Выбор лабораторных работ по шифру специальности и форме обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛОГИСТИКА

Методические указания

по выполнению лабораторных работ

для студентов специальностей 190701.65 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном транспорте)», 190702.65 «Организация и безопасность дорожного движения», 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (транспорте)» всех форм обучения

 

Хабаровск

Издательство ТОГУ


УДК 656.073 (072)

 

 

Логистика : методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов специальностей 190701.65 «Организация перевозок и управление на транспорте», 190702.65 «Организация дорожного движения», 080502.65 «Экономика и управление на транспорте» всех форм обучения / сост. В.И. Данилов, И.Ф. Жевтун, Жевтун Д.А. – Хабаровск Изд-во Тихоокенского. гос. ун-та, 2008. - 40 с.

 

Методические указания составлены на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта». Включают общие методические рекомендации, лабораторный практикум с порядком выполнения, рекомендуемую литературу для выполнения.

 

Печатается в соответствии с решениями кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» и методического совета института Транспорта и энергетики.

 

© Тихоокеанский государственный университет, 2008


Общие МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Методические указания содержат 12 лабораторных работ, предусмотренных рабочей программой по изучаемой дисциплине. Каждая лабораторная работа содержит порядок ее выполнения, а также варианты заданий, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Выбор лабораторных работ по шифру специальности и форме обучения

Специальность
Дневной формы обучения Заочной формы обучения
190701.65 080502.65 190702.65 190701.65 080502.65 190702.65
1-12 1-3 1-3 1-10 1-10 1-10
  5-8      
  9-12      
Вариант задания соответствует порядковому номеру фамилии студента в журнале преподавателя Вариант задания выбирается по последней цифре номера зачетной книжки студента

 

Отчет по лабораторной работе выполняется в ученической тетради.

 

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторная работа № 1

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ И ОПТИМИЗАЦИЕЙ ПАРТИОННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

 

В логистической системе при закупке продукции возникает задача минимизации суммарной комбинации различных элементов затрат, связанных с продвижением и хранением запасов продукции.

Во всех отраслях народного хозяйства ущерб экономике приносят избыточные и недостаточные запасы продукции. Совокупность правил для принятия решения называется стратегией управления запасами. Стратегия, минимизирующая общие затраты, считается оптимальной. Задачи решаются теорией оптимального управления запасами.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Сформировать исходные параметры для выполнения расчетов (варианты индивидуальных заданий представлены в табл. 1). Исходные параметры для индивидуального задания записать в табл. 2.

2. Установить зависимость издержек на управление запасами при выполнении одного заказа перевозки новой партии груза от величины массы завозимого товара. Эту зависимость записать в табл. 3.

3. Рассчитать издержки на перевозку грузов за весь планируемый период времени по формуле (3).

,(1)

где Ргод – потребность в продукте за весь планируемый период времени работы предприятия (табл. 1); С3 – издержки на выполнение доставки одного заказа новой партии груза, р. (табл. 3); q - размер партии доставляемого груза, т.

Таблица 1

Варианты заданий к работе

Номера вариантов Значения показателей по вариантам
Ргод, т Схр.п, р. Цт, р. lq, км Vq, км/ч
2 300 2 000 2 200
4 000 2 500 1 500
4 700 3 000 6 000
6 000 5 000 3 900
6 500 4 000 4 000
2 800 2 500 1 900
1 200 1 000 5 800
3 200 2 000 2 000
8 200 5 000 4 700
3 700 2 500 1 600
1 700 1 000 5 000
4 000 3 000 5 700
5 500 4 000 4 400
7 000 5 000 4 300
1 400 1 000 5 400
2 700 2 000 2 000
3 400 2 500 1 700
1 300 1 000 5 600
3 100 2 500 1 800
5 100 4 000 4 600
6 300 5 000 4 100
5 900 4 000 4 200
3 800 3 000 5 600
2 900 2 000 1 900
4 700 4 000 4 800
2 500 2 000 2 100
7 500 5 000 4 500
1 500 1 000 5 200
3 400 3 000 5 500
4 500 3 000 5 800

