Кроме того, д-р Эллис ссылается на наблюдения более раннего исследователя: «В целом у высших животных игры бывают чаще, разнообразнее и для них отведен более длительный период жизни, чем у низших. Игры у рыб встречаются нечасто и стереотипны по сравнению с таковыми у низших млекопитающих, а игры собак менее разнообразны и длительны, чем игры обезьян и приматов».
Что все это означает? Доктор философии Десмонд Моррис, автор книги «Человеческий зоопарк», предполагает, что игра – это часть нашей вечной погони за стимулами. Возможно, именно потому, что наша нервная система более развита, чем у низших животных, ей требуется более продолжительная и сложная стимуляция. И в этом процессе мы вновь и вновь открываем мир. «Каждая игра – это путь к открытию».
Может быть, пользу детского развлечения можно объяснить лучше, если принять во внимание то, что происходит с нашей жизнью, если в ней нет игры.
По-видимому, одна из наиболее распространенных потерь при взрослении – это эмоциональная открытость, которая свойственна детству. Если пятилетний ребенок несчастен, это можно определить безошибочно, даже если его отделяет от вас толпа народу. Двадцатью годами позже этот ребенок усвоит, что определенная степень самоконтроля – это признак взрослости, и постарается прикрыться «взрослой» маской, чтобы скрыть свое несчастье от других людей и, вероятно, даже от самого себя.
«Если вы не позволяете своим чувствам излиться наружу, вам, скорее всего, придется за это чем-то расплачиваться, – говорит д-р Полски. – Они могут преобразоваться во что угодно – скажем, подавленный гнев может выйти наружу в виде депрессии или даже физического недомогания».
Это состояние взрослой жизни можно рассматривать как «эмоциональный запор», говорит доктор медицины Хью Риордан, психиатр, директор Центра «Олив В. Гарви» по развитию человеческих функций, расположенного в г. Вичита, штат Канзас.
«Многие органы тела, к примеру сердце, мочевой пузырь или кишечник, являются по существу механизмами наполнения/удержания/высвобождения, – говорит д-р Риордан. – Ваш мочевой пузырь наполняется и удерживает содержимое, но, если вы его не освободите, он разорвется. Эмоции работают точно так же. Беда в том, что если у детей нет проблем с механизмами высвобождения, то у многих взрослых проблемы есть».
Но повеселиться от всей души попросту может оказаться не так-то легко, как можно было бы подумать. Ведь веселье часто может беспокоить вашу совесть.
«Как часто, когда вам выпадает возможность повеселиться, вы говорите: «Боже, я ведь сейчас должен работать. У меня столько дел накопилось»?» – спрашивает д-р Саймонтон. Ну так не страдайте по этому поводу, вы не одиноки. Этот синдром весьма распространен, и лучше всего его игнорировать. Просто будьте уверены, что не заиграетесь. Это может быть так же вредно, как и играть слишком мало.
«Если мы перерабатываем и недоигрываем, у нас может развиться депрессия, – утверждает д-р Саймонтон. – Если мы переигрываем и недорабатываем, мы чувствуем страх. Мы чувствуем, что пренебрегаем своими обязанностями».
Однако не стоит откладывать веселье до отпуска. «Играть в отпуске очень тяжело, – говорит д-р Саймонтон. – Только представьте: сколько я помню, в отпуске мне все время приходилось придерживаться точного графика. Вернуть лодку к четырем – пойти обедать в шесть – лечь рано, потому что нужно встать рано. Вы тратите уйму денег, а непринужденного веселья нет как нет».
Д-р Саймонтон признает, что ему было не всегда легко впустить игру в свою жизнь, поскольку ему тоже свойствен трудоголизм. Но он регулярно отводит себе время для игры.
Он предлагает людям, пребывающим в подавленном настроении, помочь самим себе, вводя понемногу игру в свою повседневную жизнь. Начните с того, что раз в день или раз в неделю выделяйте немного времени только для игры. И – играйте. Помните, что игра – предмет обязательный, а не факультативный.
Глава 16
Поэзия
Новое поколение психотерапевтов, поэзотерапевты, прописывают стихи, которые способны помочь лучше, чем валиум. Чем бы ни были вызваны страдания – умеренной бытовой депрессией, травмой насилия или онкологическим заболеванием, поэтическое лекарство может оказаться полезным в любом случае.
