История развития общества на всех этапах мировой цивилизации отражалась в памятниках архитектуры. Они формируют облик многих городов. Архитектура — это строительное искусство, вид творчества, формирующего действительность по законам красоты. Витрувий сформулировал триаду «прочность, польза, красота», которой руководствуется архитектор. Все архитектурные сооружения имеют три группы характерных качеств: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ, выражающий идейное содержание).
От функционального назначения, будь то жилое, общественное или промышленное здание, зависят тип архитектурного сооружения, количество и состав помещений в нем, их расположение, группировка и размеры. Типы зданий складывались не сразу, они определялись политическим устройством страны, религиозными и идеологическими требованиями, бытом, народными традициями. Некоторые типы зданий отмирали, появлялись новые, другие видоизменялись (например, жилые дома). Архитектура создавала искусственный утилитарно-художественный мир, противостоящий стихийной среде, осваивала пространство для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Эстетическая ценность здания определяется выразительным решением его внешнего и внутреннего облика. Художественно выразительный облик здания создают общие композиционные архитектурные формы (внешние и внутренние объемы, группировка масс, силуэт, пропорции и т.д.) и частные по отношению ко всей композиции здания (карнизы, балконы, наличники окон и дверей, элементы декора).
Развитие архитектуры находится в тесной связи с характером эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества. Архитектура выражает характер эпохи. На нее воздействуют социальные факторы: Конструкции во многом зависят от технологических особенностей строительных материалов и изменяются с их развитием. В классическом периоде древнегреческой архитектуры несущие конструкции монументальных зданий возводили из мраморных блоков. В императорском периоде древнеримской архитектуры монументальные здания строили из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, что расширило композиционные возможности. В средние века достигла совершенства техника обработки камня. Эпоха Возрождения снова вернулась к кирпичу, облицованному камнем или штукатуркой. Эта традиционная техника лишь в XX в. сменилась индустриальной техникой монолитных и сборных железобетонных конструкций.
Таким образом, функциональная, конструктивная и эстетическая особенности архитектуры изменялись в ходе исторического процесса и воплощались в архитектурных стилях. Стилем принято называть совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон
История показывает нам постоянно развивающуюся, изменяющуюся архитектуру в процессе борьбы нового со старым, изменения общего художественного стиля при национальном своеобразии архитектуры каждой страны. Однако в каждом периоде были устойчивые признаки, определяющие стиль. Отражающий определенную эпоху стиль отмирает с ней и не может быть полностью восстановлен.
Характерная особенность архитектуры состоит в том, что она включает в себя и технику, и искусство, поскольку проектирование ведется на основе инженерно-технических знаний, с одной стороны, а с другой — на основе творческого процесса, в котором
Ряд архитектурных сооружений, обладающих художественно -планировочным единством и пространственно взаимодействующих друг с другом, образует архитектурный ансамбль — высшую форму творчества зодчего. Ансамбль и связь архитектуры с природным окружением, синтез с различными видами искусства (монументальной живописью, скульптурой, прикладным и декоративным искусством) являются важнейшими чертами архитектурных сооружений.
30. материал и конструкция в архитектонике зданий и сооружений.
Понятие тектоники в архитектуре обладает определенной сложностью, связанной со сложностью самой архитектуры как среды обитания и деятельности общества, как своеобразного искусства, а также (и это будет для нас главным) с тем, что это понятие возникло как результат совместной деятельности архитектора и
4.2. Ранние архитектурно-тектонические системы. Самой древней конструктивной системой, действующей в наши дни, является стоечно-балочная система. Она возникла еще в эпоху неолита, когда люди, жившие ранее в пещерах и ямах, научились покрывать свои землянки естественными материалами — листьями и глиной, возводя каркас из стоек, Примерно в это же время возник купол: каркасно-сводчатая система. Наиболее же древним, первичным конструктивным элементом исследователи считают балку; столбы появились позже в результате необходимости удлинения пролета при перекрытии пространств, которые требовали укрупнения, поскольку усложнение родовых отношений привело к увеличению семьи. К этому же периоду относится и рождение плана дома — первичная форма организации внутреннего пространства. Стены делали из камней, дерева, в южных степных районах стены были глинобитными1. Глинобитные, кирпично-сырцовые стены очень длительное время были самыми распространенными конструкциями. Прекрасным примером разработки стеновой конструкции служит русский традиционный рубленый дом.
Что касается стоечно-балочной системы, то она, сохраняя свою конструктивную суть и логику, претерпевала пластические эволюции в течение веков, что определялось не только изменением технологии изготовления частей зданий и сооружений. Так, в древнем Египте храмовая архитектура создавалась специально для поддержания культа божества, олицетворявшегося фараоном, и именно поэтому основным композиционным средством был масштаб {немасштабность здания человеку, сверхчеловеческий масштаб). Художественно-тектоническая выразительность храмового пространства достигалась не только четким членением структуры здания, разделением ее элементов на несущие и несомые, но и пропорциями огромных столбов-колонн и их пластической обработкой. Принцип символической декоративности, применявшийся зодчими Египта в решении пластики колонн (рельефы, форма капителей) использовался и при обработке стен. Значительную роль в общем настрое пространства египетского храма играл также ритм колонн, причем в результате пристроек, совершавшихся в разные периоды и при разных фараонах, ритм колонн изменялся, а колонны имели различные пропорции.
