Индивидные особенности Личности. Свойства НС. Темперамент.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Темперамент – индивидные свойства человека, которые в большей мере зависят от природных (генетических) особенностей человека.

Temperamentum – в переводе с латинского – надлежащее соотношение частей.

Гиппократ рассматривал темперамент как преобладание одной из 4-х жидкостей организма. Гуморальная теория темперамента относится к 5 веку до н.э. Галену (2 век до н.э.) принадлежит первая типология темперамента.

Кровь- свойство теплота – согревать – сангвинический

Слизь (лимфа) – холод – охлаждать – флегматический

Желчь (холэ) – сухость – холерический

Черная желчь (мелайна холэ) сырость – меланхолический

Темперамент – индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Динамические проявления психики - скорость, сила, степень интенсивности реакций, психических процессов и состояний.

И.П. Павлов на основе своего учения о влиянии ЦНС на динамические особенности поведения выделил 3 основных свойства НС

  1. Сила (слабость) НС т.е. выносливость НС по отношению к действию сильных и длительных раздражителей, а также большая или меньшая чувствительность к слабым воздействиям. Одни люди легко переносят окрики, не реагируют на грубость и трудно выделяют (различают) слабые сигналы – тонкости межличностных отношений и т.д.
  2. Подвижность (инертность) нервных процессов т.е. быстрота и легкость привыкания человека к новым условиям. Проявляется как особенности врабатываемости, включения в работу, перехода от покоя к бодрствованию
  3. Уравновешенность (неуравновешенность) – баланс процессов возбуждения и торможения.

Соотношения этих свойств были выделены 4 типа темперамента.

 

 

Более поздние исследования проведенные В.С. Мерлиным позволили выделить конкретные свойства темперамента:

Особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональная возбудимость, быстрота возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояние тревоги.

А также такие особенности психики: работоспособность, скорость включения в новую работу, ригидность личности, особенности внимания, интороверсия, экстраверсия.

 

Подход Г.Айзенка к определению типов темперамента основывается на выделении 2-х шкал.

Экстраверсия - Интороверсия

Нейротизм – Эмоциональная стабильность

В типологии личности, предложеной К. Юнгом,

экстраверты (обращенные вовне) – общительны, активны, оптимистичны, подвижны, имеют сильный тип ВНД, по темпераменту – сангвиники или холерики;

интроверты (обращенные «внутрь себя») – малообщительны сдержанны, в своих поступках ориентируются в основном на собственные силы, серьезно относятся к принятию решений, по темпераменту флегматики или меланхолики.

 

Холерик – возбуждение преобладает над торможением. Отличается большой жизненной энергией, вспыльчивый, порывистый, трудно дается деятельность, требующая плавных движений, увлекающийся, часто неверно оценивает свои силы, поэтому быстро истощается. В общении активен, нетерпелив, криклив, несдержан.

Сангвиник – человек веселого нрава, оптимист, быстро приспосабливается к изменившимся условиям, подвижен (по Павлову), много обещает, но не всегда выполняет обещания, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, хороший собеседник, высокая сопротивляемость жизненным трудностям. Он продуктивный деятель в ситуациях интересных и значимых для него.

Флегматик – человек хладнокровный, реагирующий спокойно и медленно, не склонен к перемене окружения, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, всегда ровный, настойчивый, упорный труженик, терпеливый, часто однообразен и невыразителен в мимике и интонациях.

Меланхолик – человек со слабой НС, обладающий высокой чувствительностью к слабым раздражителям,. Сильные воздействия могут вызвать «срыв», «стопор», поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности. Повышенная чувствительность приводит к быстой утомляемости и снижению работоспособности. Настроение очень изменчиво, склонен отдаваться переживаниям, тревожен, Однако благодаря высокой чувствительности часто имеют выраженный художественные и интеллектуальные способности.

 

Редко встречаются «чистые « темпераменты, но преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Нет хороших и плохих темпераментов. Каждый имеет свои достоинства и недостатки.

 

Функциональная асимметрия ГМ

 

Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие?

"Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса". Б Белый

Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой).

 

 

Таблица 1. Психологические особенности учащихся с доминирующим правым или левым полушарием.

  Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Восприятие материала Целостное. Интонационная сторона речи. Визуалы (зрительное). Кинестетики (осязательное). Дискретное (по частям). Смысловая сторона речи. Аудиалы (слуховое).
Переработка информации Быстрая. Холистическая. Медленная. Последовательная.
Интеллект Невербальный. Интуитивный. Практический. Вербальный. Логический. Теоретический.
Деятельность Приверженность к практике. Чувство тела. Чувство ритма. Координация движений. Пространственная ориентация. Приверженность к теории. Чувство времени.
Речь Интонация речи. Синтаксис. Семантика. Смысл и структура речи.
Память Непроизвольная. Наглядно-образная. Визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности). На прошлое. Произвольная. Знаковая. Слуховая.
Мышление Наглядно-образное. Оперирование образами. Спонтанное. Эмоциональное. Интуитивное. Трехмерное (в пространстве). Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Рациональное. Программируемое. Двумерное (на плоскости).

 

Связь полушарности и способа мышления по М. Гриндеру

Левое полушарие Правое полушарие
Логическое Интуитивное
Последовательное Хаотическое
Линейное Абстрактное
Символическое Образное
Основано на реальности Ориентировано на фантазии
Вербальное Невербальное
Временное Вневременное
Дискретное Аналоговое

 

Особенности левополушарного интеллекта (По Агафоновой) [1]:

1) Речевой интеллект.
2) Логик (классифицирует по существенным признакам).
3) Аналитик (анализирует и детализирует, применяя дедуктивный способ).
4) Легко выявляет причинно-следственные связи.
5) Левое полушарие отвечает за временное (медленное), последовательное мышление. Такой человек трудно ориентируется во времени.
6) Отвечает за волю человека, за центр социальной адаптации.
7) Мышление алгоритмичное, символичное, схематичное.

 

Согласно Агафоновой правополушарный интеллекта намного глубже

1) Отвечает за образное, непрагматичное, чувственно-эмоциональное, образное, опосредованное мышление.

2) Это мышление поисковое, творческое.

3) Синтетическое (целостное восприятие), конкретное, неабстрактное.

4) Отвечает за пространственное мышление. (Люди, обладающие этим типом интеллекта, хорошо ориентируются в пространстве).

5) Отвечает за центры биологической адаптации (такие люди дольше живут, имеют большой потенциал здоровья).

 

Типология темпераментов Шелдона и Кречмера

(конституциональная теория темперамента)

текст

Эрнст Кречмер (1921) германский психиатр, внесший первостепенный вклад в европейскую психиатрию, известен в связи с исследованием отношений между телосложением и психическими нарушениями.

По Кречмерумежду телосложением и поведенческими проявлениями существуют важные отношения, особенно в смысле поведения, проявляющегося у представителей двух основных форм психических расстройств – маниакально-депрессивного психоза и шизофрении.

Шизофрения – наиболее распространенное из всех психотических нарушений и характеризуется потерей эмоциональной отзывчивости и "вырванностью" из нормальных межличностных отношений, часто сопровождается бредом и галлюцинациями.

Маниакально-депрессивный психоз в крайних проявлениях характеризуется перепадами настроения, так что в одной фазе индивиды могут быть настолько сверхактивны и возбудимы (маниакальны), что их приходится насильно сдерживать, не давая нанести повреждения себе и другим, а в другой фазе настолько пассивны, летаргичны и депрессивны, что о них приходится заботиться, как о младенцах.

Кречмер создал тщательно разработанный контрольный перечень основных частей тела с набором описательных предложений для каждой. Затем этот список заполнялся, при этом субъект стоял обнаженный перед исследователем. В результате комплексного анализа этих оценок и объективных измерений Кречмер пришел к представлению о трех основных типах телосложения.

Первый тип был назван астеническим, он относится к хрупкому, тонкому телосложению: худой, тонкого телосложения человек, выглядящий выше, чем на самом деле, с узкими плечами, тонкими руками, с худыми мускулами и тонкокостными кистями, длинной, узкой, плоская грудной клеткой.

Второй тип телосложения – атлетический, – мускульный, энергичный.

"Мужской атлетический тип распознается по сильному развитию скелета, мускулатуры и кожи... От среднего роста до высокого, с особенно широкими выдающимися плечами, великолепно развитой грудью, твердым животом, сужающимся книзу торсом».

Третий тип телосложения – пикнический, характеризующийся полнотой: «средний рост, округлая фигура, мягкое широкое лицо, короткая массивная шея, просевшая между плечами; толстое брюшко выдается из-под углубленного грудного свода, расширяясь к нижней части тела" (1925, с. 29).

В дополнение к выделенным выше трем типам был введен еще один диспластичный.

