Функциональные связи в произв зданиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При проектировании промышленного здания должны соблюдаться следующие специфические функциональные задачи:

1-оптимальная организация технологического процесса в комплексе с требованиями подъемно-транспортного оборудования.

2- обеспечение противопожарной и противовзрывной безопасности, наряду с этим при проектировании промздания возникает своя специфика в решении задач унификации зданий и их элементов.

Иными словами, все стадии производства должны быть связаны как можно оптимальней, и располагаться в порядке соответствующем технологическому процессу, поэтому проектировщик должен изучить в целом технологию. Конечно, всё это должно идти с соблюдением хороших условий труда и при возможности со снижением затрат.

Например, в коксохимии сортировка проходит 12-14 раз за процесс производства и наиболее удачный вариант расположить всё в двух зданиях напротив друг друга.

Всякое промышленное здание предназначено для осуществления в нем определенного технологического процесса, поэтому удовлетворение технологических требований при его проектировании является совершенно обязательным.

 

Однако технологические требования почти всегда допускают несколько возможных строительных решений. Так, технолог указывает этажность зданий, подходящую для данного производства, однако это условие не всегда является окончательным, так как многие производства можно размещать в одноэтажных и в многоэтажных зданиях. Часто оказывается возможным увеличит расстояние между колоннами в обоих направлениях против минимальных размеров, требуемых технологией, без серьезного изменения технико – экономических показателей.

 

Увеличение сетки колонн позволяет резко сократить количество сборных элементов, это приводит к сокращению трудовых затрат при монтаже здания и сокращению сроков строительства.

Общий вес или кубатура несущих конструкций при таком укрупнении сетки колонн изменяются сравнительно незначительно.

Окончательные решения по выбору сетки колонн, высоты и характера помещений должны приниматься архитектором совместно с технологом. При этом необходимо тщательно продумывать вопросы внутрицехового транспорта, которые в ряде случаев являются решающими при выборе габаритов цеха.

Для проектирования промышленных зданий надо очень хорошо знать не только технологию производства, но и эксплуатационные условия, в которых данное здание должно служить. Кроме того, правильно запроектированное здание должно допускать модернизацию производства с минимальными затратами на переустройство.

Помимо соблюдения основных требований технологии, условий строительства и эксплуатации при проектировании необходимо также учитывать экономику строительства, выбирать наиболее дешевые и доступные конструкции для возведения в данной местности.

 

65. Понятие масштабности в Архитектуре.

Человек как мера организуемого пространства. Понятие "архитектурный масштаб" включают прежде всего представления человека о величин­ном соотношении всего здания и его частей, частей или фрагментов здания и его деталей, здания или комплекса зданий и окружающего пространства — контекста, в кото­ром существует здание или другой архитектурный объект. В соответст­вии с этим можно считать, что не­которая композиция (отдельный объем или комплекс объемов) имеет крупный масштаб в том случае, ес­ли ойа состоит из достаточно круп­ных в сравнении с ее общей вели­чиной частей (или элементов). В тоже время, композиция, расчлененная на более мелкие элементы, обладает мелким масштабом или менее крупным масштабом.

Масштабность- важная качест­венная характеристика архитек­турной среды, одна из централь­ных категорий архитектурной композиции.

Мы называем архитектурное пространство масштабным в том случае, если человек, находящийся в нем (идущий по улице, пересека­ющий площадь, двигающийся или просто находящийся в пространстве интерьера), ощущает это простран­ство, воспринимает его и соответст­венно оценивает как соразмерное, удобное, соответствующее назначе­нию, постижимое и осваиваемое, т.е. "свое". Сложность, однако, за­ключается в том, что когда мы го­ворим "человек", следует всегда принимать во внимание, что "чело­века вообще" не существует, что че­ловек живет в определенном месте на Земле, в определенный истори­ческий период и принадлежит к определенному социальному сооб­ществу, к определенной культуре и, наконец, к определенной возра­стной группе

 

 

64. Эволюция архитектурных форм дорических памятников Древней Греции.

 

Дорическое направление было связано главным образом с областями материковой Греции, преимущественно населенной дорийцами.

Дорические мастера особенно настойчиво разрабатывали задачи создания монументального искусства; их заслуга заключалась прежде всего в правдивой передаче человеческого тела и его пропорций.

Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень разнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Времена, когда храм был родовым или царским святилищем, ушли в далекое прошлое. Уже в 7 в. до н. э. жертвенник окончательно был вынесен из здания храма на площадь перед ним. В эпоху архаики были опыты создания огромных храмов, в которых могли бы поместиться большие массы народа, но чаще всего греческие храмы были сравнительно с сооружениями Древнего Востока не слишком велики и не подавляли человека своими размерами.

Храм ставился в центре акрополя или городской площади, получая наглядно подчеркнутое господство в архитектурном ансамбле города.

