МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности»
СОСТАВИТЕЛЬ: Н.Г. Лашкова
ДАТА РАЗРАБОТКИ:___2012___________________
Санкт-Петербург2012г.
Вводная часть. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, виды и формы. Нормативное регулирование ВЭД.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество.
Термин "внешнеэкономическая деятельность" впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977 г., где было записано: "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности" с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто.
Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в ФЗ от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле", где записано: "Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)".
Понятие внешнеторговой деятельности (ВТД) было сформулировано в ФЗ от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" следующим образом: "Внешнеторговая деятельность – предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)".
Основные формы ВЭД:
1. Внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных товаров. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и ноу-хау, инжиниринговая продукция. Оказание услуг: большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов,
2. Научно-техническое и технико-экономическое сотрудничество. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получает, научное, техническое, экономическое сотрудничество (военно-техническое сотрудничество, научно-техническое, научно-производственное сотрудничество (производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, торговля лицензиями), инвестиционное сотрудничество, сотрудничество в валютно-финансово-кредитной сфере, лизинг, строительные и проектно-строительные услуги и др.).
В указанных законах выделены 5 объектов (элементов) ВЭД: товары, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности. Их вполне можно считать также объектами коммерческой деятельности на внутреннем рынке страны.
Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД – хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.
В последние годы часто упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Вместе с тем ВЭД осуществляется и на макроуровне в масштабах всего государства, отдельных регионов и субъектов РФ. Вполне правомерно упомянуть такие уровни ВЭД, как общегосударственный (федеральный), отраслевой, региональный, а также субъектов РФ и муниципальных образований.
Факторы развития ВЭД:
Экономические факторы
Политические взаимоотношения
Научно-техническое развитие страны
Особенности географического положения, природных и климатических условий
Ресурсные факторы
Выделим следующие характерные особенности ВЭД:
1) она является составной частью общеэкономической деятельности. Через каналы внешней торговли обеспечивается реализация на внешнем рынке производимой в стране экспортной продукции и за счет импорта более полно удовлетворяются внутренние потребности в разнообразных товарах производственного и потребительского назначения;
2) ВЭД тесно связана с внешнеполитической деятельностью и способна активно содействовать реализации внешней политики страны экономическими методами, в частности путем запродаж и закупок товаров, жизненно важных для экономики тех или иных зарубежных стран;
3) ВЭД в ипостаси коммерческой деятельности на внешнем рынке существенно отличается от подобной работы на внутреннем рынке.
Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Нормативно-правовой базой учета внешнеэкономической деятельности являются:
Гражданский кодекс РФ;
Налоговый кодекс РФ;
Таможенный кодекс РФ;
Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
Федеральный закон от 21 мая 1993года № 5003-I «О таможенном тарифе»;
Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №34н;
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 2н;
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участи в совместной деятельности (ПБУ 20/03), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 105н и др. ПБУ;
Положения и указания Центрального банка России.
На базе вышеуказанных законов органами исполнительной власти различного уровня – от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы, Минфина РФ, Федеральной налоговой службы РФ и других органов – формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение Внешнеэкономической деятельности.
2. Когда термин "внешнеэкономическая деятельность" впервые был законодательно закреплен?
3. Перечислите основные формы ВЭД
4. Какие факторы развития ВЭД вы знаете?
5. Какие правовые документы РФ направлены на регулирование внешнеэкономической деятельности?
Библиографический список:
1. «Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности», Учебное пособие Оводенко А.А., Фетисов В.А. СПб ГУАП. СПб., 2006г.
2. Бухгалтерский учет внешнеторговых операций. Шалашова Н.Т., «Финансовая газета», 2008г. – 48с.
3. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / Р.Г. Каспина, Л.А. Плотникова. – М. :Эксмо, 2010. – 432 с.
4. Бухгалтерский учет во внешнеэкономической деятельности. Астахов В.П. – 4-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 442с.
5. Бухгалтерский учет: Учебник / И.И. Бочкарева, В.А. Быков и др.; Под ред. Я.В. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 768
ЛЕКЦИЯ 1. Таможенные режимы, их состав и содержание.
Таможенная политика РФ, порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, а также различные средства проведения таможенной политики в жизнь формируют понятие «таможенное дело». Систему управления таможенным делом в РФ осуществляют Федеральная таможенная служба РФ, региональные таможенные управления и таможни.
