................................. 45

3. Социальные изменения и социальная стабильность................ 48

Контрольные вопросы........................................................... 51

6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ....................................................................... 52

1. Ролевая концепция личности.................................................. 52

2. Типология личности................................................................ 54

3. Социализация личности....................................................... 57

Контрольные вопросы........................................................... 59

7. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ........................................................................ 59

1. Культура как объект социального познания...................... 59

2.Структура и социальные функции культуры........................ 63

Контрольные вопросы........................................................... 66

8.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

ОБЩЕСТВА.................................................................................... 66

1.Теории социальной структуры и стратификации............... 66

2.Социальная мобильность......................................................... 72

Контрольные вопросы........................................................... 75

9 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГРУПП И ЭТНОСОВ.......... 75

1.Понятие социальной общности. Группа как форма социальной

общности.................................................................................... 75

2.Этнические общности.............................................................. 78

Контрольные вопросы............................................................ 81

10. СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ................. 81

1.Социальные институты........................................................... 81

2.Функции социальных институтов............................................ 84

3.Социальные организации.......................................................... 85

Контрольные вопросы............................................................ 88

11.СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ............................................................. 88

1.Институты брака и семьи....................................................... 88

2. Проблемы стабильности семьи.............................................. 90

Контрольные вопросы............................................................ 92

12. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА.................................................................. 92

1.Сущность социальных конфликтов, их предпосылки и функции 92 2. Динамика социальных конфликтов ...................................................... 97

3.Способы предотвращения, разрешения и урегулирования

конфликтов................................................................................. 99

Контрольные вопросы.......................................................... 102

13. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ.................................................................. 103

1. Политика как социальное явление......................................... 103

2. Власть и властные отношения............................................... 106

3. Власть в гражданском и политическом обществе.................. 108

Контрольные вопросы.......................................................... 111

СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ......................................... 112

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.............................................. 123

Вариант 1............................................................................................. 123

Вариант 2............................................................................................. 124

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ.................................................................. 126

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

................................................................................................................................... 127

Основная................................................................................... 127

Дополнительная......................................................................... 127



Введение.

 

Социологии принадлежит видное место в процессе
общекультурной подготовки современных специалистов.

Социологическое знание необходимо им для адекватной ориентации в многомерном социальном пространстве, понимания возможностей и путей самореализации в реформирующемся российском обществе.

В предлагаемом учебном пособии обобщен и систематизирован теоретический материал по основным темам курса, содержащийся в отечественных и зарубежных публикациях. При освещении социологической проблематики авторы стремились избегать крайних и односторонних интерпретаций и оценок, представлять позиции ведущих ученых разных направлений.

Работа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и примерной программой дисциплины "Социология", утвержденной Министерством образования РФ. Она адресована прежде всего студентам очно-заочных и заочных отделений вузов. Компактное изложение материала облегчит самостоятельное изучение учебного курса и оперативную подготовку к сессии.


 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В СТРАНАХ ЗАПАДА

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

Макросоциологические теории

Эта группа теорий представлена прежде всего технократическими концепциями индустриального общества, конвергенции, постиндустриального и информационного общества. Объединяющей их теоретико-методологической установкой является технологический детерминизм, согласно которому уровень развития науки, техники и технологии определяет социально-экономическое развитие.

Теория индустриального общества возникла в 40 -х гг. и получила развитие в 50 – 60 –х гг. Ее родоначальником был американский экономист П.Дракер, а развернутое обоснование теория получила в работах французского социолога Р.Арона американских экономистов У.Ро стоу и Дж.Гэлбрейта.

Теоретики индустриализма утверждали, что технический прогресс и рост крупного машинного производства является основой создания индустриального общества как общей модели развития для всех стран. Его важнейшими элементами они считали: 1)машинизированное массовое производство со специализацией и интеграцией работ в рамках крупных корпораций; 2)частную собственность на средства производства и деление хозяйства страны


на автономные предприятия; 3) сосредоточение управление предприятиями в руках менеджеров; 4) координацию деятельности различных хозяйственных единиц через рынок, играющий роль регулятора производства и обмена; 5) усиление экономической активности государства в управлении корпорациями и реализации производимой продукции. В рамках индустриального общества выделялись два его типа - капиталистический и социалистический.

