· критерии оценивания
1. самостоятельность суждений;
2. обоснованность высказываемых суждений;
3. полнота раскрытия темы;
4. критичность и самостоятельность выводов,
5. разнообразие точек зрения по заданной проблематике и спектра используемой литературы.
· шкала оценивания рефератов и контрольных работ
каждый критерий = 2 баллам, несоблюдение критериев – минус 2 балла за каждый показатель.
Доклады
· Критерии оценивания
1. Тема и содержание выступления соответствует заданной проблематике; соблюдение регламента доклада;
2. полнота раскрытия темы
3. самостоятельность суждений; обоснованность высказываемых суждений; критичность и самостоятельность выводов,
4. разнообразие точек зрения по заданной проблематике и спектра используемой литературы;
5. оперативность и правильность при ответе на вопросы по теме доклада
· шкала оценивания докладов
каждый критерий = 2 баллам, несоблюдение критериев – минус 2 балла за каждый показатель.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) основная учебная литература:
1. Исаев И.Л. История государства и права России. - М., 2010. - 787 с.
2. История отечественного государства и права: Учебник / Под ред.
О.И. Чистякова. Ч. 1. -М, 2010. – 477 с.
3. История отечественного государства и права: Учебник / Под ред.
О.И. Чистякова. Ч. II. -М., 2010. – 510 с .
4. История отечественного государства и права : учебник / под ред. Р.С. Мулукаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 703 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01618-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115293
5.История отечественного государства и права: учебное пособие / Г.Ю. Курскова, В.Ф. Калина, В.Н. Белоновский и др. ; под ред. Н.В. Михайлова, Г.Ю. Курскова. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 647 с. : табл. - Библиогр.: с. 630-635. - ISBN 978-5-238-02235-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115292
б) дополнительная учебная литература:
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля) а) официальные сайты
1. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - Одновременный и неограниченный доступ ко всем материалам, входящим в базовую часть ЭБС, в любое время, из любого места посредством сети Интернет.
2. Библиотека Российского государственного гуманитарного университета [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://liber.rsuh.ru/
3. Большой юридический словарь онлайн www.law-enc.net
4. Научная библиотека КемГУ. http://www.lib.kemsu.ru/ - Одновременный и неограниченный доступ ко всем материалам, входящим в базовую часть ЭБС, в любое время, из любого места посредством сети Интернет.
5. Научная электронная библиотека - «eLibrary.ru»
6. Российская государственная публичная библиотека http://elibrary.rsl.ru/
7. Электронная информационно-образовательная среда КемГУ http://eios.kemsu.ru/
8. Электронно-библиотечная система (ЭБС), Издательство Юстицинформ// http://e.lanbook.com/books/ - Одновременный и неограниченный доступ ко всем материалам, входящим в базовую часть ЭБС, в любое время, из любого места посредством сети Интернет.
· Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» - Доступ к материалам ЭБС предоставляется:Без авторизации – с компьютеров вуза, подключенных через proxy-сервер КемГУ; Через личный кабинет (по логину и паролю) с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.
9. Депозитарий электронных образовательных ресурсов КемГУ// http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=6290.
10. информационно-правовой портал «Гарант» www.garant.ru
11. информационно-правовой портал «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
12. информационно-правовой портал «Кодекс» www.kodeks.ru
13. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
14. сайт Журнала российского права www.norma-verlag.com
15. юридический словарь www.legaltterm.info
16. юридический портал «Правопорядок» www.oprave.ru
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Самостоятельная работа студента является важным элементом изучения дисциплины «История отечественного государства и права». Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах и в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных вопросов дисциплины, позволят студенту подойти к промежуточному контролю подготовленным, и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными, и позволяют формировать соответствующие компетенции как итог образовательного процесса.
Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для промежуточного контроля. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса с позиций организации самостоятельной работы. Детальные рекомендации по организации работы, направленной на освоение дисциплин юридического профиля, в том числе историко-правового содержатся в Методических указаниях и рекомендациях для студентов юридического факультета по освоению дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций (расположение по соответствующим специальностям и направлениям подготовки на сайте юрфака КемГУ/образовтаельные программы/в разделе УММ // http://uf.kemsu.ru/030501_gos_pravo/
а) организация деятельности студента по видам учебных занятий
вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Работа на лекции является очень важным видом студенческой деятельности для изучения дисциплины «История отечественного государства и права» Задача лектора по теме лекции раскрыть основные вопросы и понятия по определенной лекционной теме. Показать особенность определенного исторического этапа. Государственного или общественного строя, особенности памятника права. Лектор ориентирует студентов в в учебном материале. Краткие записи лекций (конспектирование) помогает усвоить материал. Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. или подчеркивать красной ручкой. Целесообразно разработать собственную символику, сокращения слов, что позволит сконцентрировать внимание студента на важных сведения. Прослушивание и запись лекции можно производить при помощи современных устройств (диктофон, ноутбук, нетбук и т.п.). Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор, в том числе нормативно-правовые акты соответствующей направленности. По результатам работы с конспектом лекции следует обозначить вопросы, термины, материал, который вызывают трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Лекционный материал является базовым, с которого необходимо начать освоение соответствующего раздела или темы. |
Практические (семинарские) занятия | Проработка рабочей программы дисциплины, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Ознакомление с темами и планами практических (семинарских) занятий. Анализ основной нормативно-правовой и учебной литературы, после чего работа с рекомендованной дополнительной литературой. Конспектирование источников. Подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстами нормативно-правовых актов. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение задач. Устные выступления студентов по контрольным вопросам семинарского занятия. Выступление на семинаре должно быть компактным и вразумительным, без неоправданных отступлений и рассуждений. Студент должен излагать (не читать) материал выступления свободно. Необходимо концентрировать свое внимание на том, что выступление должно быть обращено к аудитории, а не к преподавателю, т.к. это значимый аспект профессиональных компетенций юриста. По окончании семинарского занятия студенту следует повторить выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе. Для этого студенту в течение семинара следует делать пометки. Более того в случае неточностей и (или) непонимания какого-либо вопроса пройденного материала студенту следует обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации и разъяснения возникшей ситуации. |
Контрольная работа | Контрольная работа выполняется с целью закрепления знаний, полученных студентом в ходе лекционных и семинарских занятий и приобретения навыков самостоятельного понимания и применения нормативно-правовых актов и специальной литературой. Написание контрольной работы призвано оперативно установить степень усвоения студентами учебного материала дисциплины и формирования соответствующих компетенций. Контрольная работа может включать знакомство с основной, дополнительной и нормативной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в теме и (или) составление аннотаций к прочитанным литературным источникам, решение конкретных правовых вопросов, задач и юридических казусов. Содержание подготовленного студентом ответа на поставленные вопросы контрольной работы должно показать знание студентом теории вопроса и практического ее разрешения. Контрольная работа выполняется студентом, в срок установленный преподавателем в письменном (печатном или рукописном) виде. Перед написанием работы необходимо внимательно ознакомиться с содержанием вопросов (или задачи) по лекции, учебнику, изучить действующее законодательство и рекомендуемую литературу, действующее конституционное законодательство и в необходимых случаях - судебную и правоприменительную практику. Ответы на контрольные вопросы должны быть полными, обстоятельно изложены и в целом раскрывающими содержание вопроса. Используя нормативный материал, нужно давать точные и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты: указать их название, кем и когда они приняты, где опубликованы. При этом очень важно обращаться непосредственно к самим актам, точно излагать содержание, а не воспроизводить их положения на основании учебной литературы или популярной литературы. Инструкция по выполнению требований к оформлению контрольной работы находится в методических материалах. |
