Самосознание личности. Самооценка в структуре самосознания личности. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте. Типы самооценки младших школьников. Динамика самооценки слабоуспевающих школьников. Психологические особенности детей с низкой самооценкой. Основные направления работы педагога по развитию адекватной самооценки младшего школьника.
Особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Понятие учебной деятельности. Цели, задачи и функции учебной деятельности младшего школьника. Соотношение понятий «обучение», «учение» и «научение». Структура учебной деятельности младшего школьника: учебная мотивация и ее развитие; учебная задача; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Обучение самоконтролю младших школьников. Усвоение младшим школьником критериев оценки учебной деятельности через содержательную оценку учителя. Перестройка познавательных процессов младшего школьника в учебной деятельности.
Психологические основы воспитания младшего школьника.
Понятие о воспитании и механизмах формирования личности. Теории воспитания. Основные институты воспитания и их влияние на развитие личности младшего школьника. Средства и методы воспитания младшего школьника, их эффективность. Психолого-педагогическая помощь учителю и родителям в формировании личностных качеств и форм поведения младшего школьника.
Психологическая готовность к обучению в школе.
Понятие «готовность к школе». Структура психологической готовности ребенка к школе. Интеллектуальная готовность к обучению в школе, характеристика основных ее компонентов. Личностная готовность детей к обучению в школе. Социально-психологическая готовность как готовность ребенка к взаимодействию с окружающими, с учителем, с одноклассниками. Влияние психологической готовности к обучению в школе на скорость адаптации к новым условиям и успешность учебной деятельности младшего школьника.
Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Варианты психологической неготовности к школьному обучению.
Предучебный и учебный типы психического развития ребенка как наиболее благоприятные для начала школьного обучения. Псевдоучебный тип принятия школьной действительности и его коррекция. Коммуникативный тип психического развития ребенка и его коррекция. Особенности обучения детей с дошкольным типом психического развития.
Варианты психологической неготовности к школьному обучению. Особенности взаимодействия с учениками, характеризующимися личностной неготовностью к обучению. Особенности обучения детей, характеризующихся интеллектуальной неготовностью к обучению. Проблема выявления возможных психологических причин задержек в развитии детей.
Психологический анализ проблемы адаптации детей к школьному обучению.
Особенности адаптации детей к школьному обучению. Различия в адаптации детей к школе. Уровни адаптации (высокий, средний, низкий) по Т.М. Чуткиной. Условия, способствующие успешной адаптации ребенка к школе. Роль преемственности между детским садом и школой в формировании психологической готовности и адаптации детей к школе.
Факторы, затрудняющие адаптацию детей к школе. Понятие «психологическая школьная дезадаптация». Основные дезадаптационные типы поведения детей (аккомодационный, ассимиляционный, незрелый). Основные направления работы по оптимизации процесса адаптации младших школьников к условиям школьного обучения.
Специфика обучения в школе детей шестилетнего возраста.
Общая характеристика психического развития шестилетнего ребенка. Особенности развития мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной сферы и самооценки детей шестилетнего возраста, затрудняющие начало школьного обучения.
Психологические условия обучения детей шестилетнего возраста (обучение в условиях детского сада, щадящий режим, небольшой объем учебного материала, особые программы и методы обучения, использование дидактических и развивающих игр, медицинский контроль за состоянием здоровья, психологическая коррекция затруднений и т.п.).
Психолого-педагогические основы развивающего обучения младших школьников.
Основные закономерности психического развития (Л.С. Выготский). Понятие зоны актуального и зоны ближайшего развития.
Концепция общего развития личности в начальной школе, разработанная Л.В. Занковым. Психологический анализ теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Система развивающего обучения В.В. Давыдова. Принцип развития теоретического мышления ребенка. Проблемное обучение. Понятие проблемной ситуации. Уровень самостоятельности в процессе разрешения младшим школьником проблемной ситуации.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 210.