Группы стран в мировой экономике. Типологическая дифференциация.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Группы стран в мировой экономике. Типологическая дифференциация.

В мировой экономике в группы обычно объединяются страны:

1.Имеющие общие экономические характеристики развития.

2.Схожую институциональную структуру хозяйственного управления.

3.Близкие принципы организации производства.

4.Общие стоящие перед ними проблемы.

Классификация стран по методике ООН использует следующие критерии:

1.Модель экономического развития.

2.Качественные экономические показатели (уровень доходов, размер ВВП).

3.Социальные показатели (уровень пособий, продолжительность жизни, качество образования). 4.Стадия развития.

По стадиям экономического развитияамериканский экономист, социолог и историк Уолт Ростоу подразделяет страны на:

1.традиционные;

2.индустриальные;

3.зрелые.

По типу хозяйственной системы:

1.страны с экономикой типа натурального хозяйства;

2.страны-экспортеры сырья;

3.промышленно развивающиеся страны;

4.промышленно развитые страны;

5.новые индустриальные страны.

Классификация странпо методологии Всемирного банкав качестве основного критерия разбивки государств рассматривает уровень дохода.

Классификация стран по уровню доходов:

1.Страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от $ 12,276 и выше).

2.Страны со средним уровнем дохода на душу населения (от $ 3976 до $ 12,275).

3.Страны с низким уровнем дохода на душу населения (от $ 1,005 и ниже).

Классификация стран по уровню экономического развития.

В зависимости от уровня развития государства и его участия в международных отношениях различают несколько классификаций:1. По уровню развития производственных сил:-доиндустриальные; - индустриальные;- постиндустриальные.2.По степени открытости рыночного хозяйства (традиционная): -развитые; - развивающиеся; - страны с переходной экономикой; -страны третьего мира.3.По уровню развития производства: -центр; - переферия; - новые индустриальные страны (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур); - самые бедные страны (Самали, Афганистан, Эфиопия); - собственно развивающиеся страны (Египет, Мексика, Индия); - высокодоходные нефтедобывающие страны (ОАЭ); - бывшие соц. Страны и Россия.

Особенности группы стран с рыночной экономикой.

Развитые страны с рыночной экономикой

К ним относятся постиндустриальные и некоторые индустриальные страны. Эти страны владеют огромными финансовыми ресурсами и на их долю приходится 9/10 иностранных инвестиций, то есть долгосрочных вложений капитала непосредственно в предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей хозяйства зарубежных стран. Особенно заметное место среди них занимают главные страны, или «Большая семерка». Это США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Для этих стран характерны такие черты: все они постиндустриальные; их крупные корпорации контролируют прямо или опосредствованно основную часть производительных сил мирового хозяйства; правящие круги и капитал этих стран обладают реальными средствами контроля над мировыми политическими и экономическими процессами.

К остальным странам этого типа относятся малые промышленно развитые страны Европы: Нидерланды, Бельгия, Швеция, Швейцария, Финляндия, Норвегия, Дания, Австрия и другие, а также промышленно развитые страны южного полушария: Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика.

Особенности группы стран с развивающейся экономикой.

Развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой.

К развивающимся странам обычно относят те государства, которые имеют низкие стандарты демократических правительств, свободной рыночной экономики, индустриализации, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан. В эту группу стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития 1.новые индустриальные страны Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (Аргентина (статус передового государства Аргентина получит в 2015 г.), Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай (с 2013 г. – развитое государство) Таиланд, Филиппины и др.);

2.страны со средним уровнем развития (Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.);

3.демографические гиганты (Индия, КНР, Пакистан, Индонезия);4..наименее развитые страны мира (Экваториальная Африка и Океания).

 

Особенности группы стран с переходной экономикой.

Франчайзинг и его виды.

Франчайзинг (англ. Franchise – привилегия, право) – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Франчайзер–это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и т.д. Франчайзи–это физическое лицо или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и систему ведения работ франчайзера.

Франчайзинг в зависимости от направлений бывает четырех видов:

1) франчайзинг товара- представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание.Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта..2) производственный франчайзинг- это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии.. Производственный франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. 3) сервисный франчайзинг- представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения - услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера.Основная направленность сервисного франчайзинга - высокий уровень обслуживания потребителей. 4) франчайзинг бизнес-формата.- вляется наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы.

