Виды менеджмента и его роль в развитии предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В предлагаемой "Системе менеджмента" будут рассмотрены общие для всех специальных курсов менеджмента теоретические и методические вопросы. В специальных курсах менеджмента должны рассматриваться некоторые теоретические (те, которые не рассмотрены в общем курсе), методические и конкретные практические вопросы системы обеспечения конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Специальные курсы менеджмента могут быть как по отдельным проблемам, так и функциям, стадиям жизненного цикла объекта.

В табл. 1.1. приведены виды менеджмента и краткое их содержание.

Таблица 1.1.

Виды менеджмента и краткое их содержание (примерное)

 

Вид менеджмента Аспект менеджмента Краткое содержание и основные требования
Инновационный менеджмент Проблема эффективности Инновационный менеджмент - комплексная система управления эффективностью инвестиций, вкладываемых коллективом собственников в развитие всех видов инноваций (товар, технологии, методы менеджмента и др.) В инновационном менеджменте должны рассматриваться теоретические и практические основы, а также практические рекомендации по построению организационных структур, выборов направлений инноваций, оптимизации инвестиций, управлению конкурентоспособностью объекта, техническим, экологическим, правовым, экономическим, организационным, социальным и психологическим аспектами управления персоналом инновационной фирмы. Все вопросы должны разрабатываться с применением совокупности научных подходов, принципов и методов, изученных в общем курсе "Система менеджмента". Теоретические вопросы должны рассматриваться с учетом всех видов инноваций и стадий их жизненного цикла. Методические и практические вопросы должны подробно рассматриваться по стадиям маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства в увязке с остальными стадиями.
Производственный менеджмент Стадия жизненного цикла объекта Производственный менеджмент - комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого объекта на конкретном рынке. В "Производственном менеджменте" должны быть рассмотрены теоретические, методические и практические вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления (по всем функциям) производством, сбытом и фирменным обслуживанием объекта в увязке с предыдущими стадиями жизненного цикла. Структура системы производственного менеджмента одна и та же (смл.2.3.), может быть уточнено только содержание элементов структуры. При рассмотрении всех вопросов должны применяться подходы, принципы и методы, изложенные в курсе "Система менеджмента".
Организационный менеджмент Организация Цели организационного менеджмента. Теория и зако­ны организации. Сущность и область применения принципов организованности систем. Влияние этих принципов на адаптивность, ритмичность, стабильность, надежность, эффективность управления. Расчет показателей организованности. Организационно-правовые формы управления. Принципы построения организационных структур. Примеры с анализом.
Финансовый менеджмент Проблема (специфическая функция управления) Финансовый менеджмент - комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. При формировании и планировании финансовых показателей, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования всех видов ресурсов, "рентабельности работы и товаров, взаимоотношений с внешней средой должны соблюдаться научные подходы (особенно важны системный, комплексный, воспроизводственный, нормативный, динамический подходы) и принципы менеджмента. По форме структура системы финансового менеджмента такая же, что и структура общей системы (см.п.2.3.). Содержание элементов подсистемы должно уточняться.
       

Кроме рассмотренных видов менеджмента в настоящее время выделяются еще следующие виды специального менеджмента: менеджмент социальной среды, банковский менеджмент, налоговый менеджмент, информационный менеджмент, международный менеджмент, менеджмент качества товара и др.

Широкое распространение научных подходов и методов менеджмента в предпринимательской деятельности позволит дать импульс в ее развитии за счет повышения обоснованности принимаемого решения и снижения риска инвестиций.

Предпринимательство - это вложение инвестиций в бизнес любой организационно-правовой формы с целью получения прибыли, при условии соблюдения законодательных актов и нормативов по безопасности объектов и работ, охране окружающей среды, налогов и др.

Предприниматель не только собственник, но и менеджер, организатор производства, экономист, юрист и т.д. Это человек, берущийся за дело на свой страх и риск, т.к. предпринимательская деятельность осуществляется в условиях неустойчивости, неопределенности и риска.

Тест на определение качеств предпринимателя приведен в табл. 1.2. /33/.

