Арх. особенности зданий и сооружений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

История развития общества на всех этапах мировой цивилиза­ции отражалась в памятниках архитектуры. Они формируют облик многих городов. Архитектура — это строительное искусство, вид творчества, формирующего действительность по законам красоты. Витрувий сформулировал триаду «проч­ность, польза, красота», которой руководствуется архитектор. Все архитектурные сооружения имеют три группы характерных качеств: функциональные (удобство, польза), конструктивные (прочность, экономичность), эстетические (красота, художественный образ, вы­ражающий идейное содержание).

От функционального назначения, будь то жилое, общественное или промышленное здание, зависят тип архитектурного сооруже­ния, количество и состав помещений в нем, их расположение, группировка и размеры. Типы зданий складывались не сразу, они определялись политическим устройством страны, религиозными и идеологическими требованиями, бытом, народными традициями. Некоторые типы зданий отмирали, появлялись новые, другие ви­доизменялись (например, жилые дома). Архитектура создавала ис­кусственный утилитарно-художественный мир, противостоящий стихийной среде, осваивала пространство для удовлетворения ма­териальных и духовных потребностей человека.

Эстетическая ценность здания определяется выразительным решением его внешнего и внутреннего облика. Художественно выразительный облик здания создают общие композиционные ар­хитектурные формы (внешние и внутренние объемы, группировка масс, силуэт, пропорции и т.д.) и частные по отношению ко всей композиции здания (карнизы, балконы, наличники окон и дверей, элементы декора).

Развитие архитектуры находится в тесной связи с характером эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребно­стей общества. Архитектура выражает характер эпохи. На нее воз­действуют социальные факторы: Конструкции во многом зависят от технологических особенно­стей строительных материалов и изменяются с их развитием. В классическом периоде древнегреческой архитектуры несущие кон­струкции монументальных зданий возводили из мраморных блоков. В императорском периоде древнеримской архитектуры монумен­тальные здания строили из обожженного кирпича в сочетании с бетоном, что расширило композиционные возможности. В средние века достигла совершенства техника обработки камня. Эпоха Воз­рождения снова вернулась к кирпичу, облицованному камнем или штукатуркой. Эта традиционная техника лишь в XX в. сменилась индустриальной техникой монолитных и сборных железобетонных конструкций.

Таким образом, функциональная, конструктивная и эстетиче­ская особенности архитектуры изменялись в ходе исторического процесса и воплощались в архитектурных стилях. Стилем принято называть совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места, проявля­ющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон

История показывает нам постоянно развивающуюся, изменяю­щуюся архитектуру в процессе борьбы нового со старым, изме­нения общего художественного стиля при национальном своеоб­разии архитектуры каждой страны. Однако в каждом периоде были устойчивые признаки, определяющие стиль. Отражающий определенную эпоху стиль отмирает с ней и не может быть полностью восстановлен.

Характерная особенность архитектуры состоит в том, что она включает в себя и технику, и искусство, поскольку проектирование ведется на основе инженерно-технических знаний, с одной сторо­ны, а с другой — на основе творческого процесса, в котором

Ряд архитектурных сооружений, обладающих художественно -планировочным единством и пространственно взаимодействующих друг с другом, образует архитектурный ансамбль — высшую форму творчества зодчего. Ансамбль и связь архитектуры с природным окружением, синтез с различными видами искусства (монументаль­ной живописью, скульптурой, прикладным и декоративным искус­ством) являются важнейшими чертами архитектурных сооружений.

30. материал и конструкция в архитектонике зданий и сооружений.

Понятие тектоники в архитек­туре обладает определенной слож­ностью, связанной со сложностью самой архитектуры как среды оби­тания и деятельности общества, как своеобразного искусства, а так­же (и это будет для нас главным) с тем, что это понятие возникло как результат совместной деятельности архитектора и

4.2. Ранние архитектурно-текто­нические системы. Самой древней конструктивной системой, действу­ющей в наши дни, является стоечно-балочная система. Она возникла еще в эпоху неолита, когда люди, жившие ранее в пещерах и ямах, научились покрывать свои землян­ки естественными материалами — листьями и глиной, возводя каркас из стоек, Примерно в это же время возник купол: каркасно-сводчатая система. Наиболее же древним, первичным конструктивным элементом иссле­дователи считают балку; столбы появились позже в результате необхо­димости удлинения пролета при пе­рекрытии пространств, которые требовали укрупнения, поскольку усложнение родовых отношений привело к увеличению семьи. К этому же периоду относится и рож­дение плана дома — первичная форма организации внутреннего пространства. Стены делали из камней, дерева, в южных степных районах стены были глинобитны­ми1. Глинобитные, кирпично-сырцовые стены очень длительное вре­мя были самыми распространенны­ми конструкциями. Прекрасным примером разра­ботки стеновой конструкции слу­жит русский традиционный рубле­ный дом.

Что касается стоечно-балочной системы, то она, сохраняя свою конструктивную суть и логику, претерпевала пластические эволюции в течение веков, что определя­лось не только изменением техно­логии изготовления частей зданий и сооружений. Так, в древнем Египте храмовая архитектура со­здавалась специально для поддер­жания культа божества, олицетво­рявшегося фараоном, и именно поэ­тому основным композиционным средством был масштаб {немасш­табность здания человеку, сверхче­ловеческий масштаб). Ху­дожественно-тектоническая выра­зительность храмового пространст­ва достигалась не только четким членением структуры здания, раз­делением ее элементов на несущие и несомые, но и пропорциями ог­ромных столбов-колонн и их пла­стической обработкой. Принцип символической декоративности, применявшийся зодчими Египта в решении пластики колонн (релье­фы, форма капителей) использовал­ся и при обработке стен. Значительную роль в общем на­строе пространства египетского храма играл также ритм колонн, при­чем в результате пристроек, совер­шавшихся в разные периоды и при разных фараонах, ритм колонн из­менялся, а колонны имели различ­ные пропорции.