В наше время поэзия служит в областях столь различных, как охрана психического здоровья и лечение зубов. Поэзия помогает напряженному человеку расслабиться, травмированному – восстановить силы и психотику – научиться чувствовать.
По всей стране в психиатрических больницах, наркологических клиниках и тюрьмах поэзия применяется как инструмент, помогающий людям с серьезными нарушениями взглянуть в лицо реальности. К такому ее применению относятся иронически, по крайней мере поначалу, потому что люди склонны рассматривать стихи как нечто далекое от реальности. «Истина в том, что поэзия – один из наиболее эффективных «механизмов заземления» из всех существующих, – так утверждает доктор медицины Джек Дж. Лиди, психиатр и писатель, видевший «наркоманов, которые соскакивали с героиновой иглы и подсаживались на Хопкинса, Херрика и Гомера».
Откликаясь на стихотворные строки, пациенты узнавали, что они со своими проблемами не одиноки; что кто-то – пусть даже давно почивший английский поэт – их понимает. Страх и ярость больше не грозные чудовища, готовые наброситься и поглотить, – их можно увидеть такими, каковы они на самом деле: эмоциями, присущими всем без исключения людям.
«Поэзия может стать зеркалом, отражающим внутреннюю турбулентность психического состояния пациента. Таким образом, внутреннее становится внешним, или осознаваемым, осязаемым и преодолимым», – поясняет терапевт В. Дуглас Хитчинг, соавтор книг д-ра Лиди «Поэтическая терапия» и «Поэзия-целительница». Когда депрессивным пациентам дают почитать стихи, они часто «раскрываются» и откровенно высказывают собственные эмоции, когда говорят про стихотворение.
Чем интересен фрост
«Есть нечто, что не любит стен в природе», – писал поэт Роберт Фрост. И как говорит дипломированный поэзотерапевт Джой Шиман, к поэзии это тоже относится. «Поэзия разрушает стены, будь то стены между людьми или внутри нас самих».
Шиман является директором программы поэтической терапии в больнице Эль-Камино, расположенной в 40 милях южнее Сан-Франциско, в Маунтин-Вью, Калифорния. Одно из стихотворений, которые она наиболее часто использует в своей работе, – это «Другая дорога», классическое стихотворение Роберта Фроста. Это стихи о колебании при принятии решения – беда, через которую мы все хоть когда-нибудь проходили. Одна женщина, страдающая депрессией, прочитав это стихотворение, сумела разобраться в несовместимости требований, которые предъявляли ее муж и ее работа. Другой поэт, со стихами которого часто работает Шиман, – это доктор философии Лорен Эйсли, который также был известным антропологом. Одно из стихотворений д-ра Эйсли, «Львиный лик», оказалось особенно полезным.
«Это стихи про мягкую игрушку, которую д-р Эйсли сжимал в детстве, в темноте, когда помощи ждать было неоткуда, – поясняет Шиман. – В стихотворении он признается, что, будучи уже взрослым человеком, крупным ученым, остался достаточно скромным, чтобы держать при себе игрушечного зверя, достаточно человечным, чтобы еще находить утешение в его «глазках-пуговках», которые смотрят на него с книжной полки над столом».
Прочтение этого стихотворения часто вызывает спор о том, что такое сила, для которой лев представляет отличную метафору. Шиман, в список клиентов которой входят даже водители-дальнобойщики, говорит: «Мужчины откликаются на это стихотворение, потому что это укрепляет их самооценку и позволяет принимать ту часть себя, которая может вызывать в них чувство стеснения или вины. Но они учатся понимать, что только поистине сильный человек может признаться в собственной слабости».
Метафора незаменима для выстраивания целостного понимания ситуации, соглашается доктор философии Майкл Ширион, главный психолог отделения психиатрии Кайзеровского медицинского центра в Окленде, Калифорния. Метафора – это имя, которое позволяет вам за что-то ухватиться. Метафора также дает вам возможность держать ваше огорчение на расстоянии вытянутой руки и рассмотреть его с разных сторон, более объективно.
ДРУГАЯ ДОРОГА
В осеннем лесу, на развилке дорог,
Стоял я, задумавшись, у поворота;
Пути было два, и мир был широк,
Однако я раздвоиться не мог,
И надо было решаться на что-то.
