При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного (или усредненного) представителе группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип личности, как “авторитарная личность”,—конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них—доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение (169, с. 18, 37).
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента—наиболее древний и наиболее известный пример, в котором предполагается наличие соответствия между психологическим типом и физической формой.
Э. Кречмер описал два типа личности: шизотимический и цик-лотимический, крайними патологическими формами проявления которых являются, шизофреники и люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. Эти типы имеют множество вариантов, наиболее характерными из которых у циклотимиков являются “веселые болтуны”, “спокойные юмористы”, “сентиментальные тихо-
Дзо
ни”, “беспечные любители жизни” и “активные практики”; среди шизотимиков выделяются “тонко чувствующие аристократы”, “идеалисты-мечтатели”, “холодные властные натуры и эгоисты”, “сухари” и “безвольные”.
У высокоодаренных лиц обычно богаче и резче выражены характеристики типов. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои, 2) живые организаторы крупного масштаба, 3) примиряющие политики. Блестящим примером, сочетающим в себе разные стороны циклотимического характера, является Мирабо, лидер первого периода Великой французской революции. Он обладал качествами храброго борца и осторожностью, способностями примиряющего политика, пламенным духом, полным ораторского таланта и пылающей чувствительности, остроумия и сознания собственного достоинства. При этом он был всегда справедлив н примирителен, весельчак, кутила, игрок, постоянный должник, но добродушный, как дитя, человек, который любил пожить и давал жить другим, друг человека, совавший каждому нищему деньги в руки, беспечный, доступный, всюду пользовавшийся популярностью и кичившийся ею; мастер популярно выражаться, умевший руководить'при самых горячих прениях, пропитанный тонким юмором и умевший в самый сухой официальный документ вставить умное замечание или прекрасный оборот. Лишенный скрупулезности и не отличавшийся высокой моралью, но великодушный, со здравым смыслом и свободный от фанатизма и доктрины.
Совершенно иного склада исторические герои, обладавшие ши--зотимическими свойствами. Их успехи главным образом обусловлены следующими типологическими чертами шизотимической xrf-рактерологии: настойчивостью и систематической последовательностью, непритязательностью, спартанской строгостью, стоической выносливостью, холодностью в отношении к судьбам отдельных личностей, с одной стороны, и утонченным этическим чувством и неподкупной справедливостью—с другой, а в особенности своим состраданием к стонам слабых и раненых, пафосом по отношению к народным страданиям, по отношению к дурному обращению с угнетенными классами и склонностью к идеализму вообще. Обратной стороной этих преимуществ является известная склонность к доктринерству, односторонне узкому и фанатичному, недостаток доброжелательности, приятного, естественного человеколюбия, понимания конкретной ситуации и особенностей отдельных личностей. Их можно подразделить на следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета. Холодному, гибкому и отчасти аморальному последнему типу противостоит патетическая страстность и строгая последовательность чистых моралистов и идеалистов. Именами Канта, Шиллера и Руссо можно характеризовать эту группу. Все элементы высоконапряженного нравственного идеализма мы находим в фигурах группы фанатиков и деспотов: Савонаролы, Кальвина, Робеспьера (168а, с. 205—207; 1256, с. 240—243).
9“ 131
Необходимо сказать несколько слов и о других типологиях, построенных на иных принципах. Прежде всего следует вспомнить о предложенном К. Юнгом делении людей на интровертов и экстравертов, получившем .очень широкое распространение и, видимо, соответствующем повседневным наблюдениям большинства людей, Основой юнговского определения типа служит не совокупность тесно связанных между собой качеств, а представление о весьма важном отношении, отношении человека к объекту.
Рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно внешними объектами его интересов, в то время как судьбы другого—прежде всего его собственной внутренней жизнью. Когда ориентировка на объект и на объективные данные перевешивает до того, что наиболее частые и главнейшие решения и поступки обусловлены не субъективными взглядами, а объективными отношениями, то говорят об экстравертированной установке. Если это бывает постоянно, то говорят об экстравертированном типе. Когда кто-нибудь мыслит, чувствует и поступает, одним словом, живет так, как это непосредственно соответствует объективным отношениям и их требованиям, в хорошем и плохом смысле, то он представляет экстра-вертированный тип личности. Экстравертированный тип относительно без трений примиряется со сложившимися отношениями и не имеет особых притязаний, кроме достижения объективно данных возможностей, например избрать профессию, которая в данном месте и в данное время представляет многообещающие воз--можности, или воздерживаться от всяких нововведений, если только они уж сами собой не напрашиваются; он считается с ограничением своих субъективных потребностей и нужд.
Для интровертированного типа его субъективные наклонности и воззрения сильнее, чем влияние внешнего объекта, их психическая ценность выше, так что они покрывают собой все впечатле-' ния. Точно так, как интровертированному кажется непонятным, что объект всегда должен играть решающую роль, так и для экстравертированного остается загадкой, как субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.
Каждый человек обладает обоими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда естественно происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, т. е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой.
Каждому выраженному типу присуща особая тенденция к компенсации односторонности его типа, тенденция, которая биологически целесообразна, так как она позволяет удержать душевное равновесие. Благодаря компенсации возникают вторичные
(132
. ” характеры или типы, которые представляют чрезвычайно трудно поддающийся разгадке образ (168а, с. 213;, 1256, с. 200—202, 206—208, 216).
Типы акцентуаций характера у подростков. Типологический подход к описанию личности, использован А. Е. Личко при диаг-аостике типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Им было выявлено 11 типов акцентуаций.
1. Гипертимный тип. Главной особенностью этого типа в подростковом возрасте является постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.
2. Циклоидный тип. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза, когда фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальным-и, при которых бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Вначале смена фаз подъема и спада настроения происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает.
3. Лабильный тип. Отличительной особенностью является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.
4. Астено-невротический тип. При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.
5. Сензитивный тип. Основные черты — повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т. п.), избегания компании бойких и активных детей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний.
6. Психастенический тип. Основные особенности — повышенная тревожность, мнительность, наклонность к сомнениям. Для психастеника трудно принять окончательное решение, поэтомуонтщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу.
7. Шизоидный тип. В подростковом возрастевсе шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, своеобразие к необычность в выборе занятий и увлечений.
8. Эпилептоидный тип. Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность аффекта, взрывчатость .и безудержная агрессивность. Большим напряжением отличается также сфера влечений. Все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.
9. Истероидный тип. Главные особенности истероидного типа — безграничный эгоизм и “жажда признания”. Лица этого типа обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне.
10. Неустойчивый тип. Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Зависимые и безвольные, они не имеют собственных положительных целей, их поступки" определяются случайными внешними обстоятельствами. Они часто попадают в дурные компании, бросают учебу и работу, сближаются с правонарушителями, алкоголизиру-ются, употребляют наркотики и т. п
11. Конформный тип. Главная черта этого типа — постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни (169, с. 18, 37, 97—101).
Инстанции личности. Типологическая и факторная концепции личности имеют в принципе статический характер. Типы и факторы (черты) призваны охарактеризовать форму личности. Динамическая концепция, напротив, исходит из представления о силах, взаимодействием которых между собой и со внешней средой и создается структура личности. Эта теория имеет психоаналитическое происхождение. Далее говорится о подсистемах или отдельных областях структуры личности; не следует смешивать эти инстанции с чертами личности или переменными.
Известно, что сознательные явления составляют лишь малую часть психики и что психические реакции в значительной мере детерминированы деятельностью бессознательного. “У сердца есть резоны, неведомые разуму”,—сказал в свое время Паскаль, и большинство людей действительно не отдают себе отчета в истинных причинах своих действий. Тем не менее большая часть этих детерминант может осознаваться и выходить, таким образом, из сферы, названной 3. Фрейдом “подсознанием”.
3. Фрейд ввел понятия “Я” и “Оно”. Для различения этих структур он предложил принимать во внимание законы их функционирования. Проявления системы, соответствующей “сознанию”, “Я”, управляются принципом реальности, . проявления “Оно”—принципом удовольствия. Первые соответствуют реальности и подчиняются физическим законам, социальным установлениям и логике. В основе вторых лежат субъективные потребности биологического или аффективного порядка.