Перемещаемые через таможенную границу РФ товары и транспортные средства в зависимости от целей их перемещения должны соответствовать определенным требованиям, устанавливаемым действующим законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Применение к ним соответствующих требований определяется конкретным таможенным режимом.
Таможенный режим во ВЭД рассматривается как таможенная процедура. В основе ее лежит перечень конкретных требований и условий, устанавливаемых в отношении товаров и транспортных средств, исходя из их статуса, целей перемещения, уплаты таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений.
Заявленный декларантом таможенный режим предусматривает, что перемещаемые товары и транспортные средства должны пройти таможенное оформление, называемое нередко как «таможенную очистку».
Таможенное оформление осуществляется таможенным органом и предусматривает совершение необходимых таможенных операций в объеме, предусмотренном Таможенным кодексом РФ для применения к товарам необходимых таможенных процедур с целью помещения товаров под соответствующий таможенный режим или для завершения действия этого режима, а также для исчисления и взимания таможенных платежей. С этой целью товар и (или) транспортные средства должны быть помещены в зону таможенного контроля, обеспечивающую проведение необходимых таможенных процедур в зависимости от их вида и категорий лиц, перемещающих эти товары и транспортные средства.
Как правило, зоной таможенного контроля является место нахождения таможенного органа. Однако это не исключает ситуации, когда по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции, являющиеся составной частью таможенного оформления, могут совершаться в других местах с разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного.
Декларант должен предъявить работнику таможни:
– контракт, подтверждающий его правомочия на осуществление соответствующей внешнеторговой операции;
– лицензию, а в определенных законодательством случаях и разрешение на квоту, объемы перемещаемых грузов, сертификаты и (или) другие документы, подтверждающие соблюдение определенных ограничений, установленных согласно законодательству РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами. Допускается в определенных случаях предоставление указанных документов после выпуска товаров;
– необходимую товаросопроводительную документацию.
Перечень ее зависит, прежде всего, от вида транспорта перевозимого груза. Причем в целях государственного регулирования ВЭД законодательством четко определено, что таможенным перевозчиком может быть как иностранное, так и российское лицо. В последнем случае для целей таможенного оформления таким перевозчиком признается юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков, при условии, что оно отвечает следующим требованиям:
– занимается перевозкой грузов в течение не менее двух лет;
– имеет лицензию на данный вид деятельности;
– располагает активами, обеспечивающими уплату таможенных платежей в размере 20 млн. рублей;
– имеет во владении на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или в аренде транспортные средства, используемые для перевозки товаров, в том числе транспортные средства для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
– заключило договор страхования риска своей гражданской ответственности в случае неисполнения обязательств, вытекающих из уставной деятельности. Причем страховая сумма не может быть менее 20 млн. рублей.
В стране функционирует 15 таможенных режимов. Кроме того, в отношении ряда товаров установлены так называемые «иные специальные таможенные режимы».
С принятием и вводом в действие Таможенного кодекса РФ, действующие таможенные режимы получили классификацию по следующим видам:
1. Основные таможенные режимы, в том числе:
а) выпуск для внутреннего потребления;
б) экспорт;
в) международный таможенный транзит.
2. Экономические таможенные режимы, в том числе:
а) переработка на таможенной территории;
б) переработка для внутреннего потребления;
в) переработка вне таможенной территории;
г) временный ввоз;
д) таможенный склад.
3. Завершающие таможенные режимы, из них:
а) реимпорт;
б) реэкспорт;
в) уничтожение;
г) отказ в пользу государства.
4. Специальные таможенные режимы, в том числе:
а) временный вывоз;
б) беспошлинная торговля;
в) перемещение припасов;
г) иные специальные режимы.
Основные таможенные режимы являются самыми распространенными.
Выпуск для внутреннего потребления – это импорт товаров. При помещении их под данный режим они не подлежат вывозу с таможенной территории РФ.
Экспорт – таможенный режим, содержание которого определяет нахождение товаров и транспортных средств в свободном обращении на таможенной территории РФ, которые вывозятся с нее без обязательства об обратном ввозе.
Международный таможенный транзит представляет собой таможенный режим, при котором товары, ввезенные на таможенную территорию РФ под таможенным контролем, в дальнейшем перемещаются до нее и вывозятся с данной территории при соблюдении определенных условий перемещения.