Я выбрал дорогу, что вправо вела
И, повернув, пропадала в чащобе.
Нехоженей, что ли, она была
И больше, казалось мне, заросла;
А впрочем, заросшими были обе.
И обе манили, радуя глаз
Сухой желтизною листвы шипучей.
Другую оставил я про запас,
Хотя и догадывался в тот час,
Что вряд ли вернуться выпадет случай.
Еще я вспомню когда-нибудь
Далекое это утро лесное:
Ведь был и другой предо мною путь,
Но я решил направо свернуть —
И это решило все остальное.
(Перевод Г. Кружкова)
«Это называется дистанцирование, – поясняет д-р Ширион. – Искусство, метафора, берет ваши внутренние чувства и извлекает их наружу, так что вы можете рассмотреть их. Поэзия дает нам возможность взглянуть на собственные переживания с другой стороны, увидеть в них другой смысл».
Поэзия помогает воспитывать в людях то самое, о чем здесь уже говорилось, – мужество, чтобы изменить то, что мы можем изменить, терпение, чтобы принять то, что мы изменить не можем, и мудрость, чтобы отличить одно от другого. На одну из пациенток д-ра Шириона произвело глубокое впечатление стихотворение Уильяма Блейка «Древо яда».
Оно подвигло эту пациентку выразить свой гнев, который отравлял ее отношения с семьей. «Она чувствовала вину за свое чувство гнева и потому удерживала его внутри, порождая тем самым чувство обиды и еще большей вины. Стихотворение помогло ей осознать, что, хотя она не контролирует свои чувства, она может контролировать свои поступки, вызванные ими. А это именно то, что идет в счет», – говорит д-р Ширион.
Социальная работница из Кентукки усвоила тот же урок, когда поэзия помогла ей победить рак груди.
Маргарет Мэсси Симпсон обнаружила, что у нее рак молочной железы, в 1959 году. После двух радикальных мастэктомий она стала вести хронику своих переживаний, из которой получилась книга «Победить рак». Поэзия помогла ей справиться.
В больнице перед первой операцией Симпсон начала читать поэзию, чтобы отвлечь сознание от боли. В течение двух лет она записывала собственные стихи, подробно останавливаясь на образах воды и моря. Она написала стихотворение под названием «Морской дьявол», и, по-видимому, катание на водных лыжах, которым она занималась незадолго до операции, стало ее навязчивой идеей. Позже, как она рассказала д-ру Лиди, она поняла полное значение своей метафоры: она захлебывалась от жалости к себе.
«Несколько месяцев спустя после операции я обнаружила, что моя главная проблема эмоциональная, а не физиологическая, – писала она д-ру Лиди. – Я думала, что убегаю от смерти и страха. Моя проблема была в том, что я боялась жизни».
Тем временем она обнаружила, что физическая польза от поэзии также весьма реальна. «Подвергаясь воздействию радиоактивного кобальта, линейного ускорителя и химиотерапии, я обнаружила, что вспоминать и читать вслух стихи и сочинять собственные – все равно что пользоваться мощным анестетиком, – написала она в 1974 году. – Во время каждого кризиса или периода болей за последние пятнадцать лет я чувствовала, что сочинение стихов – это трансоподобная анестезия, освобождающая меня от страха и растерянности. Страха перед операцией не было. Было только ожидание удаления лишнего куска, единственного барьера между мной и здоровьем. В отсутствии страха у меня не развивались многие побочные осложнения, испытываемые другими раковыми пациентами, такие как тошнота или боль, вызванная страхом».
Боль, порождаемая страхом боли, – это фактор многих операций, не только мастэктомии. Специалист по челюстно-лицевой хирургии из Бруклина обнаружил, что «поэзия может рассматриваться как хороший заменитель транквилизаторов, наркотиков и седативных препаратов для проведения предоперационной релаксации». У доктора стоматологии Морта Малкина был ассистент, читавший пациентам в его приемной поэтические произведения. «На мой взгляд, страх и тревога заметно уменьшались во время сеансов чтения стихов, – говорит д-р Малкин. – Большинство пациентов чувствует, что доктора, которые настолько проявляют участие к своим пациентам, что в их приемной даже читают стихи, непременно должны отличаться большей добротой и сочувствием. Это дополнительно снижает опасения. Поэзия может помочь и членам семьи пациента, которые часто так же нервничают, как и сам пациент».
