Пояснительная записка к программе
«Адаптация детей 2-3-х лет к условиям ДОУ».
Главным приоритетом в создании программы является гармоничное развитие личности ребенка, его психологического физического здоровья.
Целью данной программы является содействие положительному протеканию адаптационного периода и его коррекция.
В соответствии с целью были сформулированы задачи программы:
1. Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.
2. Создание позитивного эмоционального фона.
3. Развитие речевой активности.
4. Ознакомление с окружающим миром.
5. Развитие неречевого и фонетического слуха.
6. Развитие познавательных процессов.
7. Творческое развитие.
8. Физическое развитие.
9. Социальное развитие.
Программа включает подвижные игры, которые используют как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет и включает в себя 9 групповых занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю в форме коррекционно-развивающих игр продолжительностью 6-8 минут.
Оптимальное количество детей в группе 5-10 человек.
При составлении программы была использована следующая литература:
1. Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272с.
2. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрисс-прес, 2008. – 160с.
3. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. «Большая книга детского психолога». – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.
4. Кокуева Л.В. «Психологическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие». – М.: «Педагогическая литература», 2011. – 112с.
5. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144с.
6. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия». – Волгоград: Учитель, 2012. – 177с.
7. Микляева Н.В. «Работа психолога-педагога в ДОУ: методическое пособие». – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 384с.
8. Соколовская Н.В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации». – Волгоград: Учитель, 2011. – 188с.
9. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры для детей раннего возраста. Конспекты занятий»./ Под ред. Воровщикова С.Г. – М.: «Перспектива», 2010. – 96с.
Особенности психолого-педагогической работы с детьми 2-3-х лет.
1. Позитивное отношение.
2. Подбор яркого наглядного материала.
3. Предоставление разнопланового наглядного материала детям для взаимодействия с ним.
4. Использовниае разнообразных нешаблонных игр.
5. Постоянное вербальное общение. Использование не только визуальных и тактильных материалов, но и звуковых.
Программа адаптации.
Обоснование программы.
В возрасте от 1 до 3 лет ребенок испытывает острый страх новизны и разлуки с матерью. В связи с этим адаптационный период в детском саду протекает довольно болезненно.
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, и внешняя адекватность поведения – легко и точно выполнять требования среды.
При поступлении в детский сад ребенка родители и специалисты ДОУ сталкиваются с одной из четырех степеней тяжести протекания адаптации:
1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками. Вес не меняется.
2. Адаптация средней тяжести: поведенческие еакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется.Вес не изменился или немного снизился.
3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация: около года и больше.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
В связи с этим было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;
2) подострая фаза, характеризующаяся адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными формами;
3) фаза компенсации, которая характеризуется убыстрением темпа развития. В результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Поэтому при отработке системы управления процессом адаптации используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников:
1) установление и подчинение расорядку дня;
2) обновление развивающей среды, при которой используются нешаблонные формы и методы ее «привлекательности»;
3) создание устойчивых ритуалов, традиций как важных факторов ускорения приспособляемости ребенка.
Общие особенности психического развития детей 2-3-х лет.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Так же восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, а основной способ познания окружающего мира – метод проб и ошибок.
Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость честность и искренность. Однако, чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Таблица №1: «Психологические особенности детей 2-3-х лет»
Мышление | Наглядно-действенное |
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы |
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство |
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание |
Условия успешности | Разнообразие развивающей сферы |
Форма общения | Ситуативно-личностное |
Отношения со сверстниками | Мало интересен |
Отношения со взрослыми | Источник защиты, ласки и помощи |
Наличие конфликтов | Со взрослыми («Я – сам») |
Эмоции | Сильной модальности, резкие переходы |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная, игра «рядом» |
Программа предназначена для адаптационной работы с детьми младшей группы и направлена на ускорение протекания адаптационного процесса и формирование положительного отношения к ДОУ у ребенка.
Цель программы: содействие положительному протеканию адаптационного периода и его коррекция.
Задачи программы:
10. Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.
11. Создание позитивного эмоционального фона.
12. Развитие речевой активности.
13. Ознакомление с окружающим миром.
14. Развитие неречевого и фонетического слуха.
15. Развитие познавательных процессов.
16. Творческое развитие.
17. Физическое развитие.
18. Социальное развитие.