Реферат, доклад | Студент вправе избрать для реферата (доклада) любую тему в пределах программы учебной дисциплины. Важно при этом учитывать ее актуальность, научную разработанность, возможность нахождения необходимых источников для изучения темы реферата (доклада), имеющиеся у студента начальные знания и личный интерес к выбору данной темы. После выбора темы реферата (доклада) составляется перечень источников (монографий, научных статей, законодательных и иных нормативных правовых актов, справочной литературы, содержащей комментарии, статистические данные, результаты социологических исследований и т.п.). Особое внимание следует обратить на использование законов, иных нормативно-правовых актов, действующих в последней редакции. Реферат (доклад) - это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер. Примерные этапы работы над рефератом (докладом): формулирование темы (тема должна быть актуальной, оригинальной и интересной по содержанию); подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 10); составление библиографии; обработка и систематизация информации; разработка плана; написание реферата (доклада); публичное выступление с результатами исследования (на семинаре, на заседании предметного кружка, на студенческой научно-практической конференции, на консультации). Реферат (доклад) должен отражать: знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Не позднее, чем за 5 дней до защиты или выступления реферат (доклад) представляется на рецензию преподавателю. Защита реферата или выступление с докладом продолжается в течение 5-7 минут по плану. Выступающему студенту, по окончании представления реферата (доклада), могут быть заданы вопросы по теме реферата (доклада). Рекомендуемый объем реферата 10-15 страниц компьютерного (машинописного) текста, доклада – 2-3 страницы. Инструкция по выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах. |
Эссе | Эссе по проблематике Истории отечественного государства и права представляет собой небольшую, свободного изложения творческую работу, выражающую мнение автора о сущности проблемы. Эссе может быть подготовлено в устной или письменной форме. В устной форме подготовленный материал излагается на семинарском занятии. В письменном виде объем эссе, как правило, не превышает 5 страниц текста и представляется для проверки и оценки преподавателю, который в данной группе проводит семинарские занятия. Тема эссе может быть выбрана студентом как из предлагаемого и рекомендованного преподавателем перечня, так и самостоятельно. Тема эссе может быть предложена студентом, исходя из его желания и научного интереса. Новая тема эссе либо освещение новых аспектов одной из предлагаемых кафедрой тем, может быть выбрана студентом также и по согласованию с преподавателем. Написание эссе осуществляется самостоятельно путем творческого изложения изученных научных материалов и нормативных источников. |
Ситуационные задачи | Ситуационная задача это проблемное задание, в котором студенту предлагают осмыслить реальную профессионально- ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Ситуационная задача решается исключительно на основе норм памятников права соответствующего исторического периода. Ситуационные задачи доводятся до сведения студентом преподавателем, ведущим практические занятия (семинары), а также устанавливаются сроки их сдачи на проверку. Процедура разрешений ситуационных задач доводится до сведения студентов преподавателем. |
Тест | Тест это система стандартизированных вопросов (заданий) позволяющих автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающихся. Тесты могут быть аудиторными и внеаудиторными. О проведении теста, его формы, а также раздел (темы) дисциплины, выносимые на тестирование, доводит до сведения студентов преподаватель, ведущий семинарские занятия. |
Собеседование | Собеседование это средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выявление объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Проблематика, выносимая на собеседование определена в заданиях для самостоятельной работы студента, а также может определяться преподавателем, ведущим семинарские занятия. Во время проведения собеседования студент должен уметь обсудить с преподавателем соответствующую проблематику на уровне диалога. |
Групповая дискуссия | Групповая дискуссия это средство, которое позволяет определить уровень сформированности профессиональных компетенций в условиях максимально приближенных к профессиональной среде. Для проведения групповой дискуссии лектор или преподаватель, ведущий семинарские занятия, предлагают наиболее актуальную тему из реальной общественно-политической обстановки, и ставят перед аудиторией проблемные аспекты, на которые студент должен обратить особое внимание, сформировать свою правовую позицию, обосновать ее и подготовится к участию в дискуссии. Проведение групповой дискуссии предполагает увидеть сформированность у студента соответствующих компетенций, в том числе умение ставить проблему, обосновывать пути ее возможного разрешения, умение вести цивилизованный диалог, отстаивать свою точку зрения, аргументировано отвечать на правовые позиции иных участников групповой дискуссии. |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубления и расширения теоретических знаний студентов; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, учебную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования профессиональных компетенций; развитию исследовательских умений студентов. Формы и виды самостоятельной работы студентов: чтение основной и дополнительной литературы – самостоятельное изучение материала по рекомендуемым литературным источникам; работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы; работа со словарем, справочником; поиск необходимой информации в сети Интернет; конспектирование источников; реферирование источников; составление аннотаций к прочитанным литературным источникам; составление рецензий и отзывов на прочитанный материал; составление обзора публикаций по теме; составление и разработка терминологического словаря; составление хронологической таблицы; составление библиографии (библиографической картотеки); подготовка к различным формам текущей и промежуточной аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену); выполнение домашних контрольных работ; самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, задачи, тесты; выполнение творческих заданий). Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения: библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами; учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и зала кодификации; компьютерные классы с возможностью работы в Интернет; аудитории (классы) для консультационной деятельности; учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультирование по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить индивидуальные и групповые консультации. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает: соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля; валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить); дифференциацию контрольно-измерительных материалов. Формы контроля самостоятельной работы: просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем; организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе; обсуждение результатов выполненной работы на занятии; проведение письменного опроса; проведение устного опроса; организация и проведение индивидуального собеседования; организация и проведение собеседования с группой; защита отчетов о проделанной работе. |
Подготовка к экзамену | При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, нормативную, учебную и рекомендуемую литературу. Основное в подготовке к сдаче экзамена - это повторение всего материала дисциплины, по которому необходимо сдавать экзамен. При подготовке к сдаче экзамена студент весь объем работы должен распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачету или экзамену, контролировать каждый день выполнение намеченной работы. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа: самостоятельная работа в течение семестра; непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса; подготовка к ответу на задания, содержащиеся в билетах (тестах) экзамена. Экзамен проводится по билетам (тестам), охватывающим весь пройденный материал дисциплины, включая вопросы, отведенные для самостоятельного изучения. Для успешной сдачи экзамена по дисциплине «История отечественного государства и права» студенты должны принимать во внимание, что: все основные категории Истории отечественного государства и права, которые указаны в рабочей программе, нужно знать, понимать их смысл и уметь его разъяснить; указанные в рабочей программе формируемые профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины должны быть продемонстрированы студентом; семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценке экзамене; готовиться к экзамену необходимо начинать с первой лекции и первого семинара. |
б) задания для самостоятельной работы студента
№ п/п | Раздел дисциплины | Вопросы для самостоятельного изучения | Задания для самостоятельной работы |
Раздел 1: Раннефеодальные государства на Руси X–XV вв. | 1. Владимиро-Суздальское княжество XII-XVвв.: государственное управление, общественный строй, развитие права. 2. Галицко-Волынское княжество XII-XVвв.: государственное управление, общественный строй, развитие права. 3. Государство и право Золотой Орды. | 1. Проработка учебного материала и дополнительной литературы 2. Работа с хрестоматией по истории отечественного государства и права. 3. Подготовка реферата или доклада (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: конспект, выступления с докладом, защита реферата. | |
Раздел 4: Государство и право в период становления и развития капитализма (XIX - начало XX вв.) | 1.Изменения в государственном строе, политической системе и законодательстве России в начале ХХ в. Политическая система России на новом этапе. Земское движение. Начало формирования политических партий в России. Формирование конституционной монархии в России. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Развитие российского законодательства. | 1. Проработка учебного материала и дополнительной литературы; 2. Работа с хрестоматией по истории отечественного государства и права; 3. Подготовка реферата или доклада, презентации (по индивидуальным заданиям); 4. Форма контроля: защита реферата, групповая дискуссия по результатам заслушивания доклада с презентацией, конспект, тест. | |
Раздел 5: Государство и право в советский период (1917 – середина 90–х гг.): | 1. Государство и право России в период буржуазно–демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.): 2. Социалистическая революция и создание советского государства. 3. Государство и право в переходный период (нач. 1920-х - 30-е гг. XX в.). 4. Государство и право в годы государственно–партийного социализма ( 30 - нач. 60 гг XX в.). 5. Государство и право в условиях кризиса социализма и на начальном этапе реформ (1960-сер. 90 гг.). | 1. Проработка учебного материала и дополнительной литературы; 2. Работа с хрестоматией по истории отечественного государства и права 3. Подготовка доклада с презентацией (по индивидуальным заданиям); 4. Написание контрольной работы 5. Форма контроля: групповая дискуссия, заслушивание доклада с презентацией, опрос по контрольной работе, устный опрос. |
в) оценочные средства самоконтроля студентов
Тема 1. Древнерусское государство.