Пациенты д-ра Малкина особенно неравнодушны к стихам Эмили Дикинсон, Роберта Фроста и Уильяма Карлоса Уильямса.
ДРЕВО ЯДА
В ярость друг меня привел —
Гнев излил я, гнев прошел.
Враг обиду мне нанес —
Я молчал, но гнев мой рос.
Я таил его в тиши
В глубине своей души,
То слезами поливал,
То улыбкой согревал.
Рос он ночью, рос он днем.
Зрело яблочко на нем,
Яда сладкого полно.
Знал мой недруг, чье оно.
Темной ночью в тишине
Он прокрался в сад ко мне
И остался недвижим,
Ядом скованный моим.
(Перевод С.Я. Маршака)
Телесные ритмы и рифмы
Поэзия не всегда рифмована, но она имеет ритмическую структуру, которая иногда безыскусна, иногда чрезвычайно глубока, – так говорит доктор медицины
Джуст А.М. Мерло. Ритм есть даже в белом стихе. Стихотворения, как правило, синхронизируются с телесным ритмом поэта, говорит д-р Мерло, а поэты, которых мы больше всего любим, – как правило, именно те, чьи телесные ритмы подобны нашим. Ритм – это то, что дает поэзии ее «уравновешивающий» эффект. Поэт Аллан Гинсберг увязывает поэзию с размеренным дыханием и медитацией.
Некоторые люди сохраняют способность к метафорическому мышлению; другие вновь обретают ее в старости. Среди пожилых людей «каждый поэт, разве вы не знаете?» – говорит Сильвия Барон, редактор «Расширяющихся горизонтов», литературного журнала поэзии и прозы, который специализируется на публикации творчества пожилых. Она называет его «голосом третьего возраста». Некоторые из наиболее сильных стихотворений нашего времени написаны руками столь слабыми, что они едва могли удержать карандаш. У пожилых людей есть жизненный опыт и проницательность, им есть что сказать, и у них есть потребность сказать это. Поэзия дает им способ выговориться; «Расширяющиеся горизонты» дают им возможность быть услышанными.
Поэтические рецепты
«Вместо одной таблетки аспирина примите две поэмы», – говорит психиатр доктор медицины Джек Дж. Лиди. Он обнаружил, что, когда у его пациентов возникают проблемы – бессонница, тревожность или депрессия, следующие стихотворения делают чудеса:
Против бессонницы:
Генри Уодсворт Лонгфелло. «Гимн ночи»
Уильям Вордсворт. «Сон»
Томас Мур. «Часто ночью тихой»
Джон Китс. «К сну»
Джон Китс. «Прекрасная беспомощная дама»
Эдгар Аллан По. «Аннабель Ли»
Уильям Вордсворт. «Тинтернское аббатство»
Против тревожности:
Эмили Дикинсон. «Я – никто! А ты – кто?»
Роберт Фрост. «Другая дорога»
Джон Китс. «Ода греческой вазе»
Генри Уодсворт Лонгфелло. «День угас»
Уолт Уитмен. «Моя песня»
Уильям Вордсворт. «Среди нехоженых дорог»
Уильям Батлер Йейтс. «Озерный остров Иннисфри»
Против депрессии:
Вильям Каупер. «И свет во тьме светит»
Оливер Венделл Холмс. «Комнатный Наутилус»
Генри Уодсворт Лонгфелло. «День угас»
Джон Мильтон. «О слепоте»
Перси Биши Шелли. «Ода западному ветру»
Роберт Льюис Стивенсон. «Небесный хирург»
«Ни авторы, ни издатели этого журнала, выходящего дважды в год, не получают гонораров, – говорит Барон. – Несколько человек выполняют большую и тяжелую работу, а их интерес заключается в улучшении литературного качества творчества пожилых людей и обеспечении им отдушины для выхода чувств». Барон, бывшая школьная учительница на пенсии, живет в квартале Нью-Йорка Форест-Хиллз. Хотя выпускать «Расширяющиеся горизонты» начали в 1977 году в рамках программы для домов престарелых при Массачусетском университете в Амхерсте, журнал теперь создается в гостиной Сильвии Барон.
