Глава 8
Цвет и свет
Маленькая девочка теряла зрение. Кровяные опухоли, растущие позади ее глаза, неумолимо выталкивали глаз вперед. Три хирургические операции прошли безуспешно. Все обычные средства потерпели неудачу. А затем ее врач прописал ей нечто необычайное: холистический (целостный) подход, включающий улучшенное питание, исцеляющие визуализации и еще одно странное условие. Ребенок должен был проводить по нескольку часов в день на улице при естественном солнечном освещении. А ее спальня – стены, занавески, даже ее одежда – все должно было быть окрашено в мягкие зеленые и голубые тона, вызывающие расслабление. Через несколько месяцев опухоли исчезли и ее зрение восстановилось.
Трудный подросток, содержавшийся в детском исправительном учреждении, был настолько враждебен и агрессивен, что его часто помещали в изолированную комнату. Каждый раз он с ругательствами бросался на стены и без передышки молотил их кулаками. Но затем комнату перекрасили в определенный оттенок розового цвета. На следующий раз он опять впал в бешенство, но через шесть минут уже тихонько сидел на полу и плакал.
Вышеприведенные примеры не случайно подсказывают возможность, которую долгое время упускали из виду, – возможность того, что тонкие вибрирующие излучения цвета и света могут влиять на наше физическое и психическое здоровье с далеко идущими последствиями.
Сегодня многие психиатры и эндокринологи признают, что свет может оказывать очень сложное воздействие на наш организм. Свет предназначен далеко не только для того, чтобы дать нашим глазам способность видеть.
Хотя этот процесс полностью пока не понятен, считается, что свет проникает в глаза, достигает мозга и стимулирует шишковидную железу (эпифиз мозга). В зависимости от того, поступает свет или нет, шишковидная железа либо подавляет, либо высвобождает гормон, именуемый мелатонином. Этот гормон вызывает сонливость, повышает уровень серотонина (нейротрансмиттера, который переносит сообщения по нервной системе), а также регулирует высвобождение других гормонов, регулирующих работу организма. Кроме того, считается, что свет может укрепить иммунную систему, защищающую организм. Коротко говоря, свет, по-видимому, имеет громадное влияние на наше здоровье и поведение.
Особенно большой вклад в наши знания об отношениях света и здоровья внесли два исследователя. Один из них – доктор философии Ричард Вуртман из Массачусетского технологического института. Он уже много лет утверждает, что для оптимального состояния здоровья нужен правильный вид света, которого большинство людей не получает в достаточной степени. Искусственный свет, которым мы обыкновенно пользуемся в помещении, дает лишь примерно одну десятую света, который можно получить на открытом воздухе под тенистым деревом в солнечный день, говорит он. И даже в лучшем случае искусственный свет не так полезен, как солнечный. Д-р Вуртман показывает, что свет, помимо прочего, помогает регулировать овуляцию у женщин, влияет на способность пожилых людей усваивать кальций и может использоваться для лечения желтухи у новорожденных.
Еще один лидер в области изучения света – Джон Отт, который исследовал воздействие света на растения, делая покадровую съемку для Уолта Диснея. Не являясь ученым, он написал две значительные книги («Свет и здоровье» и «Свет, излучение и вы»), и, по его мнению, большая часть искусственного света лишена существенных частей спектра, во многом напоминая очищенную от примесей муку, в которой недостает определенных витаминов и минералов. Он утверждает, что определенные клетки в организме не могут функционировать без этих частей спектра и что большинство разновидностей искусственного освещения способствует заболеваниям, включая рак.
Другие исследователи основываются на работах Отта и д-ра Вуртмана. Некоторые из наиболее перспективных открытий сделаны в области лечения депрессии.
Победить хандру
Сегодня специалистам, изучающим свет, известно, что некоторые виды депрессии появляются зимой и исчезают весной. Удивительно большое количество людей впадают в угнетенное состояние, когда заканчивается период летнего времени и приближается зимний сезон. Как сформулировал один исследователь: «Зимняя спячка не так уж несвойственна человеческой расе».
«Большинство людей говорят, что зимой их темп жизни слегка замедляется, – говорит доктор медицины Томас Вер из Национального института психического здоровья. – Они больше спят, несколько прибавляют в весе. Число людей, которые имеют серьезные проблемы, больше, чем мы думали поначалу. Эти люди знают, что что-то не так, но не могут понять, что именно и как это назвать».
В некоторых случаях умеренная депрессия превращается в серьезное психическое расстройство. «Люди, которых мы наблюдаем в данный момент, имеют тяжелые симптомы, – говорит д-р Вер. – Они почти потеряли волю. Они перестали готовить еду, не видятся со своими друзьями. Они испытывают серьезный стресс и могут даже думать о самоубийстве».