4.3.Стоечно-балочная тектониче­ская система. Ордер как развитая конструктивно-эстетическая систе­ма в архитектуре, как принцип и даже как мировоззрение появился в Древней Греции. Особая упорядо­ченность частей постройки, сооб­щавшая сооружению гармонич­ность, уравновешенность, устойчи­вость и имевшая определенную сис­тему значений, была закономер­ным результатом, следствием и час­тью системы взглядов, философии, обычаев и всей жизни древней Эл­лады. Витрувий1, проводил прямую параллель между строением колонны и чело­веческим телом, Осмысленные конструктивные закономерности превратились в средство компози­ции.

"Римляне, переняв у них (древ­них греков) все искусства, изобрели конструктивное чудо — разбили глыбы и из мелких камней-клиньев смело перекрыли гораздо боль­шее пространство. Изобретение сво­да породило совершенно новую ар­хитектурную форму — прямая, чи­стая выхоленная линия греков пе­регнута Римом в плавную дугу" Перечень древнегреческих ордеров пополнил­ся еще двумя — к ионическому, до­рическому и коринфскому ордерам прибавились тосканский и компо­зитный. В Древнем Риме наиболее распространенным был коринфский ордер. Появился новый материал (бетон) и сразу же стали развивать­ся новые конструктивно-тектониче­ские формы, примером которых мо­жет служить Пантеон с его купо­лом.

В эпоху Древнего Рима были со­зданы великолепные образцы бе­зупречных в тектоническом отно­шении сооружений — мосты (акве­дуки и виадуки), в которых един­ство материала (камня), формы, конструкции и окружения достиг­нуто в полной мере. Тектонические эволюции стоечно-балочной систе­мы в древнеримские времена были весьма разнообразны и включали большой диапазон форм — От изы­сканно-тектонических атриумных жилых домов до сугубо декоратив­ных изображений ордера на стене.

В период романской архитекту­ры в Европе самым распространен­ным строительным материалом был камень, так же, как и в Древней Греции. В постройках романской архи­тектуры доминировала масса, а по­скольку каменная балка не могла обеспечить перекрытия больших пролетов, необходимых для заль­ных помещений, возникли и стали развиваться различные формы сво­дов, распор которых в системе зда­ния погашался с помощью контр­форсов. Позже, уже во времена го­тики произошло дальнейшее пре­вращение, вернее перерождение стоечно-балочной системы в слож­ные и разнообразные формы карка­са, который готические мастера применяли для облегчения веса здания. Вертикальные не­сущие конструкции представляли собой пучки тянутых элементов весьма сложного сечения, основные конструктивные элементы —"оконные простенки минимального сечения, — внутренние колонны чрезвычайно ограниченного сече­ния — пилоны, нервюры (гурты) сводов, аркбутаны и контрфорсы. Конструкция здания приобретает скелетный, каркасный характер"

4.4. Новые материалы н конст­руктивные приемы. Их тектониче­ская выразительность. Благодаря практически неограниченным возможностям технологии изготовле­ния строительных конструкций из множества материалов понятие тек­тоники значительно расширилось, что видно на примере использова­ния такого привычного материала, как дерево. Новые методы обработ­ки древесины позволяют получить новый художественный эффект и по-новому прочесть тектонику дере­ва. Это относится, в первую оче­редь, к клееным конструкциям из дереза, обладающим совершенно необычными для природного дерева свойствами, позволяющими пере­крывать значительные пролеты.

Возможности современной тех­ники привели к появлению соору­жений, в которых нарушены века­ми установившиеся представления о тектонике.

Стена, которую мы привыкли воспринимать как преграду между высшим и внутренним пространст­вом и опору для перекрытий, пре­вратилась в сплошное остекление, не разделяющее, а зрительно соеди­няющее оба пространства. Тектони­ческий смысл стены как преграды и несущей опоры изменился. Художественное осмысление но­вых конструктивных приемов про­цесс сложный. Это можно видеть на примере индустриального домостро­ения.

Разделение элементов на несу­щие и ограждающие вызвало две полярные тектонические интерпре­тации. В одном случае — имитация якобы массивной несущей стены, в другом — зрительно дематериали­зованная мембрана.

Эстетические свойства монолит­ного бетона широко использовали в своих сооружениях современные ар­хитекторы Ле Корбюзье и Кендзо Танге. Следы дощатой опалубки передают способ возведе­ния и создают богатую игру свето­тени.

Не останавливаясь подробно на современных конструктивно-текто­нических системах, новых материа­лах и громадном спектре техниче­ских возможностей, отметим лишь, что понимание сути тектонических особенностей и возможностей про­ектируемого объекта (от небольшо­го теневого навеса на площадке для игр или отдыха) является неотъем­лемой частью профессионального мышления архитектора. Непра­вильное понимание проблем текто­ники как композиционного средства может привести и к искаженно­му представлению о масштабности архитектурного сооружения, вели­чине и соотношениях его частей. Кроме того, удачно выявленная тектоническая трактовка объема в целом и его ограждающих конст­рукций в значительной мере опре­деляет облик здания, его пластиче­ский образ, массивность или изя­щество формы .

Дата: 2016-10-02, просмотров: 292.