«Сочинение стихов помогает исполниться волей к жизни, полноценно и радостно раскрыть природный художественный дар, и эти факторы не следует упускать из виду, если мы считаем «профилактическую медицину» одной из жизненных целей, – говорит Барон. – Сочинение стихов мотивирует нас продолжать жить. Кроме того, публикация в достойном литературном журнале доставляет немалое удовольствие».
Д-р Джек Лиди соглашается, добавляя, что и подписаться на него – немалое удовольствие, равно как и собирать коллекцию поэтических произведений в вашем медицинском фонде. Д-р Лиди цитирует великого Роберта Грейвза, который говорил, что «хорошо подобранная антология – это полная амбулатория для наиболее распространенных психологических расстройств, и ею можно пользоваться как для их предотвращения, так и для лечения».
Глава 17
Утешители
Что общего между плюшевым мишкой, детским одеяльцем и воспоминаниями?
«Все это – то, что нас утешает, – говорит доктор медицины Пол К. Хортон, психиатр из Меридена, Коннектикут. – Это то, что может дать нам уют и покой и тем самым предоставить защиту в мире, в котором отнюдь не всегда найдется для нас достаточно уюта или покоя. Они, по-моему, и есть самое существо жизни».
Их власть зиждется на том, что они возвращают нам квинтэссенцию нашего детства, то глубинное ощущение умиротворяющего спокойствия, которое мы чувствовали, когда были юны. Д-р Хортон подробно разъясняет свои мысли на эту тему в книге «Утешение: утраченное измерение психиатрии» – итог пяти лет исследований, клинических наблюдений и изучения конкретных случаев.
«Когда мы в младенческом возрасте, у нас очень тесные и эмоционально насыщенные отношения с нашими матерями, – пишет д-р Хортон. – Наши потребности удовлетворяются. Нас кормит и ухаживает за нами специальная особа, которая, видимо, принадлежит нам одним. Мы учимся предвкушать звук голоса, внешний облик, ласковые прикосновения нашей матери.
Благодаря этим особым отношениям мы развиваем базовое доверие к другим людям и к миру, окружающему нас. И эти первые отношения так необычайно полноценны, что они действительно становятся нашей постоянной частью».
Наше детское одеяльце
Вот откуда приходят плюшевые мишки и детские спасительные одеяльца. Когда мы становимся чуть постарше, между двумя и шестью годами, нас заставляют отказаться от иллюзии, что наша мама находится в нашей единоличной собственности, и, по словам д-ра Хортона, мы часто выбираем яркую мягкую игрушку, мягкое одеяло или какой-либо другой объект подобного рода, чтобы он утешал нас и напоминал о наших крайне важных изначальных отношениях с ней. Заслуживает внимания то, что иногда мы избираем в особенные друзья «агрессивную» игрушку, вроде льва или тигра, или иногда заводим себе воображаемого друга, с которым можем разговаривать до бесконечности.
«Но какие бы объекты мы ни выбирали, – говорит д-р Хортон, – они представляют собой слабо замаскированные отображения наших ранних удовлетворяющих взаимоотношений. И все они помогают нам сделать переход от наших мам, представляющих собой весь наш мир, до жизни в мире во всей полноте».
Иногда более старшие дети могут выбирать себе в товарищи кукол-супергероев. А начиная с возраста 7 лет и до 13 «объектами-утешителями» могут служить коллекции таких вещей, как модели самолетов, банки из-под пива, солдатики и куклы. Они помогают нам почувствовать себя спокойнее, когда мы в страхе или в растерянности.
«Самое трудное и эмоционально бурное время – это период полового созревания, возраст от 15 до 25 лет, – говорит д-р Хортон. – Основная причина в том, что очень сложно подыскать себе объекты– утешители, заслуживающие доверия. Подростки могут впадать в депрессию или ярость. Они пытаются стать взрослыми, пытаются оторваться от своих родителей. Но они еще недостаточно созрели, чтобы установить взрослые взаимоотношения.
Фактически, пубертатный период – это отчаянный поиск утешения. Объекты, которые подростки использовали, когда были маленькими – куклы, мягкие игрушки, – теперь они сами же отвергают, как простую детскую дребедень. Поэтому иногда они обращаются к опасным вещам, таким как наркотики и алкоголь, которые могут привести к саморазрушению. А еще они обращаются к музыке.
