(архаика VIII - VIвв.)
В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-
“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора”- место политических собраний граждан.
В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам.
Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.
Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.
Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен, заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм
Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных.
Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в
Олимпии).
Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве
Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” и храм Деметры в Пестуме.
Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура, заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифы и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями – в красный. Основные, “работающие” части здания (архитрав, колонна) не окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала архитектуре праздничный, мажорный характер.
Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка и мрамора.
Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и
Метаген) в Эфесе.
В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся в основных чертах в VI в до н. э., важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимался по зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и мотивными статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на высокой террасе.
60. Золотое сечение
Наиболее известным и в то же время загадочным рядом средних чисел является так называемое отношение золотого сечения. Термин "золотое сечение" был введен Леонардо да Винчи для известного еще пифагорейцам описанного Эвкли-дом деления отрезка в так называемом "крайнем и среднем отношении", при котором большая его часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей частью (рис.93). Если длину отрезка принять за единицу, то его части будут выражаться иррациональными числами X = 0,618, а — х = 0,382. На основе этих чисел может быть получен геометрический ряд ... — 0,146 — 0,236 — 0,382 — 0,618 — 1 — 1,618 — 2,618 — 4,236 — 6,854 — ..., обнаруживаемый при рассмотрении самого широкого круга явлений природы, искусства и архитектуры. Не случайно знаменитый итальянский философ и математик Фра Лука Паччоли называл золотое сечение "божественной пропорцией", а немецкий ученый А.Цейзинг провозгласил золотое сечение универсальной пропорцией, равно характерной для современных творений природы и искусства. Золотое сечение использовал в своем творчестве И.В.Жолтовский, а Ле Корбюзье положил его в основу своего "Моду-лора".
Золотое сечение выражают обычно числом 1,618 или обратным ему числом 0,618, для которых по предложению Т.Куба и М.Бара приняты символы Ф и 1/Ф. Эти числа являются знаменателями возрастающего (Ф) и убывающего, (1/Ф) рядов золотого сечения. Интересной особенностью этих чисел является их способность при сложении с единицей (для Ф) и при вычитании из единицы.(для 1/Ф) давать квадраты самих себя, т.е. 1 + Ф + Ф2; 1 — 1/Ф = (1/Ф)2. Золотое сечение — это единственная геометрическая прогрессия, обладающая признаком аддитивного ряда (Ф3 = Фг + Ф2).
Золотое сечение - деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Пример: Отрезав квадрат от прямоугольника, построенного по принципу золотого сечения, мы получаем новый, уменьшенный прямоугольник с тем же отношением сторон
Дата: 2016-10-02, просмотров: 291.