Эти идеи отражены в трудах П. Дракера – «Будущее индустриального человека» (1942) и «Новое общество. Анатомия индустриального строя» (1949), Р.Арона – «18 лекций об индустриальном обществе» (1962) и «Три очерка об индустриальной эпохе» (1966), У.Ро стоу – «Стадии экономического роста»(1960), Дж.Гэлбрейта – «Общество изобилия» и «Новое индустриальное общество» (1967).

В 60-е гг. создатели теории индустриального общества Дж.Гэлбрейт, Р.Хейлбронер, Я.Тинберген, П.Сорокин и др. обосновывали неизбежность конвергенции двух общественных систем под воздействием научно-технической революции. Они доказывали, что обе системы развиваются по пути накопления сходных признаков, в результате чего станет возможным их синтез в некое общество «интегрального типа», которое вберет в себя лучшие элементы капитализма и социализма

Последующий ход событий, как известно, не подтвердил концепцию конвергенции. Одна из общественных систем (социалистическая) прекратила существование, а другая динамично трансформируется в «постиндустриальное» и «информационное» общество. В направлении постиндустриализма развиваются и процессы модернизации в бывших социалистических странах.

Теория «технотронного общества» была разработана известным американским ученым и государственным деятелем Зб.Бжезинским в книге «Между двумя веками. Роль Америки в технотронную эру», опубликованной в 1970 г. Слово «технотронный» - неологизм автора, образованный из двух слов «техника» и «электроника».

Теория Зб.Бжезинского представляла собой попытку доказать, что высокие технологии становятся решающим фактором социального прогресса, а технократы – доминирующей силой общества. Соединенные Штаты рассматриваются Зб.Бжезинским как страна, которая прокладывает путь всему миру в «технотронную эру».

Теория постиндустриального общества была разработана рядом ученых и прежде всего американским исследователем Д.Беллом в книге «Грядущее постиндустриальное общество», изданной в 1973 г Согласно этой теории индустриальное общество под влиянием научно-технического прогресса трансформируется в постиндустриальное, где доминирующим производственным


ресурсом становятся знания и информация, а наиболее ценными качествами работников – уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность. Господствующим классом в этом обществе должен стать «класс интеллектуалов», а власть должна принадлежать интеллектуальном элите, по выражению Д.Белла

«меритократам» (от ―merit‖ – успех).

Теории «технотронного» и «постиндустриального» общества во многом подтвердились практикой. Как и было предсказано их создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, в рамках которой наиболее быстрыми темпами развивается информационный сектор хозяйства. Слабой стороной этих теорий ученые считают абсолютизацию роли высоких технологий в общественном развитии и недостаточное внимание к сфере духовной жизни, культурным факторам

К теориям «технотронного» и «постиндустриального» общества по основным идеям близка теория информационного общества, разработанная американским ученым А.Тоффлером в книгах «Третья волна» (1980) и «Сдвиг власти: знание, богатство и сила на пороге ХХ1 века»(1990). Дальнейшее развитие теория получила в опубликованном ( в соавторстве с Х.Тоффлер) труде

«Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006), нацеленном на осмысление происшедших з а последние десятилетия перемен, в том числе негативных – от роста бытовой преступности до терроризма. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она выдвигается на то место, которое в 70 -х гг. занимала теория постиндустриального общества.

В последние годы ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, в частности, Д.Белл, стали сторонниками теории «информационного общества». Эта теория рассматривается Д.Беллом как новый этап в разработке созданной им ранее теории постиндустриального общества.

 

Микросоциологические теории

Для микросоциологических теорий характерен акцент на изучении внутреннего мира человека и побудительных мотивов его деятельности. Эта традиция, связанная с именем М. Вебера, стала доминирующей в конце XX века. Она представлена символическим интеракционизмом (Дж. Мид, Г. Блюмер), феноменологией (А. Шюц, Г. Лукманн) и теорией социального обмена (Дж.Хоманс, Г.Блау).

Символический интеракционизм возник как реакция на пренебрежение структурно-функционалистскими теориями


межличностных взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Основатель этой теории Дж. Мид понимал личность как продукт социального развития, а механизм ее формирования видел в ролевом взаимодействии.

Согласно теории символического интеракционизма существуют две ступени социального взаимодействия: 1) общение с помощью жестов, прообраз языка; 2) символически опосредованное общение с помощью языка. Специфика языкового общения состоит в том, что оно:

- порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом;

- позволяет поставить себя на место другого человека;

- позволяет видеть себя глазами другого человека.