Один из моих юных пациентов с трудом мог связать слова в предложение. Его речь была очень невразумительна. Но он мог рассказывать мне историю за историей о своих любимых рок-группах».
Важно для всех возрастов
Какое это все имеет отношение к взрослым? Очень серьезное. «Объекты-утешители важны на всех жизненных этапах – в зрелости так же, как и в детстве, – говорит д-р Хортон. – Однако сами объекты при этом могут быть совершенно различными. Средства, с помощью которых маленький человек успокаивает себя, часто явно бросаются в глаза – к примеру, тот же плюшевый мишка, – и их нетрудно идентифицировать. Но на более позднем этапе жизни средства утешения, скорее всего, будут более искусно замаскированы.
Позвольте мне рассказать вам про 55-летнюю женщину, которую я гипнотизировал, чтобы облегчить боли. Когда я попросил ее восстановить в памяти какое-нибудь счастливое событие времен детства, она рассказала историю о путешествии на поезде, которое она предприняла, чтобы встретиться со своим отцом. «Я до сих пор помню едкий запах паровозного дыма, – говорила она, – и я вижу и ощущаю старые бархатные шторы, мягкие сиденья и чистое белое белье; омлет и мороженое – последнее подавалось в серебряной плошке – никогда больше не были такими вкусными; поезд мягко покачивался, так-так, так– так, внезапный лязг – дзынь-дзынь! – шум и свист пробегающего мимо встречного поезда – все такое убаюкивающее, и оно продолжает жить в моей памяти».
Эта пациентка оказалась способна использовать свои детские воспоминания о поезде, чтобы добиться практически полного освобождения от боли, которую наркотические препараты облегчали лишь частично и неудовлетворительно, – говорит д-р Хортон. – В самом деле, средство-утешитель может облегчить любую боль – как физическую, так и эмоциональную и духовную. К примеру, люди, страдающие депрессией, часто попросту забывают, по крайней мере на время, свои средства самоутешения. И определить характерные для них способы самоутешения и достижения чувства безопасности, а также выяснить, что они делали или пытались делать непосредственно перед наступлением приступа депрессии, часто так же полезно, как назначить им антидепрессанты».
Пациенты д-ра Хортона приходят к нему за помощью с различными проблемами: одиночество, непрекращающаяся тревожность, приступы паники, тоска и просто общее чувство, что жизнь бессмысленна. Он старается помочь им различными способами. Во-первых, он помогает им понять, что потребность в утешении действительно важна. Во многих случаях это означает показать пациенту, что чрезмерная ориентация на реальность – убежденность, что мы обязаны постоянно быть «взрослыми» и «реалистичными», – может заставить нас думать, что есть что-то ребяческое в потребности хотя бы время от времени почувствовать себя уютно.
Во-вторых, д-р Хортон помогает своим пациентам понять, что у каждого из нас есть свои объекты-утешители и что они из себя представляют – дело очень личное. Для одного человека может служить утешением перечитывание любимой книги, для другого эту же роль может исполнять мягкая игрушка, даже если он уже взрослый.
Д-р Хортон также старается показать своим пациентам, что «тихая гавань» в доме жизненно необходима. К примеру, это может означать, что вы сделаете обеденное время временем спокойного разговора в кругу семьи, не предназначенного для споров и раздоров, или найдете время, чтобы вместе почитать или послушать музыку. Суть в том, чтобы попытаться найти «островок утешения» в нашей повседневности.
«Сегодня необходимо искать новые пути для утешения, – говорит д-р Хортон. – Некоторые методы получения удовольствия, распространенные в последние два десятилетия – алкоголь, наркотики, транквилизаторы, технические новинки, беспорядочные половые связи, продвижение по службе и прочее, – оказались неэффективными.
Я думаю, что нам предстоит вскоре познакомиться с некоторыми интересными направлениями в смысле поиска утешения или уюта. Это может быть возвращение к большей интимности: тесные и длительные любовные взаимоотношения, дружба, упрочение семейных связей. Рождаемость может возрасти, поскольку дети – мощный потенциальный источник утешения для некоторых людей.
