Глава 1. Понятие качества и управления качеством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нефедов Ю.В.

Управление качеством

Москва, 2006


Нефедов Ю.В. Управление качеством / М., Московская финансово-промышленная академия. – 2006, 168 с.

© Нефедов Юрий Викторович, 2006

© Московская финансово-промышленная академия


Содержание

 

Содержание. 3

Глава 1. Понятие качества и управления качеством.. 5

1.1. Понятие качества и управления качеством. 5

1.2. Качество на производственных предприятиях 19-21 в.в. 6

1.3. Эволюция подходов к управлению качеством. 9

1.4. Принципы менеджмента качества. 15

1.5. Системы менеджмента качества. 23

Глава 2. Оценка уровня качества продукции. 27

2.1. Понятие оценки. 27

2.2. Измерение и измерительные шкалы.. 29

2.3. Показатели качества; профили качества. 34

2.4. Методы определения качества продукции. 37

2.5. Основные аспекты оценки качества продукции. 42

Глава 3. Статистические методы контроля и управления качеством.. 45

3.1. Распределения случайной величины; нормальное распределение. 45

3.2. Планы статистического контроля. 51

3.3. Корреляционный анализ в управлении качеством. 57

Глава 4. Основные инструменты управления качеством.. 59

4.1. Сбор и регистрация статистической информации. Контрольные листки 59

4.2. Диаграммы Парето. Зависимость 20/80 в управлении качеством. 62

4.3. Диаграммы К.Ишикавы (диаграммы причин и результатов) 65

4.4. Контрольные (технологические) карты. Основные виды контрольных карт 68

4.5. Стратификация данных и гистограммы.. 70

4.6. Диаграммы рассеивания. 72

4.7. Блок-схемы.. 73

Глава 5. Стандартизация. 76

5.1. Понятие и история стандартизации. 76

5.2. Научно-технические принципы стандартизации. 81

5.3. Категории и виды стандартов. 85

5.4. Основы государственной системы стандартизации. 89

5.5. Работы, выполняемые при стандартизации. 92

Глава 6. Процессный подход в управлении качеством.. 95

6.1. Процессы в современной организации. 95

6.2. Стандартизация процессов. 102

6.3. ИСО 9000 - пример системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе. 105

6.4. Инструменты совершенствования бизнес-процессов. 112

Глава 7. Сертификация. 114

7.1. Введение в сертификацию. Подтверждение соответствия в. 114

России. 114

7.2. Системы, схемы и этапы сертификации. 121

7.3. Сертификация систем менеджмента качества. 125

7.4. Задачи управления предприятием в области сертификации. 128

Глава 8. Экономика качества. 130

8.1. Экономическая природа качества. 130

8.2. Структура затрат на качество. 134

8.3. Основы операционно-стоимостного анализа (ABC) 138

Глава 9. Перспективные системы и методы менеджмента качества. 141

9.1. Связь логистики и качества. Системы канбан и “just-in-time”. 141

9.2. Системы совершенствования. Системы кайдзен, 5S, бережливое производство, «6сигма». 143

9.3. Управление качеством в проектной среде. 150

9.4. Перспективные отраслевые методы управления качеством. 153

Приложение к Главе 6. 157


Глава 1. Понятие качества и управления качеством

1.1. Понятие качества и управления качеством.

1.2. Качество на производственных предприятиях 19-21 в.в.

1.3. Эволюция подходов к управлению качеством.

1.4. Принципы менеджмента качества.

1.5. Системы менеджмента качества.

Эволюция подходов к управлению качеством

Управление качеством – такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей[1].

Управление качеством формировалось постепенно и лишь в 1950-е гг. стало заметно в науке и практике менеджмента. За последние 100 лет управление качеством прошло три основные стадии развития:

1. От контроля качества к управлению качеством (1920-е – 1950-е гг.).На этой стадии произошел принципиальный сдвиг в сознании менеджеров и инженеров в отношении того, что невозможно обеспечить качество лишь на последней стадии – контроля перед передачей потребителю. Даже если изделие выглядит как годное, никто не может гарантировать его бесперебойную работу в будущем, т. к. в нем могут быть скрытые дефекты. Отношение к качеству изменилось, для решения этой задачи начали предлагать различные технические методы. Однако, полноценного внедрения они не получили по экономическим и иным причинам, рассмотренным ниже.