“Я” Для 3. Фрейда—это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации. Он включает в себя восприятие, интеллект и моторику. Он оказывается, с одной стороны, средоточием познавательных и исполнительных функций и в то же время включает в себя волю и фактические цели. Это та инстанция, которая господствует над побуждениями к движению, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого “Я” исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияния и действий, как угрожающие представлению личности о себе самой. Этому способствуют механизмы психологической защиты “Я”.
“Я” и “Оно” не разделены резкой границей. “Я” старается содействовать влиянию внешнего мира на “Оно” и осуществлению тенденций этого мира, стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в “Оно”, принципом реальности. По отношению к “Оно” “Я” подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести, ее туда, куда ей хочется, так и “Я” превращает обыкновенно волю “Оно” в действие, как будто бы это было его собственной волей.
3. Фрейд предположил также существование некоторой инстанции в “Я”, которая названа “Я-идеалом” или “Сверх-Я”. В психоаналитической теории “Сверх-Я” — это инстанция социальных запретов и норм, неосознаваемое действие которой побужда' ет “Я” избегать виновности, защищаться от инстинктивных импульсов, исходящих от “Оно”. “Я” как бы выступает ареной вечной борьбы между “Оно” и “Сверх-Я”, пытаясь найти компромисс, баланс между их противоположными тенденциями, в принципе несовместимыми (168а, с. 259—260, 264, 274—276; 193; 248а, с. 427. 431—433).
111.3. Характеристик” личности
Важно отметить, что наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает (12, с. 71).
Жизненный план. Жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и соподчинения ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. Одновременно идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, в которой все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности. Жизненный план — явление одновременно социального и этического порядка.
Вопросы “кем быть?” (профессиональное самоопределение) и “лаким быть?” (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его Достижения. Эти образы будущего ориентированы на результат, а не на способности его достижения. Такая неконкретность, диф-фузность жизненных ориентации во многом проявляется и в юношеских представлениях о себе (114, с. 339—340).
Направленность личности. Направленность личности—сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия (74, с. 40).
Персонализация и отраженная субъектность. “Потребность быть личностью”, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида асоциальные связи, в общественную практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями, общественными отношениями, складывающимися объективно, вне зависимости от воли индивида. Стремясь включить свое “Я” в сознание, чувства и волю других людей посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе или неуспехе реализации этого стремления, тем самым удовлетворяет или не удовлетворяет потребность в персонализации. Однако даже удовлетворение потребности, как известно, порождает новую потребность более высокого порядка. Этот процесс продолжается либо в расширении объектов персонализации, в появлении все новых индивидов,'в которых запечатляется данный субъект, либо в углублении самого процесса, т. е. в усилении его присутствия в жизни и деятельности других людей (197, с. 244).
Отраженная субъектность есть бытие кого-либо в другом или для другого, представленность другого во мне. В этом плане она дополнительна к персонализации (представленности меня в других). Смысл выражения “Человек отражен во мне как субъект” означает, что я более или менее отчетливо переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, его готовность внести в нее что-то свое и тем самым произвести изменения в системе моих отношений к миру. Отражаясь во мне, субъект выступает
как активное деятельное начало, изменяющее мой взгляд на вещи, формирующее мои новые побуждения, ставящее передо мной новые цели. Основания и последствия его активности не оставляют меня равнодушным, значимы для меня, имеют для меня тот или иной личностный смысл.
Эффект идеальной включенности одного индивида в жизненные проявления другого может быть как позитивным, так и негативным, объективно способствующим не развитию, а регрессу жизненных отношений последнего (снижение способностей, сужение круга побуждений и т. д.).
Влияние, оказываемое одним человеком на другого, может быть направленным и ненаправленным. В первом случае субъект, оказывающий влияние, ставит перед собой определенную задачу:
произвести на другого влияние, желаемое впечатление, принудить сделать что-либо и т. д. Это влияние может быть прямым, когда субъект влияния открыто предъявляет те или иные притязания, или косвенным, когда он, имея цель модифицировать поведение другого, изменяет среду в расчете на получение требуемых ему от другого откликов.