 

Таблица 1.2. Тест на определение качеств предпринимателя

 

Качество Баллы
1. Инициатива Ищет дополнительные задания, очень искренный Находчив, смекалист Выполняет задание без указаний руководителя Безынициативен, ждет указаний
2. Отношение к другим Дружелюбное Приятный в обхождении, вежливый Иногда с ним трудно работать Сварливый и некоммуникабельный
3. Лидерство Сильный и уверенный Умело отдает эффективные приказы * Иногда проявляет качества лидера Не проявляет качества лидера
4. Ответственность Проявляет ответственность всегда Соглашается с поручениями Неохотно соглашается Уклоняется от поручений
5. Организаторские способности Логичен, организован, пунктуален Способный организатор Средние организаторские способности Плохой организатор
6. Решительность Быстрый и точный Основательный, осторожный Быстрый, но ошибается Всегда сомневающийся
7. Упорство Целеустремленный, не боится трудностей Предпринимает постоянные усилия Средний уровень Нет упорства

 

Просуммируйте свои баллы и узнаете на что вы годитесь в предпринимательстве:

25-28 - отличные способности к бизнесу;

21-24 - очень хорошие способности;

17-20 - хорошие способности;

16-13 - средние способности;

меньше 10 - лучше не браться за бизнес.

В настоящее время наблюдается тенденция развития предпринимательства в промышленно развитых странах. Это объясняется усложнением и расширением потребностей, ускорением научно-технического прогресса, развитием частной собственности. Развитию предпринимательства очень способствует также развитие макросреды страны и инфраструктуры региона.

Всякое новое дело требует из множества вариантов выбрать наилучший. Первый выбор - это принятие решения: стоит ли заняться бизнесом, есть ли на это первоначальный капитал, позволяет ли здоровье, проходишь ли тест на предпринимателя. Далее нужно выбрать хозяйственную нишу, рыночную нишу, форму предпринимательства, образ поведения, вид деятельности, форму реализации.

Российские предприниматели руководствовались 7-ю принципами ведения дел (приняты в 1912 г.):

1) уважай власть,

2) будь честен и правдив,

3) уважай право частной собственности,

4)люби и уважай человека,

5) будь верен своему слову,

6)живи по средствам,

7) будь целеустремленным.

Эти правила актуальны и сейчас /10/.

 


Функции менеджера

Функции и задачи менеджера

Как было определено в предыдущих юнитах, менеджеры(англ., ед. ч. manager - управляющий) в условиях современного производства - специалисты по управлению (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие). Как самостоятельный вид профессиональной деятельности, менеджмент предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, финансистов, логистиков и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта -хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и др.).

Понятие "менеджер" в современном понимании - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными.

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

- руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

- руководителю по отношению к подчиненным;

- администратору любого уровня управления, организующему работу в
соответствии с современными методами.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

П.А.Кохно, В.А.Микрюков и С.Е.Комаров [2] приводят такие сведения об американских менеджерах (1993 г.).

* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

В США около 10 миллионов профессиональных менеджеров. Подавляющее их большинство получает фиксированную зарплату. Доля менеджеров в общей численности персонала колеблется от отрасли к отрасли, в среднем составляя порядка 10%. Наиболее "менеджероемкими" являются страховые и финансовые компании, где удельная численность менеджеров вдвое выше средней. Меньше всего менеджеров работает в сельском хозяйстве, где на 50 работающих приходится лишь один менеджер, что также обусловлено спецификой производства.

Заработная плата менеджеров зависит от доходов и возможностей компании и колеблется от 25-30 тыс. дол. в год в небольших компаниях до 30-150 тыс. дол. и выше - в крупных корпорациях.

Принимая во внимание возрастающую роль "человеческого фактора" в процессе производства и развитие соответствующих теорий в управлении, следует рассматривать руководителей предприятий и отдельных подразделений как управленцев, выполняющих две главные функции: экономическую и социальную. Первая нацелена на максимизацию прибыли, вторая - на создание и стабилизацию эффективно работающих коллективов.

Требования к менеджеру

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования:

- наличие общих знаний в области управления предприятием;

- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

- владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, знание ситуации на рынках, умение проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых он уже работает или намеревается работать;

- умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:

- знание в совершенстве способностей своих прямых подчиненных и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

- знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;

- устранение неспособных работников с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Руководитель, пишет А.Файоль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые

относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Непреложным фактом в менеджменте является понимание каждым менеджером и прежде всего руководителем высшего звена управления того, что его фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.

Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.

Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании, на контрактной основе.

Еще одну трактовку требований к руководителю дают М.Вудкоки Д.Френсис (ВудкокМ., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991).

Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в развитых странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно прийти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя. Эти обобщения позволяют предсказывать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем. Исследование М.Вудкока и Д.Френсиса позволило им выделить одиннадцать факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия.

1.Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

2.Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству
личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.

3.Возможности выбора постоянно расширяются. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

4.Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

5.Проблем становится все больше, и они все время усложняются, в то время как средства их решения зачастую более ограниченны. Поэтому способностьрешагь проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.

6.Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.

7.Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои
возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

9. Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.

10. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания". Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Сталкивась с проблемами, которые оказываются им не по силам, многие менеджеры ищут какого-либо руководства. К несчастью, многие управленческие рецепты, разработанные в прошлом, не годятся для наших дней. М.Вудкок и Д.Френсис считают, что в будущем менеджеры должны будут обладать следующими навыками и способностями:

- умение управлять собой;

- разумные личные ценности;

- четкие личные цели;

- упор на постоянный личный рост;

- навык решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновациям;

- высокая способность влиять на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и развивать подчиненных;

- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные

конкретные требования, названные авторы не считают, что каждый из вышеупомянутых факторов не имеет отношение в равной мере к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей у менеджера отсутствуют, возникает ограничение. Таким образом, из приведенного определения может быть выведен список из одиннадцати потенциальных ограничений.

Основные ограничения

После того как дано определение способности эффективно управлять, можно выявить ограничения для саморазвития менеджера. Среди них главнейшими являются следующие.

1.Неумение управлять собой.Работа управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, чтобы постоянно поддерживать свою производительность. Есть руководители, которые рискуют своим здоровьем, позволяя волнениям и рабочим заботам поглощать их энергию. Руководители, которые не умеют правильно "разряжаться", не полностью используют свое время, энергию и навыки, не способны справиться со стрессами, возникающими в жизни управленца, т.е. ограничены неспособностью управлять собой.

2.Размытые личные ценности.От менеджеров ежедневно ожидается принятие решений, основанных на личных ценностях и принципах. Если личные ценности недостаточно прояснены, менеджеру будет не хватать твердых оснований для суждений, которые поэтому могут восприниматься окружающими как необоснованные. Современная концепция успешного управления в целом ориентирована на такие ценности, как эффективность, реализация потенциала работников и растущая готовность к нововведениям. Менеджеры, для которых неясны собственные основные принципы, или те, чьи ценности не соответствуют времени, ограничены размытостью личных ценностей.

3.Смутные личные цели.Менеджеры влияют на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы. Менеджер может быть неспособным определять цели или может стремиться к недостижимым либо нежелательным целям - часто к целям, которые несовместимы с современностью. Часто недооцениваются альтернативные варианты и упускаются поэтому важные возможности, а на незначительные вопросы уходят все время и силы. Подобные менеджеры обычно с трудом достигают успеха и не способны оценить успех других, поскольку они ограничены нечеткостью личных целей.

4.Остановленное саморазвитие.Менеджеры способны добиться значительных успехов в саморазвитии, однако некоторые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. Они недостаточно динамичны, склонны избегать острых ситуаций, позволяют скрытым способностям так и остаться неразвитыми, теряют природную отзывчивость, и их деловая жизнь превращается в рутину тем больше, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск. Такие менеджеры ограничены остановленным саморазвитием.

5.Недостаточность навыка решать проблемы.Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком. Некоторые руководители не могут методично и рационально работать над решением проблем и добиваться качественных решений. Им зачастую трудно проводить совещания по решению проблем, установлению целей, обработке информации, планированию и контролю. Проблемы, не решаемые быстро и энергично, накапливаются и мешают как размышлениям, так и действиям менеджера, ограниченного недостаточностью навыка решать проблемы.

6.Недостаток творческого подхода.Часто у менеджеров недостаточно развиты умение творчески подходить к решениям и способность к инновациям. Управленец с относительно низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других быть творцами и использовать новые подходы в работе. Подобные менеджеры зачастую не знакомы с методами повышения изобретательности или же высмеивают их как несерьезные и поверхностные. Высокая изобретательность требует готовности бороться с препятствиями и неудачами. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход к работе, несмотря на трудности, ограничен недостатком творческого подхода.