2. От управления качеством к менеджменту качества (1950е – 1980-е гг.).На второй стадии произошел следующий принципиальный сдвиг: главный вклад в качество делают люди, значит требуется их активное участие в улучшении качества. Это требовало принципиально иной атмосферы на предприятии, которую нельзя было скопировать, а необходимо было создавать. Можно также сказать, что с качества продукта акцент окончательно сместился на качество процесса его изготовления с учетом особенностей социально-экономических систем.

От менеджмента качества к качеству менеджмента (деловому совершенству) (1980е – н.в.).

На стадии, которая продолжается до сих пор, внимание переключается с производственных на все без исключения аспекты деятельности компании. Невозможно добиться гарантированного успеха там, где оптимизировано только производство, но не оптимизированы логистика, финансы, управление экологией. Это стало переходом от качества процесса к качеству фирмы в целом.

Рассмотрим коротко, какие ученые внесли наибольший вклад в развитие управления качеством. Принято отмечать главным образом вклад, сделанный на первых двух стадиях.

Ориентация на потребителя.

Этот, на первый взгляд очевидный принцип, все же требует пояснений. С одной стороны, действительно требования клиентов должны быть выполнены. С другой стороны – люди не всегда готовы полностью определить свои запросы. Например, далеко не сразу началось массовое приобретение автомобилей или телевизоров. Перед их производством не проводились маркетинговые исследования. Что же послужило гарантом успеха?

Как отмечал известный автор в области менеджмента П.Друкер: «Единственная оправданная цель бизнеса – делать клиента». Важнейшим критерием оценки продукта или услуги является возможность клиента развиваться с их помощью.

 

Лидерство руководителей.

Вот что пишет о лидерстве один из известнейших специалистов в России по управлению качеством Юрий Павлович Адлер: «Руководитель, который не может или не хочет стать лидером, ведет свою организацию к катастрофе. Ее наступление – только вопрос времени.

Проблема лидерства тесно связана с проблемой власти. А власть обычно подразумевает силу. Так вот, в новых экономических условиях сила, как правило, вообще не ведет к достижению той цели, ради которой она применяется. Сила вызывает сопротивление, на преодоление которого расходуется энергия, время и иные ресурсы, столь нужные для удовлетворения потребителей, укрепления рыночных позиций, создания новой продукции и услуг.

Лидер – это, как раз, такой человек, которому не надо пользоваться силой и преодолевать сопротивление. Поэтому при прочих равных условиях наличие лидера обеспечивает колоссальные конкурентные преимущества.

По всему видно, что исчезают многие привычные функции начальника, руководителя. На смену администрированию и контролю приходит совершенно иная функция. Лидер становится учителем, советчиком, помощником, даже тренером. Приравнивание лидерства к руководству, что часто встречается, представляется нам принципиальной ошибкой».[2]

 

Вовлечение работников.

«Разумеется, качество не является заботой только конструктора и инженера. Оно должно составлять органическую часть сознания и заводских рабочих… Когда дело касается качества, быть может, самое важное – это чтобы рабочий поверил в то, что его мнение будет услышано.» (Л. Якокка. Карьера менеджера)

«В компании «Форд» Ханс Маттиас создал атмосферу, в которой проблеме качества действительно придавалось большое значение. … За полтора года он навел дисциплину в организации производства на предприятиях «Крайслер» … Каждое утро он отправлялся на заводы и выборочно снимал с конвейера пять машин. Затем притаскивал новую «Тоёту» и требовал от производственников найти разницу между японскими машинами и нашими. Очень скоро мастер должен был признать: «Да, наши автомобили действительно плохи.» (Л. Якокка. Карьера менеджера)

 

Таблица 1.1.

 

Процессный подход.

Вспомним горизонтальное разделение труда, на которое указал А.Смит. По мере того, как производство усложнялось, отдельные его участки требовали специализации рабочих. В начале 20 в. Ф. У. Тейлор развил специализацию, отделяя участки деятельности в отдельные структурные единицы – отделы. В одном отделе работали специалисты одного профиля, что давало возможность закрепить за отделом определенную функцию. Вплоть до конца 20 в. организации строили свою структуру именно на основе т. н. функционального подхода. Обладая рядом достоинств, функциональный подход возлагает огромную нагрузку на руководителя организации. Именно руководителя связывает себя обязательствами с потребителями и должен обеспечить функционирование организации для того, чтобы все обязательства были выполнены.