Таблица 2

Исходные параметры (вариант…)

Наименование параметров Значение параметров
Потребность в продукте на весь планируемый период времени работы предприятия (год), т  
Расходы на хранение единицы товара за год, р.  
Цена одной тонны товара, р.  
Расстояние доставки грузов, км  
Существующая (базовая) скорость доставки грузов, км/ч  

 

Таблица 3

Издержки управления запасами (вариант…)

Наименование параметров Значение параметров по расчетным точкам
Размер партии доставляемого груза, т
Издержки выполнения за доставку одного заказа новой партии грузов, р.
Издержки на перевозку за весь период времени (год), р..            
Издержки на хранение запасов за год, р..            
Суммарные издержки управления запасами, р.            

 

4. Рассчитать издержки на хранение запасов за планируемый период времени предприятия по формуле

,(2)

где Схр.п – расходы на хранение единицы товара за планируемый период времени (табл. 1), р.

5. Определить суммарные издержки управления запасами за этот период времени работы предприятия по формуле

Sд.3 = S3 + Sхр ,(3)

Результаты расчетов по п.п. 3 - 5 свести в табл. 3.

6. Построить зависимость результатов расчета по п.п. 3 - 5 в функции размера партии доставляемого груза (рис. 1).

Рис. 1. Издержки управления запасами:

1 –на хранение; 2 – на перевозку; 3 – суммарные

 

7. По графической зависимости управления запасами определить оптимальную величину партии груза, при которой суммарные издержки управления являются минимальными.

8. Величину оптимального размера партии груза, полученную графо-аналитическим методом, проверить теоретически по уравнению

,(4)

9. С учетом оптимальной величины веса партии товара определить интервал времени между очередными доставками грузов по формуле

,(5)

где Т – время работы производства с товарами за планируемый период, ч.

Время работы предприятия с товарами следует рассчитывать применительно к конкретному производству с учетом или без учета выходных и праздничных дней в году; с одно-, двух- либо трехсменной работы в сутки.

10. Рассчитать сумму высвобождаемых средств за планируемый период работы от повышения скорости доставки грузовой массы по уравнению (3).

,(6)

где ∆Сгм – сумма высвобождаемых средств, р.; Цт – цена одной тонны груза, р.; lq – расстояние доставки груза, км; Vq – существующая (базовая) скорость доставки груза, км/ч; V’q – повышенная скорость доставки груза, км/ч.

Базовая скорость доставки грузов приведена в табл. 1. Повышенные скорости доставки грузов принимать с увеличением через каждые 10 - 50 %. Результаты расчетов представить в табличной форме. Построить график зависимости суммы высвобождаемых средств от функции скорости доставки.

11. Сделать вывод.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы цели и задачи логистики?

2. Что изучает дисциплина «логистика»?

3. Назовите основные тенденции развития логистики.

4. Перечислите и охарактеризуйте концепции системного подхода для достижения логистических целей.

5. В чем отличие логистических цепей от логистических операций (звеньев)?

6. Что понимается под скоростью доставки груза?

7. Приведите факторы, влияющие на скорость доставки груза.

 

 

Лабораторная работа № 2

Варианты № 1 - 5

В месяц – 22 раб. дня, в год – 264 раб. дня

Месяц Сn, ед. Ссут., ед.   Месяц Сn, ед. Ссут., ед.
 
 
 
 

Окончание табл. 1

Месяц Сn, ед. Ссут., ед.   Месяц Сn, ед. Ссут., ед.
 
 

Всего 1 980 ед.

Таблица 2

Варианты № 6 - 10

В месяц – 22 раб. дня, в год – 264 раб. дня

Месяц Сn, ед. Ссут., ед.   Месяц Сn, ед. Ссут., ед.
 
 
 
 
 
 

Всего 1 716 ед.

Таблица 3

Варианты № 11 - 15

В месяц – 22 раб. дня, в год – 264 раб. дня

Месяц Сn, ед. Ссут., ед.   Месяц Сn, ед. Ссут., ед.
 