Межгосударственное

Режим свободной торговли

Режим свободной торговли представляет собой одну из наиболее тесных форм международной экономической интеграции. Закрепление этого режима осуществляется на договорной основе между государствами, имеющими весьма высокий уровень торгово-экономических и политических связей.

Режим свободной торговли предусматривает отмену тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. Возможно установление изъятий из режима свободной торговли по особо чувствительным товарам. В настоящее время действуют двусторонние межправительственные соглашения о свободной торговле с Азербайджаном, Арменией, Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном, Молдовой, Россией. На сегодняшний день согласованы единые режимы торговли с Сербией и Черногорией. Продолжается работа по унификации условий торговли со странами СНГ и Грузией. Идет подготовка нового многостороннего Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)Режим наиболее благоприятствуемой нации предполагает установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем люПреференциальный режим (система преференций)

Преференциальный режим предусматривает предоставление развитыми странами в одностороннем порядке торговых преференций (предпочтений) развивающимся и наименее развитым странам на принципах всеобщности, недискриминации и невзаимности.С 1 января 2010 года в связи с началом функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран на таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяется единая система тарифных преференций Таможенного союза.

44.Международные торговые организации. ВТО: цели и принципы. Роль ГАТТ/ВТО в процессе поэтапной ликвидации тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле.

В развитии межгосударственном регулировании международной торговли значительную роль играют международные организации, которые можно разделить на две группы:

1.универсальные: ООН, ВТО, ОЭСР;2.региональные, которые создаются в рамках интеграционных объединений: КЕС, АТЭС и т.д. Существенную роль в межгосударственном регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН),в которую входят 193 страны.

ООН– самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Цели ЮНКТАД:

1. Содействие в развитии международной торговли в целях ускорения экономического роста в развивающихся странах.

2. Содействие организации деятельности других учреждений в рамках ООН в области международной торговли.

3. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли

4. Установление принципов и политики, касающиеся международной торговли.

ЮНКТАД функционирует по 4 группам стран:

I. Афро-азиатские страны

II. Промышленно-развитые страны

III. Латиноамериканские страны

IV. Бывшие социалистические страны. Наиболее известными специализированными учреждениями ООН также являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, в которую входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Важную роль играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро- и отраслевом уровнях. Одной из организаций, содействующей развитию международной торговли является Международная торговая палата (МТП) Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.. Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и норм:--недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, уравнивающего в правилах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;--режим наибольшего благоприятствования, означающий предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. --использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

Всемирная торговая организация помимо принципов ГАТТ включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).Цели и принципы ВТО:

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Наиболее важные принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:

Торговля без дискриминации -страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования.

Либерализация международной торговли -проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли.

Применение мер, ограничивающих, импорт, только на основе правил ВТО-отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Правилами ВТО, однако, предусматривается достаточно широкий набор инструментов, с помощью которых страна может в случае необходимости защитить свой внутренний рынок. Он включает: защитные меры- временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговые пошлины- применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины - применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме.

Международная

Теории ПИИ.

Теория пути инвестиционного развития нации (Дж. Даннинг (США), Р. Нарулла (Нидерланды), 1994 г. )

1.база анализа - эклектическая теория OLI-преимуществ Дж.Даннинга

2.развиваются положения теорий жизненного цикла продукта, догоняющего цикла и олигополистической защиты

3.импорт и экспорт ПИИ прямо пропорциональны ВВП страны

4.позиция страны как нетто-экспортера инвестиций (НЭИ) определяется как разность между объемами размещенных и привлеченных ПИИ

5.положительная НЭИ-позиция показывает, что страна стала нетто-экспортером инвестиций, отрицательная - нетто-импортером

1.инвестиционное развитие страны проходит 5 фаз, классификационные признаки которых - готовность принимать и экспортировать ПИИ:

Фаза 1. отсутствие OLI-преимуществ, развиты низкотехнологические производства, государство защищает рынок от импорта и ПИИ

Фаза 2. начинается медленный прирост ПИИ, расширяется местный рынок, повышается конкурентоспособность местных фирм, частично либерализируется ПИИ-политика