Экономические таможенные режимы имеют свою специфику. Их применение связано с соблюдением как определенного срока, наличия условий, дающих основание помещения товаров под соответствующий таможенный режим, замены их другими аналогичными товарами, так и возможности полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и других налогов.
Когда применяется таможенный режим переработка на таможенной территории, срок переработки товаров устанавливается в пределах не свыше двух лет. В этот срок включается не только продолжительность процесса переработки товаров, но и время, необходимое для распоряжения продуктами переработки. Указанный срок переработки товаров распространяется и на таможенные режимы переработка вне таможенной территории и временный ввоз.
Товары, помещаемые под таможенный режим таможенный склад, могут находиться там в течение трех лет. Условием помещения товаров под таможенный режим переработка на таможенной территории является разрешение таможенного органа при наличии у него основания, подтверждающего, что продукт переработки декларант вывезет с таможенной территории РФ в установленный выше срок.
В мировой практике, данный таможенный режим рассматривается как толлинговые операции, включающие переработку ввозимых товаров на таможенной территории РФ и последующий их вывоз с данной территории.
Для оформления указанной выше операции заявитель режима обращается в таможню, которая выдала ему разрешение на переработку, с заявлением. В нем указывается лицо, принимающее разрешение на переработку.
Полученное решение на передачу разрешения на переработку другому российскому лицу может быть оформлено непосредственно в самой грузовой таможенной декларации. В таком случае работник таможни в графе «Д» третьего и четвертого экземпляра данной декларации должен сделать запись следующего содержания: «Разрешение передано ____ в соответствии с разрешением ____ таможни» и ставит подпись, оттиск личной номерной печати и дату.
Заявитель данного экономического таможенного режима в срок, согласованный с таможенным органом, но не реже одного раза в три месяца обязан представить в указанный таможенный орган отчет о соблюдении требований и условий данного режима.
После проставления работником таможни на ГТД о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории штампа «Выпуск разрешаю» третий и четвертый экземпляры ГТД рассматриваются как разрешение на переработку товаров на таможенной территории РФ.
Разрешение по установленной выше форме выдается на основании заявления и приложенных к нему документов. Данное заявление может быть подано заинтересованным лицом до или после ввоза товаров на таможенную территорию РФ. При ввозе товаров в качестве заявления заинтересованным лицом может быть представлена таможенная декларация.
Условием для применения таможенной декларации является одновременное декларирование и предъявление товаров при ввозе и последующем вывозе продуктов их переработки одному и тому же органу. Важно при этом, чтобы таможенная стоимость товаров, помещаемых под рассматриваемый таможенный режим, не превышала 500 тыс. руб., а целью их помещения был их ремонт.
Много общего с ранее рассмотренным режимом имеет экономический таможенный режим переработка для внутреннего потребления. Имеют место общие подходы в способах идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки и т.д.
Новым в применении таможенного режима переработка для внутреннего потребления является наличие следующих условий:
1. Продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
2. Суммы таможенных пошлин, которые декларант должен уплатить за продукты переработки, ниже тех, которые подлежали бы уплате на день помещения товаров под этот режим при выпуске товаров для свободного внутреннего потребления.
Срок переработки товаров для внутреннего потребления не должен превышать одного года.
Таможенный режим переработка, вне таможенной территории достаточно специфичный таможенный режим в составе экономических таможенных режимов. Специфичность проявляется в том, что товары, как правило, должны быть российского происхождения и иметь статус находящихся в свободном обращении. Во всех других случаях, когда они могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки, соблюдение такого требования является одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории.
Таможенный режим временный ввоз – единственный из экономических таможенных режимов, при применении которого возможно помимо полного условного и частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии предоставления обязательства об обратном вывозе таких товаров заинтересованным лицом.
Таможенный режим таможенный склад по своей сущности предусматривает помещение ввезенных на таможенную территорию РФ или предстоящих к вывозу с нее товаров, которые хранятся на таможенном складе в пределах установленного срока под таможенным контролем, но не более трех лет. Не следует смешивать понятия «таможенный склад» и «склад временного хранения».
В обоих случаях владельцами складов могут быть как российские юридические лица, включенные в Реестр владельцев складов временного хранения или Реестр владельцев таможенных складов, так и без включения в них. С учетом этого те и другие могут быть складами закрытого и открытого типа.
