Семь критериев текстуальности»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели и задачи изучения темы

Цель: усвоить основные характеристиками текста и современные научные подходы к истолкованию текста.

Задачи:

- познакомиться с общей характеристикой текста,

- выявить основные признаки текста,

- изучить критерии текстуальности

- рассмотреть аспекты изучения текста

 

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-4 3-1 Знает основные критерии и признаки текста и аспекты его изучения
ПК-32 З-1 Имеет представление об условиях мельтимедийной среды и конвергентной журналистики
ПК-38 З-1 Знает об особенностях дискуссий по проблемам современных текстов

 

Общая характеристика текста

Понятие «текст» является одним из ключевых в гуманитарных научных направлениях нынешнего веков, по подсчетам исследователей, текст изучается в 17 науках. Во второй половине XX века сформировались такие направления, как грамматика текста, лингвистика текста, стилистика текста, теория текста, в настоящее время формируется теория медиатекста.

В языкознании текст определяется как последовательность вербальных (словесных) знаков, основными свойствами которой являются связность и цельность. Классическое понимание текста в отечественной лингвистике сформулировано И.Р. Гальпериным: «текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, 1981: 18].

Однако текстами можно считать и устные разговоры, спонтанные диалоги, светские беседы «о погоде», в которых тоже реализуется определенный замысел, хотя типичным признаются письменные тексты, построенные по определенным нормам.

В настоящее время немало пишут о том, что предложенные в лингвистике признаки являются недостаточными при объяснении особенностей текстов, и в особенности текстов, функционирующих в массовой коммуникации. Оспариваются такие критерии, как

ü форма существования текста (письменный текст или спонтанный диалог),

ü законченность отдельных произведений (например, открытый финал или «информационный текст» в массовой коммуникации как звено передачи информации,

ü обязательное наличие заголовка (например, в информационных подборках в газете) или сверхфразовых единств (например, надписи типа «Вход воспрещен» или «Рвать цветы категорически запрещается» тоже являют собой особые тексты,

ü вербальный характер текста,

ü авторство и др.

Вместе с тем следует говорить не столько о недостатках классической теории, сколько о том, что современные формы создания и распространения текстов требуют иных интерпретаций, способных объяснить новые типы текстов – смешанных (креолизованных, поликодовых), гипертекстов, мультимедиатекстов,сущностные характеристики которых связаны с развитием массовой коммуникации и электронных средств хранения и передачи информации.

При объяснении текста журналистика опирается на семиотику – науку о знаковых системах.

Семиотика состоит из трех частей: семантики, прагматики и синтактики. Семантика отражает отношение знаков к действительности; прагматика – отношение знаков к человеку, синтактика – отношение знаков друг к другу.

В семантике текста акцентируется его информационно-смысловая основа. Все тексты есть результат переработки информации, т.е. сведений, получаемых их создателями от действительности. Поэтому они отражают в знаках действительность и состоят с нею в семантических отношениях. Эти отношения фокусируются в понятии тема (предмет описания, круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях).

Второй тип отношений связан с тем, что тексты предназначены для удовлетворения тех или иных потребностей общества и поэтому имеют определенное социальное и культурное значение. Прагматические отношения проявляют предназначенность текста и коммуникативные намерения автора, определяют нужность, полезность текста для адресата. Фокус этих отношений – идея (главная мысль произведения).

Третий тип – синтаксические отношения – проявляется в том, что тексты обладают сложным строением, в которых с помощью определенных правил организуется множество элементов разных уровней. Синтаксические отношения фокусируются в структуре и организации произведения. Здесь важно как воплощается идейно-тематический замысел произведения.

С точки зрения семиотики текст – осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации. С этих позиций текстом признается не только словесное произведение, но музыка, живопись, танец, обряд, ритуал и т.п.

 

Основные признаки текста

Основные признаки текста: целостность, связность, информативность, литературная обработанность, закрепленность на материальном носителе.

Целостность – тематическое, содержательное единство текста, подчиненное основной идее, его смысловая законченность. Содержание текста развертывается линейно – цепочкой связанных по смыслу и грамматически предложений, но оно иерархично, т.е. в нем выделяются основные и второстепенные темы, подтемы. Сложность смысловой структуры зависит от темы, жанра, объема текста, при этом его общий смысл всегда больше суммы смысловой его частей.