Ненаправленное влияние не связано с целью субъекта вызвать ту или иную запланированную реакцию у другого, хотя эффект соответствующего действия может быть весьма ощутимым. Переживание индивидом того влияния, которое оказывает другой индивид и которое в данной ситуации фактического или воображаемого взаимодействия не вытекает из намерений последнего, есть переживание субъектом своей собственной динамики (“Мне этот человек смешон” или “Этот человек нагоняет на меня страх” и т. д.).
Возможен и такой случай представленности другого, когда даже путем самоанализа обнаружение присутствия в сознании субъекта этого другого невозможно. Отражаемый субъект настолько глубоко проникает в духовный мир субъекта, осуществляющего отражение, что “Я” этого последнего оказывается внутренним и радикальным образом опосредовано взаимодействием с первым, выступает как существенно определенное им.
Отраженная субъектность выступает как продолженность одного человека в другом, как смысл первого для второго, в динамике определения бытия последнего, как инобытие одного человека в другом. При этом отражение другого во мне может совеем не осознаваться, а если и возникает задача осознания, то она не всегда решается правильно (199, с. 18—21).
Самоактуализация. Суть подлинного обучения состоит в передаче путей, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это и есть способ, каким обучаются самрактуализирующиеся личности.
Все они без исключения вовлечены в какое-то дело, оно является чем-то очень ценным для них, своего рода призванием. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску под-
линных, предельных ценностей бытия—истины, красоты, добра, совершенства.
Что означает самоактуализация в реальном поведении? Перечислим восемь основных условий самоактуализации.
1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, т. е. переживание без подростковой застенчивости. Молодые люди часто страдают от недостатка бескорыстия и избытка застенчивости и самомнения.
2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Самоактуализация—это непрерывный процесс, она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает постоянный выбор из этих возможностей возможности роста.
3. Само слово “самоактуализация” подразумевает наличие -“Я”, которое может актуализироваться. Человек—это не tabula rasa и не податливый воск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Имеется собственное “Я”, в нужно предоставить возможность этому “Я” проявляться. Большинство из нас (особенно это касается детей и молодых людей) прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, вышестоящих лиц, традиции и т. д.
4. Когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: “Я сомневаюсь”. Часто, когда мы сомневаемся, мы бываем неправы. Обращаться к самому себе, требуя точного ответа,—это значит взять на себя ответственность. Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.
5. До сих пор мы говорили о переживании без критики, о предпочтении выбора роста выбору страха, о честности и о принятии на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подходит. Но человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному “Я” в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать:
“Нет, это мне не нравится”. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.
< 6. Самоактуализация—это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализация—это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть,
;138 ,
например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация—это труд ради . того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.
7. Высшие переживания—это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые не могут быть гарантированы. Но условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно. Можно, однако, и наоборот, поставить себя в такие условия, при которых их появление будет крайне маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден,—это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.
8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, — все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того. Вытеснение не лучший способ разрешения своих проблем (165а, с. 1Ю—114).
Атрибуция успеха и неудачи. Вопросы о побудительных причинах действий задаются любым человеком. Каждый стремится узнать, что и почему происходит вокруг, в особенности если события его непосредственно затрагивают.
Допустим, кто-то хвалит меня: что это—любезность, лесть или я действительно заслужил похвалу? Выпускник вуза имеет диплом с отличием, но действительно ли он так способен, либо там, где он учился, легко сдавать экзамены? Ясно, что эти вопросы не просто проявление досужего любопытства. Неверные ответы на них чреваты последствиями. Если я не распознаю, что мой собеседник льстит, а диплом с отличием достался слишком легко, то от этого будет хуже только мне, волей-неволей я стану причиной будущих недоразумений. Часто все это не исключает нашего нежелания расставаться с неверным приписыванием причин, потому что подобная атрибуция оправдывает наше поведение или сохраняет наши представления о себе и окружающем мире.