В 1960-е гг. в управлении произошел т. н. «информационный взрыв», объем информации, приходящейся на руководителя, стремительно возрастал. Удерживать управляемость организации, согласованность функций становилось все сложнее.

В 1980-е гг. возникла парадигма процессного подхода, в соответствии с которой любая организация является звеном в цепи между поставщиком и потребителем. Это звено добавляет для потребителя «на выходе» ценность по отношению к тому, что оно получает «на входе» от поставщиков. Для этого необходимо, чтобы организация также представляла из себя цепочку процессов. Функциональный подход ориентирует работника на руководителя, который дал ему поручение. В этом случае вся нагрузка на создание добавленной ценности для потребителя падает на генерального директора. Функции могут быть плохо увязаны между собой, даже быть лишними с точки зрения добавленной ценности, см. рис. 1.1.

Процессный подход ориентирует сотрудника на клиента, который пользуется результатом его труда. Организация основывается на цепочке добавленной ценности. Бизнес-процессы существуют лишь до тех пор, пока они нужны потребителю.

Благодаря внедрению процессного подхода, организация преображается, см. рис. 1.2.

 

Рис. 1.1. Цепочка «поставщик-организация-потребитель» при функциональном подходе

 

Классификацию процессов мы рассмотрим в гл. 6. Сейчас обратим внимание на т. н. «стыки» процессов. Это передача результатов – «выходов» – одного процесса на вход другого. При функциональном подходе они могут быть неудовлетворительными или отсутствовать вовсе (рис. 1.1) При этом от руководителя требуется постоянная и напряженная работа по координации сотрудников. В процессном подходе основным критерием выполнения работы является удовлетворенность клиента (владельца следующего по цепочке процесса или конечного потребителя).

 

 

Рис. 1.2. Цепочка «поставщик-организация-потребитель» при процессном подходе

 

Понятие оценки.

Понятие оценки

В условиях, когда техническая сложность изделий возрастает, равно как запросы потребителей и объем предложения на рынке, возникает необходимость в точном определении уровня качества конкретного продукта. Причем зачастую необходимо определить этот уровень у еще не созданного продукта или услуги. В соответствии с выводами Европейской комиссии по качеству, большинство ошибок, из-за которых изделия выходят из строя, происходят именно на стадии проектирования (70%), а не при производстве (20%) или эксплуатации (10%).

Оценка уровня качества необходима для следующих целей:

- эффективное проектирование продукции;

- совершенствования производителем существующих товаров и услуг;

- совершенствования процессов, обеспечивающих производство этих товаров и предоставление услуг;

- оптимального выбора потребителем из существующих предло-жений на рынке.

Оценка – один из наиболее сложных видов деятельности человека. Приведем несколько определений оценки.

В философии оценка – отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.).

Оценка– мнение, суждение, высказанное о качествах кого-либо или чего-либо. (Словарь Ушакова).

Оценка – мнение (вывод) о ценности, уровне или значении кого-чего. (Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой)

Оценивать или оценять, оценить что, ценить, полагать, назначать чему цену, определять стоимость чего. (Словарь В.И. Даля)

Мнение или суждение об уровне или значение чего-л., конечно, не должно быть безосновательным. И хотя любая оценка имеет элемент субъективности, более правильно, на наш взгляд, указать в определении оценки ее основной механизм. Определим, что

Оценка - соотнесение объекта с принятым критерием, образцом или нормой.

 

В рамках системного анализа выделяют четыре этапа оценивания сложных систем.

Этап 1. Определение цели оценивания. В системном анализе выделяют цели двух типов: количественные и качественные. Качественной называют цель, достижение которой выражается в номинальной шкале или в шкале порядка. Количественной называют цель, достижение которой выражается в количественных шкалах.

Этап 2. Измерение свойств систем, признанных существенными для целей оценивания. Для этого выбираются соответствующие шкалы измерений и всем исследуемым свойствам систем присваивается определенное значение на этих шкалах.

Этап 3. Обоснование предпочтений критериев качества и критериев эффективности функционирования систем на основе измеренных на выбранных шкалах свойств.

