Определения и особенности программированного обучения.
Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и научения в соответствии с некоторыми индивидуальными особенностями (индивидуальным темпом обучения, особым путем овладения учебным материалом в зависимости от уровня обученности и др.), называется программированным обучением.
Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного, в котором дается необходимая информация об изучаемом знании или действии; контрольного, в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе' к какому-то следующему шагу.
В зависимости от характера шагов программы различают следующие основные системы программированного обучения.
1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 1960-х годов на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не • совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения
252 --~-
основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Скиннера, обучаемый учится главным образом выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.
2. Разветвленная программа программированного обучения, основоположником которой является американский педагог Н. Крау-дер. Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.
Разные системы программированного обучения различаются также по способу ввода обучаемым ответа на задания контрольных кадров или по степени адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых.
Используются следующие способы ввода ответов: 1) свободное
конструирование ответа из заданного набора букв, цифр, условных знаков или же формулирование его в словесной форме; 2) регламентированное кодирование ответа в форме условного знака или определенной последовательности этих знаков; 3) выборочный способ—выбор ответа из заданного набора; 4) смешанный способ.
По степени адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых различают следующие виды программированного обучения:
; 1) адаптивные только к темпу работы обучаемых; 2) адаптивные к темпу и уровню обученности без самосовершенствования. Эти системы характеризуются тем, что тот или иной путь обучения : определяется лишь на основе оценки одного предшествующего ; ответа обучаемого; 3) адаптивные системы с самосовершенство-| ванием, которые вырабатывают для каждого обучаемого свой осо-„ бый путь обучения на основе анализа всей истории его обучения | и тем самым обеспечивают обучение за минимальное время и с | минимальным количеством ошибок. Самосовершенствование мо-| жет совершаться вручную учителем или производиться автоматически обучающей машиной или ЭВМ по особой программе.
Многочисленные системы программированного обучения не имели первоначально особого психологического обоснования и разрабатывались в основном эмпирически. В дальнейшем отдельные
элементы программированного обучения получили то или иное психологическое обоснование, однако полная теория программированного обучения до сих пор не создана. В советской психологии была сделана попытка разработки теории программированного обучения на основе органического сочетания кибернетической теории управления с психологической теорией поэтапного формирования умственных действий.
Наибольшее распространение различные системы программированного обучения получили в 50—60-х годах, в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы программированного обучения главным образом для контроля знаний/консультаций и тренировки навыков. В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного или электронного обучения. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит главным образом в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает не только достаточно высокий уровень обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
Алгоритмизация обучения. Выявление или построение в содержании и в процессе обучения алгоритмов и представление их в какой-либо форме пошаговой программы деятельности у-чения или преподавания называется алгоритмизацией обучения.
В деятельности учащихся в процессе учения и учителей в процессе преподавания можно различать два принципиально различных способа решения возникающих в этих процессах задач: алгоритмический, когда субъект выполняет свою деятельность в соответствии с известным ему алгоритмом, т. е. предписанием (правилом, инструкцией), определяющим четкую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению любой задачи из некоторого класса; эвристический, когда главная составная часть его деятельности состоит в поисках плана или метода решения данной задачи. Обычно эти два способа деятельности в обучении не различались и осуществлялись совместно в едином процессе.
Появление идей программированного обучения привело к необходимости явного выделения в содержании обучения учебных алгоритмов (их часто называют алгоритмическими предписаниями). Учебные алгоритмы служат предметом усвоения для учащихся, а зачастую и средством обучения, показывающим, какие действия и в каком порядке должны выполнять учащиеся, чтобы усвоить соответствующее знание.
Психологическое значение алгоритмизации обучения состоит в том, что она способствует явному различению учащимися содер-
Й4
*
жателъной и операциональной сторон изучаемых знаний и овладению общим способом решения широкого класса задач, а также явному выделению из процесса овладения умственными действиями ее ориентировочной основы, благодаря чему значительно повышается эффективность обучения. Что касается попыток построения и использования алгоритмов преподавания, то они пока не привели к значительным результатам.
Обратная связь в обучении. Связи, идущие от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому (внешняя обратная связь) или идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь), по которым проходит информация о ходе процесса и результатах научения, называются обратными связями.
Информация о ходе и результатах научения, получаемая учителем (по внешней обратной связи) или учеником (по внутренней обратной связи) сопоставляется с заранее известной нормативной (требуемой), и результаты этого сопоставления служат для учителя основанием для оценки и коррекции процесса обучения, а для ученика—основанием для самооценки и самокоррекции своей учебной деятельности (в случае отрицательной обратной связи, придающей системе обучения и научения состояние устойчивости по отношению к нормальному процессу) и подкреплением для стимуляции процесса учения (в случае положительной обратной связи). Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессом обучения и научения.
Применение элементов программированного обучения в школе многообразно. Это и отработка отдельных учебных действий в соответствии с данным алгоритмом, и работа по обучающей программе в компьютерных классах, и особые системы контроля знаний и т. д. Почти во всех случаях отмечаются высокие учебные результаты, а при применении ЭВМ—и повышение интереса к
учению.
Главной целью введения программированного обучения является создание условий для продвижения в учебном материале в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ученика, обеспечение индивидуального темпа учения. Поэтому особенно ценным оно становится при индивидуализации обучения в классе, работе с отстающими учащимися, которым нужен замедленный темп усвоения нового материала, возврат к ранее пройденному и др. С другой стороны, абсолютизация приемов программированного обучения может привести и к отрицательным результатам, прежде всего к утрате творческих моментов общения учителя в классом.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 256.