Храм, посвященный богу, был всегда обращен главным фасадом на восток, храмы, посвящавшиеся обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах». Он состоял из одного небольшого помещения — наоса, открытого на восток. На его фасаде, между антами, т. е. выступами боковых стен, были помещены две колонны.

Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.

Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н. э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера.

Типы древнегреческих храмов: 1. храм в антах; 2. простиль; 3. амфипростиль; 4. периптер; 5. псевдопериптер; 6. диптер;7. псевдодиптер; 8. моноптер; 9. толос

Создание периптера позволило свободно помещать здание в пространстве и придало всему строю храма торжественную строгую простоту.

Основные элементы конструкции периптера также очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. Но это не значит, что конструкция греческих храмов являлась механическим перенесением деревянных конструкций в каменное зодчество. Архитекторы Древней Греции хорошо понимали и учитывали конструктивные свойства строительных материалов. Вместо с тем они стремились подчеркнуть и развить художественные возможности, скрытые в самой конструкции здания. В результате этой работы сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле этого слова весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

Дорический храм-периптер был отделен от земли каменным основанием — стереобатом, который был несколько шире колоннады храма и обычно состоял из трех массивных ступеней, шедших вдоль всех четырех фасадов. Верхняя ступень и вся верхняя поверхность стереобата, или стилобат, служила как бы постаментом для храма.

Колоннада периптера (то есть храма, «со всех сторон окрыленного»), возвышаясь над горизонталью стилобата, поддерживала перекрытие (опорные балки и карниз), над которым поднималась кровля, покрытая черепицей или мраморными плитками. Внутри наоса было прохладно, царил легкий сумрак. Оживленная игра света и тени в колоннаде создавала переход от яркого света дня к сумраку наоса.

Для эволюции архаических дорических храмов характерен переход от тяжеловесных и приземистых пропорций к пропорциям более стройным и гармонически ясным.

Более ранние храмы нередко имели слишком грузные капители или слишком короткие стволы колонн; соотношение количества колонн на длинных и торцовых сторонах часто было таким, что храм оказывался чрезмерно вытянутым в длину; иногда на фасаде ставилось нечетное число колонн, что не давало возможности выделить главный вход и сделать его главной осью композиции. Постепенно все такие недостатки исчезали.

Одним из древнейших дорических храмов был храм Геры (Герайон) в Олимпии (7 в. до н. э.); сохранившиеся остатки этого храма дают ясное и наглядное представление как о плане храма, так и об общем расположении и соотношении частей архаического дорического периптера.

Мы только что упоминали о двух датах, касающихся постройки большого храма в Селинунте(S). В промежутке между этими датами стиль постройки меняется.

В более ранней постройке колонны фасада сильно сужаются кверху (A). храм Геры в Олимпии. В нем сгнивавшие деревянные столбы постепенно заменялись каменными колоннами. Каждая из этих колонн носит характерные черты того или иного периода. Мы сопоставляем на рисунке H две наиболее разнохарактерные колонны этого храма (C и D). Всего же в колоннаде храма насчитывается восемь различных видов колонн

Изображения, приведенные для сравнения на рисунке, делают сразу очевидным изменения пропорций от VI в. к V. Здесь даны приведенные к одной волюте ордера VI в. – Посейдония A и V в. – Парфенон B. Первый, более древний, отличается некоторой тяжеловесностью пропорций и как бы избытком мощи; второй, более поздний, – изысканным изяществом.

Если мы перейдем от V в. к македонской эпохе, а затем – к эпохе римского владычества, то увидим, что стремление к облегчению пропорций принимает в это время преувеличенный характер: C – метопы в Олимпии, D – храм Афины Полиады в Пергаме).

Следующий рисунок показывает фасад архаической эпохи (храм S в Селинунте). Мы видим здесь приземистые колонны с конусообразным отводом, набухающей капителью и тяжелым антаблементом.

Далее фасад Фесейона. Здесь дорийский ордер уже освобождается от преувеличений архаической эпохи и достигает почти полного совершенства.

Но вполне очевидно, что на этот раз достигнута абсолютная правильность. Все здание производит впечатление соразмерности частей, спокойствия и благородства.

В греческом искусстве начального периода выражается избыток жизненных сил; затем, постепенно прогрессируя, оно приближается к идеалу, не испытывая тех колебаний, Греческое искусство никогда не отрешалось от строгости раннего периода, мало-помалу освобождаясь путем осторожной и методической работы от природной суровости. ИТОГИ: Для эволюции архаических дорических храмов характерен переход от тяжеловесных и приземистых пропорций к пропорциям более стройным и гармонически ясным.

Более ранние храмы нередко имели слишком грузные капители или слишком короткие стволы колонн; соотношение количества колонн на длинных и торцовых сторонах часто было таким, что храм оказывался чрезмерно вытянутым в длину; иногда на фасаде ставилось нечетное число колонн, что не давало возможности выделить главный вход и сделать его главной осью композиции. Постепенно все такие недостатки исчезали.