Этап 4. Собственно оценивание. Все исследуемые системы, рассматриваемые как альтернативы, сравниваются по сформулированным критериям и в зависимости от целей оценивания ранжируются, выбираются, оптимизируются и т. д.

Рассмотрим практический пример. Вашей целью является покупка цифрового фотоаппарата стоимостью до 9000 руб. включительно. На втором этапе вы выбираете системы (модели фотоаппаратов), которые отвечают заявленной стоимости, и характеризуете их. Вас интересуют вес, габариты, источник питания, используемые карты памяти, наличие специальных режимов и т. д. Далее (3-й этап) вам приходится определить, что для Вас наиболее важно: чтобы аппарат был легким и компактным или чтобы он мог работать от батареек? Чтобы он был как можно дешевле или как можно надежнее? И т.д. Наконец, на последнем этапе Ваш выбор ограничивается 2-3 моделями, приблизительно равными по ценности и стоимости. Эти модели наиболее близки к тому эталону, который Вы создали мысленно, задумываясь об использовании фотоаппарата. Одна из моделей может быть по всем признакам предпочтительнее, но обладать менее привлекательным дизайном (или ее не советует покупать друг). Поэтому выбор далеко не всегда заканчивается покупкой. Повторимся, оценка – один из наиболее сложных видов деятельности человека.

Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией (от лат. Quails – какой по качеству, греч. metrio - измеряю).

 


Шкалы наименований.

Шкала наименований или номинальная шкала используется только для обозначения принадлежности объекта к одному из нескольких непересекающихся классов. Приписываемые объектам символы, которые могут быть цифрами, буквами, словами или некоторыми специальными символами, представляют собой только метки соответствующих классов. Характерной особенностью номинальной шкалы является принципиальная невозможность упорядочить классы по измеряемому признаку - к ним нельзя прилагать суждения типа "больше - меньше", "лучше - хуже", и т.п. Примерами номинальных шкал являются: пол и национальность, специальность по образованию, марка сигарет, предпочитаемый цвет. Единственным отношением, определенным на шкале наименований, является отношение эквивалентности (тождества): объекты, принадлежащие к одному классу, считаются тождественными, к разным классам - различными. Частным случаем шкалы наименований является дихотомическая шкала, с помощью которой фиксируют наличие у объекта определенного качества или его соответствие некоторому требованию.

Примеры показателей качества, оцениваемых по шкалам наименований: страна-производитель, товарная марка, артикул или модель изделия, соответствие стандартам.

 

Шкалы порядка.

Шкалы порядка позволяют не только разбивать объекты на классы, но и упорядочивать классы по возрастанию (убыванию) изучаемого признака: об объектах, отнесенных к одному из классов, известно но только то, что они тождественны друг другу, но также, что они обладают измеряемым свойством в большей или меньшей степени, чем объекты из других классов. Но при этом порядковые шкалы не могут ответить на вопрос, на сколько (во сколько раз) это свойство выражено сильнее у объектов из одного класса, чем у объектов из другого класса. Таким образом, на шкале порядка определены отношения эквивалентности и порядка по возрастанию и убыванию проявления свойства (больше/меньше). Примерами шкал порядка могут служить уровень образования, военные и академические звания, тип поселения (большой - средний - малый город - село), некоторые естественно-научные шкалы (твердость минералов, сила шторма). Так, можно сказать, что 6-балльный шторм заведомо сильнее, чем
4-балльный, но нельзя определить на сколько он сильнее; выпускник университета имеет более высокий образовательный уровень, чем выпускник средней школы, но разница в уровне образования не поддается непосредственному И. Упорядоченные классы достаточно часто нумеруют в порядке возрастания (убывания) измеряемого признака. Однако в силу того, что различия в значении признака точному и. не поддаются, к шкалам порядка, также как к номинальным шкалам, действия арифметики не применяют. Частным случаем шкалы порядка является ранговая шкала, применяемая обычно в тех случаях, когда признак заведомо не поддается объективному И. (например, красота или степень неприязни), или когда порядок объектов более важен, чем точная величина различий между ними (места, занятые в спортивных соревнованиях). В таких случаях эксперту иногда предлагают проранжировать по определенному критерию некий список объектов, качеств, мотивов и т.п. В силу того, что символы, присваиваемые объектам в соответствии с порядковыми и номинальными шкалами, не обладают числовыми свойствами, даже если записываются с помощью цифр, эти два типа шкал получили общее название качественных, в отличие от количественных шкал интервалов и отношений.