Если склады являются закрытого типа, то сохраняются одинаковые условия включения их владельцев в Реестр владельцев складов временного хранения и Реестр владельцев таможенных складов. Таковыми условиями являются:
– владение на правах собственности, хозяйственного ведения или в аренде складскими помещениями или открытыми площадками и отвечающие установленным требованиям в соответствии с их целевым назначением;
– обеспечение уплаты таможенных платежей в размере не менее 2,5 млн. рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 м2 полезной площади, когда в качестве вклада используется открытая площадка. Если для указанных целей используется помещение владельцев складов открытого типа, ставка обеспечения уплаты таможенных платежей устанавливается из расчета не менее 300 рублей за 1 м3 полезного объема такого помещения.
– наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, обеспечивающего возмещение вреда товарам других лиц, находящимся на хранении в указанных складских помещениях. Сумма страхового возмещения по каждому страховому случаю установлена из расчета 3500 руб. за 1 м2 полезной площади при использовании складской площадки в качестве таможенного склада независимо от вида владельца. Альтернативным вариантом при возмещении вреда лицам, чьим имущественным интересам причинен страховой случай, предусмотрена уплата страховщиком страховой суммы в размере 1000 рублей за 1 м3 полезного объема, когда в качестве таможенного склада используется помещение.
Сходство имеет место и по другим позициям. Однако есть и различия. Прежде всего, срок временного хранения товаров составляет два месяца.
Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с данной территории. При невозможности осуществления данной процедуры они подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места. Важно, чтобы они являлись зоной таможенного контроля. По таким товарам предельный срок их временного хранения установлен трое суток, если в отношении отдельных товаров действующим законодательством не установлен иной срок.
Товары же, помещенные на таможенный склад независимо от его типа, могут храниться в нем в течение трех лет. При ограниченном сроке годности и (или) реализации товаров, последние должны быть заявлены к помещению под иной таможенный режим и вывезены с таможенного склада как открытого, так и закрытого типа. Эта процедура должна быть выполнена не позднее, чем за 180 дней до истечения указанного выше ограниченного срока. Исключением из данного правила является то, что этот срок может быть сокращен в отношении скоропортящихся товаров.
При приемке товара устанавливается его фактическое состояние и соответствие данным сопроводительных документов. При установлении расхождения по количеству, весу, повреждения составляется акт за подписью работника таможенного склада и представителя, помещающего товар под заявленный таможенный режим таможенного склада.
По итогам приемки товара работник таможенного склада оформляет складскую квитанцию в трех экземплярах с указанием в ней срока хранения. Складская квитанция, а в отдельных случаях и добавочный лист к ней выписываются на каждую грузовую таможенную декларацию и являются бланком строгой отчетности. Поэтому складская квитанция должна быть зарегистрирована в отдельном учетном регистре – Журнале учета складских квитанции.
Иностранные товары, ранее помещенные под другие таможенные режимы, но позже переоформленные под таможенный режим таможенный склад для целей вывоза с таможенной территории РФ, подлежат освобождению от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или их возвратом.
В отношении российских товаров при этих же условиях действуют те же правила. Единственным отличием является то, что в отношении российских товаров, по которым не осуществлен фактический их вывоз за пределы таможенной территории РФ, четко оговорен срок их вывоза – шесть месяцев с даты помещения на таможенный склад.
При перевозке товаров железнодорожным транспортом по запросу железной дороги таможенный орган может разрешить временное хранение товаров в транспортных средствах на железнодорожных путях в местах, не являющихся складами временного хранения. Допускается временное хранение на складе получателя товаров при применении к нему специальных упрощенных процедур.
Завершающие таможенные режимы – это специфические таможенные режимы. Специфика их состоит в том, что некоторые из них (реимпорт, реэкспорт) ранее уже проходили таможенное оформление; другие (уничтожение, отказ в пользу государства) отнесены к таковым по той причине, что не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом или безвозмездно переданы в федеральную собственность.
Действие таможенного режима реимпорт распространяется на товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, находившиеся в ней в свободном обращении, или были продуктами переработки иностранных товаров.. Непременным условием помещения товаров под режим реимпорта является также нахождение их в том же состояний, что и на дату вывоза, с корректировкой на естественный износ или естественную убыль.
