Пояснительная записка к программе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка к программе

«Адаптация детей 2-3-х лет к условиям ДОУ».

Главным приоритетом в создании программы является гармоничное развитие личности ребенка, его психологического физического здоровья.

Целью данной программы является содействие положительному протеканию адаптационного периода и его коррекция.

В соответствии с целью были сформулированы задачи программы:

1. Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

2. Создание позитивного эмоционального фона.

3. Развитие речевой активности.

4. Ознакомление с окружающим миром.

5. Развитие неречевого и фонетического слуха.

6. Развитие познавательных процессов.

7. Творческое развитие.

8. Физическое развитие.

9. Социальное развитие.

Программа включает подвижные игры, которые используют как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет и включает в себя 9 групповых занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю в форме коррекционно-развивающих игр продолжительностью 6-8 минут.

Оптимальное количество детей в группе 5-10 человек.

 

При составлении программы была использована следующая литература:

1. Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272с.

2. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрисс-прес, 2008. – 160с.

3. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. «Большая книга детского психолога». – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.

4. Кокуева Л.В. «Психологическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие». – М.: «Педагогическая литература», 2011. – 112с.

5. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144с.

6. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия». – Волгоград: Учитель, 2012. – 177с.

7. Микляева Н.В. «Работа психолога-педагога в ДОУ: методическое пособие». – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 384с.

8. Соколовская Н.В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации». – Волгоград: Учитель, 2011. – 188с.

9. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры для детей раннего возраста. Конспекты занятий»./ Под ред. Воровщикова С.Г. – М.: «Перспектива», 2010. – 96с.

 

 

Особенности психолого-педагогической работы с детьми 2-3-х лет.

1. Позитивное отношение.

2. Подбор яркого наглядного материала.

3. Предоставление разнопланового наглядного материала детям для взаимодействия с ним.

4. Использовниае разнообразных нешаблонных игр.

5. Постоянное вербальное общение. Использование не только визуальных и тактильных материалов, но и звуковых.

 

 

Программа адаптации.

Обоснование программы.

В возрасте от 1 до 3 лет ребенок испытывает острый страх новизны и разлуки с матерью. В связи с этим адаптационный период в детском саду протекает довольно болезненно.

Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, и внешняя адекватность поведения – легко и точно выполнять требования среды.

При поступлении в детский сад ребенка родители и специалисты ДОУ сталкиваются с одной из четырех степеней тяжести протекания адаптации:

1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками. Вес не меняется.

2. Адаптация средней тяжести: поведенческие еакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется.Вес не изменился или немного снизился.

3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.

4. Сверхтяжелая адаптация: около года и больше.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

В связи с этим было выделено 3 фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза, характеризующаяся адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными формами;

3) фаза компенсации, которая характеризуется убыстрением темпа развития. В результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Поэтому при отработке системы управления процессом адаптации используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников:

1) установление и подчинение расорядку дня;

2) обновление развивающей среды, при которой используются нешаблонные формы и методы ее «привлекательности»;

3) создание устойчивых ритуалов, традиций как важных факторов ускорения приспособляемости ребенка.

Общие особенности психического развития детей 2-3-х лет.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Так же восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, а основной способ познания окружающего мира – метод проб и ошибок.

Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость честность и искренность. Однако, чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

 

Таблица №1: «Психологические особенности детей 2-3-х лет»

Мышление Наглядно-действенное
Речь Словосочетаниями, понимает глаголы
Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные
Физиологическая чувствительность Высокая чувствительность к физическому дискомфорту
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство
Способ познания Манипулирование предметами, их разбирание
Условия успешности Разнообразие развивающей сферы
Форма общения Ситуативно-личностное
Отношения со сверстниками Мало интересен
Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи
Наличие конфликтов Со взрослыми («Я – сам»)
Эмоции Сильной модальности, резкие переходы
Игровая деятельность Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

 

Программа предназначена для адаптационной работы с детьми младшей группы и направлена на ускорение протекания адаптационного процесса и формирование положительного отношения к ДОУ у ребенка.

Цель программы: содействие положительному протеканию адаптационного периода и его коррекция.

Задачи программы:

10. Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

11. Создание позитивного эмоционального фона.

12. Развитие речевой активности.

13. Ознакомление с окружающим миром.

14. Развитие неречевого и фонетического слуха.

15. Развитие познавательных процессов.

16. Творческое развитие.