Отдельно следует сказать об оценочных шкалах, - частном случае шкалы порядка, - при использовании которых объект получает (или сам выставляет) оценки, исходя из определенного числа баллов (например, по 5-балльной системе). Ряд специалистов считает вполне допустимым рассчитывать, например, средний балл по аттестату зрелости, т. е. в силу некоторых теоретических соображений обращаться с ними, как со шкалами более высокого ранга - шкалами интервалов. Другие специалисты считают, что такие действия некорректны, а неким компромиссом является лишь общий балл, полученный например, при вступительных экзаменах.

Примеры показателей качества, оцениваемых по шкалам порядка: сорт товара, «звездность» гостиницы, класс условий авиаперелета.

 

Шкалы интервалов.

Шкалы интервалов и отношений имеют общее свойство, отличающее их от качественных шкал: они предполагают не только определенный порядок между объектами или их классами, но и наличие некоторой единицы измерения, позволяющей (физически) определять, на сколько значение признака у одного объекта больше или меньше, чем у другого. Другими словами, на обеих количественных шкалах, помимо отношений тождества и порядка, определено отношение разности, к ним можно применять арифметические действия сложения и вычитания. Естественно, что символы, приписываемые объектам в соответствии с количественными измерительными шкалами, могут быть только числами. Основное различие между этими двумя шкалами состоит в том, что шкала отношений имеет абсолютный нуль, не зависящий от произвола наблюдателя и соответствующий полному отсутствию измеряемого признака, а на шкале интервалов нуль устанавливается произвольно или в соответствии с некоторыми условными договоренностями.

Примерами шкалы интервалов являются календарное время, температурные шкалы Цельсия и Фаренгейта. Шкала оценок с заданным количеством баллов часто рассматривается как интервальная в предположении, что минимальное и максимальное положения на шкале соответствуют некоторым крайним оценкам или позициям, и интервалы между баллами шкалы имеют одинаковую длину.

Примеры показателей качества, оцениваемых по шкалам порядка: дата производства, окончание срока годности.

 

Шкалы отношений.

К шкалам отношений относится абсолютное большинство измерительных шкал, применяемых в науке, технике и быту: рост и вес, возраст, расстояние, сила тока, время (длительность промежутка между двумя событиями), температура по Кельвину (абсолютный нуль). Шкала отношений является единственной шкалой, на которой определено отношение отношения, то есть разрешены арифметические действия умножения и деления и, следовательно, возможен ответ на вопрос, во сколько раз одно значение больше или меньше другого.

Примеры показателей качества, оцениваемых по шкалам отношений: габариты изделия, вес, гарантийный срок и др.

 

Абсолютные шкалы.

Под абсолютными понимают шкалы, обладающие всеми признаками шкал отношений, но дополнительно имеющие естественное однозначное определение единицы измерения и не зависящие от принятой системы единиц измерения. Такие шкалы соответствуют относительным и безразмерным величинам, коэффициентам. (Сигнал/шум).

 


 

Отношения Шкала Эквивалентности (тождества) Порядка Разностей Отношений
Наименований +
Порядка + +
Интервалов (разностей) + + +
Отношений + + + +
Абсолютная + + + +

 

Количественные шкалы делятся на дискретные и непрерывные. Дискретные показатели измеряются в результате счета: число детей в семье, количество решенных задач, и т.п. Непрерывные шкалы предполагают, что измеряемое свойство изменяется непрерывно, и при наличии соответствующих приборов и средств, могло бы быть измерено с любой необходимой степенью точности. Результаты И. непрерывных показателей довольно часто выражаются целыми числами (например, шкала IQ для И. интеллекта), но это связано не с природой самих показателей, а с характером измерительных процедур. Различают первичные и вторичные И. Первичные получаются в результате непосредственного И.: длина и ширина прямоугольника.