Занимаясь поиском и обоснованием вызванных подобными вопросами ответов, люди действуют по-разному. Часто человек выбирает между двумя объяснениями: в какой степени причины поведения или результаты деятельности объясняются характером субъекта, а в какой—особенностями ситуации? Возможно, люди различаются и по тому, какой тип объяснения они предпочитают. Приписывание причин (атрибутирование) является частью процесса мотивации, оказывая сильное влияние на наше поведение.
Существует общая тенденция атрибутировать собственные успех и неудачу в соответствии с самооценкой. Выделяется тип атрибуции, приводящий к незначительному усилению мотивации после успеха и к подавленности после неудачи. Так, депрессивные студенты по сравнению с иедепрессивными склонны приписывать неудачу не столько чрезмерной сложности задания, сколько своей
неспособности, а успех—легкости задания, а не своим способностям.
Вообще в учебной ситуации существует четыре типа объяснения успеха или неуспеха. Это способности, сложность задания, приложенные усилия и везение. Наиболее продуктивным способом, способствующим внутреннему росту, является объяснение успеха или неуспеха достаточностью или недостаточностью усилий.
Девочки чаще, чем мальчики, считают себя менее способными и склонны отчасти объяснять достигнутый успех везением, счастливым случаем. Кроме того, они чаще думают, что учитель видит причину их неудач в недостатке способностей, в то время как мальчики полагают, что их неудачи учитель связывает с отсутствием усилий. Такому различению представлений о приписывании причин другим человеком, несомненно, способствуют различные реакции учителя на специфическое для каждого пола поведение. Поскольку девочки более прилежны, учитель обращает на них внимание чаще всего в тех случаях, когда они допытывают трудности в достижении какого-либо результата. Мальчики же привлекают к себе внимание учителя главным образом когда они отвлекаются или мешают ходу занятия.
Стремящиеся к успеху люди чаще приписывают успехи себе и воспринимают себя менее отягощенными неудачами, чем избегающие неудачи. Они склонны к объяснению своих высоких достижений при выполнении заданий своими способностями, а неудача ими объясняется, главным образом, контролируемыми и изменчивыми факторами, чаще недостаточностью старания, иногда невезением. Напротив, избегающие неудачи реже приписывают свой успех способностям и старанию, акцентируют внимание на внешних факторах, чаще на везении и иногда на легкости задания. Свою неудачу они воспринимают как плохо поддающуюся изменению, так как приписывают ее недостатку способностей или чрезмерной сложности задания. Избегающие неудачи лица склонны прибегать к типу атрибуции, маловдохновляющему при успехе, деморализующему при неудаче и явно невыгодному для самооценки (256а, т. II, с. 60—62, 144—145; 163а).
Внутренние преграды. Внутренние преграды—это особые черты личности, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях при необходимости активных действий в них.
Так, боязливость оказывается преградой для действий, требующих храбрости и отваги, робость—для действий, требующих смелости, слабоволие—для действий, требующих упорства, настойчивости и самообладания, гордость—для действий, требующих смирения, ожидание негативных санкций—для действий, несовместимых с оценкой окружающих, совесть оказывается преградой для безнравственных действий.
Каждой личностной черте, выступающей в виде внутренней преграды, противостоит другая черта, которая в тех же условиях не препятствует, а способствует совершению действия. Гордости противостоит смирение, потребности в творчестве—стремление к
'140
конформизму, стремлению к благополучию—непритязательность, зависимости от внешних оценок—независимость от них, обидчивости—неуязвимость самолюбия и др.
Каждая внутренняя преграда ограничивает свободу выбора действия, создает в соответствующих ситуациях внутренний конфликт. Поступок, таким образом,—это либо преодоление преграды, либо, под ее влиянием, отказ от действия. Внутриличностные преграды включены в самосознание человека двояким способом. Во-первых, если внутренние преграды оказываются препятствием в осуществлении каких-либо важных жизненных целей, препятствием в их достижении, то и себя в целом человек осознает как препятствие на пути самореализации и, “Я” приобретает негативный личностный смысл. Если личностные черты и, в частности, личностные преграды способствуют достижению целей, удовлетворению потребностей,' “Я” приобретает позитивный личностный смысл. Так, например, если человек устоял перед соблазном тщеславия, то он получает повод для самоуважения. Если одни внутренние преграды препятствуют, а другие способствуют удовлетворению потребностей, достижению согласия с собственным идеалом, “Я” приобретает конфликтный личностный смысл. Во-вторых, внутренние преграды оказываются средством предвосхищения поступка (231, с. 149—151).