17. Физическое развитие.

18. Социальное развитие.

Программа включает подвижные игры, которые используют как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет и включает в есебя 10 групповых занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю в форме коррекционно-развивающих игр продолжительностью 6-8 минут.

Оптимальное количество детей в группе 5-10 человек.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми 2-3-х лет:

6. Позитивное отношение.

7. Подбор яркого наглядного материала.

8. Предоставление разнопланового наглядного материала детям для взаимодействия с ним.

9. Использовниае разнообразных нешаблонных игр.

10. Постоянное вербальное общение. Использование не только визуальных и тактильных материалов, но и звуковых.

 

 

Игра «Кто унас хороший?»

Педагог напевает:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(Имя) хороший!

(Имя) пригожий!

Педагог по очереди называет всех детей и каждому дает игрушку.

 

Упражнение с игрушками.

Дети играют с игрушкой и по сигналу педагога дети прячут игрушку за спину.

 

Пальчиковая гимнастика.

Диждик-дождик, кап да кап,

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять!

Наденем сапожки!

Воспитатель рассказывает стихотворение и показывает движение: стучит указательным пальцем по ладошке и многократно повторяет «кап-кап».

 

Прощание.

 

Занятие 2. «Паровоз»

Цели:

- создать положительный эмоциональный настрой для детей;

- создать условия для игровой мотивации;

- учить детей здороваться;

- учить детей слушать песни, понимать и эмоционально реагировать на содержание;

- побуждеть детей к диалогу.

Материалы к занятию: кукла Аня, игрушки по количеству детей, игрушечный паровоз, проигрыватель.

 

Ход занятий:

Приветствие.

Кукла Аня пришла в гости, здоровается с детьми, называя их по именам.

 

Игра «Кто у нас хороший?».

Воспитатель напевает стихотворение.

 

Слушание песни «Паровоз».

- Что это слышно? Что это гудит? (поезд).

Звучит фонограмма «Поезд». Педагог показывает игрушку-паровоз. Дети рассматривают ее и слушают песню в исполнении педагога.

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий.

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы да мартышки.

(«Паровоз». Муз. З. Компенц, сл. О. Высоцкая).

Детям дают играть с паровозом:

- Паровоз едет к Саше, паровоз едет к Кате и пр.

 

Занятие 3. «Рыбки»

Цели:

- создать благоприятный настрой и игровую мативацию детей.

- приучать детей слушать стихотворение, договаривать слова за воспитателем

- учить детей подпрыгивать на двух ногах.

Материалы к занятию: игрушечные рыбки, картонная рыбка на палочке с веревочкой.

 

Ход занятия:

Приветствие.

В гости к нам приплыла рыбка. Она приглашает детей поиграть с ней.

 

Занятие 4. «Лошадка»

Цели:

- создать положительный эмоциональный настрой детей;

- способствовать формированию игровой мотивации;

- обогощать и активизировать словарь за счет слов, обозначающих животных, части тела, действия;

- учить детей ходить, высоко поднимая колени;

- приучать детей действовать в соответствии с инструкцией;

- повышать двигательную активность детей.

Материалы к занятию: аудиозапись стука копыт лошади, игрушки лошадки по количеству детей (желательно), иллюстрация к стихотворению А. Барто «Лошадка».

 

Ход занятия:

Двигательные упражнения.

Дети двигаются под музыку по группе, подражая движениям лошадки, высоко поднимая колени при ходьбе.

 

Стихотворение.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Грибешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(А. Барто. «Лошадка»).

Многократное повторение стихотворения с действиями.

 

 

Занятие 5. «Самолет»

Цели:

- создать положительный эмоциональный настрой детей;

- способствовать формированию игровой мотивации детей;

- обогощать активный словарный запас детей за счет слов с предлогами.

- развивать двигательную активность;

- приучать двигаться, не наталкиваюсь друг на друга;

- вызывать активность детей при подпевании.

Материалы к занятию: аудиозапись звука самолета, иллюстрация к стихотворению А. Барто «Самолет»,

 

Ход занятия:

Двигательные упражнения.

- Мы с вами будем самолетиками. Руки в стороны и полетим по группе.

 

Занятие 6. «Гости»

Цели:

- создать положительный эмоциональный настрой детей;

- способствовать формировании игровой мотивации детей;

- способствовать формированию диалогической формы речи;

- совершенствовать понимание речи, развивать слуховое восприятие;

- стимулировать появление игровых сюжетов, учить переносить в игру знакомые действия.