 
 
 
 
 

Всего 2 244 ед.

Таблица 4

Варианты № 16 - 20

В месяц – 20 раб.дня, в год – 240 раб.дня

Месяц Сn, ед. Ссут., ед.   Месяц Сn, ед. Ссут., ед.
 
 
 
 
 
 

Всего 2 040 ед.

Таблица 5

Варианты № 21 - 25

В месяц – 20 раб. дня, в год – 240 раб. дня

Месяц Сn, ед. Ссут., ед.   Месяц Сn, ед. Ссут., ед.
 
 
 
 
 
 

Всего 1 800 ед.

 

Таблица 6

Варианты № 26 - 30

В месяц – 20 раб .дня, в год – 240 раб. дня

Месяц Сn, ед. Ссут., ед.   Месяц Сn, ед. Ссут., ед.
 
 
 
 
 
 

Всего 2280 ед.

Таблица 7

Исходные данные для выполнения работы

Номер варианта Показатели по вариантам
Со, ден. ед. i, ден. ед. S, ед Зг, ед. Дn, дн.
1 980
10,4 1 980
10,8 1 980
11,4 1 980
1 980
1 716
6,4 1 716
6,8 1 716
7,2 1 716
7,6 1 716
2 244
15,6 2 244
16,2 2 244
             

Окончание табл. 7

Номер варианта Показатели по вариантам
Со, ден. ед. i, ден. ед. S, ед Зг, ед. Дn, дн.
16,8 2 244
17,5 2 244
14,2 2 040
14,8 2 040
15,2 2 040
15,6 2 040
2 040
1 800
18,4 1 800
18,8 1 800
19,2 1 800
19,8 1 800
20,6 2 280
2 280
21,6 2 280
2 280
22,6 2 280
             

 

Условные обозначения приведенные в табл. 1 - 7:

Ссут – суточный спрос; Со – затраты на поставку; i - затраты на содержание запаса; S – годовое потребление; Зг – гарантийный запас; Дn – время исполнения заказа.

2. Определить оптимальный размер партии по формуле

,(1)

3. Определить суточное потребление (единиц) по формуле

,(2)

где Др – количество рабочих дней в год.

4. Рассчитать интервал между заказами в днях, по формуле

, (3)

Первая точка заказа Д3 будет находиться в конце I минус Дn дня, а последующие точки заказа будут идти с интервалом I. Первая точка пополнения запасов – I + 1а – день от начала года.

4. Отразить действие системы управления запасами в табл. 8. Расчеты производятся за год работы предприятия Др.

 

Таблица 8

Лабораторная работа № 3

Лабораторная работа № 4

Порядок выполнения работы

 

1. Для обоснования объема перевозок Q с предприятий оптовой торговли используют следующую формулу:

, (1)

где Нрг – удельный показатель объема перевозок, который приходится на млн. р. товарооборота; Т – товарооборот склада.

, (2)

где Нр – расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн р. товарооборота, т; Уп и Ур – плановый и расчетный уровни механизации погрузочно-разгрузочных работ, %; Мп и МР – плановый и расчетный удельный вес централизованных перевозок, %.

Удельный показатель объема перевозок можно рассчитать с помощью корреляционного анализа и с учетом влияния на него уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) и уровня децентрализованных перевозок.

 

Исходные данные для расчета удельного показателя объема перевозок

 

Таблица 1

Вариант 1
показатель
Т, млн р.
Qоб, тыс т 1 200
НХ, т 3 350 4 000 4 550 4 850 5 150 5 200
М, %
У, % 85,5

Продолжение табл.1

Вариант 2
показатель
Т, млн р.
Qоб, тыс т
НХ, т 3 430 4 200 4 660 4 900 5 080 4 970
М, %
У, % 83,5

 

Продолжение табл.1

Вариант 3
показатель
Т, млн р.
Qоб, тыс т
НХ, т 3 200 3 800 4 400 4 800 5 200 5 500
М, %
У, %