Феноменология,обоснованная в работах австрийского философа А. Шюца, исходит из того, что социальные события лишь кажутся объективными. В действительности они представляют собой мнения индивидов об этих событиях. Эти мнения и должны быть в центре внимания социологов.

Теория социального обмена , одним из создателей которой был Дж.Хоманс, в анализе социальных явлений и процессов буквально основывается на бихевиоризме (буквально «наука о поведении»).Согласно Дж.Хомансу, социальное взаимодействие представляет собой процесс обмена, участники которого стремятся к максимизации выгод и минимизации затрат. Обмен определяется следующими принципами:

- принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

- принцип стимула: если стимул позволил добиться успеха, то в случае его повторения будет воспроизводиться данный тип действия;

- принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше необходимо усилий для его достижения;

- принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

Попытки Дж.Хоманса с помощью этих принципов объяснить процессы, происходящие на макроуровне, выявили эвристическую ограниченность «теории социального обмена».

В последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва между макро- и микросоциологией. Решение этой актуальной проблемы открыло бы перспективу перехода к качественно новому этапу в развитии социологии.


Контрольные вопросы

1. Когда произошло окончательное отделение социологии от других общественных наук?

2.Какие конкретные формы носил процесс институционализации социологии в ХХ веке?

3. Какое направление является наиболее влиятельным в современной социологии? Назовите его основные принципы.

4. Раскройте содержание структурного функционализма и теории социального конфликта.

5. Какие теории относятся к числу макросоциологических и что они изучают?

6. Охарактеризуйте основные макросоциологические теории. 7. Раскройте содержание микросоциологических теорий.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

.

Типология обществ.

Существуют различные типологии обществ.

Согласно одной из них общества делятся на два типа - простые и сложные. Критериями для такого деления являются число уровней управления и степень социального расслоения.

В простых обществах разделение на руководителей и подчиненных, богатых и бедных носило ограниченный и нестабильный характер. Таковы были первобытные племена.

В сложных обществах имеется несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, различающихся уровнем дохода. Возникшее стихийно социальное неравенство со временем было закреплено юридически и политически. Сложные общества многочисленны - от сотен тысяч до сотен миллионов человек.

В середине XIX века К. Маркс предложил типологию обществ на основе двух критериев - способа производства и формы собственности. Эти два признака составляют формацию. Согласно К. Марксу человечество прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая - коммунистическая должна наступить в будущем.

Сильной стороной этого подхода являлся признание необратимости социальных изменений, а слабыми были европоцентризм и экономический


детерминизм, проявившийся в абсолютизации материально-технических факторов развития общества.

Согласно цивилизационному подходу, общества рассматриваются как совокупности различных социокультурных образований. Этот подход был вызван негативной реакцией на унификацию истории по европейским стандартам и стремлением понять своеобразие локальных и региональных обществ.

Такие мыслители, как Н.Данилевский, О.Шпенглер, Дж.Тойнби, Л.Гумилев и др.отказались от понимания истории как единого линейного процесса. С их точки зрения, человечество представляет собой самодостаточные социокультурные образования, не имеющие единого кода развития.

Наиболее универсальная типология обществ предложена американским ученым Д. Беллом в книге "Пришествие постиндустриального общества" (1973). Автор подразделил всемирную историю на три стадии - доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. В доиндустриальном обществе главная цель - власть, в индустриальном - деньги, в постиндустриальном - знания. В доиндустриальном обществе господствуют священники, в индустриальном - бизнесмены, в постиндустриальном - ученые и менеджеры. Переход от одной стадии к другой связан со сменой технологии, формы собственности, социальных институтов, культуры, образа жизни и социальной структуры.

К возникновению индустриального общества привели два глобальных процесса: индустриализация - создание крупного машинного производства и урбанизация - переселение людей в города и распространение городских ценностей на все слои населения. Индустриальное общество сформировалось в XVIII веке.

Постиндустриальное общество начало складываться во второй половине XX века под воздействием растущего спроса на специалистов, занимающихся производством информации и новейших технологий. Эти специалисты (ученые, инженеры, экономисты, программисты) превращаются в ведущую социальную силу, заменяя в этом качестве промышленников и предпринимателей индустриального общества.