Вопросы для самоконтроля:
1. Форма правления Киевской Руси?
2. Коллегиальный орган управления Киевской Руси?
3. Кем осуществлялось отраслевое и местное управление Киевской Руси?
4. Какова роль в государственном управлении Киевской Руси «слуг под дворским»?
5. Правовой статус представителей привилегированного населения Киевской Руси. Их привилегии в отличии от остальных групп населения?
6. Правовой статус смердов по Русской Правде?
7. Правовой статус закупов по Русской правде?
8. Источники холопства?
Тема 2. «Русская Правда» как памятник древнерусского законодательства
Основные черты древнерусского законодательства.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные черты права собственности по Русской правде?
2. Характеристика права собственности женщин?
3. Какие виды договоров регламентирует Русская правда?
4. Охарактеризуйте основные черты уголовного прав: понятие преступления, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, классификация преступлений, основные наказания?
5. Определите наказание согласно Русской правды за убийство княжьего мужа, смерда, закупа, отрока, боярыни, холопа?
6. Что такое «Поток и разграбление»?
7. Охарактеризуйте основные стадии процесса по Русской правде?
8. Охарактеризуйте основные черты семейного права?
9. Какие виды наследования по Русской правде вы знаете?
10. Особенности наследования сыновьями, вдовой и дочерьми?
Тема 3. Государство и право в период феодальной раздробленности XII-XVвв.
Вопросы для самоконтроля:
1. Особенности государственного управления в Галичко-Волынском княжестве.
2. Владимиро-Суздальское княжество: особенности госуправления и общественного строя.
3. Особенности формы правления древнего Новгорода и Пскова.
4. Особенности госуправления Новгородом и Псковом.
5. Характеристика общественного строя, сравнение с РП, отличительные особенности развития феодально-зависимого населения.
6. Новгородская и Псковская судные грамоты: основные черты, история составления.
7. Основные черты права собственности по ПСГ.
8. Особенности уголовного права по ПСГ в сравнении с РП.
9. Изменения в наследственном праве по ПСГ в сравнении с РП.
10. Основные черты обязательственного права: новые виды договоров, распространение письменной формы сделок, условия расторжения договором, условия обеспечения исполнения договоров, изменение юридической сущности некоторых договоров.
Тема 4. Русское государство в 15- середине 16 вв. Судебники 1497 и 1550 г.г.: сравнительный анализ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Правовой статус монарха.
2. Значение Боярской Думы в госуправлении Московской Руси. Принцип местничества.
3. Особенности системы отраслевого управления и зарождение приказной системы управления.
4. Особенности местного управления. Система кормления.
5. Разнородный состав феодального класса. Основная характеристика. Процедура введения в боярство.
6. Начало закрепощения крестьянства, причины и мероприятия, положившие начало этому процессу.
7. Основные черты уголовного права, отличие от предыдущих источником права.