Люди будут искать работу, которая учитывает потребности семьи, – продолжает д-р Хортон. – Высокие оклады, премии и поощрение правами на акции перестанут быть достаточным удовлетворением, и от перемены местожительства люди будут воздерживаться. Возможно, произойдет возвращение к религии. Музыка спокойная и мелодичная, не важно, классическая или современная, опять войдет в моду, как и бальные танцы. Домашние питомцы будут пользоваться нарастающей популярностью, потому что с ними всегда уютно. Точно так же будут пользоваться большим спросом мягкие игрушки, одеяла, высококачественные подушки, подбираемые для конкретного клиента, и другие теплые и приятные вещички».
«Медвежьи» факты
Один человек – и еще приблизительно 7000 других – воспринял слова д-ра Хортона очень, очень серьезно. Этот человек – Джим Оунби, а еще 7000 – это все члены некоммерческой организации, которую Оунби основал в 1973 году. Называется она «Добрые медведи мира» (Good Bear of the World).
«Мы стараемся создавать благодатные условия для любви, дружбы и понимания, предлагая плюшевых медведей детям и взрослым в больницах и других учреждениях, и практически везде мы находим людей, которые нуждаются в плюшевом мишке, – взволнованно говорит Оунби. – Мы верим в силу плюшевого медведя!»
Журналиста Оунби вдохновила на создание «Добрых медведей мира» прочитанная им история, которая произошла в Лиме, штат Огайо, с человеком по имени Рассел Макклин. Проведя большую часть своего детства прикованным к одинокой больничной койке, Макклин, став взрослым, решил, что попытается помочь другим детям, которые находятся в таком же тяжелом положении. Поэтому он организовал программу по раздаче плюшевых мишек каждому ребенку, поступившему в детскую больницу Лимы.
«Есть в плюшевых медведях что-то такое, что не поддается объяснению, – говорит Оунби. – Когда вы держите такого мишку в руках, вас охватывает чувство любви, уюта и безопасности. Это почти сверхъестественно! А еще мишки никогда не возражают, вообще они непревзойденные слушатели».
«Добрые медведи мира» стала по-настоящему интернациональной, когда приюты «Добрых медведей» появились не только в Америке, но также и в Канаде, Англии, Шотландии, Австралии и Новой Зеландии. В Соединенных Штатах есть приюты «Добрых медведей» в штатах Калифорния, Орегон, Вашингтон, Миссури, Род-Айленд, Мичиган, Нью-Йорк, Западная Вирджиния, Пенсильвания и Техас. Звезды Голливуда, в том числе Джин Симмонс и Джейн Виттерс, также принадлежат к «Добрым медведям».
«Плюшевый мишка получил свое имя – медвежонок Тедди – в честь президента Теодора Рузвельта, – рассказывает Оунби. – В 1903 году на охоте Т.Р. отказался застрелить медвежонка, и политический карикатурист из «Вашингтон стар» Клиффорд Берримен обессмертил это событие, изобразив на карикатуре Тедди и медвежонка под названием «Медвежонок Тедди». Ну а мастер игрушек из Бруклина придумал плюшевого мишку и получил позволение Тедди Рузвельта назвать его Тедди.
К настоящему времени в одиннадцати штатах день рождения Тедди Рузвельта – 27 октября – провозглашен днем «Добрых медведей мира», – говорит Оунби. – Наша главная цель – создать мир, в котором любовь, миролюбие и понимание играют более важную роль. Мы просто пытаемся протянуть каждому лапу любви.
Знаете, мы обнаружили, что, если спросить людей: «У вас есть плюшевый медвежонок или хотели бы вы иметь такого?» – шестеро из десяти ответят «да». Мы хотели бы довести это число до десяти из десяти!»
Глава 18
Прикосновение
Муха ползает вверх-вниз по его ноге, и он даже не пытается ее согнать. Он не чувствует щекотки. И причудливая обширная язва, разъедающая его пятку, не причиняет ему ни малейшей боли. Он парализован от талии и ниже, он сидит неподвижно и ждет.
Внезапно он осознает, что к нему стремительно приближается некий силуэт. Это женщина, про которую говорили, что она обладает целительными силами. Он зовет ее по имени. Через мгновение она оказывается рядом с ним, исследует его тело, водя над ним раскрытыми ладонями. Ладони замирают в непосредственной близости от его левой пятки, очевидно почувствовав большую открытую рану.