Смысловая целостность зависит не только от информации, содержащейся в тексте, но и от взаимодействия текста с системой знаний читателя и с ситуацией общения в целом, т.е. с контекстом.

Связность – это синтаксическое свойство текста, линейная последовательность предложений, которая проявляется через внешние структурные показатели. К ним относятся вводные и местоименные слова, видовременные формы глаголов, лексические повторы, порядок слов, союзы; цепная и параллельная связь предложений и др.: итак, во-первых, кстати, кроме того.

Существуют три типа тематических основ текста: линейная, константная и производная. Саму идею о трехчастности высказывания высказал в 1960-70 гг. чешский ученый Франтишек Данеш, а подход к анализу текста на тематической основе представлен в работах Т.В. Шмелевой.

Возьмем для анализа текст «Школьники-ретрограды» из журнала «Русский репортер» (2012, № 4).

В Екатеринбурге в День студента открылась выставка шпаргалок. Она проводится уже третий год подряд, и каждый раз организаторы обращаются к преподавателям, школьникам и студентам с просьбой передать им новые экспонаты. Преподаватели отдают то, что они отобрали у студентов, а те, со своей стороны, дарят то, что у них не успели отобрать. «Несмотря на развитие современных технологий, традиционные бумажные шпаргалки никуда не делись, - сказал «РР» один из организаторов выставки Иван Колотовкин. – Здесь даже существует своя мода: сейчас вновь популярны шпаргалки-«книжечки», которые использовались в 60-е годы».

В тексте реализована линейная тематическая связь, где рема предыдущего высказывания становится темой следующего высказывания. Такое построение текста характерно для повествовательных текстов, где вводится все новая и новая информация о действующих лицах и обстоятельствах их действий.

В анализируемом тексте можно заметить, что рема каждого предыдущего предложения становится темой последующего, ср: выставка – она – организаторы – они – а те – у них – бумажные шпаргалки – один из организаторов – здесь – популярны – которые использовали.

Второй тип тематической основы – константный – образует описательные тексты и состоит в том, что во всех предложениях текста тема – одна (пример такого текста из журнала «Русский репортер», 2012, № 19):

Астрахань в переводе с тюркского – город, населенный свободными праведными людьми. В городе никогда не было крепостного права. Астрахань исторически славилась своим участием в восстаниях. Здесь еще при царе была коррумпированная власть, и люди наводили порядок сами.

Такие тематические основы не бывают протяженными, так как описание непременно сбивается на выделение и характеристику аспектов описания. Такой тип тематической основы называется производной. Она характерна для энциклопедических статей: ЗАЯБЛИК, птица сем. Вьюрковых. Длина около 17 см. Обитает в лесах Европы, Зап. Азии и Сев. Африки. Песня звучная, но однообразная.

Т.В. Шмелева отмечает, что научившись различать эти три тематических основы и такие операции, как семантическое дополнение, сужение темы, расщепление темы, обобщение, каждый может «распутывать» основы текстов, или тематический сюжет текста.

В продолжении текста об Астрахани тематические сюжеты переплетаются:

Центр города – белокаменный Астраханский кремль с Троицким и Успенским соборами. Кремль расположен на холме, который раньше был островом. Вокруг кремля – двухэтажные жилые кварталы застройки 18-20 веков. Через центр проходят две крупные водные артерии: река Кутум и канал имени 1 Мая. Вдоль них – живописные набережные. Центр строили итальянцы, армяне, русские и даже персы…

Тема центр организует производную тематическую основу: центр – через центр – центр строили. В других местах текста линейные ответвления – кремль и водные артерии.

Информативность – способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию. Это свойство текста характеризует качество содержащейся в тексте информации, ее важность и новизну. Выделяют несколько видов информации.

Фактуальная информация свойственная любому тексту и отражает явления действительности, это осмысленная автором картина мира, реального или воображаемого, переданная средствами языка. Этот вид информации составляет предметно-логическую основу текста и чаще передается словами в их прямых значениях. С этим видом информации связано понятие факта.

Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена вербально, а может подразумеваться в контексте. Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в нем фактов и их отношений. Особая разновидность концептуальной информации – это информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.

Подтекстовая информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциативные значения (например, ирония, намеки и др.).

Новая информация в тексте связана с ремой. Смена рем в тексте Т.В. Шмелева именует рематическим сюжетом текста. В тексте о выставке шпаргалок это: выставка – время ее проведения – источники экспонатов – действия преподавателей – состояние шпаргалок у студентов – существование шпаргалок – имя организатора – мода – время. Его развитие можно определить как сообщение о событии – детализация – время.

