Традиции и новаторство в процессе формирования в России XVIII века новой социокультурной среды. Развитие просвещения, культуры и науки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главные тенденции: развитие светской культуры; формир-е дворян.культуры; европеизация русской культуры. Культура 18 в. носила четко сословный характер, отразила эпоху просвещения. Огромное влияние на её развитие оказали преобразования Петра I и политика просвещ.абсолютизма Ек.II.

Образование. При Ек.были попытки реформировать систему образ-я. Они были вызваны идеями Европ. просветителей. Основное внимание было уделено образ-ю и воспитанию двор-ва. С этой целью были созданы пансионы, расширены и преобраз.кадетские корпуса, впервые были созданы жен. уч. заведения-иснтитуты благородных девиц(Смольный институт в Питере). В 1782-86гг.была проведена школьная реформа, создавшая единообразные учеб.заведения с едиными учеб.планами и программами(«народные училища»). Для бедных детей и сирот создавались воспитат.дома и спец.училища. В 1755 г. по инициативе Ломоносова образован московский университет. Впервые в истории России лекции читались на русском языке.

Наука. Огромный вклад в развитие науки внесли: Ломоносов, Нартов, Кулигин. Ломоносов сделал крупные открытия в физике, химии, астрономии, создал первую науч.грамматику рус.языка. Были проведены ряд науч.экспедиций с целью изучения природ.ресурсов страны(на Урале, Сибири, Казахстане, Чукотке).

Литература и обществ.мысль. В обществ.мысли России централь. вопросом являлась проблема преодоления отсталости страны. Шаферов, Щербаков, Прокопович в своих трудах доказывали необход-ть выхода к Балтике и развития Русской промыш-ти. Ряд просветителей резко критиковали деспотизм и произвол властей, самодур-во помещиков, крепост-во(граф Панин, княгиня Дашкова, Новиков и др.). Господствующем стилем был классицизм(обращение к антич.наследию как к образцу; высокая гражд-ть, высокие нравств.идеалы, героизм, служения гос-ву). В лит-ре большую роль в развитии поэзии сыграли Преднаковский, Кантелиф, Державин. Большой популярностью пользовались Фонвизин, Карамзин.

  1. Государственные преобразования в России в первой четверти XIX в. Правление Александра I.

В результате дворцового переворота в марте 1801 г. императором России стал Ал.I. В правлении Ал.I и его внутр.политике выдел-ся 2 этапа: первый 1801-1812гг.(либер.реформы в духе «просвещ.абсолют-ма»); второй этап 1815-1825гг.(поворот к реакции-«аракчеевщина»). Первым его деянием была отмена указов Павла I, кот.особенно раздражали двор-во. Он восстановил «Жалованную грамоту двор-ву и городам», вернул из ссылки много сосланных Павлом, разрешил выезд за границу, создание частных типографий. Был создан «Негласный комитет», сост.из молодых представителей придворной знати(обсуждал во главе с царём реформы и необх.преобразования).

Реформы госуд.управления. 1803-1811гг.- министерская реформа(цель:повысить исполнит. дисциплину). Коллегии заменены министерствами, в кот.осущ-ся принцип единоначалия, что ­ ответств-ть исполнит.власти. Был реформирован Сенат(ф-ции высшей судебной инстанции). Большую роль при дворе начинает играть М.Сперанский(главный советник царя). Царь поручил ему разработать план госуд. преобразования Р. По нему намечалось введение в Р. конституц.монархии. В нач.октября 1809г. М.Сперанский представил проект реформ «Введение к Уложению госуд.законов». Основа: полит.опыт Великобритании и Фр. Власть: Император – высшая власть, законодат.- ГосДума и ГосСовет(руков-во губерн., волост., окруж.дум); исполнит.- министерство; судеб.-Сенат. Синод-высшее дух.учреждение. Права императора: вся исполнит.власти; мог издавать законы; роспуск ГосДумы; право назнач.членов госсовета. Но Сперанского обвинили в том, что он подрывает основы России и явл-ся франц.шпионом. Царь вынужден был отправить Сперанского в ссылку в Ниж.Новгород. Единств., что использовал из его проекта – создание ГосСовета как законосовещ.органа при царе из лиц, назнач.царём.

Крестьянский вопрос. Ал.I был не готов к отмене крепост.права, поэтому провёл ряд мер, направленный на смягчение крепостнич-ва: вышел указ, разреш.не только дворянам покупать землю(но без кр-н). Т.о.была разрушена дворян.монополия на землю; указ, запреш.раздавать помещикам госуд.земли и кр-н; запрет продавать кр-н без земли, ссылать их в Сибирь; указ 1803г. «о вольных хлебопашцах»: кр-н мог получить свободу с землёй за выкуп по согласию с помещиком. Выкуп опр-ся в 20 годовых оброчных платеже. За период правления Ал.I 0,5 % выкупилось кр-н.

Просвещение. Было разраб. новое положение об устройстве в учеб.заведениях. Царь намеривался положить в основу принципы бессословности обучения, бесплатности обучения из низших ступеней. Созд.уч.заведения 4-х ступеней. Низшие, одногодичные церковно-приход.школы; 4хклассные уездные училища; 7-летние гимназии; универы. Введение устава об автономии универов(сами выбир.ректора, имели внутр.суд, власть и полиция не имели права вмеш-ся в их дела). При Ал.I в 1804г.-цензура(контроль над печатью).

В последнее десятилетие правления Ал.I во внутр. политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название “аркачеевщина”. Это была политика, направл. на упрочение абсолютизма и крепостного права. Наиболее ярким проявлением “аркачеевщины” стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания воен. Поселений - до­биться самообес­печения и самовоспр-ва армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огром. армии в мир. условиях. К 1825г. около 1/3 солдат было переведено на воен. поселения. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На орг-цию поселений пр-во тратило огромные деньги.

.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 158.