Уровень бакалавриата
Форма обучения
Очная, заочная
Кемерово 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3
В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине История отечественного государства и права: 3
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 6
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 7
3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) 7
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. 8
4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) 8
4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) 10
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 24
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 24
6.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине. 25
6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы.. 25
6.3 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций. 33
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 35
а) основная учебная литература: 35
б) дополнительная учебная литература: 36
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля) а) официальные сайты 37
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 37
а) организация деятельности студента по видам учебных занятий. 38
б) задания для самостоятельной работы студента. 43
в) оценочные средства самоконтроля студентов. 44
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 49
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 50
12. Иные сведения и (или) материалы.. 50
12.1. Тест. 50
12.2. Ситуационные задачи. 51
12.3. рефераты и доклады, в том числе с презентациями. 52
12.4. Терминологический диктант. 53
12.5. Эссе. 53
12.6. Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 54
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине История отечественного государства и права:
Коды компетенции | Результаты освоения ООП Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать: основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; особенности государственного и правового развития России; исторические типы и формы государства и права России. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в пределах курса История отечественного государства и права; принимать решения в точном соответствии с законом в пределах курса История отечественного государства и права; логически мыслить, вести научные дискуссии; проводить хронологические параллели; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории отечественного государства и права; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; делать выводы и формулировать решение проблемы на основе анализа; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения. Владеть: юридической терминологией в пределах курса История отечественного государства и права; навыками работы с правовыми актами в пределах курса История отечественного государства и права; навыками: анализа различных правовых явления, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в пределах курса История отечественного государства и права; приемами ведения дискуссии и полемики. |
ОК-9 | способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | Знать: основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; особенности государственного и правового развития России; исторические типы и формы государства и права России. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в пределах курса История отечественного государства и права; логически мыслить, вести научные дискуссии; проводить хронологические параллели; осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; получать, обрабатывать и сохранять источники информации; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; делать выводы и формулировать решение проблемы на основе анализа; Владеть: юридической терминологией в пределах курса История отечественного государства и права; навыками работы с правовыми актами в пределах курса История отечественного государства и права; навыками: анализа различных правовых явления, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в пределах курса История отечественного государства и права, приемами и навыками поиска, анализа, обобщения и применения норм права. |
ПК-17 | способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Знать: основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; особенности государственного и правового развития России; исторические типы и формы государства и права России; основные памятники права Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, делать соответствующие выводы и строить собственные гипотезы в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в пределах курса История отечественного государства и права; принимать решения в точном соответствии с законом в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать исторические нормативно- правовые акты, Владеть: юридической терминологией в пределах курса История отечественного государства и права; навыками работы с правовыми актами в пределах курса История отечественного государства и права; навыками: анализа различных правовых явления, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в пределах курса История отечественного государства и права. |
ПК-18 | способен управлять самостоятельной работой обучающихся | Знать: основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; особенности государственного и правового развития России; исторические типы и формы государства и права России. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в пределах курса История отечественного государства и права; принимать решения в точном соответствии с законом в пределах курса История отечественного государства и права; Владеть: юридической терминологией в пределах курса История отечественного государства и права; навыками работы с правовыми актами в пределах курса История отечественного государства и права; навыками: анализа различных правовых явления, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в пределах курса История отечественного государства и права; приемами и навыками поиска, анализа, обобщения и применения норм права. |
ПК-19 | способен эффективно осуществлять правовое воспитание | Знать: основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; особенности государственного и правового развития России; исторические типы и формы государства и права России. основные исторические памятники права, историческое развитие норм уголовного, гражданского, наследственного, семейного и процессуального права. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в пределах курса История отечественного государства и права; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в пределах курса История отечественного государства и права; принимать решения в точном соответствии с законом в пределах курса История отечественного государства и права; применять полученные знания и навыки, передавать их большому кругу лиц. Владеть: юридической терминологией в пределах курса История отечественного государства и права; навыками работы с правовыми актами в пределах курса История отечественного государства и права; навыками: анализа различных правовых явления, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в пределах курса История отечественного государства и права; приемами и навыками поиска, анализа, обобщения и применения норм права. |
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина (модуль) относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. История отечественного государства и права совместно с историей государства и права зарубежных стран и теорией государства и права образуют группу теоретико-исторических наук, составляющих теоретическое и гносеологиеское основание отраслевых юридических наук; формируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям: знать основные этапы становления отечественной и зарубежной государственности, сущность и природу государства и права, основные понятия истории, иметь представление о памятниках права, знать базовые понятия основ обществознания, полученных в результате прохождения школьной программы.