Описание Астрахани обнаруживает другой рематический сюжет: значение имени – отсутствие крепостного права – участие в восстаниях – характеристика власти – действия людей. Его можно определить как движение от значения имени к череде исторических ситуаций. Проследить рематический сюжет – значит понять, как информативно развивается текст, возможно, увидеть информативные сбои.

Литературная обработанность – обязательное качество текстов СМИ. Любой материал массовой коммуникации, даже если он имитирует спонтанную, неподготовленную устную речь, всегда должен быть литературно обработан. Это свойство касается как формы высказывания, так и содержания.

Закрепленность на материальном носителе, тип и характер канала существенно влияет на особенности восприятия текста. Так, для письменно текста важна возможность его повторного прочтения, в тексте важные фрагменты можно выделить с помощью цвета, шрифтов, верстки, рамок, врезок, графической игры, знаков препинания. На радио необходимо обеспечить усвоение наиболее важных фрагментов информации с первого раза, поэтому, к примеру, часто номер телефона рекламодателя рифмуется и становится куплетом песенки (105-55-55 Пора полы менять). На телевидении принципиальное значение имеет взаимодействием речи и изображения, в частности их согласованность). Ср. например, нейтральный по стилистике текст о демонстрации одиозной группировки на фоне мусора и беспорядка, который остался после ее демонстрации.

 

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Что понимается под текстом в лингвистике?

2. Какие признаки включает в себя определение текста, предложенное И.Р. Гальпериным? Что из указанных признаков оспаривается в современных науках?

3. Что понимается под текстом в семиотике? Какие виды отношений рассматриваются в рамках семиотического поднимания текста?

4. Охарактеризуйте основные признаки текста.

5. Охарактеризуйте текстовую модель В. Дресслера и Р.-А. де Богранда? Какие стороны текстовой деятельности учитывает эта концепция?

6. Назовите основные аспекты изучения текстов. Охарактеризуйте сильные стороны этих научных подходов.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Найдите в специальной литературе определения текста. Выясните, на основе каких существенных признаков они формулируются.

2. Какое определение текста вам представляется оптимальным и более полным, отражающим в полной мере природу текста?

3. Прочитайте и сгруппируйте признаки (категории) текста. Уделите внимание центральным категориям текст – связности и цельности.

4. На небольшом по объему газетному тексту покажите существенные проявления текстовых категорий.

5. Прочитайте различные определения дискурса. Чем различаются определения дискурса у разных авторов? Каковы существенные признаки и функции дискурса? Как соотносятся дискурс и текст?

 

 

Тема 2. «Медиатекст в системе текстов»

Цели и задачи изучения темы

Цель: усвоить основные характеристики медиатекста как родового понятия текстов массовой коммуникации.

Задачи:

- определить объем и границы понятия «медиатекст»,

- выявить сущностные признаки медиатекста,

- познакомиться с принципами типологии медиатекстов,

- изучить соотношение медиадискурса и медиатекста,

- рассмотреть специфику журналистского текста

 

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-4 3-1 Знает основные критерии и признаки медиатекста и аспекты его изучения
ПК-32 З-1 Имеет представление об условиях мельтимедийной среды и конвергентной журналистики
ПК-38 З-1 Знает об особенностях дискуссий по проблемам современных медиатекстов

 

Типология медиатекстов

Вопросы типологии текстов и выделение базовых категорий, которые могут быть положены в основу членения текстового континуума, остаются в лингвистике текста открытыми. Отсутствие общепринятой классификации исследователи объясняют «свойствами текста вообще и невозможностью задавать какое бы то ни было исчисление текстов в частности» (М.А. Кронгауз).

Типология может базироваться на любом из текстовых признаков – информационных, функционально-стилистических, структурно-семиотических или коммуникативных, – на пересечении которых один и тот же текст будет отнесен к различным группам.

Известны классификации, построенные на лингвистических и экстралингвистических параметрах, с учетом объективных и субъективных факторов. Например, тексты, дифференцирующиеся в зависимости от характера их построения (от 1-го, 2-го и 3-го лица), передачи чужой речи («свое и чужое»), функционально-смыслового назначения (описание, повествование, рассуждение), количества участников коммуникации (монолог, диалог, полилог), типа связей между предложениями и др. (Г.Я. Солганик). В концепции Э. Верлиха предложены пять идеальных типов текста: дескриптивный (описательный), нарративный (повествовательный), экспланаторный (объяснительный), аргументативный и инструктивный.

