1. Позитивное отношение.
2. Подбор яркого наглядного материала.
3. Предоставление разнопланового наглядного материала детям для взаимодействия с ним.
4. Использовниае разнообразных нешаблонных игр.
5. Постоянное вербальное общение. Использование не только визуальных и тактильных материалов, но и звуковых.
Программа адаптации.
Обоснование программы.
В возрасте от 1 до 3 лет ребенок испытывает острый страх новизны и разлуки с матерью. В связи с этим адаптационный период в детском саду протекает довольно болезненно.
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, и внешняя адекватность поведения – легко и точно выполнять требования среды.
При поступлении в детский сад ребенка родители и специалисты ДОУ сталкиваются с одной из четырех степеней тяжести протекания адаптации:
1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками. Вес не меняется.
2. Адаптация средней тяжести: поведенческие еакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется.Вес не изменился или немного снизился.
3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация: около года и больше.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
В связи с этим было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;
2) подострая фаза, характеризующаяся адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными формами;
3) фаза компенсации, которая характеризуется убыстрением темпа развития. В результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Поэтому при отработке системы управления процессом адаптации используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников:
1) установление и подчинение расорядку дня;
2) обновление развивающей среды, при которой используются нешаблонные формы и методы ее «привлекательности»;
3) создание устойчивых ритуалов, традиций как важных факторов ускорения приспособляемости ребенка.
Общие особенности психического развития детей 2-3-х лет.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Так же восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, а основной способ познания окружающего мира – метод проб и ошибок.
Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость честность и искренность. Однако, чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Таблица №1: «Психологические особенности детей 2-3-х лет»
Мышление | Наглядно-действенное |
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы |
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство |
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание |
Условия успешности | Разнообразие развивающей сферы |
Форма общения | Ситуативно-личностное |
Отношения со сверстниками | Мало интересен |
Отношения со взрослыми | Источник защиты, ласки и помощи |
Наличие конфликтов | Со взрослыми («Я – сам») |
Эмоции | Сильной модальности, резкие переходы |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная, игра «рядом» |
Программа предназначена для адаптационной работы с детьми младшей группы и направлена на ускорение протекания адаптационного процесса и формирование положительного отношения к ДОУ у ребенка.
Цель программы: содействие положительному протеканию адаптационного периода и его коррекция.
Задачи программы:
10. Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.
11. Создание позитивного эмоционального фона.
12. Развитие речевой активности.
13. Ознакомление с окружающим миром.
14. Развитие неречевого и фонетического слуха.
15. Развитие познавательных процессов.
16. Творческое развитие.
17. Физическое развитие.
18. Социальное развитие.
Программа включает подвижные игры, которые используют как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет и включает в есебя 10 групповых занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю в форме коррекционно-развивающих игр продолжительностью 6-8 минут.
Оптимальное количество детей в группе 5-10 человек.
Особенности психолого-педагогической работы с детьми 2-3-х лет:
6. Позитивное отношение.
7. Подбор яркого наглядного материала.
8. Предоставление разнопланового наглядного материала детям для взаимодействия с ним.
9. Использовниае разнообразных нешаблонных игр.
10. Постоянное вербальное общение. Использование не только визуальных и тактильных материалов, но и звуковых.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 200.