8. Право собственности: боярское и дворянское землевладение, крестьянский и общинный надел.
9. Особенности наследственного права. Юридическая фикция в поместном наследовании.
10. Особенности обязательственного права.
Тема 5. Русское государство периода сословно-представительной монархии (вторая половина XVI - первая половина XVII в.) Соборное Уложение 1649 г.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие СПМ и особенности СПМ в России.
2. Органы сословного представительства, их значения в госуправлении.
3. Основные Земские Соборы.
4. Этапы развития Боярской Думы, ее значение в госуправлении в период СПМ.
5. Развитие приказной системы управления.
6. Реформирования местного управления. Отмена системы кормления.
7. Изменения правового статуса феодалов. Консолидация боярства и дворянства. Постепенная отмена местничества.
8. Юридическое оформление крепостного права. Урочные и заповедные лета.
9. Основные черты права собственности и обязательственного права.
10. Изменения в павах наследования вдовы и дочерей на основе Соборного Уложения 1649 г.
11. Основные этапы и черты развития уголовного права в период СПМ: период опричнины, период правления Бориса Годунова и период принятия и действия Соборного Уложения 1649 г.
Тема 6. Государство и право в период становления абсолютизма.
Вопросы для самоконтроля:
1. Правовой статус монарха.
2. Реорганизация и ликвидация Боярской Думы. Создание Правительствующего Сената и его этапы развития.
3. Коллегиальная система управления.
4. Реформа местного управления. Губернская реформа.
5. Правовой статус дворянства. Слияния боярства и дворянства (отмена местничества, ликвидации Боярской Думы, указ о единонаследии)
6. Начало огосударствления церкви, подразделение городского население, виды крестьянства и их особенности.
7. Изменения и дополнения в уголовном праве (Артикул Воинский).
8. Этапы развития и особенности процессуального права в петровский период.
9. Изменения в семейном праве (брачный возраст, процедура обручения, основания для расторжения брака, условия действительности брака).
10. Изменения в наследственном праве (Указ о единонаследии 1714 г. и Указ Анны Иоановны 1731 г.)
11. Основные изменения в госуправлении в период дворцовых переворотов (Императорские советы, роль Сената).
Тема 7. Развитие законодательства и изменения в системе государственной власти в период правления Екатерины II.
Вопросы для самоконтроля:
1. Совет при высочайшем дворе, Тайная экспедиция. Реорганизация и сокращение органов отраслевого управления. Сенат.
2. Губернская реформа 1775 г.: губернатор, генерал-губернатор, вице-губернатор и казенная палата, приказ общественного призрения, губернское правление, губернской прокурор и стряпчие, нижний земский суд и капитан исправник.
3. Изменения судебной системы: судебные палаты, суды специального назначения (сиротский суд, совестный суд и надворный суд), сословные суда (верхний земский и уездные суды, губернский и городовой магистраты, верхняя и нижняя расправы).
4. Правовой статус дворянства (Жалованная грамота дворянству), основные разряды городского населения (Жалованная грамота городам), секуляризация церковных земель, крестьянство (экономическое, сокращение государственного и увеличение крепостного).
5. Завершение административно-полицейского права. Устав благочиния или полицейский 1782 г. Управы благочиния. Полицмейстер, квартальные надзиратели и частные приставы. Юрисдикция.
6. Городское управление. Жалованная грамота городам. Общегородская и шестигласная думы: их компетенция.
7. Основные черты развития права.
Тема 8. Государство и право в первой половине 19 в.
Вопросы для самоконтроля:
1. Негласный комитет и непременный совет. Деятельность М.М. Сперанского. Государственный совет.
2. Министерская реформа. Комитет министров.
3. Собственная его императорского величества канцелярия. Наиболее важные отделы канцелярии.
4. Изменения в сословном строе: купечество, почетное гражданство, крестьянство (Указ о вольных хлебопашцах <
Дата: 2016-10-02, просмотров: 214.