Д-р Вер и его коллега доктор медицины Норман Розенталь недавно лечили 63-летнего мужчину, страдающего маниакально-депрессивным психозом, чьи депрессивные периоды почти всегда начинались в середине лета и достигали пика приблизительно в конце года. Впадая в депрессию, он становился самокритичным и тревожным. Он жаловался на усталость и боялся идти на работу. Попытки излечить его с помощью лекарственных средств были прекращены из-за побочных эффектов.
Помня об этом, исследователи решили вывести мужчину из депрессии поразительно простым способом. Они смоделировали условия весеннего дня. В течение первой недели декабря, за несколько недель перед тем, как депрессия пациента, по обыкновению, должна была подойти к концу, доктора подняли его с постели в 6 часов утра и выставили на очень яркий искусственный свет – примерно в десять раз ярче, чем привычный свет в помещении – на три часа. Затем в 4 часа пополудни они еще на три часа подвергли его той же процедуре. Фактически они продлили ему световой день. Лечение продолжалось десять дней.
В течение примерно четырех дней мужчина начал выходить из своего кокона депрессии. По его собственному мнению, он чувствовал себя намного лучше. И медсестры, наблюдавшие его, думали точно так же. Исследователи прекратили эксперимент, будучи убеждены, что люди, подобно медведям, перелетным птицам и большинству тех, кто обретается в животном царстве, подчиняются сезонным ритмам. Хотя полезный эффект закончился четыре дня спустя после завершения лечения, исследователи установили, что яркий искусственный свет может оказывать почти такое же сильное воздействие на психическое здоровье, как и естественный солнечный свет.
Яркий искусственный свет влияет и на людей, которые страдают от депрессии круглый год. Доктор медицины Дэниел Крипке из Калифорнийского университета в Сан-Диего убежден, что депрессия может возникнуть в том случае, когда циркадные (суточные) ритмы организма искажаются и внутренние часы организма начинают слишком отставать или забегать вперед.
Он считает, что, если пациента разбудить в определенный час раннего утра и выставить на очень яркий свет, это может подтолкнуть внутренние часы и ослабить депрессию.
Утренний свет
В исследовании д-ра Крипке 12 пациентов, страдающих депрессией, согласились, чтобы их будили ночью в случайное время, на один час по одному разу в течение трех последовательных ночей. В одну из ночей исследователи разбудили их на час или два раньше их обычного времени пробуждения и осветили ярким белым флюоресцентным светом. На вторую ночь процедура повторилась та же самая, но на этот раз пациенты были подвергнуты освещению тусклым красным светом. На третью ночь их разбудили через два или три часа после отхода ко сну и выставили на тусклый красный свет. Судя по дальнейшим испытаниям, яркий флюоресцентный свет, который включали ранним утром, на время «значительно снизил степень их депрессии».
Будут ли эти данные преобразованы в информацию, которую люди, заботящиеся о своем здоровье, смогли бы использовать для собственных целей, пока неясно. «Все это очень интересно, многообещающе и чрезвычайно интересует меня с научной точки зрения, – говорит д-р Крипке. – Но мы находимся на ранней стадии изучения и точно не представляем, как это можно практически применить».
В вышеупомянутых экспериментах свет использовался для пробуждения и активации депрессивных субъектов. В других случаях определенные части светового спектра могут применяться для успокаивания гиперактивных детей. Джон Отт давно утверждает, что холодный белый свет флюоресцентных ламп, обычно использующихся в классных помещениях начальной школы, содействует гиперактивности и беспокойному поведению детей. Частично проблема состоит в том, считает он, что люминесцентные лампы испускают рентгеновские лучи и безвредные радиочастоты, но не испускают ультрафиолетовых волн, которые обнаружены в солнечном свете. (Отт добавляет, что уже разработаны приборы, которые могут исправить положение вещей.)
Разумно ли увеличивать наше пребывание под ультрафиолетовым освещением – эта тема вызывала и вызывает горячие споры. По словам доктора философии Вендона Хентона из Национального центра радиологической медицины, утверждается, что ультрафиолетовый свет способен повысить усвоение кальция пожилыми людьми и облегчить головную боль и усталость.
Д-р Хентон и исследователь Стивен Сайкс, при поддержке Отта, провели эксперимент, чтобы сравнить уровень активности мышей, живущих под обычным светом ламп накаливания, с уровнем их активности при том же свете, дополненном ультрафиолетовым излучением. Сделано это было очень просто. Они посадили мышей в клетки с вращающимися колесами и измеряли, сколько они бегают в колесах при различных условиях освещения.
Как и предсказывал Отт, наименьшее число оборотов колеса фиксировалось, когда мышей держали под ультрафиолетовым светом. Исследователи пришли к выводу, что сочетание длин волн данного источника света может в самом деле оказывать влияние на поведение мышей и, возможно, людей. Но является ли тот факт, что мыши меньше бегают под ультрафиолетовым освещением, позитивным изменением в поведении или нет, они сказать не могут.
