Структура, специфические черты и роль банковского законодательства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современные представления о сущности банка, характере его дея­тельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства. Банковское законодательство фор­мировалось эволюционным путем. Огромное воздействие всегда оказывали хозяйственные потребности. Деятельность ЦБ требовала создания законов, определяющих их задачи и правовой статус. Особая роль денежного обращения потребовала законодатель­ного закрепления ЦБ как эмиссионного института, глав­ной зада­чей которого является обеспечение стабильности денежной единицы. Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса. 1 (институциональный) – а) Законы о центральном (эмиссионном) банке и Законы, регулирующие деятельность отдельных КБ. б) - Положения, регулиру­ющие деятельность КБ. Таких законов, как правило, несколько: м.б. отдельно законы, регулирующие кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и пр. 2 - Законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих инсти­тутов и затрагивающие банковскую деятельность. Пример - законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которые прямо относятся и к банкам; законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др. 3 - Законы всеобщего действия. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве. Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы их функцонирования, круг дозволенных и недозволенных опе­раций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Посколь­ку банковские законы не работают сами по себе, а являются реакцией на экономические и политические события, опираются на законы более об­щего свойства, деятельность банков приобретает упорядоченный характер, учитывающий действующую систему в целом. Для клиентов: банковские за­коны определяют правила игры в денежной сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, зависят экономические результаты деятельности юр. и физ.лиц. Помимо собственно банковских зако­нов, в структуре банковского законодательства присутствуют различ­ного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения ЦБ. Значительна роль банковского законодательства для обще­го развития народного хозяйства. Банки принима­ют активное участие в перераспределении ресурсов в народном хозяйстве, концентрируют огромные денежные капиталы, предоставляют зна­чительные денежные средства для текущих операций и долгосрочных инвестиций, могут ускорять или замедлять темпы эк.раз­вития; банки при всей их осторожности, однако, способны содейство­вать перепроизводству товаров, формированию кризисной ситуации. Банки тоже терпят крах, что может вызвать нежелательные соц.последствия. Государство никогда не хотело банкротства банков, так как банк­ротство вызывает сокращение фин.помощи, замедление эк.оборота, негативно сказывается на эк.ритме; государство всегда стремилось к регламентации деятельности банков, старалось подчинить их деятельность интересам развития экономики в целом, инициирова­ло создание объединений банков, новых кредитных учреждений, спо­собных финансировать государственные программы развития отраслей и регионов. Законы, относящиеся к банк.сектору, содержали юридические нормы, которые, с одной стороны, содействовали банк.активности, с другой сто­роны, сдерживали банки там, где это мешало государству в общем эк.регулировании. Банк.законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов – банков, их клиентов, государства. Под влиянием оп­ределенных причин банк.законодательство может и должно меняться.

 

 

6. Правовое регулирование открытия и ликвидации банков, требования к капиталу, участникам и руководителям банка.

Правовое регулирование деятельности банков осуществляется на основании Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О банке и банковской деятельности», «О ЦБ РФ», «О валютном регулировании», «О несостоятельности и банкротстве КО», «О реструктуризации. КО», н/а БР, и др. ФЗ и н/а. Основанием для начала деятельности банка является получение лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций и регистрация в Книге государственной регистрации КО ЦБ. Требования к руководителям и главбуху: о высшем юридическом или экономическом образовании; опыт руководства отделом или иным подразделением КО не менее года, а при отсутствии специального образова­ния – не менее 2 лет; о наличии (отсутствии) судимости. Требования к участникам: вначале рекомендуется включать в состав 5-6 учредителей; при необходимости увеличения капитала можно увеличить число участников до 30 (ООО <=50). Юридические лица должны подтвердить балансами свою финансовую устойчивость за 3 последние года, а если учредитель – КО - посл. 6 мес. УК КО составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в УК КО (<= 20%), а также минимальный размер УК вновь регистрируемой КО (в зав. от вида КО). Не могут быть использованы для формирования УК КО привлеченные денежные средства, средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти. Решение в срок, не превышающего 6 мес. с даты представления документов. После БР в 3-дн.срок уведомляет об этом учредителей КО с требованием оплаты 100 % объявленного УК через корреспондентские счета в БР в месячный срок и выдает свидетельство о гос. регистрации КО. После оплаты, БР в 3-дн. срок выдает КО лицензию, которая учитывается в реестре выданных лицензий и подлежит опубликованию в официальном издании БР ("Вестнике БР"). ЦБ РФ может и отказать (решение в письменной форме и должно быть мотивировано; может быть обжалованы в Арбитражный Суд). Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольнаяможет проводится по различным причинам на основании решения участников. Учредители обязаны в течение 5 дней известить об этом Территориальное учреждение ЦБ и назначают ликвидационную комиссию; устанавливают порядок и сроки ликвидации. Решение о добровольной не может быть принято в случае фактической неплатежеспособности банка. Принудительнойподлежат банки, у которых ЦБ отозвана лицензия на основаниях, предусмотренных Законом РФ. Решение официальным приказом на основании ходатайства ТУ ЦБ и вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано. Если банк, у которого отозвана лицензия, не может полностью удовлетворить требования кредиторов, то его ликвидация проводится в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ “Несостоятельность (банкротство) юридического лица”. БР в течение 30 дней должен обратиться в Арбитражный Суд с требованием о ликвидации КО и предоставить кандидатуру ликвидатора. АСрассматривает требование в соответствии с правилами, установленными Арбитражным Процессуальным Кодексом РФ. АС, принявший решение о ликвидации КО, направляет его в БР и уполномоченный регистрационный орган, который вносит в ЕГРЮЛ(Единый госуд. реестр юрид.лиц) запись о том, что КО находится в процессе ликвидации. В процессе ликвидации КО ликвидатор имеет права и исполнение обязанности, предусмотренные ФЗ, и обязан действовать с учётом интересов её кредиторов. Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации КО в “Вестнике БР” не позднее 5 рабочих дней со дня своего назначения.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 281.