В функциональной стилистике дифференциация текстов осуществляется в соответствии с экстралингвистическими факторами, в составе которых ведущими являются сфера общения, формы общественного сознания, функции и условия коммуникации (М.Н. Кожина). Согласно этим параметрам выделяются научные, официально-деловые, публицистические, художественные и разговорно-бытовые тексты. В соответствии со сферой общения и характером отражения действительности тексты делят на художественные и нехудожественные (Н.С. Валгина).

Типология текстов, функционирующих в массовой коммуникации, опирается на модели коммуникации, в кругу которых классическими считаются модели Г. Лассуэлла (кто – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом) и Р. Якобсона (адресант, сообщение, адресат, контекст, контакт, код). Компоненты моделей коммуникации полностью совмещаются с функциональным представлением массмедийного продукта, предложенного в социологии журналистики, где адресант– «издатель», «журналист»; сообщение– «текст»; адресат – «аудитория»; контекст – «социальные институты», «действительность»; контакт – «канал»; код – «язык» и другие семиотические системы (Социология журналистики 2004).

Следуя моделям коммуникации, в основу выделения типов медиатекстов можно заложить следующие категории:

· канал распространения – печать, радио, телевидение, Интернет,

· институциональный тип текста: журналистский, рекламный, PR-текст,

· типологические характеристики изданий / каналов,

· адресант (автор, производитель текста) – социальный / частный, в соответствии с чем в текстовой ткани формируется авторская модальность (объективное или субъективное отношение к действительности),

· адресат (аудитория) – массовый / специализированный,

· сообщение (текст) – функционально-жанровая и стилистическая классификация текстов трех социальных институтов массовой коммуникации,

· код (язык) – вербальные, невербальные, вербально-невербальные (поликодовые, креолизованные) типы текстов,

· тематическая доминанта, отражающая медиатопику и формирующая национальный медиаландшафт.

Естественно, перечень категорий не является конечным, он может быть расширен за счет других коммуникативных элементов. Классификация медиатекстов может базироваться и на таких признаках, как

§ формы создания и распространения информации (устные / письменные тексты и их варианты) (Т.Г. Добросклонская; Н.В. Чичерина);

§ обратная связь, учитывающая условия протекания коммуникации (опосредованная / интерактивная коммуникация), эффективность коммуникации (коммуникативно успешные / неуспешные тексты) и др.

В работе Г.С. Мельник медиатексты типологизируются с точки зрения их воздействия на аудиторию. Исследователь выделяет четыре типа медиатекстов в зависимости от того, оказывают ли они воздействие на 1) массовую аудиторию, 2) конкретный социальный институт / конкретного адресата, 3) требуют непосредственной реакции (вмешательства в реальную действительность), 4) вообще не предназначены для воздействия (информирующие, нейтральные) [Мельник 1996: 136].

В исследовании И.В. Рогозиной факторами для выделения типов медиатекстов являются внешние (экстралингвистические) и внутренние (лингвоментальные) факторы. В итоге автора выделяет такие разновидности медиатекстов, которые отражают типовую организацию содержания: новостные, аналитические, критические, политико-публицистические и др. (Рогозина 2003).

Однако, как нам представляется, предложенные восемь параметров являются доминантными, учитывающими технические, институциональные, идеологические, коммуникативные, форматные, жанровые, содержательные особенности медиатекстов. Существенно, что типологические признаки находятся между собой в неоднозначных, пересекающихся отношениях: выдвижение на первый план одного из них перестраивает все остальные признаки.

В составе признаков, вокруг которых группируются медиатексты, не названа медиасфера, поскольку она предполагается по умолчанию, под ее воздействием преломляются все внешние и внутренние текстовые показатели. Медиасфера как «особая территория коммуникации» является важнейшим понятием в медиалингвистике в силу того, что в зону ее действия втягиваются факты всех остальных сфер, все дискурсы «имеют медийное измерение» (Т.В. Шмелева).

По каналу распространения медиатексты делятся на печатные, радийные, телевизионные, сетевые тексты. Этот признак следует отнести к ведущим, поскольку каждый из каналов имеет свой набор медийных признаков, оказывающих существенное влияние на содержание медиатекста и на форму его воспроизведения [Современный медиатекст 2001: 18].