Свет: канцерогенный фактор
Исследователи также изучали возможность того, что определенные компоненты светового излучения могут воздействовать на способность спариваться и производить на свет детей, а также повышать или понижать нашу восприимчивость к онкологии. В 1964 году Отт проводил эксперимент, показавший, что мыши, живущие при розовом освещении флюоресцентных ламп, более склонны к раковым заболеваниям и проблемам с репродукцией.
Группа исследователей из Национального института оздоровления окружающей среды (NIEHS) в Северной Каролине решила выяснить, насколько теория Отта выдерживает критику. Оказалось, выдерживает.
Доктор философии Колин Чинелл и его коллеги из NIEHS взяли множество мышей, специально выведенных для исследования развития опухолей. Они поделили мышей на три группы и распределили их по трем различным местам обитания, каждое из которых освещалось особым видом флюоресцентных ламп. Одна лампа была розовая; вторая холодно-белая, а третья имитировала дневной свет.
После 573 дней эксперимента оказалось, что мыши, живущие в свете лампы дневного освещения, проявили наибольшую устойчивость к раковым заболеваниям. У мышей, живших под розовой и холодно-белой лампой, развились опухоли молочных желез всего после 42 и 47 недель соответственно, но у тех, которые росли под освещением с полным спектром, опухоли не развивались, пока они не достигли возраста 51 недели. Свет, как выяснилось, активизировал гипофиз, и д-р Чинелл предположил, что за это различие может отвечать пролактин – лактогенный гормон, выделяемый гипофизом.
До настоящего времени научный мир только еще начинает замечать воздействие света на здоровье человека. Количество исследований, посвященных свету, весьма невелико. Никто не знает точно, каким образом данное количество или качество света влияет на функции нашего организма к лучшему или худшему.
Однако некоторые важные факты уже установлены. Мы теперь знаем, что глаз, как выразился один исследователь, «служит не только для зрения». Свет проникает в мозг через глаз и стимулирует высвобождение или подавление жизненно необходимых гормонов. Солнечный свет, похоже, полезнее для здоровья, чем искусственный, но полноспектральный искусственный свет может имитировать энергию солнечного света.
В розовых тонах
Как мы уже видели, различные фракции света, то есть разные цвета, могут обладать дополнительными эффектами. Особенный оттенок розового, упоминавшийся ранее, к примеру, генерировал мощный физический отклик у Александера Дж. Шаусса, директора Американского института биосоциальных исследований в Такоме, штат Вашингтон. Он также породил чрезвычайно полезную идею.
Используя картонный лист размером 18 на 24 дюйма, выкрашенный в цвет, который теперь известен как «розовый Бейкер-Миллер», Шаусс вспоминает: «Я экспериментировал на себе и заметил, что мое кровяное давление, пульс и сердечный ритм при воздействии этого оттенка снижались много быстрее… после периода умственного перевозбуждения, чем когда я смотрел на любой другой цвет… Если мой сердечный ритм, кровяное давление и пульс могут быть снижены с помощью изменения какого-либо параметра окружающей среды, например цвета, тогда какое воздействие этот феномен может оказать на агрессию?»
Когда в тюрьмах и других исправительных заведениях были испытаны камеры, выкрашенные в розовый цвет особого оттенка, оказалось, что результаты везде были стабильные и поразительные. Самые буйные заключенные успокаивались за несколько минут, и их можно было переводить на постоянные места заключения.
«Важно понять, – говорит Шаусс, – что эффект «розового Бейкер-Миллер» физический, а не психологический или культурный». Даже люди, не различающие цветов, поддаются его успокаивающему воздействию!
Глава 9
Творчество
Норман Казинс вовсе не случайно включил в свою книгу «Анатомия болезни» главу под названием «Творчество и долголетие». Казинс рассматривал связь между творчеством и несомненной жизненной энергией на примерах виолончелиста Пабло Казальса и доктора Альберта Швейцера, когда им было за восемьдесят.
Казинс отметил, что, когда руки Казальса ложились на инструмент, все симптомы его артрита и эмфиземы исчезали. «Творчество для Пабло Казальса служило внутренним источником кортизона, – пишет Казинс. – Им владело его творчество, страстное желание исполнить некий замысел, и он достигал поистине выдающихся результатов».
Про доктора Швейцера, который прожил до 95 лет, Казинс пишет: «Сущностью доктора Швейцера были цель и творчество». По Казинсу творчество – а именно следование определенным целям и выражение себя через музыку, или медицину, или любое другое средство – необходимая составляющая долгой и полной энергии жизни.
Что такое, собственно говоря, творчество? Как мы можем развить его в себе? И какую пользу оно нам может принести?