К нему относится небольшая группа случаев, в которых наблюдались явно девиантные аспекты строения тела индивида, так что даже случайному наблюдателю они кажутся "редкими, удивительными и уродливыми".

Уильям Герберт Шелдон(1898-1977) — американский психолог, автор конституциональной теории темперамента.

В первом: значительном своем исследовании человеческого телосложения Шелдон получил около четырех тысяч стандартных фотографий мужчин – студентов колледжа. Эти изображения были затем внимательно изучены несколькими судьями с целью выделения главных переменных, отвечающих за физические различия или составляющих их основу.

Три параметра стали сердцевиной методики измерения внешней структуры тела, и следующая стадия исследований Шелдона была посвящена тщательному описанию и измерению.

в 1940-е годы выделил три типа телосложений: эндоморфов, мезоморфов и эктоморфов. Количественная оценка каждого из трёх компонентов системы Шелдона определяется для каждого конкретного индивида так, что «1» представляет абсолютный минимум выраженности данного компонента, а «7» — абсолютный максимум. Для облегчения оценки соматотипов Шелдон в 1954 году издал специальный атлас; по его методике можно было избежать всяческих измерений в случае обладания тремя фотографиями человека в обнаженном виде — спереди, сбоку и сзади — и обладания опытом визуальной оценки.

Чистый эндоморф (7-1-1) характеризуется наиболее шарообразными из возможных для человека формами — круглая голова, большой живот, много жира, тонкие запястья и лодыжки

Чистый мезоморф (1-7-1) — это классический Геркулес с преобладанием костей и мышц. Количество подкожного жира минимально.

Чистый эктоморф (1-1-7) — это долговязый человек. Подкожный жировой слой почти отсутствует, мускулатура неразвита.

Большинство людей не относится к крайним вариантам телосложения, в их телосложении в той или иной степени выражены все три компонента, и наиболее обычными соматотипами будут 3-4-4, 4-3-3, 3-5-2. Кроме того, отдельные части тела одного человека могут явственно относиться к разным соматотипам — такое несоответствие носит название дисплазии, однако в системе Шелдона она не учтена.

Типы темперамента по Шелдону:

Первый компонент темперамента был назван висцеротония. Индивид с высокими показателями по этому компоненту характеризуется общей любовью к комфорту, социабельностью, ненасытностью в еде, общении, привязанностях. Его поза расслаблена, реакции медленны, он уравновешен, толерантен в отношениях с другими, в целом прост во взаимодействии.

Второй компонент получил название соматотония. Высокие оценки по этому показателю обычно сопровождаются любовью к физическим приключениям, риску, сильной потребностью в энергичной мышечной активности. Индивид агрессивен, безразличен к чувствам других, внешне сверхразвит, шумен, отважен, подвержен клаустрофобии. Действие, сила, доминирование для такого индивида имеют первостепенное значение.

Третий компонент был обозначен как церебротония. Высокие оценки по этому компоненту означают сдержанность, запреты, стремление спрятаться. Индивид скрытен, застенчив, молодо выглядит, боится людей и лучше всего чувствует себя в небольших замкнутых пространствах. Он сверхбыстро реагирует, плохо спит, предпочитает одиночество, особенно при беспокойстве. Старается не привлекать к себе внимания.

 

 

ХАРАКТЕР

В переводе с греческого слово «характер» – Charakter – означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Черты характера

В характере каждого человека можно выделить общие группы черт.

Одним из самых наглядных способов деления на группы является система Б.М. Теплова.

В первую группу этот ученый выделил общие черты характера, те, которые являются психической основой личности. Это такие качества как принципиальность, честность, мужество и, естественно, их антиподы: малодушие, неискренность.

Во вторую группу входят те черты характера, в которых проявляется отношение человека к другим людям (к коллективу). Т.е. общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие.

Третью группу черт характера составляют те черты, выражающие отношение человека к самому себе. К этой группе относятся гордость и самомнение, тщеславие, заносчивость и чувство собственного достоинства, адекватная гордость.

Четвертая большая группа черт отражает отношение человека к труду. Трудолюбие и лень, боязнь трудностей и настойчивость в их преодолении, активность и безынициативность входят в эту группу.

Некоторые авторы выделяют пятую группу – отношении к вещам.

В типологиях черт характера других ученых стоит выделить две очень важные группы черт характера, нормальные и аномальные. К нормальным относятся те черты, которые присущи психически здоровым людям, а к аномальным – черты людей с заболеваниями психики.