К типологии обществ, разработанной Д. Беллом, концептуально близка схема американского ученого О. Тоффлера, изложенная в работе «Третья волна» (1980). Под обществом «третьей волны» он понимает информационное общество, в котором основным видом собственности является информация; в обществах в обществах же первой и второй волны основными видами собственности были

земля и средства производства. Переход к информационной собственности представляет собой революцию, поскольку она нематериальна и не знает границ.

Социальную основу информационного общества О. Тоффлер видит в «когнитариате» (от англ. cognition – познание, познавательная способность), т.е. социальной группе, использующей


знания, а не мускулы, как в случае с крестьянством и рабочим классом.

С этих позиций О. Тоффлер в книге «Сдвиг власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века» (1990) проводит мысль об изменении природы власти под влиянием знаний, информации и новых технологий. По его мнению, в постиндустриальном обществе власть во все большей степени определяется не богатством, как это было прежде, а знаниями. Если богатство принадлежало небольшому числу людей, то знание может принадлежать всем. Представляется, что такой подход отражает весьма важную тенденцию мирового развития.

В книге О. и Х.Тоффлеров «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006) нарастание текущих и долгосрочных проблем связывается с переходом от

«второй» к «третьей волне». Ими отмечается системный кризис американского общества и его институтов, сформировавшихся в эпоху «второй волны», - семьи, массового образования, здравоохранения, предпринимательской этики и др. Поп-культура, вызывающая раздражение во многих странах, полагают авторы, также представляет собой продукт «второй волны».

Несмотря на тревогу по поводу новых явлений и тенденций, наблюдаемых сегодня в мире, футурологи придерживаются оптимистической точки зрения на настоящее и будущее человечества. Они возлагают надежду на тренды «третьей волны» и происходящие под их воздействием качественные изменения.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что работы Д. Белла, О. Тоффлера и других приверженцев постиндустриальных концепций опираются на социологический подход М. Вебера, для которого осевым принципом был принцип рациональности.

Для движения к постиндустриальному («информационному») обществу характерны:

- рост сферы услуг за счет сферы материального производства;

- доминирование информации во всех сферах жизни;

- увеличение численности занятых в информационной индустрии;

- повышение уровня образования и квалификации граждан;

- демократизация общественной жизни, стимулирующая переход к демократии в глобальном масштабе;

- формирование единого информационного пространства и углубление интеграции стран и народов.

Глобализация заметно увеличивает разрыв между государствами, вступившими в эру постиндустриализма, и странами третьего мира. В последних отмечается рост бедности, нищеты и, как следствие, протестного сознания. Подобный фон служит


питательной средой для различных форм антисоциального, маргинального поведения, включая экстремизм и терроризм.

В социологии переход от доиндустриального общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному описывают с помощью термина «модернизация». Он предполагает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни, охватывающее все сферы общества.

Различают два типа модернизации – органическую и неорганическую. Первая подготавливается всем ходом предшествующей эволюции страны. Обычно она начинается с изменений в культуре и общественном сознании. Вторая является ответом на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемого с целью преодолеть отсталость и избежать иностранной зависимости. В России именно такую цель преследовали петровские реформы, индустриализация 30 -х годов XX века.

Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования зарубежных технологий, приглашения специалистов, обучения собственных граждан за рубежом, получения инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах.

Часто модернизация сочетает черты обоих типов с преобладанием элементов одного из них. В этой связи достаточно сложным и спорным является вопрос о том, к какому типу модернизации могут быть отнесены нынешние реформы в России и СНГ.

 

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Ролевая концепция личности.

Феномен личности изучается рядом гуманитарных наук и прежде всего философией, психологией и социологией. Философия рассматривает личность как субъект деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность как устойчивую целостность психических процессов и таких свойств, как характер, темперамент и способности. Социология изучает личность в плане еѐ взаимодействия с обществом.

Понятие «личность» следует отличать от близких по смыслу терминов «человек», «индивид», «индивидуальность». Понятие

«человек» используется для характеристики высшей ступени в развитии живых организмов на земле, субъекта культурной жизни. Индивид – это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Понятие «личность» вводится для выражения надприродной, социальной сущности человека и индивида.

Личность – основной элемент социальной системы. Между ними существует двусторонняя связь. С одной стороны, личность определяет тип системы, с другой – система социализирует личность и адаптирует еѐ к своему типу и функциям.

