Целостность– предполагает внутреннюю, органичную взаимосвязь частей и целого в образе.
Образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Целостная форма представлений может быть достроена из отдельных элементов.
Одно и то же свойство объекта воспринимается по-разному, если оно включается в различные целостные структуры.
Представители гештальтпсихологии установили множество законов перцептивной организации по которым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т.д.)
Свойством целостности можно объяснить многие иллюзии восприятия.
Иллюзия – неадекватное отражение воспринимаемого объекта.
- оптико-геометрические иллюзии – искажение метрических соотношений частей изображения (иллюзия стрелы)
- феномен яркостного контраста (серая полоска на светлом фоне воспринимается темнее, чем серая полоска на темном фоне).
- иллюзии движения (автокинетический эффект – кажущееся движение неподвижного объекта (светящейся точки в темноте при длительной фиксации взгляда )
Константность– относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Т.е. независимость от проекции на сетчатке. Благодаря константности мы воспринимаем окружающий мир как стабильный. Иначе, при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы сталкивались бы с разными предметами, перестали бы узнавать то, что известно ранее. Например, машина вдали воспринимается как реальная, а не игрушечная.
Константность развивается с возрастом (до 10 лет). Маленькие дети пытаются достать удаленный предмет.
Осмысленность полноценное восприятие завершается категоризацией, т.е. отнесением воспринимаемого объекта к определенному классу явлений. Т.е. чувственные данные приобретают предметное значение. Восприятие – процесс тесно связанный с мышлением и речью.
Предметность проявляется в том, что объект воспринимается нами, как обособленное в пространстве и времени физическое тело.
Вся наблюдаемая действительность разделяется на две неравные по значимости части. Фигура – конкретное, четко очерченное, замкнутое целое.
Фон – аморфное, расположенное позади, неограниченное поле.
Внимание
На человека воздействует одновременно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других.
Виды внимания
Непроизвольное | Произвольное | Послепроизвольное | |
Наличие цели | - | + | + |
Волевое усилие | - | + | - |
Условия возникновения | Сильный, контрастный, значимый раздражитель | Постановка (принятие) задачи | Вхождение в деятельность, возникновение интереса |
Основные характеристики | Легкость возникновения и переключения | Направленность в соответствии с задачей | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение |
Свойства Внимания
Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно
Концентрация – степень сосредоточенности на объекте.
Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.
Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов (способность одновременно делать несколько дел).
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения)
Память
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни, прошлого опыта.
Виды памяти
· Сенсорная память (СП)
Задача: ретикулярная формация решает вопрос о привлечении высших отделов мозга к обработке информации. Осуществляется на уровне рецепторов.
Длительность сохранения следов ¼ секунды
Объем (емкость)- неограничен
· Кратковременная память (КП)
Задача: решается вопрос достаточно ли важна информация, чтобы перевести ее в длительное хранение
Длительность сохранения следов до 20 секунд. Если информация не вводится повторно, она исчезает.
Объем (емкость) – 5- (7) –9 элементов
· Долговременная память (ДП)
Задача: организовать информацию для длительного хранения
Длительность и емкость – практически безграничны
· Оперативная память (ОП)
Задача: сохранение информации в процессе выполнения какой-либо деятельности
· Произвольная память – требует волевых усилий
· Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически без особых усилий, при отсутствии заранее поставленной цели и специальных приемов
· Механическая память – не опирается на понимание (через многократное повторение)
· Смысловая память – основана на обобщениях и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные стороны и отношения объектов.
4. По особенностям материала
· Двигательная память (моторная) –память на движения и их системы, позволяет формировать практические и трудовые навыки. (плавание, вязание)
· Эмоциональная память (аффективная) – память на чувства
· Образная память – связанная с информацией от органов чувств ( зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая)
· Словесно-логическая память – присуща только человеку, основана на использовании речи.
Процессы памяти
Запоминание
Успешность памяти зависит:
- от степени завершенности действий запоминания. Незаконченное действие запоминается лучше (Эффект Зейгарник)
- от интересов и склонностей личности. Лучше запоминается информация подтверждающая наши мысли и идеи
- от уровня мотивации (сильная мотивация и отсутствие мотивации отрицательно влияют на запоминание)
- от эмоционального настроя (очень сильные эмоции или отсутствие эмоциональной окраски отрицательно влияет на процесс запоминания)
Индивидуальные различия в памяти могут быть 2-х видов
Наглядно-образный тип – хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.д.
Словесно-логический тип – словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.
Эмоциональный тип – хорошо воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Мнемотехники – стратегии, облегчающие запоминание
Метод Подсказки (шифровки ) , УКРОП – свойства внимания., Каждый охотник….Что я знаю о кругах 3,1416 – число П
Примеры: жи-ши, Парашют, Жюри ,брошюра, все слова запомни Юра, Чувилин чувствует, что ему сочувствуют
Воспроизведение – актуализация, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей
Формы воспроизведения
Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта. (найти из предложенных)
Воспоминание – осуществляется в отсутствие восприятия объекта
Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависит от ясности поставленных задач, требует волевого усилия.