В таможенном режиме реэкспорта товары, ранее ввезенные в Россию, вывозятся из нее без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним каких-либо запретительных или ограничительных мер.
Основанием помещения иностранных товаров под таможенный режим реэкспорта являются:
1. Конкретные наименования товаров согласно российскому законодательству запрещены к ввозу на таможенную территорию РФ и потому подлежат немедленному вывозу с нее.
2. Ввезенные товары имеют дефекты или не соответствуют условиям контракта по количеству, качеству и другим признакам.
3. Вывозятся в течение шести месяцев.
4. Могут быть идентифицированы таможенными органами.
Условием помещения товаров под таможенный режим уничтожение являются обстоятельства, когда товары, подвергнутые данной процедуре, не могут быть восстановлены из-за экономической нецелесообразности. Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения иностранных товаров, подлежат декларированию с уплатой таможенных пошлин и налогов.
Таможенный режим отказ в пользу государства в своей основе предусматривает безвозмездную передачу товаров в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним запретов и ограничений государственного характера.
Специальные таможенные режимы предусматривают перечень как четко обозначенных таможенных режимов (временный вывоз, беспошлинную торговлю, перемещение припасов), так и иные специальные режимы.
Таможенный режим временный вывоз распространяться, например, на экспонаты российских музеев, временно вывозимые в другие государства для целей демонстрации. Поэтому при помещении их под этот режим они не подлежат уплате вывозных таможенных пошлин.
Таможенный режим беспошлинная торговля распространяется на физических лиц, которые в розницу приобретают иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары в соответствующих магазинах, находящихся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и выезжающих за пределы ее таможенной территории. Специфика применения данного режима состоят в том, что физические лица при покупке товаров в этих местах освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Таможенный режим перемещение припасов – один из самых новых таможенных режимов, введенных в последние 3 года.
Данный таможенный режим распространяется на товары:
– предназначенные для использования в целях платной; международной перевозки пассажиров любым видом транспорта;
– используемые для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров;
– предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам, которые пересекают таможенную границу водным или воздушным путем.
Независимо от содержания таможенных режимов груз на таможне должен пройти таможенное оформление и соответствующий таможенный контроль.
В этой связи регистрация перемещаемого товара предусматривает уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы, доставке товаров и документов на них в конкретное место, которое указывает таможенный орган, временное хранение товаров.
Товары, перемещаемые через таможенную территорию РФ, должны пройти не только таможенное оформление, но и подвергнуты таможенному контролю в таможенном органе по месту нахождения заинтересованного лица, перемещающего эти товары. С этой целью такое лицо должно стать на учет в таможенном органе.
Таможенным Кодексом предусматривается применение таможенными органами специальных упрощенных процедур, направленных на ускорение таможенного оформления.
Обособленное место в составе специальных таможенных режимов занимают иные специальные режимы.
Такой подход обусловлен тем, что в данном таможенном режиме четко обозначен перечень товаров, которые перемещаются через таможенную границу РФ:
– товары, вывозимые с таможенной территории РФ в целях обеспечения функционирования официальных представительств РФ за рубежом;
– товары, перемещаемые между воинскими частями как внутри страны, так и за рубежом;
– товары, вывозимые за таможенную территорию РФ с целью устранения последствий чрезвычайных ситуаций в других государствах;
– товары, вывозимые в государства – бывшие республики СССР для обеспечения функционирования учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности РФ или ее субъектов;
– российские товары, перемещаемые таможенными органами через территорию иностранного государства.
Ко всем указанным товарам, представленным в иных специальных режимах, применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. К ним не применяются запреты и ограничения экономического характера.
По итогам таможенного контроля в грузовой таможенной декларации в графах Д «Таможенный контроль и «С» (добавочного листа) проставляются отметки, в том числе путем проставления штампов, о принятом решении таможенного органа, например, «Выпуск разрешен».
Проставление времени окончания таможенного оформления в ГТД нормативными документами Федеральной таможенной службы РФ не предусмотрено. Как известно, в соответствии с таможенным законодательством данное время не должно превышать трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации.
1.4. Базисные условия поставки товаров
Формирование цены при осуществлении экспортно-импортных операций имеет важное значение, поскольку оказывает влияние не только на размер финансовых результатов этих операций, но и на экономическую эффективность внутреннего производства тех или иных товаров.
