Все разновидности подшипников классифицируются по следующим признакам:
Ø по направлению воспринимаемых нагрузок:
а) радиальные – предназначены для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных нагрузок, которые действуют перпендикулярно оси вращения подшипника по его радиусу;
б) радиально-упорные – служат для восприятия комбинированных радиальных и осевых нагрузок, действующих под углом к оси вращения, бо́льшим 45º;
в) упорно-радиальные – предназначены для восприятия комбинированных осевых (основных) и радиальных (небольших) нагрузок, действующих под углом к оси вращения, меньшим 45º;
г) упорные – воспринимают только осевые нагрузки.
Ø по форме тел качения:
а) шариковые;
б) роликовые (с короткими и длинными цилиндрическими роликами, с коническими и игольчатыми роликами, со сферическими и сфероконическими роликами, с витыми роликами);
Ø по числу рядов тел качения подразделяются на одно-, двух- и четырехрядные.
Ø по основному конструктивному признаку:
а) несамоустанавливающиеся;
б) самоустанавливающиеся (сферические).
Условные обозначения (по ГОСТ 18885–94 [9])
Основное условное обозначение (ОУО), дополнительные знаки и знак завода-изготовителя (например ГПЗ-24) нанесены на торцы колец подшипника. ОУО составляется из цифр (максимальное количество цифр – 7) и означает внутренний диаметр подшипника, его серию, тип, конструктивную разновидность. Порядок отсчета цифр справа налево (см. табл. 18).
Две первые цифры ОУО являются частным от деления внутреннего диаметра подшипника (диаметра у опоры вала) в мм на 5. Это правило действует для диаметров от 20 до 495 мм. Для диаметров 10, 12, 15 и 17 мм обозначения соответственно 00, 01, 02 и 03.
Третья и седьмая цифры ОУО указывают серию подшипников всех диаметров, кроме малых (до 9 мм включительно). Третья цифра, обозначающая серию диаметров, совместно с седьмой цифрой, обозначающей серию ширин, определяют размерную серию подшипника. Если седьмая цифра – 0, то цифра на третьем месте характеризует серию по диаметру и ширине. Такая картина объясняется тем, что при одинаковом внутреннем диаметре изменение наружного диаметра неизбежно влечет и изменение ширины подшипника, т.к. изменяется диаметр тел качения, и наоборот, при изменении ширины подшипника изменяется наружный диаметр (при сохранении числа рядов тел качения).
Четвертая цифра ОУО обозначает тип подшипника:
0 – шариковый радиальный однорядный
1
5 по табл. 18
Таблица 18
Условные обозначения подшипников качения
Класс точности | |
№ | Название |
Нормальный | |
Повышенный | |
Высокий | |
Особо высокий | |
Сверхвысокий |
Е | |
Р | |
К | |
Т |
ОУО
7я 6я 5я 4я 3я 2я 1я цифра справа
Конструктивные особенности |
Угол контакта тел качения с кольцами, наличие борта на кольце, наличие канавки под упорное кольцо, защитные шайбы и др. |
Диаметр вала (внутренний диаметр подшипника) | |||||
d, мм | 20...495 | ||||
обозначение | d : 5 |
Тип подшипника | |
Обозначение | Наименование типа |
Шариковый радиальный однорядный | |
Шариковый радиальный сферический | |
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами | |
Роликовый радиальный сферический | |
Роликовый с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами | |
Роликовый радиальный с витыми роликами | |
Шариковый радиально-упорный | |
Роликовый конический | |
Шариковый упорный и шариковый упорно-радиальный | |
Роликовый упорный и роликовый упорно-радиальный |
Серия подшипника: | по наружному диаметру (3я цифра справа) | ||||||||||||||
по ширине (7я цифра справа) | |||||||||||||||
по диаметру | особолегкая | легкая | средняя | тяжелая | |||||||||||
по ширине | узкая | нормальная | широкая | особоширокая | узкая | нормальная | широкая | особоширокая | узкая | нормальная | широкая | особоширокая | узкая | широкая | |
Обозначение | 3я цифра | ||||||||||||||
7я цифра | |||||||||||||||
Примерное обозначение серии |
Пятая или пятая с шестой цифрой ОУО обозначают конструктивную разновидность подшипников (наличие канавки под упорное кольцо, номинальный угол контакта тел качения с наружным кольцом в радиально-упорных подшипниках, наличие защитных шайб, дополнительных бортов, конического отверстия внутреннего кольца и т.п.).
В основном условном обозначении нули, стоящие левее последней значащей цифры, опускаются. Таким образом, минимальное количество цифр в ОУО – три, (например, шарикоподшипник легкой узкой серии с внутренним диаметром 55 мм будет иметь ОУО – 211).
Кроме цифр ОУО слева и справа от него могут маркироваться дополнительные знаки (буквенные или цифровые). Например, класс точности подшипника маркируется цифрой слева через тире от ОУО.
Справа от ОУО могут стоять буквенные знаки, характеризующие материал детали подшипника (например, буква Е обозначает, что сепаратор выполнен из пластических материалов, буква Р – детали подшипника изготовлены из теплостойких сталей, буква Ю – все или часть деталей изготовлены из коррозионной стали). Конструктивные изменения деталей подшипника обозначаются буквой К с цифрами (К1, К2, К3), буква Т с цифрами (Т1,Т2,Т3) указывает на специальную термообработку деталей, буква М с цифрами (М1, М2, М3) – роликовые подшипники с модифицированным контактом.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 164.