4.3.Стоечно-балочная тектоническая система. Ордер как развитая конструктивно-эстетическая система в архитектуре, как принцип и даже как мировоззрение появился в Древней Греции. Особая упорядоченность частей постройки, сообщавшая сооружению гармоничность, уравновешенность, устойчивость и имевшая определенную систему значений, была закономерным результатом, следствием и частью системы взглядов, философии, обычаев и всей жизни древней Эллады. Витрувий1, проводил прямую параллель между строением колонны и человеческим телом, Осмысленные конструктивные закономерности превратились в средство композиции.
"Римляне, переняв у них (древних греков) все искусства, изобрели конструктивное чудо — разбили глыбы и из мелких камней-клиньев смело перекрыли гораздо большее пространство. Изобретение свода породило совершенно новую архитектурную форму — прямая, чистая выхоленная линия греков перегнута Римом в плавную дугу" Перечень древнегреческих ордеров пополнился еще двумя — к ионическому, дорическому и коринфскому ордерам прибавились тосканский и композитный. В Древнем Риме наиболее распространенным был коринфский ордер. Появился новый материал (бетон) и сразу же стали развиваться новые конструктивно-тектонические формы, примером которых может служить Пантеон с его куполом.
В эпоху Древнего Рима были созданы великолепные образцы безупречных в тектоническом отношении сооружений — мосты (акведуки и виадуки), в которых единство материала (камня), формы, конструкции и окружения достигнуто в полной мере. Тектонические эволюции стоечно-балочной системы в древнеримские времена были весьма разнообразны и включали большой диапазон форм — От изысканно-тектонических атриумных жилых домов до сугубо декоративных изображений ордера на стене.
В период романской архитектуры в Европе самым распространенным строительным материалом был камень, так же, как и в Древней Греции. В постройках романской архитектуры доминировала масса, а поскольку каменная балка не могла обеспечить перекрытия больших пролетов, необходимых для зальных помещений, возникли и стали развиваться различные формы сводов, распор которых в системе здания погашался с помощью контрфорсов. Позже, уже во времена готики произошло дальнейшее превращение, вернее перерождение стоечно-балочной системы в сложные и разнообразные формы каркаса, который готические мастера применяли для облегчения веса здания. Вертикальные несущие конструкции представляли собой пучки тянутых элементов весьма сложного сечения, основные конструктивные элементы —"оконные простенки минимального сечения, — внутренние колонны чрезвычайно ограниченного сечения — пилоны, нервюры (гурты) сводов, аркбутаны и контрфорсы. Конструкция здания приобретает скелетный, каркасный характер"
4.4. Новые материалы н конструктивные приемы. Их тектоническая выразительность. Благодаря практически неограниченным возможностям технологии изготовления строительных конструкций из множества материалов понятие тектоники значительно расширилось, что видно на примере использования такого привычного материала, как дерево. Новые методы обработки древесины позволяют получить новый художественный эффект и по-новому прочесть тектонику дерева. Это относится, в первую очередь, к клееным конструкциям из дереза, обладающим совершенно необычными для природного дерева свойствами, позволяющими перекрывать значительные пролеты.
Возможности современной техники привели к появлению сооружений, в которых нарушены веками установившиеся представления о тектонике.
Стена, которую мы привыкли воспринимать как преграду между высшим и внутренним пространством и опору для перекрытий, превратилась в сплошное остекление, не разделяющее, а зрительно соединяющее оба пространства. Тектонический смысл стены как преграды и несущей опоры изменился. Художественное осмысление новых конструктивных приемов процесс сложный. Это можно видеть на примере индустриального домостроения.
Разделение элементов на несущие и ограждающие вызвало две полярные тектонические интерпретации. В одном случае — имитация якобы массивной несущей стены, в другом — зрительно дематериализованная мембрана.
Эстетические свойства монолитного бетона широко использовали в своих сооружениях современные архитекторы Ле Корбюзье и Кендзо Танге. Следы дощатой опалубки передают способ возведения и создают богатую игру светотени.
Не останавливаясь подробно на современных конструктивно-тектонических системах, новых материалах и громадном спектре технических возможностей, отметим лишь, что понимание сути тектонических особенностей и возможностей проектируемого объекта (от небольшого теневого навеса на площадке для игр или отдыха) является неотъемлемой частью профессионального мышления архитектора. Неправильное понимание проблем тектоники как композиционного средства может привести и к искаженному представлению о масштабности архитектурного сооружения, величине и соотношениях его частей. Кроме того, удачно выявленная тектоническая трактовка объема в целом и его ограждающих конструкций в значительной мере определяет облик здания, его пластический образ, массивность или изящество формы .
Дата: 2016-10-02, просмотров: 292.