 

 

66. План, фасад, разрез, генплан

План — это изображение разреза здания, рассеченного мнимой гори­зонтальной плоскостью, проходящей на определенном уровне. Согласно ГОСТ 21.501 — 93 эту плоскость следует располагать на '/з высоты изображаемого этажа или в 1 м от изображаемого уровня для промышленных зданий. Для жилых и общественных зданий мнимую секу­щую плоскость располагают в пре­делах дверных и оконных проемов каждого этажа.

План здания дает представление о его конфигурации и размерах, вы­являет форму и расположение отдельных помещений, оконных и дверных проемов, капитальных стен, колонн, лестниц, перегородок. На план наносят контуры элементов зда­ния (стены, простенки, столбы, перегородки) попавших в разрез и расположенных ниже или выше секущей плоскости.

Разрезом называется изображение здания, мысленно рассеченного вер­тикальной плоскостью. Разрезы на строительных чертежах служат для выявления объемного и конструктивного решения здания, взаимного рас­положения отдельных конструкций, помещений и т.п. Разрезы бывают ар­хитектурные и конструктивные.

Архитектурный разрез служит, главным образом, для определения композиционных сторон внутренней архитектуры. На таком разрезе показывают высоту по­мещений, оконных, дверных про­емов, цоколя и других архитектурных элементов. Высота этих элементов, связанных с архитектурной отделкой помещений, чаще всего определяет­ся отметками.

На архитектурном разрезе тол­щину чердачного перекрытия, кон­струкцию крыши и фундаментов не показывают.

При вычерчивании оконных проемов рас­стояние от пола до низа оконного проема (подоконника) должно быть 750—800 мм, а от верха проема до потолка — около 400 мм.

Конструктивные разрезы входят в рабочие чертежи проекта здания. На этом типе разрезов показывают кон­структивные элементы здания, а так­же наносят необходимые размеры и отметки. Проемы, лест­ницы изображают условными обо­значениями по ГОСТ 21.501 — 93. Фасады — ортогональные проек­ции здания на вертикальную плоскость — наружная сторона здания. Чертеж фасада дает представление о шедшем виде здания, его архитектуре и о соотношениях его отдельных элементов. Различают главный фасад, 1воровый и боковые, или торцовые, фасады.

Главным фасадом называется вид здания со стороны улицы или площади. Определение других фасадов вытекает из их наименования.

Наименование фасада определя­ется крайними координационными осями, между которыми располагают »участок здания, изображенный на чертеже, или маркой оси, располо­женной в фасадной стене. Наименование фасада надписывают над изображением с минималь­ным разрывом .

Масштаб фасада должен быть минимальным, но достаточным для показа рельефа стены, проемов, отвер­стий в стенах и т.п.

На чертежах фасадов желательно оказывать деформационные швы, пожарные лестницы, трубы наружного водостока, пандусы у ворот.

Однако степень детализации при вычерчивании фасадов гражданских и промышленных зданий зависит от масштаба. Рисунок оконных перепле­тов, тип дверей и ворот показывают только на фасадах, выполненных в масштабе 1:100 и крупнее; при более мелких масштабах вычерчивают толь­ко контуры створок и проемов.

Если на фасаде имеются сложные участки, их изображают отдельно в более крупном масштабе, т.е. выпол­няется фрагмент фасада.

Для составления генеральных планов необходимо иметь топогра­фическую основу, представляющую собой план участка, выполненный материалам геодезической съемки. Кроме этого, на плане условными знаками показывают существующие здания и сооружения, дороги, ли­тии электропередач, зеленые насаждения, луга, болота и т.п. в соответствии с условными знаками для топографических планов масштабов :5000, 1:1000, 1:500, утвержденны­ми главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров

:сср.

Для составления генерального плана используют также ситуацион-1ый план, сделанный в масштабе :5000, 1:10000 или 1:25000 и представляющий собой план прилегающей I застраиваемому участку территории : указанием дорог, существующих зданий, сооружений и т.п.

Генеральный план — сводный доку­мент проектируемой застройки терри­тории, на котором показаны размеще­ние проектируемых, существующих, реконструируемых и подлежащих сносу зданий, сооружений, инженерных се­тей, автомобильных дорог, железнодо­рожных путей, объектов озеленения, благоустройства, планировка рельефа местности и т.п.

На генеральный план наносят го­ризонтали и привязывают его к топог­рафической основе. Генплан представ­ляет собой чертежи территории, на которой показано размещение проек­тируемых, существующих, реконстру­ируемых и подлежащих сносу зданий и сооружений. Вновь строящиеся зда­ния размещают в зависимости от их функциональной или технологичес­кой связи и в соответствии с проти­вопожарными и санитарными норма­ми. Эти нормы определяют минималь­ные расстояния между зданиями, ис­точниками водоснабжения и т.п. От степени огнестойкости здания зависят противопожарные расстояния между ними

Дата: 2016-10-02, просмотров: 324.