Программа включает подвижные игры, которые используют как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет и включает в есебя 10 групповых занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю в форме коррекционно-развивающих игр продолжительностью 6-8 минут.
Оптимальное количество детей в группе 5-10 человек.
Особенности психолого-педагогической работы с детьми 2-3-х лет:
6. Позитивное отношение.
7. Подбор яркого наглядного материала.
8. Предоставление разнопланового наглядного материала детям для взаимодействия с ним.
9. Использовниае разнообразных нешаблонных игр.
10. Постоянное вербальное общение. Использование не только визуальных и тактильных материалов, но и звуковых.
Игра «Кто унас хороший?»
Педагог напевает:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(Имя) хороший!
(Имя) пригожий!
Педагог по очереди называет всех детей и каждому дает игрушку.
Упражнение с игрушками.
Дети играют с игрушкой и по сигналу педагога дети прячут игрушку за спину.
Пальчиковая гимнастика.
Диждик-дождик, кап да кап,
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять!
Наденем сапожки!
Воспитатель рассказывает стихотворение и показывает движение: стучит указательным пальцем по ладошке и многократно повторяет «кап-кап».
Прощание.
Занятие 2. «Паровоз»
Цели:
- создать положительный эмоциональный настрой для детей;
- создать условия для игровой мотивации;
- учить детей здороваться;
- учить детей слушать песни, понимать и эмоционально реагировать на содержание;
- побуждеть детей к диалогу.
Материалы к занятию: кукла Аня, игрушки по количеству детей, игрушечный паровоз, проигрыватель.
Ход занятий:
Приветствие.
Кукла Аня пришла в гости, здоровается с детьми, называя их по именам.
Игра «Кто у нас хороший?».
Воспитатель напевает стихотворение.
Слушание песни «Паровоз».
- Что это слышно? Что это гудит? (поезд).
Звучит фонограмма «Поезд». Педагог показывает игрушку-паровоз. Дети рассматривают ее и слушают песню в исполнении педагога.
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий.
Он вагоны повез,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Кошки пушистые,
Зайцы да мартышки.
(«Паровоз». Муз. З. Компенц, сл. О. Высоцкая).
Детям дают играть с паровозом:
- Паровоз едет к Саше, паровоз едет к Кате и пр.
Занятие 3. «Рыбки»
Цели:
- создать благоприятный настрой и игровую мативацию детей.
- приучать детей слушать стихотворение, договаривать слова за воспитателем
- учить детей подпрыгивать на двух ногах.
Материалы к занятию: игрушечные рыбки, картонная рыбка на палочке с веревочкой.
Ход занятия:
Приветствие.
В гости к нам приплыла рыбка. Она приглашает детей поиграть с ней.
Занятие 4. «Лошадка»
Цели:
- создать положительный эмоциональный настрой детей;
- способствовать формированию игровой мотивации;
- обогощать и активизировать словарь за счет слов, обозначающих животных, части тела, действия;
- учить детей ходить, высоко поднимая колени;
- приучать детей действовать в соответствии с инструкцией;
- повышать двигательную активность детей.
Материалы к занятию: аудиозапись стука копыт лошади, игрушки лошадки по количеству детей (желательно), иллюстрация к стихотворению А. Барто «Лошадка».
Ход занятия:
Двигательные упражнения.
Дети двигаются под музыку по группе, подражая движениям лошадки, высоко поднимая колени при ходьбе.
Стихотворение.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Грибешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(А. Барто. «Лошадка»).
Многократное повторение стихотворения с действиями.
Занятие 5. «Самолет»
Цели:
- создать положительный эмоциональный настрой детей;
- способствовать формированию игровой мотивации детей;
- обогощать активный словарный запас детей за счет слов с предлогами.
- развивать двигательную активность;
- приучать двигаться, не наталкиваюсь друг на друга;
- вызывать активность детей при подпевании.
Материалы к занятию: аудиозапись звука самолета, иллюстрация к стихотворению А. Барто «Самолет»,
Ход занятия:
Двигательные упражнения.
- Мы с вами будем самолетиками. Руки в стороны и полетим по группе.
Занятие 6. «Гости»
Цели:
- создать положительный эмоциональный настрой детей;
- способствовать формировании игровой мотивации детей;
- способствовать формированию диалогической формы речи;
- совершенствовать понимание речи, развивать слуховое восприятие;
- стимулировать появление игровых сюжетов, учить переносить в игру знакомые действия.