По параметру«институциональный тип текста» осуществляется ранжирование медиатекстов на журналистские, рекламные и PR-тексты, каждый из которых имеет свои специфические характеристики. Объединенные социальной направленностью и форматными признаками, эти типы медиатекстов различаются предметно-тематическим наполнением, функциональным предназначением (Е. С. Кара-Мурза), отношением к факту (Е. С. Щелкунова) и др.

Типологические характеристики издания базируются на форматных (тираж, объем издания, продолжительность вещания, периодичность, время выхода), экономических (форма собственности, бюджет и др.), аудиторных, целевых, организационных признаках. Типы медиатекстов, создаваемые в качественных, массовых или специализированных изданиях, значительно различаются на содержательном, структурно-композиционном, жанрово-стилистическом и языковом уровнях.

Автор как важнейшая тексто- и стилеобразующая категория классифицируется в научной литературе с опорой на различные показатели. Так, в исследовании Е.С. Щелкуновой учитывается степень присутствия автора в текстовой ткани, в соответствии с чем выделяются три типа коммуникатора: персонифицированный, обобщенный и деперсонифицированный автор [Щелкунова 2004, 136]. Опираясь на понятие объема (количественный критерий) и статуса коммуниканта (качественный критерий), Н.В. Муравьева предлагает такие типы автора, как персональный / коллективный и частный / публичный / социальный [Муравьева, http]. Согласно концепции Г.Я. Солганика, в категории адресанта выделяется оппозиция: автор – «человек социальный» и автор – «человек частный». Между крайними полюсами категории автора располагается огромное количество переходных случаев, формируются типы автора: пропагандист, полемист, редактор, летописец, художник, аналитик, исследователь и др. (Г.Я. Солганик). Т. В. Шмелева предлагает три параметра авторского начала в тексте (выявленность автора, степень сложности, удельный вес), что позволяет выстроить своеобразную шкалу репрезентации авторского «я» и предложить достаточно надежный инструментарий для анализа авторского начала в современных медиатекстах. Заметим, что мера и степень присутствия автора в текстовой ткани может рассматриваться как показатель публицистических материалов.

Категорияадресата является существенной категорией медиатекста, определяющей коммуникативное взаимодействие автора и адресата через текст (Н. Д. Арутюнова, Т. Г. Винокур, И. М. Кобозева, Л. П. Крысин, Ю. М. Лотман и др.). Идеи М.М. Бахтина о «двухголосом» слове легли в основу теоретического осмысления медиакоммуникации как двустороннего процесса, принципиальным свойством которого является диалогичность. Исследование Л. Р. Дускаевой показало, что структура и содержание медиатекстов предвосхищается информационными и коммуникативными запросами аудитории. И хотя адресат является «гипотетическим интерпретатором» текста, в котором отражаются представления автора об аудитории, тем не менее роль адресата в текстопорождении велика.

Возникшая на российском медиарынке конкуренция за различные сегменты аудитории вызвала дифференциацию изданий, изменила их функциональное предназначение, сформировала разнообразные типы общения и различные типы адресатов. Ориентированность современных СМИ на своего читателя (слушателя, зрителя) находит отражение в различных систематизациях: типологических (качественные – массовые – бульварные), идеологических (нейтральные – левоориентированные – правоориентированные), стилевых (традиционные – бульварные). Не случайно наиболее успешные СМИ провозглашают для себя адресата как особую ценность.

В докторской диссертации Т. Л. Каминской «Образ адресата в текстах массовой коммуникации: семантико-прагматическое исследование» (2009) адресат в массовой коммуникации выступает «таким же организующим началом, каковое, по концепции В.В. Виноградова, принадлежит образу автора в художественных текстах». Базовыми признаками текстовой категории адресата является наличие в тексте оппозиции «свой – чужой», ориентация на речевой опыт целевой аудитории, использование элементов, репрезентирующих картину мира адресата и характеризующих его стиль жизни и социальный статус. Согласно проведенному исследованию, в современных текстах массовой коммуникации вычленяется несколько типов адресата: «интеллигентное меньшинство», «представитель образцовой среды», «простой человек» (Т.Л. Каминская).