Интересно то, что одинаковые черты характера могут относиться и к нормальным, и к аномальным. Все дело в том, каком объеме она выражена в характере того или иного человека. Например, подозрительность может быть абсолютно здоровой, но при ее доминировании можно говорить о паранойе.

 

Формирование характера

Характер человека изменяется на протяжении всей его жизни. Эти изменения протекают чаще всего неосознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты. Но основные, базисные черты, закладываются еще в далеком детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5-6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. Уже ко второму году жизни ребенок демонстрирует волевые черты характера, а к 3-4 годам формируются деловые черты. Явные признаки коммуникативных черт характера проявляются к 4-5 годам, когда ребенок начинает принимать активное участие в групповых ролевых играх.

В этот возрастной период на характер ребенка сильнейшее влияние оказывают взрослые, то, как родители обращаются с малышом. Если родители уделяют внимание ребенку, разговаривают с ним и интересуются его желаниями, то у такого ребенка вероятнее всего разовьется доверие к людям, общительность и жизнерадостность. В противном случае вероятно появление таких черт как замкнутость, закрытость.

В школьные годы продолжается формирование характера ребенка, в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, а в средних классах большее влияние на характер оказывают ровесники. В старших классах картина опять меняется: мнение взрослых вновь становится более весомым. Но влияние старших становится более опосредованным, уважением человека как личность и самооценкой молодого человека. Также в этот период большее влияние на характер человека приобретают средства массовой информации.

В дальнейшем изменения характера будут складываться из событий личной жизни, встреч с яркими харизматическими личностями, а также под влиянием возрастных изменений. Самыми заметными из последних являются изменения характера личности в старшем возрасте. В 50 лет человек оказывается как бы на стыке прошлого и будущего. Ему уже не присуща привычка строить планы и жить будущим, но еще рано предаваться воспоминаниям. После 60 лет начинается новый этап в жизни человека, когда прошлое и настоящее приобретают необыкновенную ценность. Проявляются такие черты характера как неторопливость, размеренность. Также несколько меняет характер и начинающиеся проблемы со здоровьем.

Как изменить свой характер

Как правило, новые черты характера наиболее быстро и полно проявляются в человеке, если они схожи с уже существующими. После тридцатилетнего возраста кардинальные изменения характера происходят крайне редко. И все же меняться никогда не поздно.

Человек всегда может изменить черты характера, которые ему не нравятся. Для этого существуют множество методик, но все они базируются на одном: желание измениться должно быть внутренним и осознанным.

Хорошим помощником в изменении характера станет системный подход. Выпишите на отдельный листик черты характера, от которых вы хотите избавиться. Напротив каждой черты напишите, в чем она проявляется. Зная это, вам будет легче контролировать себя и не допускать неприятных вам действий. Характер человека создается долго, избывать неприятные черты сложно, это требует кропотливого и длительного труда. Но это не невозможно и особую трудность представляет буквально первая неделя. Когда контроль над проявлением «темной» стороны вашего характера перейдет в привычку, следить за своим поведением станет значительно легче. И очень скоро то, что вам не нравилось в вашем характере, перестанет осложнять вам жизнь и общение с близкими.

Например, вашей отрицательной чертой является гневливость. Она проявляется в том,

 

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми — опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или «групп») характеров; у Леонгарда и Личко — десять-одиннадцать.

Понятие “акцентуации” впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (K.Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

В наиболее лаконичном виде акцентуациюможно определить какдисгармоничность развития характера,гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

В типологии К Леонгарда выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как:

· гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи);

· дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);

· аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны);

· тревожный (боязливость, робость, покорность);

· аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ);

· эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).

К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как:

· демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон);

· педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам);

· застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); - аналог Иксотима, Вязкого характера по Кречмеру.

· возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты).

 

Пример описания типов акцентуаций.

Демонстративный тип

Характеризуется живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству и притворству, авантюризму, артистизму. Вами часто движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда похвалы. Для вас характерна высокая приспосабливаемость к людям, к ситуации, легкая смена настроений, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Можете раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями окружающих, сами систематически провоцируете конфликты, но при этом активно защищаетесь. Вы способны увлечь других неординарностью мышления и поступков.

Застревающий тип.

