При расчете валов на прочность существуют три основных вида расчетов:
– предварительный (ориентировочный);
– проектировочный (приближенный);
– проверочный (уточненный).
Основным видом является проектировочный расчет на прочность, в котором учитывается совместное действие изгиба и кручения и определяются размеры валов в опасных сечениях. Сначала составляется расчетная схема редуктора (рис. 17), на которой указываются направления вращения валов (  ), диаметры делительных окружностей (
 ), диаметры делительных окружностей (  ) и усилия в зацеплениях зубчатых передач (окружное
 ) и усилия в зацеплениях зубчатых передач (окружное  ; радиальное
 ; радиальное  ; осевое
 ; осевое  ). Векторы этих сил проведены из полюсов зацеплений (
 ). Векторы этих сил проведены из полюсов зацеплений (  ) в направлениях, зависящих от углов наклона зубьев и от направлений вращения зубчатых колес. На расчетной схеме редуктора (см. рис. 17), изображенной в двух проекциях со стороны консольного конца входного вала I, условно принято направление вращения вала I против часовой стрелки (
 ) в направлениях, зависящих от углов наклона зубьев и от направлений вращения зубчатых колес. На расчетной схеме редуктора (см. рис. 17), изображенной в двух проекциях со стороны консольного конца входного вала I, условно принято направление вращения вала I против часовой стрелки (  ) с одинаковым направлением углов наклона зубьев обеих передач редуктора (на рис. 17 показано тремя параллельными наклонными линиями на колесах передач). Определение значений этих углов было рассмотрено в лабораторной работе №3. Затем редуктор разбирается, производится измерение основных конструктивных параметров каждого вала в сборе, и составляются их конструктивные (компоновочные) схемы по образцам, приведенным на рис. 18, 19, 20, в масштабе 1:2. На этих схемах в верхней размерной цепи каждого вала проставляются размеры его конструктивных элементов в осевом направлении
 ) с одинаковым направлением углов наклона зубьев обеих передач редуктора (на рис. 17 показано тремя параллельными наклонными линиями на колесах передач). Определение значений этих углов было рассмотрено в лабораторной работе №3. Затем редуктор разбирается, производится измерение основных конструктивных параметров каждого вала в сборе, и составляются их конструктивные (компоновочные) схемы по образцам, приведенным на рис. 18, 19, 20, в масштабе 1:2. На этих схемах в верхней размерной цепи каждого вала проставляются размеры его конструктивных элементов в осевом направлении  , определенные с помощью штангенциркуля и линейки, а в нижней размерной цепи указываются размеры между осями симметрии тех элементов конструкции – цапф, посадочных мест деталей передач, выходных концов и др., в которых действуют силы, создающие изгибающие и крутящие напряжения в теле вала. Размеры между этими осями симметрии a, в, c впоследствии на расчетной схеме будут плечами a, в, c с соответствующими для каждого вала индексами, создающими изгибающие моменты в различных участках валов от сил в зацеплениях (
 , определенные с помощью штангенциркуля и линейки, а в нижней размерной цепи указываются размеры между осями симметрии тех элементов конструкции – цапф, посадочных мест деталей передач, выходных концов и др., в которых действуют силы, создающие изгибающие и крутящие напряжения в теле вала. Размеры между этими осями симметрии a, в, c впоследствии на расчетной схеме будут плечами a, в, c с соответствующими для каждого вала индексами, создающими изгибающие моменты в различных участках валов от сил в зацеплениях (  ,
 ,  ,
 ,  ) и от сил в деталях на консольных участках (
 ) и от сил в деталях на консольных участках (  ). Каждый вал изображается в своих опорах: входной – в опорах А и В, промежуточный – в опорах С и D и выходной – в опорах Е и F. Одна из опор каждого вала принимается шарнирно-подвижной, другая – шарнирно-неподвижной. Вследствие неизбежной несоосности валов, соединяемых муфтами, валы на расчетной схеме нагружают консольной силой
 ). Каждый вал изображается в своих опорах: входной – в опорах А и В, промежуточный – в опорах С и D и выходной – в опорах Е и F. Одна из опор каждого вала принимается шарнирно-подвижной, другая – шарнирно-неподвижной. Вследствие неизбежной несоосности валов, соединяемых муфтами, валы на расчетной схеме нагружают консольной силой  , которая направляется так, чтобы она увеличивала напряжения и деформации от окружной силы
 , которая направляется так, чтобы она увеличивала напряжения и деформации от окружной силы  (худший случай).
 (худший случай).
На расчетной схеме каждого вала силы  ,
 ,  ,
 ,  изображены раздельно в вертикальной (плоскость Y) и горизонтальной (плоскость X) плоскостях. При этом возникают пары сил (моменты), равные:
 изображены раздельно в вертикальной (плоскость Y) и горизонтальной (плоскость X) плоскостях. При этом возникают пары сил (моменты), равные:
 и
 и  .
 .
Здесь  – диаметр делительной окружности шестерни.
 – диаметр делительной окружности шестерни.