 

 

Продолжение табл.1

Вариант 4
показатель
Т, млн р.
Qоб, тыс т
НХ, т 2 400 3 000 3 500 3 750 4 000 4 200
М, %
У, % 86,5

 

Окончание табл.1

Вариант 5
показатель
Т, млн р.
Qоб, тыс т 1 288 1 530 1 953
НХ, т 3 400 4 400 5 200 5 600 6 000 6 300
М, %
У, % 80,5

 

 

Условные обозначения

Показатель Ед. измерения Обозначение  
 
Товарооборот склада млн р. Т  
Объем перевозок тыс т Qоб  
Кол-во груза, перевезенного централизованно на 1 млн р. товарооборота т НХ  
Уд. вес децентрализованных перевозок груза автотранспортом % М  
Уровень механизации работ при погрузке и разгрузке груза % У  

 

2. Динамику изменений количества груза отобразить графически

(рис. 1).


Рис. 1. Динамика изменений количества груза

1 – фактические данные; 2 – расчетные данные

 

Динамический ряд объема перевозок на 1 млн р. товарооборота показывает, что его изменение по годам отчетного периода имеет вид гиперболы. Общая тенденция изменения показателя может быть принята за основу прогнозирования характера его изменения в перспективном периоде.

Таким образом, выравнивание динамического ряда фактических значений рассматриваемого показателя необходимо производить по уравнению гиперболы

; (3)

3. Для нахождения параметров этого уравнения составляется корреляционная таблица (табл. 2)

Таблица 2

Корреляционная таблица

Х I/x (I/x)2 y = Hx I/y y/x I/(x*y)
           
           
           
           
           
           
Σ            

 


Определяем параметры a и b для уравнения гиперболы I:

, (4)

; (5)

Находим выраженные значения показателя Нх для отчетного периода и экстраполированные их значения для перспективного периода:

Н92, Н93, Н94, Н95, Н96, Н97, Н2000,

4. Анализируем показатели, влияющие на изменение объема перевозок, приходящихся на 1 млн р. товарооборота, удельный вес децентрализованных перевозок и уровень механизации ПРР. Для этого строятся графики фактических значений рассматриваемых показателей (рис. 2).

 

а б

Рис.2. Динамика изменений показателей:

а – удельный вес централизованных перевозок груза автотранспортом;

б – уровень механизации работ при погрузке и разгрузке груза

 

Принимаем, что графики определяются уравнением гиперболы:

Мр = а + (b / x) и Yp = a + (b/x). (6)

5. Составляем корреляционные таблицы для нахождения параметров аи bдля удельного веса децентрализованных перевозок и уровня механизации ПРР.

Находим выраженные значения показателей Мр и Ypдля отчетногопериода и экстраполированные их значения для перспективного периода (2000г.).

Определяем объем перевозок с предприятий оптовой торговли с учетом того, что товарооборот Т склада составит в 2000 г. соответственно по вариантам: 300, 200, 320, 220, 350 млн р. При этом принимаем Уn – плановый уровень механизации ПРР – 0,85, Мn – плановый удельный вес децентрализованных перевозок – 0,15.

6. Сделать вывод по проделанной работе.

 

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются периоды логистического обслуживания?

2. Какие виды планирования существуют?

3. В чем отличие прямых и косвенных каналов товародвижения?

4. Каковы основные элементы интегрально-логистической цепи?

5. Приведите ключевые параметры качества транспортного обслуживания потребителей.

6. В чем назначение и сущность стандарта ISO 9000:2000?

7. Перечислите и охарактеризуйте системы доставки товаров и пассажиров по числу видов транспорта.

 

 


Лабораторная работа № 5

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

 

 

В логистической системе важно определить необходимое количество подъемно-транспортных машин для обслуживания складского комплекса. Количество подъемно-транспортного оборудования рассчитывается по формуле

; (1)

где Q – количество перерабатываемого груза, т; Кн – коэффициент неравномерности поступления груза; Р – производительность оборудования, т.

