ЛЕКЦИЯ №1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Основные понятия характеризующие менеджмент.
2. Объект, предмет и метод теории организации.
3 Связь менеджмента с другими науками.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ВВЕДЕНИЕ.
Необходимость управления возникает всегда, как только два активных элемента объединяют свои действия для достижения единого результата. Интерпретируя определение известного кибернетика У.Р.Эшби: «Как только связь между двумя величинами А и В начинает зависеть от значения или состояния величины С, необходимый компонент «организации» оказывается налицо», можно заключить, что любая деятельность может считаться организованной и приводить к ожидаемому результату только в условиях эффективного управления (в практике возможны и полярные ситуации). Таким образом достижение желаемого результата требует наличие управления, построенного на обоснованных, апробированных результатах научных исследований. Но, несмотря на относительно большую историю развития теории управления четкой и устоявшейся структуры теории управления нет. Автор, в некоторых положениях лекций, предлагает свой взгляд на объект и предмет теории управления.
Современная теория управления является детищем промышленной революцией XVIII-XIX вв и соединяет передовые технологии, научную организацию труда и средства производства, формируя их в сложную динамическую систему управления.
Следует также отметить, что с переходом к индустриальному обществу, с ярко выраженной предпринимательской деятельностью теория управления породила самую свою удачную дочернею теорию - менеджмента, с которой она очень тесно контактирует и, которой иногда необоснованно заменяют саму теорию управления. Поэтому, в нашем случае, своевременным будет использование в качестве аргумента доминирующего положения теории управления, выводов изложенных авторами Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ) [5]: «Всякий разум - индивидуальный или соборный - в иерархии взаимной вложенности структур Мироздания решает прежде всего задачи управления по отношению к иерархически низшим системам и задачи самоуправления в пределах возможностей, предоставленных иерархически высшим объемлющим по отношению к нему управлением.
Всякий процесс в Мироздании может быть интерпретирован (представлен, рассмотрен) в качестве процесса управления или самоуправления. По этой причине понятийный и терминологический аппарат именно теории управления как таковой является обобщающим, что позволяет с его помощью единообразно описывать разные процессы: общеприродные, биологические, технические, и тем более - все социальные и процессы психической деятельности.
Единообразное описание разнородных процессов с привлечением достаточно общей теории управления позволяет стоять на фундаменте всех частных наук; легко входить в любую из них; и при необходимости - найти общий язык со специалистами в них: т.е. понятийный и терминологический аппарат достаточно общей теории управления - средство междисциплинарного общения специалистов разных частных отраслей знания и деятельности; средство объединения разрозненных научных знаний и прикладных навыков в гармоничную целостность, необходимую для безопасной жизни и деятельности отдельных людей и коллективов, слагающих общество. В этом - главное достоинство понятийного и терминологического аппарата теории управления».
СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
Познавательная деятельность людей многогранна, а структура любой науки - общественной, естественной, технической - обусловлена задачей изучения и исследования различных сторон одного и того же объекта. Поэтому каждая наука имеет свои теории, изучающие и исследующие отдельные стороны ее объекта, которые находятся в конкретных взаимосвязях, отношениях и зависимостях, т.е. каждая научная теория имеет свой предмет.
Для наглядности определения предмета теории управления удобнее всего использовать предложенную в [24] схему циклического процесса формирования научной теории, которая предполагает 8 этапов (рис. 2).
• наблюдение за происходящими процессами и попытка их анализа с помощью известных из других наук методов;
• формализация и систематизация наблюдаемых процессов, составление их типологии;
• формирование простых методик анализа и оценки;
• разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;
• обобщение знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);
• создание методологии исследования процессов заданной типологии;
• практическое применение разработанных методик;
• накопление статистических данных об эффективности предложенной методологии и корректировка ее.
Рис. 2. Схему циклического процесса формирования научной теории.
Аналогично общему подходу к развитию научной теории, состоящего из цикла, включающего восемь этапов, строятся этапы развития теории управления. Очевидно, первый этап развития теории управления должен включать изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления.
После изучения механизма появления управления целесообразно провести анализ исторических тенденций мирового развития и науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе должна быть раскрыта эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления. В этот этап целесообразно включить классификацию (систематизацию) видов управления. Следовательно, содержание первого этапа должны составить философские и исторические основы теории управления.
Учитывая многообразие видов управления, необходимо определить общие концепты (понятийный аппарат). Для теории управления есть смысл определиться с такими концептами, как: понятие управления, система управления, цели и функции теории управления, понятие управленческое решение и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления.
Перечисленные стороны управления являются содержанием второго этапа и должны составить концептуальные основы теории управления.