7.Неумение влиять на людей.Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто прямо им не подчинен. Однако некоторые менеджеры не способны получить требуемые поддержку и участие и в результате не могут обеспечить необходимые для успеха ресурсы. Они склонны обвинять других в том, что те к ним не прислушиваются, а равные им по положению не считают их достаточно влиятельными. Руководитель, который недостаточно настойчив, не устанавливает взаимодействия с окружающими и у которого недостаточно развито умение выражать себя и слушать других, ограничен неумением влиять на окружающих.

8.Недостаточное понимание особенностей управленческого труда.До тех пор пока менеджеры серьезно не оценят эффективность того, как они управляют другими, им не добиться высокой отдачи от них. Руководителям, не способным изучить собственные управленческие подходы, не хватает умения понятно объяснить их. Обычно они не стремятся устанавливать обратные связи; не способны заинтересовать своих подчиненных в том, чтобы выделиться среди других; особенно трудно им давать поручения. Руководители, недостаточно понимающие мотивацию работников, и те, управленческий стиль которых устарел, не соответствует условиям, неэтичен или негуманен, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

9.Слабые навыки руководства.Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые можно назвать способностью руководить. Растрата рабочего времени и неэффективность методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неудовлетворенными и работают ниже своих возможностей. Внутри таких групп роли обычно плохо определены, организация работы расточительна, а взаимоотношения - плохи. Здесь мало кто признает вклад руководителя, и моральное состояние группы зачастую быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.

10. Неумение обучать.Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника. Не развивая этого умения, менеджер не может довести показатели работников до требуемых и помочь им в саморазвитии. Требования по их обучению четко не устанавливаются и времени на саморазвитие не хватает. Люди часто работают, не имея обратной связи с руководителем, а его оценки и рекомендации формальны. Менеджер, которому не хватает способности или желания помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

11. Низкая способность формировать коллектив.Для того чтобы добиться результатов, большинство менеджеров должно объединяться с другими, используя их умения. Однако в соответствии с распространенным подходом к роли менеджера он может ничего не делать для поощрения роста всей группы или ее членов. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. Когда не создаются благоприятный климат или эффективные рабочие механизмы, это значит, что менеджера ограничивает низкое умение сформировать группу.

 

Социальная роль управляющего коллективом весьма значительна, многогранна и ответственна. Уильям X. Ньюмен, : профессор Высшей школы бизнеса при Колумбийском университете, известный как специалист по «демократическому деловому предприятию», называет управление главной социальной техникой (Newman W. H. Administrative Action).

Творческая, созидательная сторона деятельности менеджера - основная движущая сила всякого делового предприятия. Менеджер выполняет две специфические обязанности, которых нет ни у кого из других работников делового пред­приятия. Первая из них состоит в том, чтобы создать из имеющихся ресурсов «подлинно целое», «производственное единство».

Вторая обязанность менеджера состоит в том, чтобы в каж­дом решении и действии, учитывающих требования настоящего момента, помнить и о будущем, о перспективах предприятия. Каждому менеджеру приходится делать много таких; вещей, которые не являются собственно управленческими (Druker P. F. The Practice of Management). Однако для всех менеджеров, независимо от занимаемых ими постов, сущест­вуют некоторые общие обязательные функции.

Менеджер:

1) определяет цели делового предприятия, решает, что необходимо сделать для их достижения, и обеспечивает их peaлизацию путем постановки конкретных задач перед людьми;

2) организует работу, классифицирует, распределяет ее, создает необходимую организационную структуру, подбирает соответствующий состав руководящих работников и т. д.;

3) обеспечивает «побудительные мотивы и связь». Он создает коллектив из лиц, отвечающих за различную работу, используя для этого все имеющиеся у него средства, включая премии, награды и выдвижение на более высокую должность. Менеджер достигает необходимой согласованности действий всего коллектива через постоянную связь как от себя к подчиненным, так и в обратном направлении;

4) анализирует деятельность организации, определяет нормирование, оценивает деятельность всех лиц, работающих на предприятии;

5) обеспечивает рост людей. В зависимости от того, как осуществляются им его функции, он либо способствует рост людей, либо, напротив, затрудняет его; либо укрепляет «единство», либо разрушает его.