Реминисценция – непроизвольное воспроизведение казалось бы забытого (отсроченное воспроизведение)
Забывание–процесс приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание
Законы забывания (памяти)
1. Закон края (закон выпадения середины) Лучше запоминается информация в начале и в конце ряда.
2. Закон забывания Эббингауза. Кривая забывания (выявлен на основе опытов работы с бессмысленными слогами). Исследовался характер забывания после первого безошибочного повторения сери слогов. В первый час забывается около 60% информации через 6 дней остается меньше 20% от общего числа информации.
3. Забывание может быть обусловлено работой защитных психических механизмов, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается то, что нарушает психическое равновесие, вызывает негативное напряжение.
Нарушения памяти
1. Ретроградная амнезия
2. Антероградная амнезия
Мышление и Речь
Мышление– познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление часто определяют как процесс решения задач.
Мыслительные операции
Анализ – мысленное разложение целого на части.
Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в одно целое. Но синтез не является механическим соединением частей, не равно сумме частей
Анализ и синтез протекают в единстве
Сравнение – установление сходства или различия между предметами, признаками
Абстракция – выделение какой либо стороны, свойства объекта, отвлекаясь от остальных.
Конкретизация – возвращение мысли от абстрактного к конкретному.
Обобщение – мысленное объединение предметов по общим существенным признакам.
Мышление не только включает в себя различные операции, но и протекает на разных уровнях, в различных формах.
Виды мышления
1. С точки зрения новизны решаемых задач
- творческое (продуктивное) – создание и открытие нового продукта
- воспроизводящее (репродуктивное) применение готовых знаний
2. По характеру решаемых задач
- теоретическое
- практическое
3. По уровню развития в онтогенезе ( по содержанию решаемых задач)
- Предметно-действенное (наглядно-действенное) Задачи решаются в условиях зрительного наблюдения за ситуацией, выполнения действий с предметами (характерно для детей до 3-х лет)
- Наглядно-образное Задачи решаются в плане зрительного представления ситуации, оперирования образами предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Проявляется в дошкольном возрасте (4-7 лет).
- Словесно-логическое функционирует на базе языковых средств, характеризуется использованием понятий, установлением наиболее общих закономерностей.
Этап перехода от ведущего типа наглядно-образного к словесно-логическому показан в экспериментах Жана Пиаже по сохранению количества вещества.
Все виды мышления тесно взаимосвязаны. В разных по содержанию задачах используются и эффективны различные виды и компоненты мышления.
Творческое мышление. Креативность
В Психологическом словаре креативностью называется способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации
Дж. Гилфорд рассматривает шесть параметров креативности:
· способность к обнаружению и постановке проблем;
· способность к генерированию большого числа идей;
· гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
· оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
· способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
· способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу .
Ключевым понятием, открывающим эпоху исследования творческого мышления, является понятие дивергентного мышления.
Дивергентное мышление, по Дж Гилфорду, определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». При этом человек не концентрируется на каком-то одном способе решения проблемы, а ведет поиск одновременно по нескольким направлениям, выдвигает сразу несколько гипотез и быстро переключается с проверки одной на другую.
Основные показатели творческого мышления:
Оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных. Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира. Быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами. Восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений. Видение новой проблемы, установление связи с другими проблемами. Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями. Способность найти несколько непривычных функций объекта или его части.
Интеллект
По определению американского психолога Векслера, создавшего в1939 г. первую систему измерения интеллекта взрослого человека, Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В самом широком смысле слова, интеллект – это наша способность осознанно адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект – особая форма умственной (в отличие от эмоциональной, мотивационной) активности, предназначенная для взаимодействия с окружающей действительностью и решения возникающих задач и проблем. ? Как сравнить интеллект вождя племени в Новой Гвинее и студента 2 курса университета?
Идея измерения интеллекта получила свое воплощение в понятии коэффициент интеллекта (IQ), введенном В.Штерном в 1912г. и понимаемом как количественный показатель уровня интеллектуального развития.
Векслером предложена качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ в выборке.
Классификация уровней интеллектуального развития по Д.Векслеру
Величина IQ | Уровень интеллектуального развития | % встречаемости в выборке |
130 и выше | Весьма высокий интеллект | 2,2 |
120-129 | Высокий интеллект | 6,7 |
110-119 | Хорошая норма(намного выше среднего) | 16,1 |
90-109 | Средний уровень | |
80-89 | Сниженная норма | 16,1 |
70-79 | Пограничный уровень развития | 6,7 |
69 и ниже | Умственный дефект (слабоумие) | 2,2 |
Наиболее часто встречающийся уровень интеллектуальных способностей принят за условную единицу 100 баллов.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.