Материалы к занятию: кукла Аня с красным бантом, кукла Мишка с синим бантом.
Ход занятия:
Приветствие.
В гости приходит снова кукла Аня. Аня нарядная, в волосы вплетен красный бант.
Примерный диалог:
- Аня, почему ты такая нарядная?
- Я жду гостей.
Рассматриваем куклу, хвалим ее наряд.
Подвижная игра «Догоню».
Дети сидят на стульчиках. Педагог дает куклу ребенку, отходит и просит:
- (Имя), дай мне куклу.
Ребенок приносит куклу. Кукла говорит:
- Я тебя догоню.
Ребенок прячится за стульчик. Игра повторяется с каждым ребенком.
Гость»
Приходит кукла Мишка. У него синий бант. Педагог показывает, что у Ани бант был красный, а у Мишки синий. Педагог рассказывет. Во что мишка одет.
Сюрпризный момент.
педагог дает детям послушать аудиозапись лая собаки:
- Кто это к нам пришел?
- Собака.
Педагог вносит игрушку-собачку. Дети знакомятся с ней.
- Как тебя зовут?
- Бобик.
- Ребята, Бобик нас боится. Давайте его погладим. Похвалим, скажем ему ласковые слова.
Слушание стихотворения.
Вот наш Бобик,
Славный пес!
Белый лобик,
Черный нос.
Бобик, Бобик,
Лапку дай!
Сядь на коврик
И не лай.
(Стихи Н. Найденова из книги В. Стенькиной, в. Рыскиной «Музыкальная терапия»).
Сюрпризный момент.
На стульчике сидит нарядная кукла. Педагог рассказывает, что у куклы сегодня день рождения и она хочет с ними поиграть.
Беседа по стихотворению.
- А как вы думаете, ребята, почему Машу называют «Растеряша»?..
Уборка игровой комнаты.
- Ребята, а давайте положим все наши игрушки на место, чтобы мы их не потеряли?..
Список литературы:
1. Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272с.
2. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрисс-прес, 2008. – 160с.
3. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. «Большая книга детского психолога». – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.
4. Кокуева Л.В. «Психологическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие». – М.: «Педагогическая литература», 2011. – 112с.
5. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144с.
6. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия». – Волгоград: Учитель, 2012. – 177с.
7. Микляева Н.В. «Работа психолога-педагога в ДОУ: методическое пособие». – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 384с.
8. Соколовская Н.В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации». – Волгоград: Учитель, 2011. – 188с.
9. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры для детей раннего возраста. Конспекты занятий»./ Под ред. Воровщикова С.Г. – М.: «Перспектива», 2010. – 96с.
Пояснительная записка к программе
«Адаптация детей 2-3-х лет к условиям ДОУ».
Главным приоритетом в создании программы является гармоничное развитие личности ребенка, его психологического физического здоровья.
Целью данной программы является содействие положительному протеканию адаптационного периода и его коррекция.
В соответствии с целью были сформулированы задачи программы:
1. Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.
2. Создание позитивного эмоционального фона.
3. Развитие речевой активности.
4. Ознакомление с окружающим миром.
5. Развитие неречевого и фонетического слуха.
6. Развитие познавательных процессов.
7. Творческое развитие.
8. Физическое развитие.
9. Социальное развитие.
Программа включает подвижные игры, которые используют как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет и включает в себя 9 групповых занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю в форме коррекционно-развивающих игр продолжительностью 6-8 минут.
Оптимальное количество детей в группе 5-10 человек.
При составлении программы была использована следующая литература:
1. Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272с.
2. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрисс-прес, 2008. – 160с.
3. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. «Большая книга детского психолога». – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.
4. Кокуева Л.В. «Психологическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие». – М.: «Педагогическая литература», 2011. – 112с.
5. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144с.
6. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия». – Волгоград: Учитель, 2012. – 177с.
7. Микляева Н.В. «Работа психолога-педагога в ДОУ: методическое пособие». – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 384с.
8. Соколовская Н.В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации». – Волгоград: Учитель, 2011. – 188с.
9. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры для детей раннего возраста. Конспекты занятий»./ Под ред. Воровщикова С.Г. – М.: «Перспектива», 2010. – 96с.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 176.