Искусство времени XVIII династии ( 16 - 15 вв. до н. э. )
Храм времени XVIII династии представлял собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном ставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находился открытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее в себе несколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные помещения (библиотека, кладовые и др.). Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства широкое применение и явилось наряду с усилением роли колоннад и скульптур отличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.
В этот период наблюдался расцвет храмового строительства. Складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Др.Египта- храм Амона (бога Солнца) в Карнаке (н.П тыс-1в. до н.э.) и храм Амона в Луксоре (XV-середина ХШ в. до н.э.).
В Карнаке В Луксоре
План храма в Луксоре
Формирование типа храма шло на основе традиций заупокойных храмов эпохи Древнего и Среднего царств. Храм времени XVIII династии представлял собой в плане вытянутый прямоугольник .Композиция эта подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств.
Храм в Карнаке считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников. Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов.
Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей, так же как и использование большого числа колонн .После Луксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн. Гипостильный зал
Капители колонн:1) пальмовидная, 2)папирусообразная с закрытым бутоном цветка,3)папирусообразная с распустившимся цветком, в виде головы богини Хатор
35. Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусстве.
Среди композиционных закономерностей, на основе которых приводятся к гармоническому единству различные формы, выделяют особую группу средств, объединяемую понятием ритм.
Ритм наиболее универсальный закон построения художественной формы, проявляющийся не только в архитектуре, но и во всех видах и жанрах искусств.
Ритм-закономерная повторяемость форм через определенные интервалы (ряд колонн, окон и т. д.). Метрические ряды бывают простые и сложные, в простом ряду одна и таже форма повторяется через одинаковые интервалы. Сложные ряды образуются путем сочетания простых рядов. Различают 3 случая:
Формы одинаковые, интервалы закономерно чередуются,
Формы закономерно чередуются через одинаковые интервалы.
Закономерно чередуются и формы и интервалы.
Простой метрический ряд
Характер простого метрического ряда зависит от соотношения элементов и интервала между ними. Максимальный интервал является пределом при котором сохраняется зрительная взаимосвязь элементов между собой. Дальнейшее увеличение интервала ведет к разрушению ряда. При min интервале каждый элемент ряда восприним. самостоят. Объемом и при дальнейшем уменьшении интервалов происходит зрительное слияние элементов (т.е. Они теряют свою самостоятельность).
Билеты 36- Типизация,
Типизация и стандартизация в строительстве. Курс на стандартизацию строительства связан с максимальным применением сборных изделий заводской готовности.Типизациией называют техническое направление в проектировании и строительстве, которое позволяет многократно осуществлять строительство как отдельных конструкций, так и целых зданий и сооружений на основе отбора таких проектных решений, которые при экс-периментальном применении оказались лучшими и с технической, и с экономической стороны. Соответствующие проекты таких решений называют типовыми. Типовыми бывают проекты отдельных зданий или сооружений, проекты блок-секций жилых секционных зданий: унифицированных секций одноэтажных промышленных зданий, отдельных конструктивных элементов, Внедрение типовых проектов целых зданий в массовую застройку начатое в 50-е годы, продолжается и в настоящее время, но признано более перспективным направление, при котором здание комплектуется из типовых сборных конструкций и деталей, с тем чтобы массовая застройка была бы максимально индивидуализирована. В настоящее время разработано и проверено на практике значительное число сборных изделий (колонны и ригели каркаса, плиты перекрытий, лестнич-ные марши и т. п.). Они объединены в каталоги, и их применение обязательно в пределах региона . Элементы фасадов допускается применять как типовые, так и специально запроектированные. При таком подходе к проектированию есть все основания индивидуализировать массовую застройку, не снижая степени ее индустриализации. Применение метода возможно втом случае, если промышленность региона выпускает изделия, обеспечивая их взаимозаменяемость и универсальность. Под взаимозаменяемостью понимается возможность замены одного изделия другим (или несколькими другими) без изменения параметров здания. Для того чтобы осуществлять работы по типизации и стандартизации деталей и конструкций, необходима предварительная работа по унификации их параметров. Унификацией называется установление целесообразной однотипности объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, конструкций, деталей, оборудования с целью сокращения числа типов размеров и обеспечения взаимозаменяемости и универсальности изделий.