 

Порядок выполнения работы

 

Рассчитать производительность оборудования:

1. Производительность крана Рк зависит от веса подъема груза qo и числа циклов машины за 1 ч непрерывной работы nц.

; (2)

Количество циклов работы машины за 1 ч (3600 с) зависит от продолжительности одного цикла ее работы Тц.

; (3)

; (4)

где Кс – коэффициент, учитывающий сокращение времени цикла при совмещении нескольких операций; n – число элементов цикла работы крана; t – время, затраченное на выполнение отдельных элементов цикла, с.

2. Часовая производительность погрузчика в тоннах на час:

; (5)

3. Часовая производительность машин непрерывного действия в тоннах на час:

; (6)

где q – вес груза на одном погонном метре несущего элемента машины, кг; V – скорость грузонесущего элемента машины, м/с.

3.1. Часовая производительность конвейера в тоннах на час при перегрузке 1 места весом q в килограммах на расстояние а в метрах и со скоростью V в метрах на секунду.

; (7)

Число перемещаемых грузовых мест в час

; (8)

3.2. Часовая производительность конвейера при перемещении навалочных и насыпных грузов Рк в тоннах на час:

; (9)

или

; (10)

где F – площадь поперечного сечения слоя груза, перемещаемого на ленте, м2 ; V – скорость движения ленты, м/с; γ – насыпной вес груза, т/м3; К – коэффициент, зависящий от угла естественного откоса груза (в движении); В – ширина ленты конвейера, м; ψ – коэффициента заполнения ленты.

3.3. Часовая производительность ковшовых элеваторов в тоннах на час:

; (11)

где l – емкость ковша, м3; а – расстояние между ковшами, м; V – скорость движения ковшей, м/с; ψ – коэффициент заполнения ковшей; γ – насыпной вес груза, т/м3.

3.4. Часовая производительность машин пневматического транспорта в тоннах на час

; (12)

где γ – плотность атмосферного воздуха (принимается 1,2 кг/м3); Vb – расход воздуха, м3/с; Кb – весовая концентрация смеси (отношение веса перемещаемого груза к весу расходного воздуха в единицу времени).

 

Для реализации поставленной задачи решить практические задания.

 

Задание 1

1. Продолжительность цикла работы погрузочного механизма – 3 мин. Каково количество циклов за час?

2. Какова часовая производительность погрузчика, если время цикла 720 с, а грузоподъемность – 6 т.

3. Определите часовую производительность машин непрерывного действия, если вес груза на одном погонном метре 50 кг, а скорость конвейера 5 м/с.

4. Какова часовая производительность конвейера при перемещении штучных грузов, если вес штучного груза – 60 кг; расстояние между единицами груза – 4 м; скорость движения конвейера – 12 м/с.

Машины и механизмы, участвующие в работе склада, могут использоваться экстенсивным и интенсивным способом. Увеличение производительности за счет экстенсивного фактора происходит путем увеличения времени работы механизма. Повышение производительности за счет интенсивного метода происходит за счет изыскания внутренних резервов, т. е. за то же время фактической работы находят возможность повысить производительность механизмов за счет лучшего использования их мощности.

Потери времени по организационным и техническим причинам характеризуются коэффициентом использования парка.

; (13)

где Н1 – число находящихся в эксплуатации машин, ед.; Н2 – их списочное количество, ед.

Потери времени от неполного использования смен характеризуются коэффициентом использования машин в течение суток:

(14)

где П – потери времени от неполного использования смен, ч.; Тсм – продолжительность времени работ машин в течение суток, ч.

Произведение этих коэффициентов характеризуется экстенсивной загрузкой машин и механизмов:

; (15)

или

, (16)

или

; (17)

Максимальное использование грузоподъемности и скорости механизма проводит к интенсификации работы машины. Неполное использование возможностей скорости и грузоподъемности механизмов характеризуется коэффициентом производительности.

; (18)

где Кфц – фактическое количество циклов механизма за час; Крц – расчетное количество циклов за час; Уф, Ур – фактический вес подъема груза механизмов за цикл и грузоподъемность механизма в тоннах соответственно.