Эффективность управления зависит, прежде всего, от того насколько структура систем управления, организация и методы управленческой деятельности соответствуют законам (закономерностям), объективно действующим в сфере управления.
На основе познания объективных законов в теории управления формулируются соответствующие правила и рекомендации для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления позволяет выработать методы управления и стиль управления организацией.
Перечисленные стороны управления составляют теоретическую основу теории управления и являются третьим этапом развития теории управления.
Реальная экономическая организационная и психологическая эффективность во многом зависит от методики выработки и принятия решения, планирования организации, контроля, системы коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.
Перечисленные стороны управления составляют методологическую основу теории управления и являются четвертым этапом изучения и исследования теории управления.
Реализация процесса управления возможна только при наличии адекватного этому процессу механизма управления.
На рис. 3 представлена структура теории управления.
Изучение и исследование процессов управления создания системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы связи и телекоммуникаций, АСУ, система документооборота, компьютерная и оргтехника, офисная мебель) является содержанием пятого этапа развития теории управления.
Заключительным этапом развития теории управления является создание методологических основ оценки эффективности управления, который включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Существует необходимость ввести такое определение управления, которое отвечало бы его сущности: отражало бы и цель управленческой деятельности, и выработку управляющего воздействия, и его осуществление.
УПРАВЛЕНИЕ - деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.
В определении содержится главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность - цель. Далее отмечается необходимость выработки и осуществления непрерывного воздействия на управляемую подсистему, подчеркивая этим самым необходимость деятельности и по выработке управляющего воздействия, и по осуществлению того воздействия, то есть по существу предусматривает в составе управленческой деятельности, кроме задач выработки управляющего воздействия, и организаторские задачи по обеспечению выработанного решения. И, наконец, отмечается необходимость эффективного управления.
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как уже отмечалось ранее - управление как сознательная целенаправленная деятельность присуща только человеку и организационным системам, (рис. 4.)
Основные понятия характеризующие менеджмент
Английский термин «менеджмент» (management) в последние годы заменил россиянам привычное слово «управление», что, по мнению некоторых авторов, связано с необходимостью подчеркнуть характер управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, заключающийся в том, чтобы способствовать повышению эффективности (от лат. effectys - исполнение, действие) работы фирмы в рамках заданной свободы, проявляя максимум инициативы и не забывая об ответственности, что иллюстрируется приведенной ниже схемой:
В международной практике принято определять менеджмент как управление производством, систему принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в странах с рыночной экономикой для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Таким образом, в общепринятом понятии, если управление как процесс является функцией любых организованных систем, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ различного характера и направленности, то менеджмент, является разновидностью управления и трактуется как управление социально-экономическими процессами только в условиях рыночной экономики.
Исходя из изложенного можно заключить, что менеджмент и управление различаются тем, что менеджмент в основном нацелен на достижение наивысшей эффективности и получение максимальной прибыли, тогда как управление, прежде всего - на выполнение каких-либо заданных показателей, определенных рамками любого плана.
Еще одно отличие слова «management» от его русского эквивалента - в многозначности: как в английском, так и в русском языке менеджмент (управление) может означать как процесс, так и административно-управленческий персонал (совокупность менеджеров, руководителей различных уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением), но в русском языке управление может быть организационной структурой, а английское management - специфическим органом функционирующего коммерческого предприятия1, что отражено на следующей схеме:
Понятие «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. В связи с этим следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек, независимо от данных ему природой психофизических характеристик, и есть профессии, для которых помимо профессиональных знаний наличие специфических качеств обязательно. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Иными словами, управленческая работа принадлежит к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а отсутствие таковых - профессионально непригодной к работе в должности менеджера.
Менеджеры - это специалисты по управлению (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие) в условиях современного производства.
Менеджер - это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством управления коллективом организации или отдельного его подразделения. Это признанный лидер любого коллектива.
Менеджер - это и самостоятельная профессия с собственными специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Только профессия менеджера способствует тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками.
Управленческий процесс, осуществляемый людьми, облеченными властью, обладающими знаниями и опытом, может протекать только в рамках какой-то структуры, имеющей совокупность взаимосвязанных подразделений, т.е. иерархию управленческих уровней. При этом необходимо помнить, что управление осуществляется не только на коммерческих предприятиях (юридических лиц, преследующих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е. осуществляющих предпринимательство). Таким образом, изучая менеджмент, мы должны осветить вопросы, касающиеся управленческих процессов, персонала и организационных структур. Учебная дисциплина «Менеджмент» рассматривает совокупность взаимосвязанных понятий, принципов, методов и методик, охватывающих все аспекты теории, практики и искусства управления, руководства и организации в условиях рыночной экономики.