37. Конструкции свето-аэрационных ФОНАРЕЙ
Для естественного освещения помещений многопролетного промышленного здания в его покрытии устанавливают специальные конструкции со свегопрозрачным заполнением-фонари.Фонари всех типов имеют принципиально одинаковую конструктивную схему: каркас из поперечных рам и продольных элементов (прогоны для крепления створок, бортовые плиты, плиты покрытия и связи.
![]() |
Рис. ХХП-12. Схемы—типы световых (светоаэрационных) фонарей
а — прямоугольный, б, в — трапециевидные; г — треугольный; д — М-образный; е — шедовый; ж — к — зенитные
Несущим элементом фонарной надстройки являются стальные рамы. К ограждениям фонаря относятся остекление, бортовая часть (борт), торцовые стены и покрытие.Размеры конструкции и схемы фонарей унифицированы. Фонари шириной 6 м применяют для пролетов 12 и 18 м, а шириной 12 м —для пролетов 24, 30, 36 м. Стальные фонари крепят к стальным или железобетонным несущим конструкциям покрытия сваркой. Для обеспечения пространственной жесткости между рамами фонаря ставят вертикальные связи,
Одноярусный светоаэрационный фонарь
1 - несущие элементы; 2 - механизм открывания; 3 - рамочный створный элемент; 4 - светопропускающее заполнение; 5 - покрытие; 6 - защитная сетка
Ж/б балки для промзданий
Балки представляют собой основные виды бераспорных плоскостных конструкций.
Балки являются наиболее простыми несущими конструкциями и эффективно используются до достижения перекрываемого ими пролета определенной величины. Для железобетона этот предельный рациональный пролет составляет примерно 18м, для металлических - 15м, для деревянных - 12м. Если пролет превышает указанные величины, целесообразно перейти на использование ферм. Хотя изготовление ферм несколько сложнее, чем изготовление балок, но зато они обладают меньшей массой, что существенно влияет на расход материалов как для самих ферм, так и для опор и фундаментов, на которые фермы опираются. В то время как у балок материал распределен по всему их сечению, у ферм он сосредоточен только в верхнем и нижнем поясах, в стойках и раскосах, которые эти пояса соединяют. Поэтому в отличие от балок, работающих на изгиб целым своим сечением, все элементы решетки ферм работают только на сжатие и растяжение, т.е. материал используется полнее, чем у балки.
Следует заметить, что минимальная высота балок и ферм при современных высокопрочных строительных материалах ограничивается не столько несущей способностью конструкции, сколько ее допускаемыми прогибами под максимальными нагрузками. Поэтому произвольное уменьшение высоты конструкции, относительно того, что применяется на практике, без дополнительных расчетов недопустимо. Железобетонные балки заводского изготовления для пролетов 12,15, 18м получили наибольшее распространение благодаря экономному расходу металла, простоте монтажа и соответствия таких балок противопожарным нормам. Разработано несколько типов балок для горизонтальных и скатных с небольшим уклоном (до1:5) покрытий. Сечение таких балок принимается прямоугольным (при L < 12 м), тавровым или двутавровым (при L> 12м). В последнее время разработаны типовые двускатные балки, которые при пролетах 12 и 18м во всех своих частях имеют одну ширину, что упрощает их изготовление. Уменьшение массы таких балок достигнуто устройством в них сквозных отверстий, чем они приближаются к типу безраскосых ферм.
Ширина верхней полки (300—400 мм) достаточна для опирания плит покрытия, прикрепляемых к балке сваркой с помощью закладных деталей.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 264.