Рис. 17. Расчетная схема двухступенчатого редуктора с косозубыми передачами:
 I – входной (ведущий) вал с полумуфтой в опорах A и B; 
 II – промежуточный вал в опорах С и D; III – выходной (ведомый) вал 
 с конической шестерней в опорах E и F; 
 П1, П2, П3 – полюса зубчатых зацеплений

Рис. 18. Схема для расчета ведущего вала (вал I):
 а – компоновочная схема вала I в сборе; б – общая расчетная схема вала I; 
 в – расчетная схема сил в вертикальной плоскости; 
 г – расчетная схема сил в горизонтальной плоскости

Рис. 19. Схема для расчета промежуточного вала (вал II):
 а – компоновочная схема вала II в сборе; б – общая расчетная схема вала II; 
 в – расчетная схема сил в вертикальной плоскости; 
 г – расчетная схема сил в горизонтальной плоскости

Рис. 20. Схема для расчета выходного вала (вал III):
 а – компоновочная схема вала III в сборе; 
 б – общая расчетная схема вала III; 
 в – расчетная схема сил в вертикальной плоскости; 
 г – расчетная схема сил в горизонтальной плоскости
Таблица 17
Итоговая таблица результатов по определению 
 конструктивных и расчетных параметров
| № п/п | Параметры валов в сборе | Обозначения | Результаты, мм | ||
| Вал I | Вал II | Вал III | |||
| Диаметры делительных окружностей шестерен (из лабораторной работы №3) |           | ||||
| Длины конструктивных элементов валов в осевом направлении |               | ||||
| Расчетные длины плеч изгибающих моментов | a в c | ||||
| Расстояние между опорами | L | 
Содержание отчета
Отчет по лабораторной работе должен быть оформлен в соответствии с общими требованиями. Также в отчете должны быть представлены:
1. Расчетная схема двухступенчатого редуктора по образцу, приведенному на рис. 17.
2. Схемы для расчета входного, промежуточного и выходного валов редуктора по образцам (см. рис. 18, 19, 20).
3. Итоговая таблица результатов по определению конструктивных и расчетных параметров по образцу табл. 17.
Контрольные вопросы
1. Как называются и для чего предназначены основные элементы конструкции ступенчатого вала?
2. Как и зачем составляются конструктивные (компоновочные) схемы валов?
3. Как и зачем составляются расчетные схемы нагружения валов?
Лабораторная работа № 8
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Цель работы– изучить классификацию подшипников качения и научиться определять их основные технические и эксплуатационные характеристики.
Содержание работы
1. Используя данное учебное пособие и плакаты, ознакомиться с классификацией подшипников качения и их условным обозначением (см. табл. 18).
2. Изучить конструкции и области применения подшипников качения различных типов по стендовым образцам.
3. Для каждого из 2-х выданных на бригаду подшипников различных типоразмеров (подшипник №1 и подшипник №2) определить замерами основные конструктивные характеристики и показать их на эскизах подшипников по образцу рисунков в «Примере 1» и в «Примере 2».
4. Расшифровать номера подшипников №1 и №2, пользуясь табл. 18, и дать краткую характеристику каждому подшипнику.
5. Составить отчет по лабораторной работе.
Лабораторное оборудование:
1. Комплект из двух подшипников разных типоразмеров на одну бригаду – 2 комплекта.
2. Штангенциркуль – 2 шт.
3. Плакаты подшипниковых узлов – 1 комплект.
4. Стенд с подшипниками.
5. Защитная подкладка на столы – 2 шт.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 241.