Пояснительная записка
Государственный экзамен по теории и практике обучения и воспитания имеет целью проверку качества педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями современной социокультурной ситуации и задачами высшего педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления образовательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной системы I ступени общего среднего образования, знание психолого-педагогических основ образовательных технологий как важнейших составляющих общей системы профессиональной педагогической подготовки.
Задачи государственного экзамена:
1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.
2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, методике воспитательной работы, возрастной и педагогической психологии.
3. Выявить профессиональную направленность и готовность будущих учителей начальных классов к использованию полученных знаний в практической деятельности.
4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.
Программа составлена в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ «Педагогика начального образования», «Методика воспитательной работы», «Психология начального образования».
В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи Кодекса Республики Беларусь «Об образовании», концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития I ступени общего среднего образования.
Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.
Раздел по теории воспитания отражает современные подходы к организации воспитательного процесса с точки зрения субъект-субъектного, личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов.
Педагогические явления рассматриваются в тесной связи с их психологическими основами. Систематизация и интеграция психологических знаний студентов направлена на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создание условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.
Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.
Требования к ответам студентов по теории и практике обучения и воспитания на государственном экзамене:
- полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;
- ориентация на современные тенденции развития системы I ступени общего среднего образования и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;
- владение научной терминологией и категориальным аппаратом;
- логика построения ответа: методология - теория - практика;
- знание нормативных документов, регулирующих педагогическую деятельность;
- умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;
- высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.
Содержание программы
Методы воспитания: понятие, классификация, педагогические условия использования.
Понятия «методы» и «средства воспитания». Различные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок). Убеждение, внушение, пример, беседа, разъяснение, их психологическая характеристика и формы реализации.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение; упражнение; поручение; создание воспитывающих ситуаций; педагогическое требование. Их психологическая основа.
Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание. Педагогические условия их использования.
Проблема выбора и эффективного применения методов воспитания.
Планирование воспитательной деятельности учителем начальных классов.
Проектировочная деятельность педагога. Цели и задачи планирования воспитательной деятельности учителем начальных классов. Функции планирования (направляющая, прогнозирующая, координирующая, контрольная, репродуктивная). Принципы планирования (системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности).
Процесс планирования. Подходы к планированию. Алгоритм планирования воспитательной работы. Программа воспитания младшего школьника. Содержание планирования. Основные направления воспитательной деятельности.
Индивидуальная работа с учащимися. Работа с родителями. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.
Виды планов воспитательной работы. Разделы плана воспитательной работы.
Основные виды деятельности младших школьников в процессе воспитательной работы.
Планирование внеклассной воспитательной работы.
Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Варианты психологической неготовности к школьному обучению.
Предучебный и учебный типы психического развития ребенка как наиболее благоприятные для начала школьного обучения. Псевдоучебный тип принятия школьной действительности и его коррекция. Коммуникативный тип психического развития ребенка и его коррекция. Особенности обучения детей с дошкольным типом психического развития.
Варианты психологической неготовности к школьному обучению. Особенности взаимодействия с учениками, характеризующимися личностной неготовностью к обучению. Особенности обучения детей, характеризующихся интеллектуальной неготовностью к обучению. Проблема выявления возможных психологических причин задержек в развитии детей.
Психология малых групп.
Проблема группы в социальной психологии. Условные и реальные, лабораторные и естественные группы. Понятие «малая группа». Классификация малых групп. Социально-психологические механизмы образования малых групп.
Структура малой группы. Групповая динамика. Феномен группового давления. Исследования конформного поведения. Групповые нормы. Факторы сплоченности малой группы. Референтные группы.
Лидерство и руководство в малых группах. Стили лидерства. Психологический климат малой группы. Психология межгрупповых отношений.
Пояснительная записка
Государственный экзамен по теории и практике обучения и воспитания имеет целью проверку качества педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями современной социокультурной ситуации и задачами высшего педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления образовательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной системы I ступени общего среднего образования, знание психолого-педагогических основ образовательных технологий как важнейших составляющих общей системы профессиональной педагогической подготовки.
Задачи государственного экзамена:
1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.
2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, методике воспитательной работы, возрастной и педагогической психологии.
3. Выявить профессиональную направленность и готовность будущих учителей начальных классов к использованию полученных знаний в практической деятельности.
4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.
Программа составлена в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ «Педагогика начального образования», «Методика воспитательной работы», «Психология начального образования».
В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи Кодекса Республики Беларусь «Об образовании», концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития I ступени общего среднего образования.
Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.
Раздел по теории воспитания отражает современные подходы к организации воспитательного процесса с точки зрения субъект-субъектного, личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов.
Педагогические явления рассматриваются в тесной связи с их психологическими основами. Систематизация и интеграция психологических знаний студентов направлена на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создание условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.
Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.
Требования к ответам студентов по теории и практике обучения и воспитания на государственном экзамене:
- полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;
- ориентация на современные тенденции развития системы I ступени общего среднего образования и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;
- владение научной терминологией и категориальным аппаратом;
- логика построения ответа: методология - теория - практика;
- знание нормативных документов, регулирующих педагогическую деятельность;
- умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;
- высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.
Содержание программы
Предмет, задачи и методы педагогики.
Возникновение и развитие педагогики как науки о воспитании. Общественно-экономическая обусловленность воспитания. Педагогические течения в истории развития образования.
Предмет педагогики и ее основные категории («воспитание», «обучение», «образование», «формирование» и «развитие»).
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
Методологические основы педагогического процесса. Теория познания как методологическая основа обучения.
Методы научно-педагогического исследования.
Концептуальные подходы к обучению и воспитанию (антропологический, аксиологический, личностно ориентированный, системный, культурологический, деятельностный и др.).
Целостный педагогический процесс и его составляющие.
2. Современное состояние системы образования в Республике Беларусь.
Основополагающие документы о становлении и развитии образования, современных подходах к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании».
Понятие о системе образования. Принципы государственной политики в области образования. Гуманизация и демократизация современной системы образования. Структура системы образования в Республике Беларусь. Характеристика основных уровней образования.
Концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 194.