Грамматический анализ текста

Грамматический анализ текста с опорой на три компонента: тематическую основу, рематический сюжет и авторское начало (Т.В. Шмелева).

Тематическая основа представляет собой особую нить, которую составляют темы высказывания, которые опираются на лексику текста и держатся на повторах, местоименных заменах, перифразах. Тема (менее значимая часть) – своеобразный информативный разбег высказывания, сведения о том, что необходимо для сообщения главного – ремы.

Опознать темы всех высказываний текста – подготовительная операция в понимании тематической основы. Далее обращаемся к трем типам тематических основ: линейной тематической основе (текст «Школьники ретрограды»), константной тематической основе (текст «Астрахань») и производной тематической основе (энциклопедические статьи). Вместе они составляют тематический сюжет текста – своеобразный текстовый «скелет», который держит (должен держать) текстовую конструкцию.

Рематический сюжет. В позиции ремы оказывается более значимая информация, то, ради чего строится предложение. Обычно в позиции ремы оказывается довольно большая часть высказывания, в которой не все элементы равной степени важности. Центр ремы (фокус) – самый важный элемент, выделяется интонационно, логическим ударением. Рема, помимо порядка слова, маркируется особыми частицами (не, только, даже, именно), через прием парцелляции («прием ложной точки»).

Авторское начало. Для читающего оно складывается из модусов составляющих его предложений. Для автора, напротив, текст задумывается с определенным авторским замыслов, в соответствии с которым формируются модусы высказываний и выбирается их оформление.

Модус – часть смысловой организации предложения.

Швейцарский лингвист Шарль Балли, ссылаясь на идеи средневековых схоластов, делит любое предложение на две смысловые части: (1) информацию о действительности) и (2) отношение к ней автора.

Типовую ситуацию, выраженную в словосочетании написать статью, можно представить серией высказываний: Я напишу статью/ пишу статью/ ты будешь писать статью? – которые включают авторское отношение – обещание/обязательство, репортаж, вопрос о возможном событии. Объективная часть содержания именуется диктум, авторское отношение, или способ представления диктума – модус.

Модус выражается морфемами глагола, служебными словами, вводными словами, главной часть изъяснительной конструкции, модусными предложениями. Модус – это не просто слова той или иной семантики, а позиция в смысловой структуре высказывания, рамка, которая обрамляет диктум. Диктум написать статью представлен в модусных рамках обещания (Я напишу статью), репортажа (Я пишу статью), вопроса (Ты будешь писать статью?), воспоминания (Помню, я писал статью), пожелания (Вот бы написать статью!).

Для медийной речи характерны предложения со сложной модусной рамкой. Ср.: Дело в том, что я не считаю альбом удачным, но и ругать Шевчука тоже не хочу, чтобы не лаять в общем хоре гонителей (усложнение собственного модуса); Иван Алексеев говорить, что мечтает сочинить масштабное детское произведение типа «Бременских музыкантов» (усложнение модуса персонажа); кто-то называетДорна хипстером, кто-то – «качественное попсой», а кто-то говорит, что наконец, мол, появился у нас в музыке человек, которого легко можно представить на обложке GQ. Похоже, он просто классный (умножение модусных субъектов). К оформлению сложных модусов привлекаются глаголы модусной семантики – говорить, называть, считать, представить, части мол, модальные слова можно, похоже.

Разновидности модусов. Модус как круг обязанностей и прав автора высказывания. Актуализационные (лицо, модальность, время); квалификативные (авторизация, персуазивность, модальность И, оценочность); метасмыслы (манера речи, отбор языковых средств, образ автора, интересы адресата); социальные (официальная почтительность, нейтральная уважительность, дружеская фамильярность).

Выступая в роли автора, мы обязаны соотнести факты с реальностью, с участниками коммуникации, с моментом речи. На эти вопросы помогает ответить грамматика (категории лица, модальности, времени).

Квалификативные смыслы: источник информации, сведения о том, как была получена информация (я видел, как, я слышал, что, как я догадался, помню). За этим модусным субъективным смыслом закрепился термин «авторизация». Другой модусный смысл – автор дает сигнал о степени своей уверенности в достоверности того, о чем сообщает (субъективная авторская уверенность в достоверности): не уверен, по-моему, видимо, возможно, уверен, безусловно.

Авторское начало может иметь в тексте разный удельный вес, его может больше или меньше. Удельный вес авторского начала определяется автором: помимо обязательных актуализационных показателей, он может вводить, во-первых, собственную персону и факты из своих ощущений и переживаний; во-вторых, свои оценки и квалификации; в-третьих, свои рефлексии по поводу используемых языковых средств и построения текста.

 

Метод контент-анализа

Метод контент-анализа, или анализа содержания, основанное на количественных данных. Его цель состоит в том, чтобы подсчитать случаи употребления выбранных единиц текст и далее на этой основе изучить сообщения, образы и репрезентации, содержащиеся в медиатекстах.

Так, контент-анализ текстов о России в англоязычной прессе 2006-2007 гг. позволяет сделать вывод о нарастании негативных тенденций в восприятии образа России и ее лидера на Западе. Что проявляется в увеличении общего числа текстовых фрагментов, содержащих упоминание КГБ, ФСБ, Лубянки, сталинизма, тоталитарного режима, большевизма и др. антидемократических символов.

Контект-анализ медиатекстов В. Путина и Д. Медведева выявил, что оба политика активно употребляются слова наш, наши, мы, Россия, люди, о новом, государство, страны, развитие. Однако рейтинг употребления слова я в речи Путина значительно выше, чем у Медведева, Путин часто говорить «надо» и почти никогда «должен». В речи Медведева высок рейтинг употребления слова «должен».

 

4.4. Метод дискурсивного анализа

Концепция дискурса значительно расширяет возможности описания текста, подчеркивая значимость изучения экстралингвистических факторов, сопровождающих коммуникацию. «Дискурс не ограничивается только рамками языка. Он также изучает все содержание коммуникации: кто общается, с кем, почему, в каком социальном статусе и общественно-исторической ситуации, посредством каких каналов, как взаимодействуют различные типы коммуникации, задействованные в акте общения» (А. Белл).

Медиадискурс оказывает нормирующее, регулирующее действие на коммуникативные ситуации: то или иное дискурсивное пространство масс-медиа – это своеобразное поле того, что может или должно быть сказано или понято, а также «говорится» и «понимается»: не только выбранная автором тема определяет содержание и способ ее описания в медиатексте – сам выбор темы предопределен медиадискурсом как «режимом производства знания» (Е.А. Кожемякин).

Такой подход позволяет понять не только принципы внутренней организации текста, но и условия его появления, правила образования определенных смыслов и специфику эффективности конкретных массовых сообщений.

Одним из классических примеров применения метода дискурс-анализа являются работы Т. ван Дейка «Анализ новостей как дискурса» и «Структура новостей в прессе». Голландский ученый пишет: медиатексты «могут быть адекватно поняты только в одном случае: если мы будем анализировать их как конечный результат когнитивной и социальной деятельности журналистов по производству текстов и их значений, как результат интерпретации текстов читателями газет и телезрителями, производимой на основе опыта их общения со средствами массовой информации».

При дискурсивном анализе текста рассматривается сквозь призму общественно-идеологических связей, с учетом социальных интересов и политических взглядов участников массовой коммуникации, людей их создавших и воспринимающих. Конечная цель дискурс-анализа в том, чтобы выявить скрытые для массовой аудитории связи между языком, властью и идеологией.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 195.