В результате освоения дисциплины «История отечественного государства и права» обучающийся должен:
Знать:
процессуального права в историко-правовом аспекте.
Уметь:
· оперировать юридическими понятиями и категориями в пределах курса История отечественного государства и права;
· анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в пределах курса История отечественного государства и права;
· анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в пределах курса История отечественного государства и права;
· принимать решения в точном соответствии с законом в пределах курса История отечественного государства и права;
Владеть:
юридической терминологией в пределах курса История отечественного государства и права;
навыками работы с правовыми актами в пределах курса История отечественного государства и права;
навыками: анализа различных правовых явления, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в пределах курса История отечественного государства и права;
Дисциплина «История отечественного государства и права» является необходимой историко-правовой базой для последующего освоения дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы таких как: «Правоохранительные органы», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Уголовное право», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», «Трудовое право» и др.
Дисциплина изучается на всех формах обучения (очная/ заочная) и профилях подготовки на 1 курсе в 1 семестре.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (ЗЕ), 216 академических часов.
3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)
Объём дисциплины | Всего часов | |
для очной формы обучения | для заочной (очно-заочной) формы обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
в т. числе: | ||
Лекции | ||
Семинары, практические занятия | ||
в т.ч. в активной и интерактивной формах | ||
Внеаудиторная работа (всего): | ||
контрольная работа | ||
Решение ситуационных задач | ||
презентации, доклады | - | |
реферат | - | |
анализ норм памятников права | - | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
экзамен |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Для очной формы обучения
№ п/п | Раздел Дисциплины | Общая трудоёмкость(часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Раннефеодальные государства на Руси X–XV вв. | Устный опрос; решение ситуационных задач; доклады; тест; анализ норм права | ||||
2. | Государство и право России в XV – конце XVII вв. | Устный опрос; решение ситуационных задач; доклады и дискуссия; тест анализ норм права | ||||
3. | Образование и развитие абсолютной монархии в России (XVIII в.) | Устный опрос; решение ситуационных задач; доклады и дискуссия; тест; анализ норм права | ||||
4. | Государство и права в период становления и развития капитализма (XIX - начало XX вв.) | Устный опрос; решение ситуационных задач; тест; анализ норм права | ||||
5. | Государство и право в советский период (1917 – середина 90–х гг.). | Устный опрос; тест; доклады и дискуссия, анализ норм права | ||||
6. | экзамен | |||||
7. | итого |
для заочной формы обучения (срок подготовки 5 лет)
№ п/п | Раздел Дисциплины | Общая трудоёмкость(часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Раннефеодальные государства на Руси X–XV вв. | Устный опрос, решение ситуационных задач; Тестирование. | ||||
2. | Государство и право России в XV – конце XVII вв. | Устный опрос решение ситуационных задач тестирование | ||||
3. | Образование и развитие абсолютной монархии в России (XVIII в.) | Устный опрос, решение ситуационных задач; Тестирование. | ||||
4. | Государство и права в период становления и развития капитализма (XIX - начало XX вв.) | Тестирование, анализ норм права. | ||||
5. | Государство и право в советский период (1917 – середина 90–х гг.). | Тестирование, анализ норм права, сравнительный анализ основных государственных законов и кодексов советского периода. | ||||
6. | экзамен | |||||
7. | итого |
4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Раздел 1: Раннефеодальные государства на Руси X–XV вв. | Предмет истории государства и права России. Историческая преемственность в развитии государства и права. Сравнительно - исторический метод. Периодизация истории государства и права России. Основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России. Особенности государственного и правового развития на Руси X–XV вв. России. Исторические тип и формы государства и права России X–XV вв. Историография истории государства и права России. Зарождение историко-правовой науки (XVIII-нач.XIX вв.). Государственная школа. Евразийство. Марксистская школа. Современные направления в исследовании курса. Факторы самобытности русской истории. Юридический быт и правовая культура. Процессы классообразования на территории древних славян. Военная демократия. Союзы племен. Образование протогосударств. Складывание Древнерусского государства. Основные закономерности и особенности становления