Независимо от того, связана ли работа менеджера с техни­кой, расчетными операциями или продажей продукции, эффективность деятельности зависит от его способности слушать и читать, говорить и писать. Ему нужно владеть искусст­вом доводить свои мысли до сознания других, так же как и искусством выявлять мнения других людей. Эти концепту­альные положения представителей «эмпирической» школы о природе и особенностях менеджмента получили широкое признание (Recjo M., Kahan V., 1985; Burke L, Logs don Y. M., Mitchel W., Reiner M., Vogel D., 1986; Gellerman SaulW., 1986; Ricklefs R., 1983; Posner B. Z, Schmidt W. K, 1984; Harrison E. F., 1987).

Менеджер должен быть готов к профессиональной организационно-управленческой, планово-экономической и конкрет­но-исследовательской предпринимательской деятельности в социальной сфере. При решении конкретных проблем профес­сиональной деятельности в более узких направлениях ме­неджмента менеджер должен:

о знать основные принципы построения и рационализации систем управления социальной сферой;

а знать внутренние и внешние факторы управления социаль­ной сферой, особенности деятельности в социальной сфере;

о уметь формулировать, обосновывать и ранжировать про­блемы развития социальной сферы;

о владеть методологией системного анализа, учета соци­ально-экономических, политических и психологических фак­торов в управлении социальной сферой;

а знать функции, формы и виды ответственности в управ­лении социальной сферой, понимать ограничения в управлен­ческой деятельности и факторы ее эффективности;

о владеть приемами разработки управленческих решений и выбора оптимальных вариантов деятельности;

о учитывать психологию людей, уметь работать с ними и решать конфликтные ситуации;

а знать основные принципы и методы оценки труда и личных качеств человека, владеть методами управления персо­налом;

о стремиться на научно-концептуальной основе организо­вывать управленческий труд и обеспечивать его эффектив­ность;

о уметь подготовить и провести деловое совещание, коллективное обсуждение, собеседование;

о владеть технологией информационной работы с компьютером и знать делопроизводство;

а владеть методами организации эффективного контроля;

а обеспечивать повышение квалификационного уровня сво­его и своих сотрудников (Переверзин И. И., 1997}.

Ряд особенностей имеет деятельность и проект-менедже­ра- опытного специалиста управления, привлекаемого к руководству временным трудовым коллективом, разрабатываю­щего конкретный проект. Главное требование к проект-мене­джеру - умение быть лидером и ладить с членами занятой проектом группы, а основные его функции:

> рациональное и достаточно быстрое планирование работы на результат для достижения намеченных целей;

> организация команды людей, которые будут делать эту работу, осуществление умелых действий с целью приобрести или подчеркнуть свой авторитет и занять положение лидера в группе;

> контроль за выполнением заданий и отношением к работе;

> руководство командой, координирование усилий, органи­зация в случае необходимости помощи кому-либо из исполнителей, отстающего от синхронизированного темпа выполнения плановых работ, предупреждение и устранение последствий межличностных конфликтов.

Лидерствовключает: мотивирование и награду за резуль­тат; поддержание оптимистического настроения и видения перспективы деятельности у всех исполнителей; поощрение группового принятия решений, что активизирует индивидуальное участие в работе; корректный и постоянный контроль за поведением группы и поддержание делового настроения у всей группы; обеспечение того, чтобы каждый член команды получил ожидаемый заработок. Проект-менеджеру важно создать и поддерживать оптимальный социально-психологический климат в группе.;

В развитых странах понятие «менеджмент» довольно часто соседствует с понятием «бизнес». Бизнес- это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Существует специальное понятие - «управление бизнесом» (от англ, business management), обозначающее управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин «business administration», который можно перевести как деловое администрирование. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, то употребляется термин «public administration» - государственное управление.

Управление бизнесом - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Бизнесмен и менеджер не одно и то же. Бизнесмен«делает деньги», менеджер же занимает постоянную должность в организации, в его под­чинении находятся люди. Бизнесмен - это владелец капита­ла, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, подчинении которого никто не нахо­дится, или крупный собственник, который не занимает ника­кой постоянной должности в организации, но является вла­дельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правле­ния. Менеджерже обязательно занимает постоянную долж­ность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса - предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека-предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая но­вое дело, вкладывая собственные средства и принимая на себя личный риск.





Дата: 2016-10-02, просмотров: 688.