Дезадаптация. К. Роджерс рассматривает дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками “Я” и непосредственным опытом человека. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда “Я-концеп-ция” (представление о себе) чрезмерно обусловлена ценностями / и представлениями, исходящими от других людей. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека, например, если его “Я-концепция” сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации, вызываемой другими людьми. Чувства эти могут блокироваться, поскольку “Я-концепция” этого человека не может включить в себя мысль о том, что он способен испытывать ненависть.
К. Роджерс приводит такой пример: мать, которая не в состоянии признаться в своих агрессивных чувствах по отношению к собственному ребенку, воспринимает его поведение как плохое h заслуживающее наказания. Тогда она может быть с ним агрес^ сивна, не разрушая при этом своего образа “хорошей и любящей матери”.
Часто причины такого несоответствия между “Я-концепцией” и чувствами следует искать в ранних периодах жизни. Нередко условием родительской любви и хорошего отношения к ребенку является его отказ от своих истинных чувств. Если он действительно злится на мать, то он — плохой мальчик, человек недостойный. В воспитании детей К. Роджерс считает важным не требовать от них, чтобы в качестве условия родительского расположения они
отказывалисьот своих подлинных чувств или искажали их, хотя родители и вправе требовать от детей подавления открытого выражения этих чувств. Родителям следует указывать ребенку, что хотя его чувства и понятны, тем не менее непозволительно руководствоваться ими в своих действиях, поскольку подобное поведение может принести вред или причинить страдание близким. Однако нельзя выражать неодобрение по поводу самого факта наличия у ребенка этих негативных чувств. Ребенку следует не отказываться от них, а быть сдержанным в их проявлении. Это в значительной степени помогает избежать дезадаптации впоследствии (26а, с. 59—60).
Компенсация недостатка. Ребенок, имеющий и осознающий какой-либо свой недостаток (физический или умственный), стремится его как-то компенсировать и может это осуществить разными способами. Вариант первый — исправление недостатка путем напряженных усилий. Вариант второй—уклонение от осознания неприятного качества. Вариант третий—смотреть на весь окружающий мир сквозь призму своего несчастья с вытекающей отсюда мнительностью, пессимизмом, иногда—озлоблением. Вариант четвертый—приспособление к установкам окружающих людей. Вариант пятый—компенсация недостатка в одной области достижениями в другой области.
В интимном разговоре с учеником учитель должен (если возникает такая необходимость) показать ему, что наиболее разумными, наиболее достойными вариантами компенсации является первый или пятый, и всячески помочь ученику в осуществлении такой компенсации, в частности путем указания той области, в которой ученик может наиболее себя проявить (114, с. 281).
Психологическая защита. В жизни часто происходят случаи, когда мы не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать го реальное поведение, которое могло бы избавить нас от неприятных переживаний, например, в случае конфликта. Тогда включаются механизмы внутренней защиты.
Простейшее защитное поведение — бегство. Бегство, уход из ситуации может быть не реальным, а внутренним, осуществляемым только в самосознании. Когда мы заранее уверены в том, что в результате какого-либо дела получим неприятные переживания, мы отказываемся от этого дела. Если социальные контакты приводят в большинстве случаев к неприятностям,. то постепенно формируется тенденция уходить в себя (йнтроверсия), становящаяся чертой личности, т. е. бегство от социальных контактов. Различные уходы в конечном счете приводят к ограничению “Я”, что способствует дисгармонии развития личности.
В некоторых случаях человек полностью уходит в определенную деятельность или занятие, которое становится основным в ущерб другим. Такого рода уход в деятельность называется “компенсацией”, а в тех случаях когда этот уход делает просто невозможным другие занятия,—“сверхкомпенсацией”. Тогда все умственные и духовные силы человека выражаются только в одной
"142
•"ж-я Ц деятельности, .приобретающей п
Дата: 2016-10-02, просмотров: 229.