При определении контрактной цены следует исходить из того, что в международной торговле используется комплекс цен в зависимости от различных особенностей купли-продажи товаров. Она устанавливается в денежных единицах валют соответствующих стран.
Во внешней торговле применяются следующие виды цен:
базисная – устанавливается на товар, имеющий заранее обусловленный стандарт качества;
фактурная – определяемая условиями поставки, четко сформулированными в контракте;
мировая – по сырьевым товарам определяется уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, по другим – ценами международных бирж или аукционов; по готовым изделиям – ценами товаров ведущих фирм мира;
монопольная – размер ее в зависимости от конъюнктуры рынка может быть выше или ниже цены производства;
номинальная – публикуемая в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках; чаще всего такая цена является ориентиром при заключении контракта;
оптовая – устанавливается на товар, поставляемый крупными партиями предприятиям;
справочная – обычно отражает уровень фактически заключенных сделок за какой-то короткий отрезок времени (неделя, месяц). Когда поставки товара осуществляются крупными партиями, к справочной цене применяют скидки, что является важным инструментом, используемым в системе цен при заключении контрактов. Она может устанавливаться на количество изделий в заказанной партии или на серийность в случае продажи изделий индивидуального и мелкосерийного производства.
Различают несколько видов скидок: дилерские, бонусные, специальные и некоторые другие. Их размер по отношению к отпускной цене может колебаться в больших интервалах, что обусловливается условиями заключаемых сделок.
На размер контрактной цены большое влияние оказывает так называемый базис поставки, определяемый в контракте: какие расходы при реализации товара берет на себя грузоотправитель, а какие – грузополучатель. В основу базиса поставки положено соответствующее условие – франко, обозначающее, что на определенной стадии продвижения товара к покупателю последний освобождается от расходов по транспортировке или погрузке (выгрузке) товара, так как они оплачиваются поставщиком в связи с включением их в стоимость реализуемого товара.
Виды таможенных платежей
Таможенные платежи есть налоги федерального уровня.
Значение этих налогов в формировании доходной части государственного бюджета страны велико.
Состав таможенных платежей включает:
– таможенные пошлины, уплачиваемые заинтересованным лицом при экспорте и (или) импорте товаров (работ, услуг);
– налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров;
– акциз, взимаемый при ввозе соответствующих товаров на таможенную территорию РФ;
– таможенные сборы.
Таможенные пошлины представлены в таможенном тарифе в виде свода ставок.
Обязанность по уплате таможенных пошлин и других налогов по импортным операциям возникает у декларанта и иных лиц, на которых возложена обязанность их уплаты, с даты пересечения таможенной границы РФ, а по экспортным операциям – с даты подачи таможенной декларации или совершения действий, напрямую связанными с этими операциями.
В качестве такого участника выступает декларант – лицо, перемещающее товар через таможенную территорию РФ под соответствующим таможенным режимом, в том числе его представитель (таможенный брокер).
Признание данной нормы в учете рассматривается как формирование обязательств участника внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами по уплате таможенных платежей.
Относительно перемещаемых товаров таможенные пошлины бывают ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.
Ввозные (импортные) пошлины в основе своей рассматриваются как меры экономической политики государства, поскольку направлены на защиту отечественных товаропроизводителей путем введения дифференцированных ставок относительно отдельных наименований на импортируемые товары. Они являются одним из источников пополнения доходной части федерального бюджета. Размер их дифференцирован в зависимости от наименования импортируемого товара.
Вывозные, или экспортные, пошлины применяются к товарам отечественного производства, экспортируемым в другие страны. Как правило, они распространяются на минеральное сырье и продукты его переработки. Их применение также направлено на защиту экономической безопасности страны, пополнение ее валютных резервов.
Более широкий перечень таможенных пошлин установлен по следующему признаку – в зависимости от страны происхождения товара (ее торгово-политического статуса).
В частности, по данному признаку предусмотрены базовые таможенные пошлины. Размер их устанавливается Правительством РФ. По отношению к странам, не пользующимся в РФ режимом наиболее благоприятству-емой нации, размер базовых таможенных пошлин выше. В таком случае они называются максимальными, а пользующихся таким режимом – ниже.
Антидемпинговые таможенные пошлины применяются
Дата: 2016-09-30, просмотров: 239.