Несмотря на то что нога плотно запакована в ботинок и шины, она накладывает руки прямо на то место, где развивается язва. Несколько минут спустя молодой человек замечает в своей ноге странное ощущение. Он определяет его как глубоко проникающее тепло. Постепенно, в течение последующих нескольких недель, язва начинает выказывать признаки заживления.
Похоже на историю из Ветхого Завета? Ничего подобного. Это произошло совсем недавно. И не на берегах реки Иордан, а в кампусе Сан-Диего Калифорнийского университета.
Исцеляющие ладони принадлежат Долорес Кригер, дипломированной медсестре, преподавателю медсестринского дела в Нью-Йоркском университете, которая, путешествуя по побережью, проводила семинары по «терапевтическим прикосновениям», являющимся производной формой того, что традиционно известно как «возложение рук».
«Я твердо верю в терапевтическое прикосновение, но, если говорить честно, я сомневалась, смогу ли вызвать хоть какой-то отклик сквозь такие массивные шины и тяжелые ботинки этого юноши, – говорит д-р Кригер. – Но нам было нечего терять, так что я решила действовать и сумела сразу же определить проблемное место. Несмотря на тяжелую обувь, я тут же почувствовала, как энергия меняется.
Что меня больше всего поразило, так это то, что ведь этот юноша, поскольку он страдал параличом нижних конечностей, вообще не чувствовал своих ног. Вдобавок он не имел представления, чего ожидать от этого странного метода лечения. И все же он почувствовал то же, о чем говорили многие, испытавшие это ощущение, – глубинный жар. Я думаю, именно потому этот частный случай застрял в моей памяти».
Нью-йоркский университет лидирует
Д-р Долорес Кригер не единственная, кто убежденно пропагандирует пользу терапевтического прикосновения. Нью-Йоркский университет теперь предлагает полностью аккредитованный последипломный курс для выпускников, предназначенный для официального обучения процессу терапевтического касания и исследования лежащих в его основе движущих сил. «Мы называем себя «Крейзи Кригер», потому что мы все слегка «чокнутые», – говорит д-р Кригер.
Но ни в этом курсе, ни в механизмах, скрытых за терапевтическим прикосновением, не содержится даже намека на шутку. Долорес Кригер абсолютно серьезна, когда рассказывает, как она впервые познакомилась с целительством. Это было исследовательское задание, в котором составлялась научная оценка работы широко известного целителя Оскара Эстебани.
«Моя часть работы состояла в том, чтобы собирать истории болезни, основные показатели состояния организма и тому подобное. Но это дало мне отличную возможность для наблюдения за Эстебани и его пациентами в процессе лечения, – рассказывает д-р Кригер. – Я не видела особых событий. Я не видела ничего потрясающего. В том, чем Эстебани занимался, не было никаких экстраординарных телодвижений либо колдовства, которые я себе могла навоображать. Он довольно спокойно сидел рядом с человеком, которого лечил, и просто возлагал руки на пациента в определенной области, которую почитал важной для данного конкретного случая. Проходило примерно 20–25 минут, лечение заканчивалось, и пациент уходил, чтобы прийти на следующий день, если возникало ощущение, что его состояние того требует.
Казалось, что действует он совершенно прямолинейно, просто, почти легкомысленно, и потому вы можете представить мое удивление, когда последующие отчеты показали, что поправилось больше пациентов, чем могла дать вероятность».
Играла ли тут роль «сила внушения»? Частично – может быть, но здесь определенно было нечто большее, говорит д-р Кригер. В начале 1960-х д-р Бернард Град, исследователь в области гериатрии из Мемориального института Аллана при Университете Макгилла в Монреале, изучал действие прикосновений Эстебани на раненых лабораторных мышах и в экспериментах с семенами ячменя, погруженными в соляной раствор, чтобы стимулировать «болезненное» состояние.
Животных и растения, рассуждал он, нельзя убедить самоуверенным голосом или гипнотическими пассами. И тем не менее в экспериментах д-ра Града животные излечивались быстрее, а семена ячменя прорастали скорее, и из них вырастали более высокие и зеленые растения под влиянием целительных ладоней Эстебани. Прикосновение, очевидно, было решающим фактором. Но как оно действует?
Дата: 2016-10-02, просмотров: 188.