и развития, тип и форма государства и права, особенности государственного и правового развития Руси в X–XV вв. Общественный строй. Правовые формы раннефеодальных отношений. Возникновение социального неравенства, классов, публичной власти. Государственный строй. Сюзеренитет-вассалитет. Княжеский стол. Княжеская администрация. Снемы. Вече (народное собрание). Десятичная и дворцово-вотчинная системы управления. Церковная организация. Система местного самоуправления. Вервь. Обычное право. Первые письменные памятники права. Договоры с Византией 911, 944, 971 гг. Церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. «Русская правда». Краткая, Пространная, Сокращенная редакции. Правовое положение населения. Основные черты частного права. Система наказаний. Характеристика судебного процесса. Общественный и Государственный строй Новгорода и Пскова. Новгородская и Псковская Судные грамоты: вещное, обязательственное право. Судебный процесс.Золотая Орда:Общественный строй. Военная организация. Государственное управление. Великая Яса Чингисхана (1206 г.). Московское княжество (XIII-XV вв.): Причины возвышения Москвы. Общественный строй. Служилое дворянство. Церковь. Посадское население. Государственная политика Московских князей. Иван Калита (1328-1340). Иван III (1462-1505). Ход интеграционного процесса. Преобразования политической системы и административных органов. | |
Содержание лекционного курса | ||
1.1. | 2. Киевская Русь X – первая четверть XII вв. | Государственное управление, общественный строй, развитие права (источники права Киевской Руси, Русская Правда). |
1.2. | 3. Новгородская и Псковская феодальные республики в XII-XVвв. | Государственное управление, общественный строй, развитие права (Новгородская и Псковская судные грамоты). |
Темы практических занятий | ||
1.1. | Киевская Русь X – первая четверть XII вв. | 1. Образование древнерусского государства. 2. Государственный строй Киевской Руси в XI- первой трети XII вв. Местное управление. 3. Общественный строй Киевской Руси по Русской Правде и правовое положение отдельных групп населения: 3.1. Феодалы: бояре; огнищане; княжьи тиуны; княжьи мужи, гриди. 3.2. Крестьянство: смерды; закупы; рядовичи; изгои. 3.3. Холопы. |
1.2 | Русская Правда» как памятник древнерусского законодательства Основные черты древнерусского законодательства | 1. Классификация основных списков Русской Правды. 2. Русская Правда: история составления (место и время принятия), основные источники. 3. Основные черты древнерусского права: 3.1. Гражданское право: право собственности; обязательственное право (система договоров: купля-продажа; заем, поклажа, личный наем); 3.2. Наследственное право (наследование по закону и по завещанию, круг наследников, социальные различия); 3.3. Семейное право 3.4. Уголовное право (общее понятие преступления, элементы состава преступления, система преступлений, система наказаний); 4. Судебный процесс по Русской Правде. |
1.3 | Государство и право в период феодальной раздробленности XII-XVвв. | 1. Владимиро-Суздальское княжество: государственный и общественный строй. 2. Галицко-Волынское княжество: государственный и общественный строй. 3. Государство и право Золотой Орды. |
1.4 | Новгородская и Псковская феодальные республики в XII-XVвв. | 1.Система государственного управления в Новгородской и Псковской феодальных республиках. 2. Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик. 3. Законодательство Новгородской и Псковской феодальных республиках. Основные черты развития права (Псковская судная грамота): 3.1. Гражданское право: право собственности; обязательственное право; 3.2. Наследственное право. 3.3. Уголовное право. 3.4. Судоустройство и процесс. |
2. | Раздел 2: Государство и право России в XV – конце XVII вв. | Основные закономерности и особенности развития, тип и форма государства и права, особенности государственного и правового развития Московской Руси России в XV – конце XVII вв: Форма правления Московской Руси. Государственный строй Московской Руси в конце XV – начале XVI вв. Боярская Дума. Власть царя. Становление приказной отраслевой системы управления. Особенности местного управления. Общественный строй Государства Московского. Юридическое оформление феодального сословия и попытки его консолидации. Население посада. Белые слободы. Генезис крепостнических отношений (1497 г.). Структура крестьянского сословия. Развитие феодального права. Источники права. Формы законодательства. Регламентация отношений собственности. Судебник 1497 г. Церковное право XV-XVI вв. Судебное право. Следствие и судопроизводство. Уголовное право. Вещное, обязательственное, наследственное право. Статус государя. Российское государство и право в период сословно–представительной монархии: Оформление сословно–представительной монархии. Особенности сословно–представительной монархии (СПМ) в России. Государственные реформы сер.XV в. Иван IV Грозный (1533-1584). Опричнина. Деятельность Боярской Думы в период СПМ. Земские Соборы. Приказная система управления. Местное управление. Общественный строй в период сословно–представительной монархии. Юридическое оформление крепостного права. Население посада. Белые слободы. Генезис крепостнических отношений (1550, 1581, кон. XVI в., 1649 гг.). Структура крестьянского сословия. Развитие права в период сословно–представительной монархии Формы законодательства. Регламентация отношений собственности. Судебник 1550 г. Церковное право XVI-XVII вв. Соборное Уложение 1649 г.: Земский Собор 1648-1649 гг. и разработка Уложения. Административное и судебное право. Следствие и судопроизводство. Уголовное право. Вещное, обязательственное, наследственное право. Статус государя. |