Типология сообщений (текстов) по жанрово-стилистическому принципу – наиболее востребованная ветвь современных медиаисследований. Под влиянием внешних факторов в реальной жизни медиатекстов обозначилась яркая тенденция к контаминации, смешению жанров, монтажу текстовых моделей. Происходит заметная эволюция традиционной системы журналистских жанров, отражающая уход одних форм, появление других, актуализацию третьих, упразднение жанровых перегородок, свободную комбинацию нескольких текстовых моделей (работы Л. Е. Кройчика, Б. Я. Мисонжникова, А. Н. Тепляшиной, А. А. Тертычного и мн. др.). Процессы интеграции охватывают медиажанры в широком диапазоне, и не только в границах журналистики, но и на стыке журналистики, рекламы и PR. Исследователи предупреждают о непредсказуемых социальных последствиях сращения текстов журналистики и PR («пиарналистики», в обозначении А. П. Короченского), влияющих как на структуру и коммуникативные процессы, так и на поведение и мировоззрение массовой аудитории в целом. Таким образом, жанровая гетерогенность в массовой коммуникации, с одной стороны, свидетельствует о естественной гибкости и подвижности границ текстов, но, с другой стороны, актуализирует профессионально-этические и нормативные проблемы, регламентирующие пределы жанровых свобод. Текстовая гетерогенность проявляется и в активном взаимодействии публицистического стиля с другими функциональными стилями и нелитературными формами национального языка, в расширении границ языка СМИ в сторону снижения стиля.

Кодмедиатекста апеллирует к его форме, фактуре, семиотической организации. Любой медиатекст интегрирует в едином смысловом пространстве разнородные компоненты: вербальные, визуальные, аудитивные, аудиовизуальные. И даже газетные публикации трудно обозначить только как вид письменной речи, поскольку важным элементом газетного текста выступает визуальная составляющая, его графическое, шрифтовое, цветовое оформление. Для адекватного понимания газетного материала существенным оказывается пространственный параметр, выполняющий определенную смыслообразующую функцию: размещение на полосе, объем, соседство с другими текстами.

Семиотическая гетерогенность текстов СМИ является следствием того, в каких медийных структурах (вербальных /невербальных) и медийных форматах (печать, радио, телевидение, Интернет) функционируют медиатексты. Детерминированность технических и семиотических признаков медиатекстов позволяет объединить разнообразие материального воплощения речи в автономном разделе фактурологии, как это предлагает Т. В. Шмелева. Особенностью медиатекстов оказывается то, что они практически лишены возможности существовать в одной из фактур (печатной, радийной, телевизионной или интернет-фактуре), напротив, они перетекают из одной фактуры в другую, поэтому медиатекст способен иметь фактурную парадигму, обеспечивающую интенсивность его обращения по всем каналам связи [Шмелева http].

Что касается тематической доминанты, то этот параметр позволяет типологизировать медиатексты по принадлежности к устойчивым, регулярно освещаемым в СМИ темам, таким как политика, экономика, бизнес, спорт, культура, новости [Добросклонская 2008: 66], что составляет традиционно сильную сторону российских медиаизысканий.

Итак, восемь различных по природе признаков (канал, институциональный тип текста, типологические характеристики изданий, адресант / адресат, функционально-жанровая типология медиакстов, код, медиатопика) позволяют оценивать медиатекст как текст особого типа, в отличие от научного, делового, художественного или разговорного текстов. Предложенные признаки находятся в разных плоскостях, они постоянно пересекаются, взаимодействуют и, в зависимости от аспекта исследования, перетекают друг в друга. Подобный подход к анализу медиатекстов свидетельствует о многоаспектности, многоплановости медиапродуктов и, по справедливому замечанию Я.Н. Засурского, может служить универсальным методом анализа медиатекстов [Засурский 2007, 7]. В этом направлении исследования медиатекстов еще только начинаются.

 

Медиатекст и медиадискурс

Медиатекст оказывается в центре многоаспектных исследований, нацеленных на установление в нем универсального и специфического, типологического и уникального. Формирующаяся теория медиатекста базируется, с одной стороны, на отечественных традициях изучения публицистического стиля, лингвистики текста, языка СМИ, представленных именами А. Н. Васильевой, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, М. Н. Кожиной, В. Г. Костомарова, В. В. Одинцова, Ю. В. Рождественского, Г. Я. Солганика, Д. Н. Шмелева и др.

