Сравнение методик моделирования предметной области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В функциональных моделях (IDEF0-диаграммах, DFD-диаграммах и др.) главными структурными компонентами являются функции (операции, действия, работы), которые на диаграммах связываются между собой потоками объектов.

Несомненным достоинством функциональных моделей является реализация структурного подхода к проектированию ИС по принципу «сверху вниз», когда каждый функциональный блок может быть декомпозирован на множество подфункций и т.д., выполняя, таким образом, модульное проектирование ИС. Для функциональных моделей характерны процедурная строгость декомпозиции ИС и наглядность представления.

При функциональном подходе модели данных разрабатываются отдельно. Для разработки моделей данных могут использоваться IDEF1X-диаграммы (см. разд.4.3.5) или другие диаграммы, имеющие аналогичные описательные средства.

Главный недостаток функциональных моделей заключается в том, что процессы и данные существуют отдельно друг от друга. Данный недостаток отсутствует в объектно-ориентированных моделях, в которых главным структурообразующим компонентом выступает класс объектов с набором функций, которые могут обращаться к атрибутам этого класса.

Для классов объектов характерна иерархия обобщения, позволяющая осуществлять наследование не только атрибутов (свойств) объектов от вышестоящего класса объектов к нижестоящему классу, но и функций (методов).

В случае наследования функций можно абстрагироваться от конкретной реализации процедур. Это дает возможность обращаться к подобным программным модулям по общим именам (полиморфизм) и осуществлять повторное использование программного кода при модификации ПО. Таким образом, адаптивность объектно-ориентированных систем к изменению предметной области по сравнению с функциональным подходом значительно выше.

При объектно-ориентированном подходе изменяется и принцип проектирования ИС. Сначала выделяются классы объектов, а далее в зависимости от возможных состояний объектов (жизненного цикла объектов) определяются методы обработки (функциональные процедуры), что обеспечивает наилучшую реализацию динамического поведения ИС.

Однако, при представлении модели пользователю-заказчику объектно-ориентированные модели уступают по наглядности функциональным моделям.

При выборе методики моделирования предметной области обычно в качестве критерия выступает степень ее динамичности. Для более регламентированных задач больше подходят функциональные модели, для более адаптивных бизнес-процессов - объектно-ориентированные модели. Однако, в рамках одной и той же ИС для различных классов задач могут требоваться различные виды моделей, описывающих одну и ту же проблемную область. В таком случае должны использоваться комбинированные модели предметной области.

Вопросы для повторения

1. Понятие модели предметной области.

2. Требования, предъявляемые к моделям предметных областей.

3. Цель и основные понятия методологии IDEF0 (функциональный блок, интерфейсная дуга, декомпозиция, глоссарий).

4. Цель и основные понятия методики DFD (потоки данных, процессы, накопители данных, внешние сущности).

5. Отличие между функциональным и объектно-ориентированным подходами к моделированию предметных областей.

6. Основные понятия объектно-ориентированного подхода (объект, класс, наследование, полиморфизм).

Резюме по теме

Дано понятие модели предметной области. Сформулированы требования к моделям предметных областей. Кратко рассмотрены функциональный и объектно-ориентированный подходы к моделированию предметных областей. Отмечены отличия между этими подходами и дана их характеристика. В качестве представителей функционального подхода к моделированию кратко рассмотрены методологии IDEF0 и DFD.

Литература

Рекомендуемая основная литература

1. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2003.-240 с.

2. Мишенин А.И., Салмин С.П. Теория экономических информационных систем. Практикум - М.: Финансы и статистика, 2005.-192 с.

3. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2003.-352с.

4. Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем.- М.: Финансы и статистика, 2002.-192 с.

5. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Структуры данных и алгоритмы. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 384 с.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Лекции по теории графов / В.А. Емеличев, О.И. Мельников, В.И. Сарванов, Р.И. Тышкевич.- М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., I990.-384 с.

2. Рейнгольд Э., Нивергельт Ю., Дэо Н. Комбинаторные алгоритмы (теория и практка). - М.: Мир, 1980.- 476 с.

3. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. – М.: Мир, 1979. – 536 с.

4. Холл П. Вычислительные структуры. Введение в нечисленное программирование. - М.: Мир, 1978. - 214 с.

5. Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. – М.: Мир, 1978. - 432 с.

6. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. т.3. Сортировка и поиск. - М.: Мир, 1978. - 846 с.

7. Майника Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. - М. Мир, 1981. - 323 с.

8. Муромцев В.В. Алгоритмы на графах. - Белгород: Изд-во БИИММАП, 2000, 64 с.

9. Кириллов В.В. Основы проектирования реляционных баз данных. Учебное пособие. http://www.ifmo.ru/

10. Сайт фирмы «Штрих-М». http://www.m-style.aha.ru

 

 


Задачник

Введение

В задачнике выделены следующие группы задач:

1. Задачи, связанные с расчетом количества информации.

2. Задачи преобразования отношений.

Научившись решать задачи первой группы, Вы легко сможете отвечать на вопросы, подобные следующим:

· если на предприятии работает 1000 человек и каждому человеку присвоен уникальный двоичный код, то сколько двоичных разрядов необходимо отвести для хранения этого кода?

· сколько различных товаров может быть закодировано штрих-кодом формата EAN-13?

Очевидно, что подобные вопросы могут возникнуть при проектировании реальной ЭИС.

Задачи второй группы также имеют практическое значение, поскольку навык преобразования отношений может пригодиться при разработке БД ЭИС.


Дата: 2016-09-30, просмотров: 187.