Материалы к занятию: кукла Аня с красным бантом, кукла Мишка с синим бантом.

 

Ход занятия:

Приветствие.

В гости приходит снова кукла Аня. Аня нарядная, в волосы вплетен красный бант.

Примерный диалог:

- Аня, почему ты такая нарядная?

- Я жду гостей.

Рассматриваем куклу, хвалим ее наряд.

 

Подвижная игра «Догоню».

Дети сидят на стульчиках. Педагог дает куклу ребенку, отходит и просит:

- (Имя), дай мне куклу.

Ребенок приносит куклу. Кукла говорит:

- Я тебя догоню.

Ребенок прячится за стульчик. Игра повторяется с каждым ребенком.

 

Гость»

Приходит кукла Мишка. У него синий бант. Педагог показывает, что у Ани бант был красный, а у Мишки синий. Педагог рассказывет. Во что мишка одет.

 

Сюрпризный момент.

педагог дает детям послушать аудиозапись лая собаки:

- Кто это к нам пришел?

- Собака.

Педагог вносит игрушку-собачку. Дети знакомятся с ней.

- Как тебя зовут?

- Бобик.

- Ребята, Бобик нас боится. Давайте его погладим. Похвалим, скажем ему ласковые слова.

 

Слушание стихотворения.

Вот наш Бобик,

Славный пес!

Белый лобик,

Черный нос.

Бобик, Бобик,

Лапку дай!

Сядь на коврик

И не лай.

(Стихи Н. Найденова из книги В. Стенькиной, в. Рыскиной «Музыкальная терапия»).

 

Сюрпризный момент.

На стульчике сидит нарядная кукла. Педагог рассказывает, что у куклы сегодня день рождения и она хочет с ними поиграть.

Беседа по стихотворению.

- А как вы думаете, ребята, почему Машу называют «Растеряша»?..

Уборка игровой комнаты.

- Ребята, а давайте положим все наши игрушки на место, чтобы мы их не потеряли?..

Список литературы:

1. Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272с.

2. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрисс-прес, 2008. – 160с.

3. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. «Большая книга детского психолога». – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.

4. Кокуева Л.В. «Психологическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие». – М.: «Педагогическая литература», 2011. – 112с.

5. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144с.

6. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия». – Волгоград: Учитель, 2012. – 177с.

7. Микляева Н.В. «Работа психолога-педагога в ДОУ: методическое пособие». – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 384с.

8. Соколовская Н.В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации». – Волгоград: Учитель, 2011. – 188с.

9. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры для детей раннего возраста. Конспекты занятий»./ Под ред. Воровщикова С.Г. – М.: «Перспектива», 2010. – 96с.

 

Пояснительная записка к программе

«Адаптация детей 2-3-х лет к условиям ДОУ».

Главным приоритетом в создании программы является гармоничное развитие личности ребенка, его психологического физического здоровья.

Целью данной программы является содействие положительному протеканию адаптационного периода и его коррекция.

В соответствии с целью были сформулированы задачи программы:

1. Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

2. Создание позитивного эмоционального фона.

3. Развитие речевой активности.

4. Ознакомление с окружающим миром.

5. Развитие неречевого и фонетического слуха.

6. Развитие познавательных процессов.

7. Творческое развитие.

8. Физическое развитие.

9. Социальное развитие.

Программа включает подвижные игры, которые используют как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Данная программа рассчитана на детей 2-3 лет и включает в себя 9 групповых занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю в форме коррекционно-развивающих игр продолжительностью 6-8 минут.

Оптимальное количество детей в группе 5-10 человек.

 

При составлении программы была использована следующая литература:

1. Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272с.

2. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрисс-прес, 2008. – 160с.

3. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. «Большая книга детского психолога». – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568с.

4. Кокуева Л.В. «Психологическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие». – М.: «Педагогическая литература», 2011. – 112с.

5. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144с.

6. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия». – Волгоград: Учитель, 2012. – 177с.

7. Микляева Н.В. «Работа психолога-педагога в ДОУ: методическое пособие». – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 384с.

8. Соколовская Н.В. «Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации». – Волгоград: Учитель, 2011. – 188с.

9. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры для детей раннего возраста. Конспекты занятий»./ Под ред. Воровщикова С.Г. – М.: «Перспектива», 2010. – 96с.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 176.