 

Пример оценки качества стали марки М

 

  № п/п   Показатели качества Числовое значение показателя качества Результат сравнения по шкале отношений
стали марки М cтандарти-зированное
1. Предел текучести, Н/мм2 352,8 323,4 1,1
2. Временное сопротивление, Н/мм2 597,8 548,8 1,1
3. Относительное удлинение, % 1,0
4. Содержание серы, % 0,04 0,04 1,0
5. Содержание фосфора, % 0,036 0,04 1,1
6. Допустимое содержание отклонения углерода, % ±0,01 ±0,01 1,0
7. Допустимое содержание отклонения кремния, % ±0,02 ±0,03 1,5
8. Допустимое содержание отклонения марганца, % ±0,03 ±0,03 1,0

 

 

Рис. 2.2. Сравнение показателей качества стали марки М по шкале отношений


Ожидания потребителя.

Восприятие качества.

Восприятие уровня.

Лояльность потребителя.

Сохранение потребителя.

Ценовой допуск.

Планы статистического контроля

Контроль – это процесс определения соответствия значения параметра изделия установленным требованиям или нормам.

У контроля имеется много признаков. По стадиям производственного процесса различают входной, операционный и приемочный контроль, осуществляемые соответственно до, во время и после производства продукции. Для проверки системы менеджмента качества проводится также инспекционный контроль - уже проконтролированной продукции, из которой удален проконтролированный брак.

Любой контроль проводится по количественному, качественному или альтернативному признаку. При контроле по количественному признаку определяются численные значения одного или нескольких показателей, которые сравниваются с нормативными показателями.

При контроле по качественному признаку каждую проверенную единицу продукции относят к определенной группе. Контроль по качественному признаку может проводится по таким показателям как «соответствие формату». Частным случаем контроля по качественному признаку является контроль по альтернативному признаку, когда продукцию относят к одной из двух групп: годен/негоден.

 

Таблица 3.2.

Решение.

Определим значение оперативной характеристики для двух точек: q0 и qm, пользуясь гипотезой о гипергеометрическом распределении дефектов в партии.

 

1) q=q0.

 

q=D/N; 0,04=D/50; D=0,04*50 = 2.

 

Т.е. для 4%-го уровня засоренности дефектами в партии должно быть 2 дефектных изделия.

;

 

P(q0)=0,96.

 

Отметим, что для расчета P(q) мы использовали только одно слагаемое Pn(m) для m=0. Дело в том, что нас интересует только одна ситуация: в выборке нет дефектных изделий. Если бы в условии мы имели c=1, нас устроили бы две ситуации: в выборке нет дефектов или есть одно дефектное изделие, и мы рассчитывали бы P(q) как сумму двух слагаемых: для m=0 и m=1.

Вычисления оказались простыми, поскольку факториалы можно сокращать. Если 5!=3!*4*5, то 48!=47!*48 (и мы сократили дробь на 47!), а 50!=49!*50, и мы сократили дробь на 49!

 

2) q=qm.

 

q=D/N; 0,2=D/50; D=0,2*50 = 10.

 

P(qm)=0,8.

 

3) Зная значения P(q0) и P(qm), мы можем определитьриски поставщика и производителя:

 

; P(q0) = 1- a; 0,96 = 1 - a; a = 0,04.

 

; P(qm) = b; b=0,8.

 

Видно, что риск потребителя в 20 раз выше риска поставщика, т. е. предлагаемый план статистического контроля не является взаимовыгодным. Неравенство рисков можно также оценить по графику на рис. 3.5. Для снижения вероятности ошибки второго рода при заданных q0 и qm необходимо увеличить объем выборки n.

 

Рис. 3.5. Оперативная характеристика плана контроля для расчетного примера

 

Пример контрольного листка

 

Предприятие «Ростсельмаш» Статистическая обработка результатов анализа технологического процесса (контроль по количественному признаку)
Цех автоматный Оборудова-ние токарный автомат 5803 Контролируемая операция – нарезание резьбы Контролируемый параметр -0,005 Æ26 -0,019
Объем контроля N = 100 Объем выборки n=5 Средство контроля – рычажная скоба Точность контроля 1 мкм.
Дата, время № выборки Результаты контроля, мкм[1] Xi Ri
700 8,4
800 9,6
900
1000 10,6
1100 10,4
1200
1300 10,2
1400
1500 10,2
1600 10,6
700 11,4
800 9,8
900 4,6
1000 8,2
1100 6,8
1200 8,4
1300 8,8
1400 5,2
1500 7,2
1600 7,6
        s=3мкм m=9 мкм  

Таблица 4.2.