Люди авторитарного склада формируют жесткие системы. В таких системах от людей требуется быть «винтиками», т.е. выполнять предписанные правила и беспрекословно подчиняться руководителям.

Наоборот, личность демократического склада предпочитает формировать мягкую систему и подбирать соответствующий ей тип работников, способных участвовать в управлении и решении задач своей организации.


Личности, не соответствующие определенным социальным системам, отторгаются ими, т.е. увольняются, преследуются, переходят в оппозицию. В тоталитарном обществе лица с демократическим мышлением подвергались ограничениям, гонениям, высылке из страны.

Специальной социологической теорией личности является ролевая концепция, сформулированная американскими социологами Дж. Мидом, Р. Минтоном, позднее – Т. Парсонсом. В нашей стране эту концепцию активно разрабатывали И.С. Кон и В.А. Ядов.

Для анализа положения индивида в обществе и его функциональных возможностей ролевая концепция использует понятия «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус – это показатель положения, занимаемого человеком в группе или обществе. Каждый человек обычно принадлежит к различным социальным группам и потому обладает несколькими статусами. Он, например, является членом семьи как малой группы коллектива предприятия, той или иной общественной организации, спортивного клуба и т.д. В различных социальных группах он занимает разное положение – муж, отец, директор, баскетболист и т.д. Соответственно эти статусы дают ему определенные права и налагают обязанности. Совокупность всех статусов каждого человека называют статусным набором.

Статусы неравны. Обычно положение человека определяет главный статус, обусловленный прежде всего должностью (инженер, врач, учитель, профессор и т.д.). Социальный статус отражается во внешнем облике (одежде, речь, манеры) и во внутренней позиции (установки, ценностные мотивации и пр.).

Различаются статусы предписанные и приобретенные. Предписанный статус определяется этническим положением, полом, местом и датой рождения, семьей и т.д. Приобретенный (т.е . достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (учитель, писатель, врач, директор и т.д.).

В примитивный обществах статусы чаще всего являлись предписанными. Мужчина с рождения готовился стать охотником, рыболовом, воином. В современных обществах имеются гораздо большие возможности достижения тех или иных статусов.

Предписанные и достигаемые статусы могут взаимодействовать. Так, мужчине легче занять руководящий пост, чем женщине. В идеальном обществе большинство статусов должны быть достигаемыми благодаря талантам и способностям.

Кроме предписанных и приобретенных статусов существует множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, пациента, участника демонстрации, свидетеля, телезрителя и т.д. Права и обязанности носителей таких статусов обычно никак не регламентируются.


Социальная роль – это модель поведения, обусловленная статусом личности в системе общественных отношений. Ролевое поведение зависит от понимания человеком своих ролей и отношения к ним, от его личностных качеств. Не все родители заботятся о детях, не все солдаты храбры, налоговые инспекторы честны, врачи компетентны и т.д.

Параллельно с понятием «статусный набор» применяется и понятие «ролевой набор». Оно отражает все виды поведения, соответствующие данному статусу. Так, например, профессор вуза обычно выполняет роли преподавателя, исследователя, воспитателя, научного руководителя аспирантов.

Поскольку каждый индивид выполняет несколько ролей, не со всеми из них он идентифицирует себя в равной степени. С одни ми, личностно значимыми он отождествляет себя максимально (ролевая идентификация), с другими, второстепенными – минимально (дистанцирование от роли).

Возможны и ролевые конфликты – внутриличностные противоречия, возникающие из-за невозможности сочетать действия, необходимые для выполнения разных ролей. Например, требования работы или учебы могут входить в конфликт в конфликт с домашними обязанностями. Требования профессионального кодекса поведения не всегда совместимы с интересами администрации, отдельных лиц или групп.

Ролевой конфликт может привести к отказу от какой-то роли, вызвать стресс. В таких случаях необходима рационализация и гармонизация ролей.

 

Типология личности

Каждое общество формирует соответствующий ему социальный тип личности. Процесс этот сложен и многократно опосредован. В одних и тех же объективных условиях в результате разного субъективно-оценочного отношения к ним могут складываться разные типы личности.

В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. М. Вебер выделял типы личности, исходя из степени рациональности социального действия. Для К. Маркса отправной точкой типологии личности являлась ее формационная и классовая принадлежность. Известный философ Э. Фромм брал за основу типологии личности структуру характера большинства носителей одной и той же культуры.