Таким образом, менеджмент может означать: 1) процесс, вид деятельности, управленческую функцию в условиях рыночной экономики; 2) категорию людей (менеджеров), осуществляющих управленческую деятельность; 3) комплексную систему управления деятельностью предприятия (фирмы), нацеленную на достижение оптимальных конечных результатов с минимальными затратами; 4) область человеческого знания, помогающая осуществлять управленческие функции.
УРВИК ЛИНДАЛ - основатель консультационной фирмы в Англии (1934), руководил международным институтом по управлению в Женеве. Автор сорока книг, брошюр и статей по вопросам менеджмента. В 1943 г. предложил единую систему принципов управления.
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний.
Толчок к разделению управления на верхний, средний и нижний уровни дала промышленная революция в Европе в XVIII в. Сначала выделились верхнее и нижнее звенья управления. Слово «мастер» стало страшным и ненавистным. Мастера чаще подбирались по физическим данным, чем по умению обходиться с людьми. Среднее звено вычленилось по мере увеличения размеров и сложности фирм, более осмысленного подхода к управлению.
Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции: планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководитель верхнего уровня уделяет планированию и организации больше времени, чем управляющие более низких уровней. Управляющий среднего уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем управляющий верхнего уровня. Управляющий нижнего уровня расходует большую часть своего времени на мотивацию и контроль подчиненных. Тем не менее большинство управляющих выполняют все пять функций управления.
Итак, нельзя порознь изучать или осваивать функции управления верхнего, среднего или нижнего уровня. Когда говорят об одном из них, по существу, речь идет обо всех трех.
Следует подчеркнуть, что ясно и четко определить каждый из трех уровней управления невозможно. Поэтому мы даем только рабочие определения, т.к. каждая фирма определяет уровни управления в соответствии со своими особенностями. Здесь, вероятно, следует напомнить о влиянии следующих факторов: сложность организационной структуры, численность работающих, суть самого бизнеса и др.
Управляющие верхнего уровнясредних и крупных фирм концентрируют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения. Они отвечают за процветание фирмы и потому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность.
К верхнему уровню управления относят президента и вице-президентов. Понятно, что в фирме могут быть несколько вице-президентов, ответственных за отдельные сферы ее деятельности - производство, сбыт, снабжение, финансы, кадры или рекламу.
Управляющие среднего звенавозглавляют отделения или отделы. Они должны организовать их работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь, подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают, в основном, за руководство повседневной деятельностью своих подразделений. К среднему уровню руководства относятся управляющие конторами, цехами и складами, старшие мастера, начальники отделов технического контроля и качества продукции. Во многих крупных банках их филиалами руководят вице-президенты. Они отвечают за работу отделений банка и относятся к руководителям верхнего уровня. Управляющий отделением непосредственно подчинен вице-президенту по операциям отделений и относится к управляющим среднего уровня.
Нижний уровень управления- это уровень должностных лиц, непосредственно руководящих работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. Типичные наименования должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор. Часто говорят, что такой управляющий нижнего звена находится «в середине», поскольку он располагается между непосредственными исполнителями и руководителями верхнего и среднего уровней. Управляющие нижнего уровня играют в фирме очень важную роль. Но обычно вышестоящее руководство не уделяет должного внимания серьезным проблемам управляющих нижнего уровня. К числу таких проблем относится низкая заработная плата, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников, а также то, что они могут не соответствовать предъявляемым к ним требованиям.
Новичок начинает свою деятельность с должности управляющего нижнего уровня. Если он удержится на этой должности от года до пяти лет, его могут продвинуть по служебной лестнице до управляющего среднего уровня. На этой должности он будет считаться начинающим управляющим (все управляющие в течение первых десяти лет своей деятельности считают себя начинающими). Как бы ни была полезна и важна подготовка руководителей в вузах и на курсах, она никогда не заменит конкретной практической работы. Это справедливо даже для получивших ученую степень магистра в Гарвардской школе бизнеса. Чтобы стать хорошим управляющим, необходимо правильно сочетать теоретическую подготовку, полученную во время учебы, с практическим опытом.
Управляющие среднего уровня отвечают прежде всего за производительность и эффективность контролируемых ими операций. Эффективность означает способность выполнять работу с минимальными потерями материалов и времени. Результативность - это способность сделать работу и сделать ее хорошо. Именно управляющие среднего уровня должны следить за тем, чтобы работа выполнялась и экономично, и эффективно. Как говорится, важен результат. Управляющих увольняют чаще всего за их неспособность достичь намеченных результатов.