 

Примерный вид заполненного контрольного листка

Типы дефектов Группы данных Итого
Трещины ////\ ////\
Царапины ////\ ////\ ////\ ////\ //
Пятна ////\ /
Деформация ////\ ////\ ////\ ////\ ////\ ////\ …////\ ////\ ////\ ////\ ////
Разрыв ////
Раковины ////\ ////\ ////\ ////\
Прочее ////\ ////\ ////
  ИТОГО    

Таблица 4.4.

 

Диаграммы рассеивания

Диаграмма рассеивания (диаграмма разброса) – это точечная диаграмма - множество точек – где форма множества свидетельствует о взаимосвязи между парами соответствующих переменных. Мы уже рассматривали выше (п. 3.3) определение коэффициента корреляции как один из способов сделать это. Однако, построение диаграммы рассеивания – более простой способ. Рассмотрим три основных вида диаграммы разброса на рис. 4.7.

Рис. 4.7 Примеры диаграмм разброса:

а) – положительная корреляция

б) – отрицательная корреляция

в) – корреляция отсутствует

Как мы помним, наличие положительной корреляции между случайными величинами означает прямую связь между ними, т.е. с ростом одной величины растет и другая. Отрицательная корреляция (рис. 4.7, б) означает, что с ростом одной из величин вторая уменьшается. Наконец, отсутствие корреляции – отсутствие какого-либо влияния роста одной из величин на другую.

 

Рассмотрим пример из п. 3.3 нашего пособия. Данные за неделю:

Относ. вл-ть воздуха, %
Доля дефектов, % 2,2 2,6 2,1 2,7 2,8 2,6 2,2

 

Используем эти данные, чтобы построить диаграмму рассеивания. Используем каждую пару значений как координаты одной точки. Результаты представлены на рис. 4.8. Как видно, точки выстраиваются в упорядоченное облако, соответствующее положительной корреляции.

Рис. 4.8. Диаграмма рассеивания с положительной корреляцией

Как мы помним, значение коэффициента корреляции рассчитанное в п. 3.3 составляло 0,95. Однако, строить диаграмму рассевания значительно проще.

Блок-схемы

Блок-схемой называется нотация (графические символы и правила их построения), позволяющая наглядно отразить алгоритм процесса в организации. Основные символы представлены на рис. 4.9.

Рис. 4.9. Основные символы, используемые в блок-схемах (Flowchart)

 

Рассмотрим на рис. 4.10, как будет выглядеть алгоритм цикла Шухарта-Деминга PDCA в виде блок-схемы.

Основное применение блок-схемы получают при стандартизации процессов, которую мы рассмотрим в гл. 5 и 6. Как правило, при решении задач управления качеством блок-схема строится в организационном разрезе, т. е. символы соответствуют подразделению, где выполняются действия и принимаются решения. В этом случае невозможна двойственная и неоднозначная ответственность за операции процессов. Пример блок-схемы в организационном разрезе приведен на рис. 4.11. Помимо нотации Flowchart для описания процессов используются нотации IDEF0, IDEF3, DFD.

 

 

Рис. 4.10. Блок-схема цикла Шухарта-Деминга PDCA

 

 

 

Рис. 4.11. Пример построения блок-схемы в организационном разрезе

 

 

Методические указания:

· изучить дополнительные материалы:

Ø Гиссин В. И. Управление качеством (2-е издание). – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – Гл. 3,
с. 165-223.

Ø Статистические методы повышения качества: Пер. с англ./Под ред. Х.Кумэ. – М.: Финансы и статистика, 1990. – гл.2, с.24-36, гл.3,
с.36-44, гл.4, с.44-57, гл.7, с.57-87,112-170.

Ø Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С.В. Ариничева. – М.: РИА "Стандарты и качество", 2003.

 

Выполнить практические задания из раздела 4 практикума.

 


Глава 5. Стандартизация

 

5.1. Понятие и история стандартизации.

5.2. Научно-технические принципы стандартизации.

5.3. Категории и виды стандартов.

5.4. Основы государственной системы стандартизации.

5.5. Работы, выполняемые при стандартизации.

 

Категории и виды стандартов

До недавнего времени стандарты в Российской Федерации имели отличия по условиям использования от западных стран. Но принятие 27 декабря 2002 года Федерального Закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании» выправило ситуацию. Приведем два важных определения из закона:

«Стандарт - докуме




Дата: 2016-09-30, просмотров: 258.