Содержание лекционного курса | ||
2.1 | Государство и право Московской Руси в XV – первой половине 16 вв. | Государственное управление, общественный строй, развитие права (Судебники 1497 и 1550 гг.) |
2.2 | Государство и право России в период сословно-представительной монархии (СПМ) во второй половине XVI – конец XVIIвв. | Понятие СПМ, особенности СПМ в России, Государственное управление, общественный строй, развитие права (Судебник 1660 г., Соборное Уложение 1649 г.) |
Темы семинарских занятий | ||
2.1. | Русское государство в 15- середине 16 вв. Судебники 1497 и 1550 г.г.: сравнительный анализ. |
|
Русское государство периода сословно-представительной монархии (вторая половина XVI - первая половина XVII в.) Соборное Уложение 1649 г. | 1. Государственное управление во второй половине XVI - первой половине XVII в. (Царь, Боярская Дума, Земские Соборы, формирование приказной системы управления, реформы местного управления). 2. Общественный строй во второй половине XVI - первой половине XVII в. 3. История составления Соборного Уложения. 4. Изменения в системе гражданских правоотношений: право собственности; обязательственное право; право наследования; семейное право. 5. Уголовное право периода сословно-представительной монархии. 6. Процессуальное право. Розыскной и состязательный процессы. | |
Раздел 3: Образование и развитие абсолютной монархии в России (XVIII в.) | Основные закономерности и особенности развития, тип и форма государства и права, особенности государственного и правового развития России в период становления абсолютизма: Становление абсолютной монархии. Общие признаки абсолютизма. Изменения сословного строя и политической системы во 2-й пол.XVII в. Отмирание сословно-представительных учреждений и усиление власти монарха. Государственные реформы нач. XVIII в. Бюрократизация аппарата управления. Табель о рангах (1722 г.). Реорганизация центрального и местного управления. Император. Сенат. Коллегии. Областные реформы. Сословно-правовые преобразования. Указ о единонаследии (1714 г.). Развитие государственной системы во 2-й четв. XVIII в. Формирование новой системы права. Источники и формы законодательства. Уголовное право. Воинские артикулы (1714г.). Административное право. Генеральный регламент.(1720г.) Кодификация норм частного права. Пункты о вотчинных делах (1725г.). Судебно- процессуальное право. Государство и право в период просвещенного абсолютизма во второй половине XVIII в.: Понятие «просвещенного абсолютизма». Идеология. Изменения социальной и экономической структуры общества. Влияние эпохи Просвещения. Уложенная комиссия 1767г. Наказ Екатерины II. Реорганизация государственного управления. Реформы Сената, Коллегий. Императорский совет. Сословный строй. Правовая консолидация дворянства. «Жалованная грамота дворянству» (1785г.). Городское население. « Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (1785г.). Правовые категории крестьянства. Проект «Сельского положения» (1785г.). | |
Содержание лекционного курса | ||
3.1 | Государство и право в период завершения складывания абсолютизма в России | Понятие абсолютизма и особенности русского абсолютизма, реорганизация государственного управления, сословные реформы Петра 1, государственное управление в период дворцовых переворотов 1720-1760- гг., развитие права |
3.2 | Государство и право во второй половине XVIII в. | Реорганизация центральных органов государственной власти, Губернская реформа 1775 г., изменения в общественном строе (Жалованные грамоты городам и дворянству, секуляризация церкви), развитие права. |
Темы семинарских занятий | ||
3.1. | Государство и право в период завершения складывания абсолютизма в России | 1. Реформирование государственных учреждений в первой четверти 18 в. 2. Сословные реформы Петра I. 3. Изменения в системе гражданских правоотношений: право собственности; обязательственное право; право наследования; семейное право. 4. Развитие уголовного права в 1-ой четверти XVIII в. (Артикул Воинский). 5. Процессуальное право в 1-ой четверти XVIII в. (Указ «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах» 1697 г., «Краткое изображение процессов и судебных тяжб» 1715 г., Указ «О форме суда» 1723 г.). |