Чем обычно занимаются управляющие среднего уровня большую часть своего рабочего дня? Во-первых, они планируют и распределяют работу на следующий день или на неделю. Во-вторых, они осуществляют связь между производственным персоналом и более высоким руководством. В-третьих, они принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производственных и иных операций. В-четвертых, что очень важно, они руководят другими людьми - либо управляющими нижнего уровня, либо (в небольших организациях) рядовыми работниками.
Управляющие среднего или нижнего уровня могут также участвовать в приобретении заказанных материалов и комплектующих изделий и проверке их качества, в работе с кадрами, в проведении совещаний по технике безопасности, качеству продукции, недостаткам в работе, распределению прибыли, в подготовке отчетов о финансовой и производственной деятельности, в решении больших и малых, но всегда многочисленных проблем. Некоторые проблемы, например, плохое планирование, обусловлены личными недостатками управляющего, другие - недостатками его подчиненных, например, халатным отношением к работе. Ряд проблем возникает по вине руководства или других подразделений. Многие проблемы вызваны государственным законодательством или требованиями потребителей, а руководство требует их разрешения от руководителей низшего уровня. В этих условиях они должны рассматривать любую проблему как возможность проявить свои способности справляться с трудностями.
Серьезную проработку вопросов уровней управления предлагает Н.И.Кабушкин [6].
Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления (рис. 2).
Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.
Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.
Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.
Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных
заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления (рис.3).
Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10 % общего бюджета времени менеджеров, на среднем -50%, на низшем - около 70% (рис. 4).
Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности (рис. 5). Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный - на принятие решений по специальности.
Как видно из рис. 5, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту соответственно возрастает.
Приведенная классификация уровней управления имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.
А.Хоскинг предлагает иную дифференциацию: генеральный менеджмент - это все менеджеры (независимо от того, являются они директорами или нет), которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией в целом; менеджмент на уровне подразделения -это управленцы, выполняющие те же функции, но на уровне подразделения, в соответствии с общими задачами и целями корпорации.
Функции менеджера
Функции и задачи менеджера
Как было определено в предыдущих юнитах, менеджеры(англ., ед. ч. manager - управляющий) в условиях современного производства - специалисты по управлению (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие). Как самостоятельный вид профессиональной деятельности, менеджмент предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, финансистов, логистиков и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.
Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта -хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и др.).
Понятие "менеджер" в современном понимании - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
- руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору любого уровня управления, организующему работу в
соответствии с современными методами.
Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.
П.А.Кохно, В.А.Микрюков и С.Е.Комаров [2] приводят такие сведения об американских менеджерах (1993 г.).
* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
В США около 10 миллионов профессиональных менеджеров. Подавляющее их большинство получает фиксированную зарплату. Доля менеджеров в общей численности персонала колеблется от отрасли к отрасли, в среднем составляя порядка 10%. Наиболее "менеджероемкими" являются страховые и финансовые компании, где удельная численность менеджеров вдвое выше средней. Меньше всего менеджеров работает в сельском хозяйстве, где на 50 работающих приходится лишь один менеджер, что также обусловлено спецификой производства.
Заработная плата менеджеров зависит от доходов и возможностей компании и колеблется от 25-30 тыс. дол. в год в небольших компаниях до 30-150 тыс. дол. и выше - в крупных корпорациях.
Принимая во внимание возрастающую роль "человеческого фактора" в процессе производства и развитие соответствующих теорий в управлении, следует рассматривать руководителей предприятий и отдельных подразделений как управленцев, выполняющих две главные функции: экономическую и социальную. Первая нацелена на максимизацию прибыли, вторая - на создание и стабилизацию эффективно работающих коллективов.
Требования к менеджеру
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
- владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, знание ситуации на рынках, умение проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых он уже работает или намеревается работать;
- умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:
- знание в совершенстве способностей своих прямых подчиненных и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;
- устранение неспособных работников с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.
Руководитель, пишет А.Файоль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.
Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые
относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.
Непреложным фактом в менеджменте является понимание каждым менеджером и прежде всего руководителем высшего звена управления того, что его фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.
Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.
Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании, на контрактной основе.
Еще одну трактовку требований к руководителю дают М.Вудкоки Д.Френсис (ВудкокМ., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991).
Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в развитых странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно прийти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя. Эти обобщения позволяют предсказывать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем. Исследование М.Вудкока и Д.Френсиса позволило им выделить одиннадцать факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия.
1.Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.
2.Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству
личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
3.Возможности выбора постоянно расширяются. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.
4.Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.
5.Проблем становится все больше, и они все время усложняются, в то время как средства их решения зачастую более ограниченны. Поэтому способностьрешагь проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.
6.Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.
7.Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои
возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.
9. Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.
10. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания". Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.
11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких люд<
Дата: 2016-10-02, просмотров: 285.