В современной социологии широко распространена типология личности на основе ценностных ориентаций – традиционалисты, идеалисты, реалисты и гедонистические материалисты.

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. У них весьма слабо выражены такие качества, как стремление к самореализации, самостоятельность.

Идеалистам, наоборот, свойственны критическое отношение к традиционным нормам, независимость в суждениях и пренебрежение авторитетами, установка на саморазвитие.

Реалисты сочетают стремление к реализации с развитым чувством долга и ответственности, самодисциплиной и самоконтролем.

Гедонистические материалисты ориентированы на немедленное получение удовольствий и удовлетворение потребительских желаний.

В социологии применяется также типологизация, представленная модальным, базисным и идеальным типами личности. Модальный тип личности – это реально преобладающий в данном обществе. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям определенного этапа развития общества. Наконец, идеальный тип личности – это ориентир на будущее, как, например, всесторонне и гармонически развитая личность у К. Маркса.

В зависимости от характера взаимодействия личности и системы выделяют следующие социальные типы: общественно - индивидуальный, индивидуально-общественный, казарменный, эгоистический и конформистский.

Общественно-индивидуальный тип –это человек, соразмеряющий свои поступки с общественными нормами.

Индивидуально-общественный тип – это человек, приспосабливающий общественные нормы к своим возможностям и интересам.

Казарменный тип – человек, который может жить только в условиях социальной системы с жестким распорядком. Идеи казарменного строя характерны для утопического социализма и фашизма.

Эгоистический тип – это человек, для которого личные интересы превыше всего. Во имя их реализации он готов на все, включая нарушение правовых и моральных норм.


Наконец, конформистский тип личности – это соглашатель, стремящийся приспособиться ко всему и ко всем, делающий ставку на сильную сторону, легко меняющий свои ориентиры.

В любом обществе представлены все эти типы, но их количественное соотношение различно. Так, для западных обществ, особенно США, наиболее характерен индивидуально-общественный тип. В Северной Корее и на Кубе доминирует казарменный тип личности.

В СССР системой формировался и превалировал общественно - индивидуальный тип личности. Перестройка и реформы увеличили удельный вес индивидуально-общественного и эгоистического типов личности, особенно среди молодежи. Большая же часть населения сохранила свой прежний социальный тип или пополнила конформистский.

Существенный вклад в разработку типологии личности внесла и отечественная наука. Известный русский правовед Л. Тихомиров различал два типа личности по такому критерию, как уровень самостоятельности. По его мнению, государство, развивающееся на основе сильного психологического типа, имеет большие перспективы, чем государство, опирающееся на слабый психологический тип личности.

С таким подходом к человеческим типам перекликается концепция «пассионарности», предложенная нашим современником Л.Н. Гумилевым в книге «Ритмы Евразии». В соответствии с этой концепцией человеческие типы классифицируются с позиции их социальной активности.

Первый тип – это люди, которые располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Они работают для своего жизнеобеспечения.

Второй тип – это люди с избытком энергии. Ее больше, чем это необходимо для простого жизнеобеспечения. Поэтому такие люди стремятся к более высоким целям, нередко идеальным. Этот тип людей – «пассионарии».

К третьему типу относятся люди пассивные с недостаточной энергией. Они стремятся не к активной трудовой деятельности, а к жизни за счет других. По определению Л.Н. Гумилева, это –

«субпассионарии».

Соотношение этих трех типов в каждом этносе постоянно меняется. Такие перемены обуславливают пассионарность уже на уровне популяции.


Из вышеизложенного следует, что социальный тип личности отражает влияние общественной системы на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Общественная система стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма и расчетливости, отношения в сфере производства формируют тягу к кооперации.

Действует и механизм обратного влияния личностных качеств на возникновение общественных систем. М. Вебер в работе

«Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания под воздействием ценностей протестантизма (упорный труд, самодисциплина и самоограничение; приумножение денег без расточительства; личный успех как ключ к спасению) стимулировали развитие капитализма.

 

Социализация личности

Термин «социализация» был введен в научный оборот в конце Х1Х века американским социологом Ф.Гиддингсом и французским психологом Г.Тардом, которые обозначили им процесс развития социальной природы человека и формирования личности под воздействием социальной среды.

Социализация личности – это процесс освоения социальных ролей и культурных норм. Он протекает в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную, включающую в себя зрелый и пре

Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.