Предмет, задачи и методы педагогики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка

Государственный экзамен по теории и практике обучения и воспитания имеет целью проверку качества педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями современной социокультурной ситуации и задачами высшего педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления образовательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной системы I ступени общего среднего образования, знание психолого-педагогических основ образовательных технологий как важнейших составляющих общей системы профессиональной педагогической подготовки.

Задачи государственного экзамена:

1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.

2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, методике воспитательной работы, возрастной и педагогической психологии.

3. Выявить профессиональную направленность и готовность будущих учителей начальных классов к использованию полученных знаний в практической деятельности.

4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.

Программа составлена в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ «Педагогика начального образования», «Методика воспитательной работы», «Психология начального образования».

В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи Кодекса Республики Беларусь «Об образовании», концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития I ступени общего среднего образования.

Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.

Раздел по теории воспитания отражает современные подходы к организации воспитательного процесса с точки зрения субъект-субъектного, личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов.

Педагогические явления рассматриваются в тесной связи с их психологическими основами. Систематизация и интеграция психологических знаний студентов направлена на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создание условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.

Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.

Требования к ответам студентов по теории и практике обучения и воспитания на государственном экзамене:

- полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;

- ориентация на современные тенденции развития системы I ступени общего среднего образования и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;

- владение научной терминологией и категориальным аппаратом;

- логика построения ответа: методология - теория - практика;

- знание нормативных документов, регулирующих педагогическую деятельность;

- умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;

- высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.

 


Содержание программы

Методы воспитания: понятие, классификация, педагогические условия использования.

Понятия «методы» и «средства воспитания». Различные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок). Убеждение, внушение, пример, беседа, разъяснение, их психологическая характеристика и формы реализации.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение; упражнение; поручение; создание воспитывающих ситуаций; педагогическое требование. Их психологическая основа.

Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание. Педагогические условия их использования.

Проблема выбора и эффективного применения методов воспитания.

Планирование воспитательной деятельности учителем начальных классов.

Проектировочная деятельность педагога. Цели и задачи планирования воспитательной деятельности учителем начальных классов. Функции планирования (направляющая, прогнозирующая, координирующая, контрольная, репродуктивная). Принципы планирования (системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности).

Процесс планирования. Подходы к планированию. Алгоритм планирования воспитательной работы. Программа воспитания младшего школьника. Содержание планирования. Основные направления воспитательной деятельности.

Индивидуальная работа с учащимися. Работа с родителями. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

Виды планов воспитательной работы. Разделы плана воспитательной работы.

Основные виды деятельности младших школьников в процессе воспитательной работы.

Планирование внеклассной воспитательной работы.

Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Варианты психологической неготовности к школьному обучению.

Предучебный и учебный типы психического развития ребенка как наиболее благоприятные для начала школьного обучения. Псевдоучебный тип принятия школьной действительности и его коррекция. Коммуникативный тип психического развития ребенка и его коррекция. Особенности обучения детей с дошкольным типом психического развития.

Варианты психологической неготовности к школьному обучению. Особенности взаимодействия с учениками, характеризующимися личностной неготовностью к обучению. Особенности обучения детей, характеризующихся интеллектуальной неготовностью к обучению. Проблема выявления возможных психологических причин задержек в развитии детей.

Психология малых групп.

Проблема группы в социальной психологии. Условные и реальные, лабораторные и естественные группы. Понятие «малая группа». Классификация малых групп. Социально-психологические механизмы образования малых групп.

Структура малой группы. Групповая динамика. Феномен группового давления. Исследования конформного поведения. Групповые нормы. Факторы сплоченности малой группы. Референтные группы.

Лидерство и руководство в малых группах. Стили лидерства. Психологический климат малой группы. Психология межгрупповых отношений.

Пояснительная записка

Государственный экзамен по теории и практике обучения и воспитания имеет целью проверку качества педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями современной социокультурной ситуации и задачами высшего педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления образовательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной системы I ступени общего среднего образования, знание психолого-педагогических основ образовательных технологий как важнейших составляющих общей системы профессиональной педагогической подготовки.

Задачи государственного экзамена:

1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.

2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, методике воспитательной работы, возрастной и педагогической психологии.

3. Выявить профессиональную направленность и готовность будущих учителей начальных классов к использованию полученных знаний в практической деятельности.

4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.

Программа составлена в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ «Педагогика начального образования», «Методика воспитательной работы», «Психология начального образования».

В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи Кодекса Республики Беларусь «Об образовании», концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития I ступени общего среднего образования.

Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.

Раздел по теории воспитания отражает современные подходы к организации воспитательного процесса с точки зрения субъект-субъектного, личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов.

Педагогические явления рассматриваются в тесной связи с их психологическими основами. Систематизация и интеграция психологических знаний студентов направлена на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создание условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.

Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.

Требования к ответам студентов по теории и практике обучения и воспитания на государственном экзамене:

- полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;

- ориентация на современные тенденции развития системы I ступени общего среднего образования и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;

- владение научной терминологией и категориальным аппаратом;

- логика построения ответа: методология - теория - практика;

- знание нормативных документов, регулирующих педагогическую деятельность;

- умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;

- высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.

 


Содержание программы

Предмет, задачи и методы педагогики.

Возникновение и развитие педагогики как науки о воспитании. Общественно-экономическая обусловленность воспитания. Педагогические течения в истории развития образования.

Предмет педагогики и ее основные категории («воспитание», «обучение», «образование», «формирование» и «развитие»).

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Методологические основы педагогического процесса. Теория познания как методологическая основа обучения.

Методы научно-педагогического исследования.

Концептуальные подходы к обучению и воспитанию (антропологический, аксиологический, личностно ориентированный, системный, культурологический, деятельностный и др.).

Целостный педагогический процесс и его составляющие.

2. Современное состояние системы образования в Республике Беларусь.

Основополагающие документы о становлении и развитии образования, современных подходах к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании».

Понятие о системе образования. Принципы государственной политики в области образования. Гуманизация и демократизация современной системы образования. Структура системы образования в Республике Беларусь. Характеристика основных уровней образования.

Концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.



Дата: 2016-10-02, просмотров: 144.