Фаза 3. начинается экспорт ПИИ, существенно увеличиваются I-преимущества местных фирм, государственная ПИИ-политика становится либеральной, а экономика экспортоориентированной

Фаза 4. экспорт ПИИ опережает импорт, страна захватывает лидерство в некоторых высокотехнологичных отраслях

Фаза 5. экспорт и импорт ПИИ продолжают возрастать, утверждается мировое лидерство при либеральной ПИИ-политике и стимулировании экспорта ПИИ

Портфельные

Инструменты механизма национального и международного регулирования миграции рабочей силы. Международная организация труда (МОТ) и Международная организация по миграции (МОМ) в международном регулировании миграционных процессов.

Механизм национального и международного регулирования миграции рабочей силы включает в себя совокупность следующих инструментов:

1.создание соответствующих государственных институтов;

2.нормативно-правовые регуляторы импорта-экспорта рабочей силы;3.международные соглашения (двусторонние и многосторонние соглашения);

4.качественные требования к иностранной рабочей силе (сертификат об образовании, стаж работы по специальности);5.прямое квотирование и косвенное регулирование импорта рабочей силы;6.регулирование на основе экономических критериев; административные меры, обеспечивающие импорт рабочей силы;7.экономическая помощь регионам массовой эмиграции;8.формирование эмиграционного климата;

9.валютная и банковская политика (льготы по валютным вкладам, открытие зарубежных филиалов отечественных банков, использование иностранных банков);10финансовая политика; инвестиционная и налоговая политика;11.таможенная политика и др. Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г, в 1946 г стала специализированным учреждением ООН. В рамках МОТ принимаются конвенции и рекомендации, устанавливающие трудовые стандарты в области заработной платы, продолжительности рабочего дня, отпусков и охраны труда.

Международная организация по миграции (МОМ) организована в 1949 г.

Основными функциями МОМ являются:

1.осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан; 2.организация передвижения беженцев;

3. предотвращение «утечки умов»;4.консультации по вопросам миграции.

Главным предназначением МОМ являются:

1.управление миграцией, в интересах всех вовлечённых сторон;2.тесная работа с правительствами стран, представление и защита интересов людей, выбравших для себя миграцию как единственно правильное решение;3.предотвращение и борьба с феноменом торговли людьми (международное понятие «трафик»). МОМ сотрудничает с правительствами, другими международными организациями и общественными объединениями в целях обеспечения повсюду в мире упорядоченного перемещения беженцев и иных лиц, нуждающихся в помощи в сфере международной миграции.

Интеграционные

Североамериканская модель интеграции (НАФТА).

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) – соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами и барьеров на привлечение инвестиций. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. При формировании объема компетенции комиссии использован следующий принцип: в пределы компетенции этой комиссии включены полномочия, которыми страны обычно наделяют министров торговли.

Группы стран в мировой экономике. Типологическая дифференциация.

В мировой экономике в группы обычно объединяются страны:

1.Имеющие общие экономические характеристики развития.

2.Схожую институциональную структуру хозяйственного управления.

3.Близкие принципы организации производства.

4.Общие стоящие перед ними проблемы.

Классификация стран по методике ООН использует следующие критерии:

1.Модель экономического развития.

2.Качественные экономические показатели (уровень доходов, размер ВВП).

3.Социальные показатели (уровень пособий, продолжительность жизни, качество образования). 4.Стадия развития.

По стадиям экономического развитияамериканский экономист, социолог и историк Уолт Ростоу подразделяет страны на:

1.традиционные;

2.индустриальные;

3.зрелые.

По типу хозяйственной системы:

1.страны с экономикой типа натурального хозяйства;

2.страны-экспортеры сырья;

3.промышленно развивающиеся страны;

4.промышленно развитые страны;

5.новые индустриальные страны.

Классификация странпо методологии Всемирного банкав качестве основного критерия разбивки государств рассматривает уровень дохода.

Классификация стран по уровню доходов:

1.Страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от $ 12,276 и выше).

2.Страны со средним уровнем дохода на душу населения (от $ 3976 до $ 12,275).

3.Страны с низким уровнем дохода на душу населения (от $ 1,005 и ниже).

Дата: 2016-10-02, просмотров: 260.