Для Вас часто характерны умеренная общительность, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Проявляете настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствительны к обидам и огорчениям, уязвимы, долго переживаете происшедшее, Вам трудно "легко отходить" от обид. Жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые Вы отстаиваете с особой энергичностью. Вы стремитесь добиться высоких показателей в любом деле, за которое беретесь и проявляете большое упорство в достижении своих целей. Основные черты, приписываемые Вам окружающими - правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность.

Педантичный тип.

В конфликты вступаете редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагируете на любое проявление нарушения порядка. На службе (учебе) предъявляете окружающим много формальных требований. Вы пунктуальны, аккуратны, особое внимание уделяете чистоте и порядку, скрупулезны, добросовестны, склонны жестко следовать плану, в выполнении действий неторопливы, усидчивы, ориентированы на высокое качество работы и особую аккуратность, склонны к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы. С охотой уступаете лидерство другим людям.

 

 

Способности

(текст)

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна - в 4. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля - в 8 лет, у Ван-Дейка - в 10, у Дюрера -в 15 лет.

Определенная связь с идеей наследования способностей прослеживается в учении Франца Галля, получившем название френология (от греч. рhrеnоs - "ум", logos - "учение"). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея заключалась в следующем: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них "шишки способностей" к музыке, поэзии, живописи; "бугры" честолюбия, скупости, храбрости и т.д. Однако впоследствии многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга. Поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно.

В то же время следует отметить важность сделанного Ф. Галлем предположения о локализации функций в коре головного. мозга, что впоследствии получило подтверждение в работах Фрича и Гитцига. Одним из известных исследователей этого направления является Френсис Гальтон, объясняющий наследование способностей, исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных; умственно и физически сильных людей. Продолжая линию Гальтона в XX в., Котс определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях.

Особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музыкальные способности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде "Наследственность душевных свойств", отводил душу после работы музыкой и пением. У него было 2 сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии, на протяжении 2 веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 - выдающиеся. Но всемирную славу этой фамилии принес гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах.

Установлено также, что прабабушка Л.Н. Толстого - Ольга Трубецкая и прабабушка А.С. Пушкина - Евдокия Трубецкая были родными сестрами. 5 крупнейших представителей немецкой культуры - поэты Шиллер и Гельдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок - Иоганн Кант, живший в XV в.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о случаях социальной, изоляции, ведущих к дефициту общения, в особенностях о так, называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уровне, даже невозможности собственно человеческого развития вне социума.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. (Обеспечивают успех в деятельности и легкость овладения ею.)

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. НО сами способности не сводятся к ЗУН.

(Заблуждение – судить о способностях по успешности решения задачи!)

Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни. Среда, воспитание – активно формируют способности.

Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей (строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками.

По сути дела, природные различия между людьми являются различиями Не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности.

Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.

Подвижность нервных процессов можно считать задатком для развития определенных способностей.

В качестве З. могут выступать: типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т.д.; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т.п. З. являются важным, но недостаточным условием развития способностей. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут и не развиться даже при наличии благоприятных З. Многозначность З. проявляется в том, что на их основе в зависимости от внешних обстоятельств (в частности, педагогического воздействия) могут сформироваться различные способности. При наличии благоприятных З. и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребёнка могут формироваться очень рано и развиваться быстро, что создаёт иногда иллюзию врождённости способностей. Однако отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о не вполне адекватных условиях для реализации З.

Значение задатков для различных способностей неодинаково. Так, оно отчетливо обнаруживается в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата - это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития. Сами же музыкальные способности в подлинном смысле слова - это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности.

Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны; на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т.д.

 

Способности можно характеризовать

Качественно – виды

Количественно - уровни

Общие способности, обеспечивают успехи человека в самых различных видах деятельности и общении (умственные способности, развитые память, речь, точность и тонкость движения рук и т.д.)

Специальные способности -определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности (математические, технические, литературные, лингвистические, художественные, спортивные и т. д.)

Пример. Структура литературных способностей включает в себя высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др.

Общая одаренность – единство общих способностей человека, обуславливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности.

Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого 2-З-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек, как минимум, должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По наблюдениям Е.П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

Количественные характеристики способностей.

Талант – высокий уровень развития способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности.

Гениальность – наивысший уровень развития способностей, определяющий выдающиеся достижения личности в соответствующей сфере деятельности (редкий феномен, нечто исключительное).

 

 

Направленность(как подструктура личности)

Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения и мировоззрении

 

Мотивы и по

Дата: 2016-10-02, просмотров: 184.