Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одного раздела к другому, от подраздела к подразделу, а внутри - от вопроса к вопросу.
Титульный лист (прил. 4) и задание на выпускную квалификационную работу (прил. 5) являются первыми двумя страницами дипломного проекта. На титульный лист вписываются фамилии исполнителя, руководителя, консультантов.
В задании на выпускную квалификационную работу отмечаются исходные данные, основная задача, индивидуальные задания по отдельным темам, план-график выполнения отдельных разделов.
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов, выводы, список использованной литературы, приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломного проекта.
Реферат должен содержать:
сведения об объёме дипломного проекта, количество иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников; перечень ключевых слов;
-текст реферата, который должен отражать объект исследования, цель работы, методы исследования, полученные результаты и их новизну, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР, область применения.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования проекта. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т. е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обоснованно отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав выпускной квалификационной работы и привести перечень использованных материалов.
В обзоре литературы даётся объективный анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемому вопросу. В результате анализа литературных источников студент должен дать чёткое представление о том, какие данные имеются, что осталось неизученным, вызывает сомнение, указываются противоречивые данные. По специальности 120302 студентами может использоваться следующая литература:
учебники, учебные пособия, опубликованные лекции, методические указания и др.;
статьи в сборниках научных трудов, монографии;
книги и брошюры по землеустройству, земельному кадастру, кадастру объектов недвижимости, мониторингу земель, ландшафтоведению, земельному, гражданскому и экологическому праву и т.д.;
журналы по землеустроительной и кадастровой тематике;
научные отчеты.
Поиск литературных источников и их критический анализ являются необходимыми элементами при написании дипломного проекта. В процессе изучения отобранных по теме литературных источников необходимо учитывать их хронологическую последовательность.
В обзоре литературы не следует увлекаться описанием общих вопросов из учебников, а также вопросов, не касающихся темы. Раздел должен завершаться заключением или краткими выводами. Общий его объем — 14-18 страниц.
Традиционно в первом разделе проводится подробный анализ предмета и объекта исследования, описываются его основные характеристики.
Второй-четвертый разделы - это разделы, где проводятся доказательства ранее выдвинутых положений, и строится аргументация, приводятся расчеты, формулируются выводы и предложения. Изложение материала по проблеме выпускной квалификационной работы должно быть конкретным и, прежде всего, опираться на результаты производственной практики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в выпускной квалификационной работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы. Определённый интерес представит сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.
Отдельные положения выпускной квалификационной работы должны быть студентом-выпускником иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к выпускной квалификационной работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей. Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, её следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому приводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.
Раздел «Экологическая безопасность проекта» включает рассмотрение состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия производственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. «Экологическая безопасность проекта»представляет собой систему реальных мер по предотвращению и ликвидации последствий особо вредных воздействий на окружающую среду. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь обязательную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды»).
Реализация результатов дипломной работы выпускников должна обеспечивать необходимый уровень экологической безопасности. Раздел «Экологическая безопасность проекта» ВКР состоит из трех основных подразделов:
1. Нормативно-правовое обоснование обеспечения экологической безопасности.
2. Воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
3. Меры по снижению отрицательного воздействия антропогенных факторов и обеспечению благоприятного состояния окружающей среды.
Все подразделы должны быть логически взаимосвязаны.
Раздел «Экологическая безопасность проекта» выполняется при помощи консультанта кафедры, структура и содержание раздела конкретизируются под его руководством согласно теме дипломной работы. Раздел должен быть выполнен не позднее, чем за неделю до предварительной защиты ВКР.
Во время защиты ВКР выпускник должен быть готов ответить на любой вопрос по экологической безопасности согласно теме работы, поэтому перед защитой необходимо уделить особое внимание теоретической подготовке.
Список рекомендуемой литературы к выполнению раздела «Экологическая безопасность проекта»:
1. Агроэкология IВ А. Черников [и др.]. - М.: Колос, 2000. - 536 с.
2. Водный кодекс Российской Федерации. - М.: Ось-89,2002. - 96 с.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г.
№60-ФЗ.-М., 2005.
4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учебник /
Б.В. Ерофеев. - М.: Профобразование, 2002. - 720 с.
5. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: Велби, 2003. - 36 с.
6. Конституция Российской Федерации. - М.: Рольф, 2003. - 64 с.
7. Лесной кодекс Российской Федерации- М.: Проспект, 2007 - 64 с.
8.Лопырев М.И. Защита земель от эрозии и охрана природы /
М.И. Лопырев, Е.И. Рябов. - М.: Агропромиздат, 1989. - С. 167-190.
9. Ю.Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении / Д.С. Орлов, Л.К Садовникова, И.Н. Лозановская. - М.: Высшая школа, 2002. - 334 с.
10. Приказ Минприроды РФ от 20 декабря 1995 г. № 521 «Об утверждении Правил охраны окружающей природной среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при их применении, хранении и транспортировке».
11.П.Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. - М.: Статистика и финансы, 1999. - 720 с.
12. И.Степановских А.С. Охрана окружающей среды / А.С. Степановских. - М.: ЮНИТИ, 2000. - С. 309-327.
13. Степановских А.С. Прикладная экология / А.С. Степанов-ских. - М.: ЮНИТИ, 2003. - С. 418-441.
14. Федеральный закон «О безопасности» от 05 03 95 № 2446-1 -
М.,2002.-20с.
15. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 №5-ФЗ (с изм. и доп. от 15.01.03). - М., 2004. - 24 с.
16. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97. № 116 - ФЗ. - М., 2002. -14 с.
17. Федеральный закон «О государственном регулировании
обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»
от 16.07.98. № 101-ФЗ. -М, 2000. - 12 с.
18. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ (с изм. и доп. от 22.08.04). - М., 2005. - 20 с.
19. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». - М.: ИНФРА-М,2002.-51 с.
19. Федеральный закон «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. - М., 2005.
20. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174. - М., 2005..
Целью выполнения раздела «Безопасность жизнедеятельности» в выпускной квалификационной работе является систематизация и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также формирование у будущих специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. В условиях становления рыночной экономики проблемы безопасности жизнедеятельности становятся одними из самых острых социальных проблем. Связано это с травматизмом и профессиональными заболеваниями, приводящими в ряде случаев к летальным исходам, притом, что более половины предприятий промышленности и сельского хозяйства относятся к классу максимального профессионального риска.
Наличие раздела «Безопасность жизнедеятельности» во всех выпускных квалификационных работах студентов, завершающих обучение по основным образовательным программам высшего профессионального образования, регламентировано Министерством образования РФ.
Для успешного выполнения задания по «Безопасности жизнедеятельности» кафедра БЖД обеспечивает студентов преподавателем-консультантом и устанавливает дни консультаций. Консультации по выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности» и его экспертиза проводится для каждого студента индивидуально, по просьбе выпускающей кафедры могут быть проведены групповые консультации.
Выполненное задание по разделу «Безопасность жизнедеятельности» предоставляется преподавателю-консультанту по БЖД для просмотра и утверждения в соответствии с графиком выполнения работы, но не позднее, чем за 10 дней до предварительной защиты ВКР
Примерная структура раздела «Безопасность жизнедеятельности» ВКР состоит из трех подразделов, соответствующих заданию:
1. Анализ существующей нормативно-правовой базы в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности регламентирующей работы связанной с темой ВКР.
2. Организация работы, контроль за состоянием охраны труда и создание безопасных условий труда.
3. Прогнозирование и описание возможных чрезвычайных ситуации связанных с выполнением работ по теме ВКР и определение мер их ликвидации.
Структура раздела конкретизируется в зависимости от темы ВКР и места прохождения производственной практики с помощью преподавателя-консультанта кафедры безопасности жизнедеятельности.
Список рекомендуемой литературы к выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности:
1. Безопасность жизнедеятельности /под ред. Л.В. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 431 с.
2. «Гигиенические критерии оценки опасности и вредности производственных факторов тяжести и напряженности трудового процесса. Рекомендации» Р 2.2.2006-05.
3. Закон о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. - М.: ЭКСМО, 2002. – 78 с.
4. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве / Б.И. Зотов, В.И. Курдюмов. – М.: Колос, 2003 – 424 с.
5. Королева Н.А. Правовые основы безопасности жизнедеятельности: Метод. рекомендации / Н.А. Королева, Т.М. Николаенко, А.М. Тетерева. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. – 78 с.
6. Королева Н.А. Обучение охране труда: метод. указания. На правах рукописи / Н.А. Королева. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2000. – 10 с.
7. Королева Н.А. Организация службы охрана труда на предприятиях, в организациях и учреждениях: Метод. указания. На правах рукописи / Н.А. Королева. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2000. – 12 с.
8. Королева Н.А. методические указания к выполнению раздела «Безопасности жизнедеятельности» в выпускных квалификационных работах (для выпускающих кафедр специальности –120101, 120301, 120302, 120303, 120300): Метод. указания / Н.А. Королева, С.А. Беляков, Т.М. Николаенко. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2007. – 12 с.
9. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / А.И. Лобачев. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 360с.
10. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / В.Ю. Микрюков. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 560с.
11. Постник М.И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях / М.И. Постник. - Минск «Высшая школа», 2003. – 399 с.
12. Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах (ПТБ-88).-М.: Недра, 1991. – 303 с..
13. Практикум по безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Г.И. Лежнев, В.Л. Остроумов, Б.А. Ильясов, Е.А. Степанова. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005. – 124с.
14. Прокофьев Ф.И. Охрана труда в геодезии и картографии / Ф.И. Прокофьев. – М.: Недра, 1987. – 310 с.
15. Свечников Л.Н., Мыльников С.А. Безопасность труда в камеральном топографо-геодезическом производстве: справ. пособие / Л.Н. Свечников, С.А. Мыльников. - М.: Недра, 1989. - 264 с.
16. Трудовой кодекс РФ.- М.: ЭКСМО, 2006. – 190 с.
17. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве / В.С. Шкрабак, А.В. Луковников, А.К. Тургиев. – М.: Колос, 2004. – 512 с.
Заключение (или выводы и предложения)
В заключении даются выводы и предложения. Заключение должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию земельных отношений, землеустройства и кадастров, указание дальнейших перспектив работы над проблемой.
Допустимы нумерации сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам федеральной власти, органам местного самоуправления, организациям, предприятиям либо их подразделениям.
Каждая рекомендация, сделанная в выпускной квалифицированной работе, должна быть обоснованна с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе.
Список использованной литературы составляется в строго приоритетном порядке, начиная с нормативных правовых актов федерального уровня, регионального уровня, индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д.
В приложении могут содержаться копии собранных документов, статистические данные, на основе которых выполнена та или иная выпускная квалификационная работа; графики, таблицы, диаграммы, другие документы.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.