Произведение коэффициента использования рабочего времени на коэффициент производительности является коэффициентом интенсивности загрузки машин:

Кu = а П, (19)

а = Тр Тф, (20)

Кu = (Трф)(Кцф Уф)/(Кцр Ур). (21)

В числителе – фактически выполненных объем работ за время Тр – Ор:

Ор = Тр Кцф Уф,

Кц р Ур = Чр,

Кu = Ор / (Тф Чр),

где Чр – расчетная часовая производительность машин.

 

Задание 2

Списочный состав погрузочно-разгрузочных механизмов составляет

40 ед., ежедневно в эксплуатации находится 34 ед. Время работы механизма –

8 ч. Определить коэффициент экстенсивной загрузки механизмов:

1) при существующих показателях;

2) при увеличении числа ежедневно находящихся в эксплуатации механизмов на 10 %;

3) в случае увеличения времени работы механизмов на 50 %;

4) при увеличении числа ежедневно находящихся в эксплуатации механизмов на 10 % и изменение времени работы механизмов на 50 %.

Какой фактор оказывает большее влияние на значение Кэк?

 

Задание 3

Грузоподъемность используемого на складе автопогрузчика – 7 т; время работы в течение смены 8 ч. Необходимо определить коэффициент интенсивной загрузки, если коэффициент использования грузоподъемности в первом случае будет равен 0,6, а время одного цикла 360 с, во втором и третьем случаях соответственно 1 и 180 с. Расчетное число циклов работы механизмов в трех случаях – Кцр – 25.

Время полезной работы машин составило 6 ч для первого и второго случая и 7 ч для третьего. Какой фактор играет большую роль при интенсивной загрузке?

 

Контрольные вопросы

1. Влияют ли риски на эффективность логистических технологий?

2. Какие системы доставки существуют?

3. Приведите пример подъемно-транспортного оборудования применяемого в складском хозяйстве.

4. Поясните влияние экстенсивного и интенсивного факторов на производительность подъемно-транспортного оборудования.

5. Каким показателем оценивается экстенсивность загрузки машин?

6. Каким показателем оценивается интенсивность загрузки машин?

7. Какой фактор оказывает влияние на значение коэффициента экстенсивности?

8. Какой фактор играет большую роль при интенсивной загрузке?

9. Как рассчитывается количество подъемно-транспортного оборудования?

 

 

Лабораторная работа № 6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ТЭП) РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

В зависимости от стратегии и задач компании осуществляется выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитываются размещение производства, особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Важным моментом в логистике является разработка транспортной стратегии и определение ее принципов. Одним из возможных вариантов стратегии может стать использование железнодорожного транспорта.

 


Порядок выполнения работы

1. Снабженческие и сбытовые органы взаимодействуют, прежде всего, с вагонным парком железнодорожного транспорта. Каждый тип грузовых вагонов характеризуется определенными показателями, основные из которых представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Лабораторная работа № 7

РАСЧЕТ ВЕЛИЧИНЫ СУММАРНОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА НА СКЛАДЕ

На складах предприятий оптовой торговли материальные потоки рассчитываются, как правило, для отдельных участков или по отдельным операциям (например, внутрискладское перемещение грузов, ручная переработка на участках приемки и комплектации и т. п.). При этом суммируются объемы работ по всем операциям на данном участке или в рамках данной операции.

Суммарный внутренний материальный поток (грузовой поток) склада определяется сложением материальных потоков, приходящих через отдельные участки и между участками.

Величина суммарного материального потока на складе зависит от того, по какому пути пойдет груз на склад, будут или не будут выполняться с ним те или иные операции. В свою очередь, маршрут материального потока определяется значением факторов перечисленных в табл. 1.

Величина суммарного материального потока на складе Р определяется сложением величин материальных потоков, сгруппированных либо по признаку выполняемой логистической операции, либо по признаку места <

Дата: 2016-10-02, просмотров: 193.