К концу 50г.произошли изм-я в соц.струтуре общ-ва, что отразило провед.в 1959г Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла числ-ть страны: в 59-208,8 млн.чел-к против 197 млн.в 1939г. Освоение природ. богатств восточ.р-нах привело к росту населения Зап. и Восточ.Сибири, Д.Востока. Доля граждан составляла 48%. Увелич.числ-ть рабочих в общем составе населения, Сократ. % сельских жителей и колхоз.кр-ва. Были осущ-ны мероприятия по повышения благосостояния народа. Для подростков устан-ся 6-час.раб.день, для остальных рабочих и служ.он сокращался на 2 ч.в субботние и предпразднич.дни
В июле 1956г.был принят закон и госуд.пенсиях. В соотв.с ним ращзмер пенсий для отд.категорий граждан увелич.в 2р.и более. Началось постепенное осущ-е программы повышения заработной плата низкооплачив.группам рабочих и служащих. Была отменена оплата за обучение в школах и ВУХах. Увелич.масштабы жилищ.строит-ва. Ускорение его темпов способств.инд-ция строит.работ, использ-е в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов. Во 2ой пол.50х почти ¼ населения страны переселилась в новые квартиры.
ПЕРЕСТРОЙКА» .
Курс на «обновление общества». В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. Суть «обновления общества» в соединении социализма и демократии,
Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы. Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет.
Реформа политической системы. В 1935—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей.
В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). Она утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе.
Изменение отношения к религии. В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы. Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами участвовать в общественной жизни. Нескольких видных церковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.Было разработано и утверждено новое законодательство о культах.
Экономическая реформа. Первые годы «перестройки» мало затронули существующую экономическую систему.Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. Катастрофа на АЭС ускорила принятие экономической реформы (1987 г.). Главная ее направленность заключалась в переходе от админ.к эконом.методам управления произ-вом. Отменялись некот.министерства и ведомства, рашир-сь самостоят-ть предпрятий. Усил.нехватка провольствия и товаров народ потребления. Возрос бюджет.дефицит.
Новая модель эконом.развития: сокращение госуд.вмеш-ва в управление народ.хоз-вом, обновление отношений собств-ти и стан-е рынка. На рубеже 80-90хх были разрешены индив.труд.деят-ть и создание кооперативов по произ-ву неск.видов товаров. Широкими правами надел.предприятия(закон о госуд. предприятий 1987). Произошли изм-я в орг-ции с/х произва. Появились фермер.и частные крестьян.хоз-ва. Эк.реформа не улучшила положение дел в народ.хоз-ве. Резко Сократ.темпы роста произ-ва промыш. продукции. Увелич. размеры дефицита госбюджета, росла безработица.
58/61. Причины распада и последствия СССР: Исторически СССР повторил судьбу многонацион. империй, кот. закономерным образом приходили к краху. Распад СССР явился рез-том целого рядом причин: накапливавш. национ. противоречия совет.периода; неудачи эконом.реформ периода перестройки; кризис коммунист. идеологии и ослабление роли КПСС;. движение за национ.самоопределение республик, начав.в ходе перестройки, стремление новых национ. элит к власти и ресурсам; отсутствие у Горбачева национ.политики; империю можно было удержать только деспотич. режимом. Однако институты тоталит. гос-ва – партийный аппарат, КГБ, МВД, армия- были парализованы в ходе вызван.гласностью тотальной критики, а затем и вовсе исчезли вместе с гос-вом, кот. должны были защищать. Политика запада поощряла крах СССР. Опред. роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: ошибки Горбачева, его непоследов-ть в проведении реформ, а также отсутствие разработанной национ.политики. Последствuя распада СССР имели тяжелый хар-р для народов всех бывших союзных республик. Нарушились полит. и эконом.связи между респ-ками. Обострились межнацион. отношения, что привело к возникн. конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Юж. Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Сев.Осетией и тд.). Появилась проблема беженцев. Резко ухудшилось положение русскоязычного населения в национ.республиках. После распада СССР и провозглашения снг сложилась принципиально новая внешнеполит.ситуация. Глубокие изм-я геополит.и геостратег. обстановки потребовали переосмыслить роль и места, Р. в системе международ. отношений. В новой геополитической ситуации Россия столкнулась с большим Кол-вом проблем. В рез-те изменившейся эконом., полит. и идеолог. ситуации в стране резко снизилась ее внешнеполит.активность. С сокращением эконом. потенциала пострадала обороноспособность страны. Россия оказалась отодвинута на северо-восток, в глубь Евразийского континента, потеряв при этом половину морских портов и торг. флот, прямой выход к мир.путям на западе и на Юге. Рос. флот лишился традиц. баз в Прибалтике, возник спор с Украиной о базировании Черноморского флота России в Севастополе. Бывшие республики СССР национализировали наиболее мощные ударные военные группировки, расположенные на их территории. Основные направления внешней политики. Перед Россией встала задача интеграции в мировой рынок и гармонизации полит. курса с политикой ведущих мировых держав. После прекращения холодной войны заметно снизилась роль центр. противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распростр-я оружия массового поражения и ракетных технологий. Вблизи границ СНГ образовался пояс нестабильных гос-в. Постепенно осознается в качестве важной задачи хотя бы частичное восстановление статуса России как влиятельной в мире державы. Основу для этого представляют еще сохранившийся значит. эконом. и военный потенциал страны, ее внешнеполит. и эконом.связи. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: эконом.дезинтеграция, проблема формирования национ.армий и раздела собств-ти СССР, создание границ. Невыгодные условия перехода на рыночные цены энергоносителей.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 218.