С другой стороны, теория медиатекста аккумулирует когнитивно-дискурсивные, коммуникативно-прагматические, лингвокультурологические научные идеи, рассматривая медиатекст как сложное коммуникативное событие. Признание коммуникативно-дискурсивной сущности медиатекста вводит его в круг интересов всех гуманитарных наук и делает открытым по отношению к участникам коммуникативной деятельности и среде его существования. Значимой становится текстовая модель, базирующаяся на структуре коммуникативного акта и связывающая текст с внешним миром – миром действительности и миром текстов: говорящий / слушающий (автор / адресат), кодовая организация текста, условия и обстоятельства коммуникации, коммуникативные цели, процессы вербализации и понимания. А это уже пространство медиадискурса.

Под медиадискурсом предлагается понимать любой вид дискурса, реализуемый в сфере массовой коммуникации (Е.А. Кожемякин), или дискурсивное пространство, в котором переплетаются различные типы дискурсов (Н.А. Кузьмина, Е.Г. Малышева).

Являясь институциональным типом дискурса, медиадискурс представляет собой речевое взаимодействие представителей разных социальных групп или социальных институтов в их статусно-ролевых отношениях (В.И. Карасик); «процесс речевой коммуникации в СМИ, среда, в которой «созревают» и создаются медиатексты, продукты дискурсивной деятельности в условиях массовой коммуникации».

По определению Н.Ф. Алефиренко, медиадискурс представляет собой «речемыслительное образование событийного характера в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими, паралингвистическими и другими факторами, что, собственно, и делает его «привлекательным» и многообещающим для осмысления речетворческих стимулов в деятельности журналиста. В таком понимании он обретает свои специфические черты: а) как коммуникативное событие – это сплав языковой формы, знаний и коммуникативно-прагматической ситуации;
б) образуя собой своеобразное ценностно-смысловое единство, дискурс предстает как лингвокультурное образование; в) в отличие от речевых актов и текста в его традиционном толковании (последовательной цепочки высказываний), медиадискурс следует рассматривать как социальную деятельность, в рамках которой ведущую роль играют когнитивные образования, фокусирующие в себе различные аспекты внутреннего мира языковой личности; г) как «речь, погруженная в жизнь» <…>, преломляя и интерпретируя поступающую в языковое сознание информацию, становится своеобразным смыслогенерирующим и миропорождающим “устройством”».

Развивая идеи дискурсивного осмысления деятельности СМИ, следует исходить из того, что СМИ – «это средства разъяснения и популяризации, передачи особым образом обработанной, препарированной и представленной информации особому – массовому – адресату с целью воздействия на него. В этом качестве дискурс СМИ отражает определенные СТРУКТУРЫ ЗНАНИЯ и ОЦЕНОК МИРА, ориентирующих адресата на определенное ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ и, главное, на последующие действия, поведение. Именно лингвист должен оценить силу и степень воздействия использованных языковых средств» (Е.С. Кубрякова).

Прагматический эффект, планируемый и предполагаемый любым медиатекстом, – это эффект воздействия. Массмедиа, утверждает американский американский культуролог А. Моль, фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации и не было включено в «технологии раскрутки», почти не имеет шансов оказать влияние на общество. Вывод исследователя таков: «В настоящее время знания формируются не системой образования, а средствами массовой коммуникации»[2]. Таким образом, общество в целом и отдельный индивидуум не может уклониться от воздействия СМИ.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Когда и где возник термин «медиатекст»? Какие типы текстов входят в объем и границы медиатекстов? Назовите сферы функционирования современных медиатекстов.

2. Назовите отечественных и зарубежных ученых, внесших свой вклад в изучение медиатекстов.

3. Каковы экстралингвистические факторы, определяющие сущность медиакоммуникации и сущность медиатекстов?

4. Охарактеризуйте основные категории медиатекста: медийность, массовость, интегративность (поликодовость), открытость (интертекстуальность).

5. По каким признакам осуществляется типология медиатекстов?

6. Охарактеризуйте типа медиатекстов по каналу, типологическим особенностям издания/канала, адресанту, адресату, коду, тематической доминанте.

7. Какова специфика автора и адресата в медиатекст?

8. Какие подходы реализуются в теории медиатекста?

9. Каким образом соотносятся понятия «медиадискурс» и «медиатекст»?

10. Охарактеризуйте прагматический эффект СМИ.

11. Назовите специфические признаки журналистского текста. Каким образом соотносятся понятия журналистский текст и публицистический текст?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте работу Т.Г. Добросклонской «Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ» (М., 2008) и составьте тезисы, ка

Дата: 2016-10-02, просмотров: 639.