Особенности психолого-педагогической работы с детьми 2-3-х лет.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Позитивное отношение.

2. Подбор яркого наглядного материала.

3. Предоставление разнопланового наглядного материала детям для взаимодействия с ним.

4. Использовниае разнообразных нешаблонных игр.

5. Постоянное вербальное общение. Использование не только визуальных и тактильных материалов, но и звуковых.

 

 

Программа адаптации.

Обоснование программы.

В возрасте от 1 до 3 лет ребенок испытывает острый страх новизны и разлуки с матерью. В связи с этим адаптационный период в детском саду протекает довольно болезненно.

Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, и внешняя адекватность поведения – легко и точно выполнять требования среды.

При поступлении в детский сад ребенка родители и специалисты ДОУ сталкиваются с одной из четырех степеней тяжести протекания адаптации:

1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками. Вес не меняется.

2. Адаптация средней тяжести: поведенческие еакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется.Вес не изменился или немного снизился.

3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.

4. Сверхтяжелая адаптация: около года и больше.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

В связи с этим было выделено 3 фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза, характеризующаяся адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными формами;

3) фаза компенсации, которая характеризуется убыстрением темпа развития. В результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Поэтому при отработке системы управления процессом адаптации используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников:

1) установление и подчинение расорядку дня;

2) обновление развивающей среды, при которой используются нешаблонные формы и методы ее «привлекательности»;

3) создание устойчивых ритуалов, традиций как важных факторов ускорения приспособляемости ребенка.

Общие особенности психического развития детей 2-3-х лет.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Так же восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, а основной способ познания окружающего мира – метод проб и ошибок.

Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость честность и искренность. Однако, чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

 

Таблица №1: «Психологические особенности детей 2-3-х лет»

Мышление Наглядно-действенное
Речь Словосочетаниями, понимает глаголы
Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные
Физиологическая чувствительность Высокая чувствительность к физическому дискомфорту
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство
Способ познания Манипулирование предметами, их разбирание
Условия успешности Разнообразие развивающей сферы
Форма общения Ситуативно-личностное
Отношения со сверстниками Мало интересен
Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи
Наличие конфликтов Со взрослыми («Я – сам»)
Эмоции Сильной модальности, резкие переходы
Игровая деятельность Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

 

Программа предназначена для адаптационной работы с детьми младшей группы и направлена на ускорение протекания адаптационного процесса и формирование положительного отношения к ДОУ у ребенка.

Цель программы: содействие положительному протеканию адаптационного периода и его коррекция.

Задачи программы:

10. Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

11. Создание позитивного эмоционального фона.

12. Развитие речевой активности.

13. Ознакомление с окружающим миром.

14. Развитие неречевого и фонетического слуха.

15. Развитие познавательных процессов.

16. Творческое развитие.

17. Физическое развитие.

18. Социальное развитие.

Программа включает подвижные игры, которые используют как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет и включает в есебя 10 групповых занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю в форме коррекционно-развивающих игр продолжительностью 6-8 минут.

Оптимальное количество детей в группе 5-10 человек.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми 2-3-х лет:

6. Позитивное отношение.

7. Подбор яркого наглядного материала.

8. Предоставление разнопланового наглядного материала детям для взаимодействия с ним.

9. Использовниае разнообразных нешаблонных игр.

10. Постоянное вербальное общение. Использование не только визуальных и тактильных материалов, но и звуковых.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 200.