Специалист в области общественных наук доктор философии Э. Пол Торранс, почетный профессор кафедры педагогической психологии Университета Джорджии, уже более 20 лет пытается определять и измерять уровень креативности, особенно у детей. В 1977 и 1978 годах он принимал участие в тестировании 200 мужчин и женщин в возрасте от 65 до 85 лет, чтобы выяснить, как влияют на их жизнь занятия в школе живописи. Это исследование выросло из американской программы «Искусство для пожилых», которая проводилась в девяти округах сельской северо-восточной Джорджии.
После года занятий рисованием и живописью 90 пожилых учащихся заполнили подготовленную анкету. Их ответы продемонстрировали ощутимую пользу для здоровья, которую приносит творческая активность. 96 процентов сообщили, что чувствуют себя «более бодрыми и свежими» после занятий по искусству, и 82 процента сказали, что чувствуют себя «более энергичными», чем в начале курса занятий.
71 процент ответил, что они теперь более активны, чем раньше; 93 процента сказали, что время теперь для них бежит быстрее; 59 процентов сказали, что уже не так часто болеют, как год назад.
88 процентов сказали, что они теперь не так одиноки, как раньше; 93 процента, по их мнению, стали лучше понимать других людей; 94 процента почувствовали себя «в большей степени в мире с самим собой».
Хотя д-р Торранс и его коллеги допускают, что «заявления этих пожилых граждан могут показаться несколько преувеличенными», они также указывают, что исследования в Небраске привели к таким же открытиям. В этом исследовании, проведенном в 1960 году, группе из 35 пожилых людей в течение 18 недель преподавали искусство масляной живописи. 11 лет спустя, в 1971-м, провели уточняющее обследование с поразительными результатами. 67 процентов тех, кто обучался живописи, были еще живы, по сравнению с 38 процентами такой же по составу контрольной группы. И в то время как все бывшие учащиеся, оставшиеся в живых, были бодрыми и активными, только 62 процента из контрольной группы продемонстрировали живость ума, а 38 процентов были прикованы к постели.
Оздоровительное действие рисования можно объяснить, говорит д-р Торранс, тем фактом, что ученики «в большем объеме использовали свои способности». Он также полагает, что творчество способно инициировать более оптимальное функционирование эндокринной системы.
«Творчество, – как определяет его д-р Торранс, – это процесс повышения чувствительности к проблемам, недостаткам, пробелам в познаниях, утраченным элементам, дисгармонии и тому подобному; определение трудностей; поиск решений, догадок или формулирование гипотез и возможные их изменения и перепроверки; и наконец, опубликование результатов.
Это универсальный феномен, – говорит он, – и им обладают все хоть сколько-нибудь функционирующие личности, включая умственно отсталых и физически неполноценных. Важно научиться, как управляться с ним, научиться поддерживать его активность».
Делаем то, что хотим
Обучать людей, как сохранять активность своего творчества, именно это художница Мишель Кассо старается делать в своей Студии опытного рисования в Сан-Франциско. По ее мнению, секрет в том, чтобы отрешиться от внешней и внутренней критики.
«Быть творческим человеком – на самом деле означает просто делать то, что мы хотим, – говорит Кассо с французским акцентом. – Но это очень трудно. Оказывается, мы далеко не всегда знаем, что хотим делать. Большую часть времени люди не осознают, насколько критично они сами относятся к тому, что делают. Они не позволяют себе делать то, что хотят.
Я говорю им, что они не могут ошибиться, потому что творчество – внутри них, – рассказывает она. – Я поощряю их нормально воспринимать все, что бы они ни нарисовали. Они боятся нарисовать некрасиво, боятся, что в их художестве будет недостаточно смысла. Я говорю им: «Что такое «некрасиво»? Нет такого понятия. Это простая условность».
Воспрепятствовать творчеству может как скука, так и страх заплыть в воды воображения, не нанесенные на карту, говорит Кассо. «Люди скучают большую часть времени, – утверждает она. – Они так привыкли к скуке, что мирятся с ней». Они могли бы так не скучать, считает она, если бы набрались храбрости и впустили в свою жизнь неожиданное.
По словам доктора философии Эрвина Дициана из Нью-Йорка, автора книги «Креативность: путь к открытию себя», творчество очень во многом зависит от того, насколько смело человек движется вперед, невзирая на критику.
«Люди останавливаются, когда их поднимают на смех, – говорит д-р Дициан. – Они словно боятся сказать: ну и что? Те, кто верит в себя, у кого хватает смелости иметь собственные убеждения, найдут свой уровень».
Сочетание интуитивного чувства и упорного труда обеспечивает самую урожайную почву для созидания. «Отдайтесь на волю музы, – советует д-р Дициан. – Отпустите свой разум. Вам нет нужды искусственно пробуждать в себе творчество. Вы только не должны подавлять его».
Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.