Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства. Банковское законодательство формировалось эволюционным путем. Огромное воздействие всегда оказывали хозяйственные потребности. Деятельность ЦБ требовала создания законов, определяющих их задачи и правовой статус. Особая роль денежного обращения потребовала законодательного закрепления ЦБ как эмиссионного института, главной задачей которого является обеспечение стабильности денежной единицы. Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса. 1 (институциональный) – а) Законы о центральном (эмиссионном) банке и Законы, регулирующие деятельность отдельных КБ. б) - Положения, регулирующие деятельность КБ. Таких законов, как правило, несколько: м.б. отдельно законы, регулирующие кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и пр. 2 - Законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Пример - законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которые прямо относятся и к банкам; законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др. 3 - Законы всеобщего действия. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве. Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы их функцонирования, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Поскольку банковские законы не работают сами по себе, а являются реакцией на экономические и политические события, опираются на законы более общего свойства, деятельность банков приобретает упорядоченный характер, учитывающий действующую систему в целом. Для клиентов: банковские законы определяют правила игры в денежной сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, зависят экономические результаты деятельности юр. и физ.лиц. Помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения ЦБ. Значительна роль банковского законодательства для общего развития народного хозяйства. Банки принимают активное участие в перераспределении ресурсов в народном хозяйстве, концентрируют огромные денежные капиталы, предоставляют значительные денежные средства для текущих операций и долгосрочных инвестиций, могут ускорять или замедлять темпы эк.развития; банки при всей их осторожности, однако, способны содействовать перепроизводству товаров, формированию кризисной ситуации. Банки тоже терпят крах, что может вызвать нежелательные соц.последствия. Государство никогда не хотело банкротства банков, так как банкротство вызывает сокращение фин.помощи, замедление эк.оборота, негативно сказывается на эк.ритме; государство всегда стремилось к регламентации деятельности банков, старалось подчинить их деятельность интересам развития экономики в целом, инициировало создание объединений банков, новых кредитных учреждений, способных финансировать государственные программы развития отраслей и регионов. Законы, относящиеся к банк.сектору, содержали юридические нормы, которые, с одной стороны, содействовали банк.активности, с другой стороны, сдерживали банки там, где это мешало государству в общем эк.регулировании. Банк.законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов – банков, их клиентов, государства. Под влиянием определенных причин банк.законодательство может и должно меняться.
6. Правовое регулирование открытия и ликвидации банков, требования к капиталу, участникам и руководителям банка.
Правовое регулирование деятельности банков осуществляется на основании Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О банке и банковской деятельности», «О ЦБ РФ», «О валютном регулировании», «О несостоятельности и банкротстве КО», «О реструктуризации. КО», н/а БР, и др. ФЗ и н/а. Основанием для начала деятельности банка является получение лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций и регистрация в Книге государственной регистрации КО ЦБ. Требования к руководителям и главбуху: о высшем юридическом или экономическом образовании; опыт руководства отделом или иным подразделением КО не менее года, а при отсутствии специального образования – не менее 2 лет; о наличии (отсутствии) судимости. Требования к участникам: вначале рекомендуется включать в состав 5-6 учредителей; при необходимости увеличения капитала можно увеличить число участников до 30 (ООО <=50). Юридические лица должны подтвердить балансами свою финансовую устойчивость за 3 последние года, а если учредитель – КО - посл. 6 мес. УК КО составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в УК КО (<= 20%), а также минимальный размер УК вновь регистрируемой КО (в зав. от вида КО). Не могут быть использованы для формирования УК КО привлеченные денежные средства, средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти. Решение в срок, не превышающего 6 мес. с даты представления документов. После БР в 3-дн.срок уведомляет об этом учредителей КО с требованием оплаты 100 % объявленного УК через корреспондентские счета в БР в месячный срок и выдает свидетельство о гос. регистрации КО. После оплаты, БР в 3-дн. срок выдает КО лицензию, которая учитывается в реестре выданных лицензий и подлежит опубликованию в официальном издании БР ("Вестнике БР"). ЦБ РФ может и отказать (решение в письменной форме и должно быть мотивировано; может быть обжалованы в Арбитражный Суд). Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольнаяможет проводится по различным причинам на основании решения участников. Учредители обязаны в течение 5 дней известить об этом Территориальное учреждение ЦБ и назначают ликвидационную комиссию; устанавливают порядок и сроки ликвидации. Решение о добровольной не может быть принято в случае фактической неплатежеспособности банка. Принудительнойподлежат банки, у которых ЦБ отозвана лицензия на основаниях, предусмотренных Законом РФ. Решение официальным приказом на основании ходатайства ТУ ЦБ и вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано. Если банк, у которого отозвана лицензия, не может полностью удовлетворить требования кредиторов, то его ликвидация проводится в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ “Несостоятельность (банкротство) юридического лица”. БР в течение 30 дней должен обратиться в Арбитражный Суд с требованием о ликвидации КО и предоставить кандидатуру ликвидатора. АСрассматривает требование в соответствии с правилами, установленными Арбитражным Процессуальным Кодексом РФ. АС, принявший решение о ликвидации КО, направляет его в БР и уполномоченный регистрационный орган, который вносит в ЕГРЮЛ(Единый госуд. реестр юрид.лиц) запись о том, что КО находится в процессе ликвидации. В процессе ликвидации КО ликвидатор имеет права и исполнение обязанности, предусмотренные ФЗ, и обязан действовать с учётом интересов её кредиторов. Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации КО в “Вестнике БР” не позднее 5 рабочих дней со дня своего назначения.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 344.