3.2 | Государство и право во второй половине XVIII в. | 1. Изменения центрального государственного аппарата управления (Совет при Высочайшем дворе, Сенат, коллегии) 2. Реформа местного управления. Губернская реформа 1775 г. (Учреждение для управления губерний Всероссийской империи 1775 г.) 3. Реорганизация судебной системы: всесословные суд, сословные суды и суды специального назначения. 4. Завершение формирования административно – полицейского права. «Устав благочиния или полицейский». 5. Реформирование городского управления (Грамота на права и выгоды городам Российской империи 1785 г. 6. Изменения правового статуса дворянства и горожан (Жалованная грамота дворянству и Жалованная грамота городам 1785 г.). Духовенство и крестьянство. |
4. | Раздел 4: Государство и право в период становления и развития капитализма (XIX - начало XX вв.) | Основные закономерности и особенности развития государства и права, тип и форма государства и права, особенности государственного и правового развития период становления и развития капитализма (XIX - начало XX вв.): ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: Реорганизация высшего государственного управления. Государственный Совет, министерства, комитет министров, императорская канцелярия. Деятельность Сперанского. Политическая реакция 2-й четв. XIX в. Система государственной и политической безопасности. Реорганизация полиции. Жандармерия. Изменения в сословном строе в первой половине XIX века. Появление новых категорий городского сословия. Несостоятельность феодализма. Формирование новых общественных классов буржуазного общества. Этническое деление российского общества. Кодификация русского права. «Полное собрание законов Российской империи». Свод законов Российской империи (1835г.). Изменения в гражданском и семейном праве по Своду законов 1835 г. Кодификация уголовного права. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных » (1845г.). ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ ( 2-я пол. XIX в.): Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ. Александр II (1855-1881 гг.). Реформистский курс правительства. Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка реформы. Главный комитет по крестьянским делам. Редакционные комиссии. Проекты Н.А.Милютина и Я.И.Ростовцева. Центральные и местные положения 19 февраля 1861 г. Изменения в сословном статусе крестьянства. Земельная и кредитная реформы. Община, волостные учреждения. Формирование всесословного самоуправления. Земская реформа (1864 г.). Городовое положение (1870 г.). Судебная и военная реформы. Судебные уставы (1864 г.). Мировой суд. Общие суды. Сословные и ведомственные суды. Суд присяжных. Формирование адвокатуры. Контрреформы 1880-90 гг. Изменение правовых принципов военной службы. Реформа военного управления. Военная юстиция периода реформ. Система государственного управления во 2-й пол.XIX в. Император. Государственный Совет. Сенат. Совет министров. Комитет министров. Министерства. Местное управление. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ В НАЧ. XX в.: Политическая система России на новом этапе. Земское движение. Начало формирования политических партий в России. Правые и монархические партии. « Союз Русского народа ». Буржуазные партии. « Союз 17 Октября ». Партия народной свободы. Революционные партии и движения. Деятельность социалистов-революционеров. Формирование и программа РСДРП. Возникновение Советов. Партии в первой русской революции. Формирование конституционной монархии в России. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Манифест 17 октября 1905 г. Основные законы (1906 г.). Полномочия и правовой статус Государственной Думы. Законодательная деятельность Думы I-IV созывов. Конфликты между законодательной и исполнительной властями. Правовая политика периода реакции. П.А.Столыпин. Государственно-политический кризис 1916-1917 гг. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Проблема общины. Переселенческая политика. Развитие российского законодательства. Кодификационные учреждения. Разработка гражданского уложения. Торгово-промышленное законодательство. Законодательство периода 1-й мировой войны (1914-1917 гг.). ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ФЕВРАЛЬ - ОКТЯБРЬ 1917 г.): Февральская революция. Свержение монархии. Временный комитет Государственной Думы. Петроградский Совет. Временное правительство. Декларация 3 марта 1917 г. Реформа центрального и местного государственного управления. Развитие самоуправления. Провозглашение республики. Государственное Совещание и Временный Совет Республики. Политическое противостояние и кризис властных структур. Политические партии и движения в период республики. Распад монархических партий. Развитие системы Советов. Противостояние сторонников социал-реформизма и радикалов. Стратегия и тактика РСДРП (б). Правовая политика Временного правительства. |
Содержание лекционного материала | ||
4.1. | 1. Государство Дата: 2016-10-02, просмотров: 215. |