Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра истории и теории политики
Утверждаю:
Зам. директора по учебной работе
____________ И.В. Тушканов
«____» ________________2012 г.
Учебно-методический комплекс дисциплины
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
для подготовки студентов по направлению
081100.62 государственное и муниципальное управление
ВОЛГОГРАД 2012
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки 081100.62 государственное и муниципальное управление
Разработал:
Восканян С.С. доктор политических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории политики
Программа одобрена на заседании кафедры истории и теории политики
«___» ____________ протокол № ___
Зав. кафедрой истории
и теории политики В.А. Колесников
Содержание
Наименование раздела | № стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины | ||
1.1. | Цели и задачи учебной дисциплины | |
1.2. | Требования к уровню освоения дисциплины | |
1.3. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.4. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.2. | Рекомендации по работе с литературой | |
2.3. | Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса | |
2.4. | Советы по подготовке к экзамену | |
Раздел 3. Материалы тестовой системы | ||
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) | ||
Раздел 5. Методические указания для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1 Цели и задачи учебной дисциплины
Цель курса – формирование у студентов совокупности знаний об основах, содержании и особенностях государственного и муниципального управления.
Основные задачи:
1. Знакомство с концептуально-методологическими основами государственного и муниципального управления.
2. Обучение основным категориям, понятиям и терминам, закономерностям и принципам развития государственного и муниципального управления.
3. Развитие навыков логического мышления, самостоятельного анализа и моделирования политических процессов, интерпретации эмпирического материала.
4. Формирование личностных качествичерт характера: добросовестности, ответственности, общительности, самостоятельности, решительности.
1.2 Требования к уровню освоения дисциплины
В результате обучения студент должен:
знать:
-основные тенденции развития государственного и муниципального управления;
- основные этапы развития государственного и муниципального управления как науки и профессии;
- роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего;
- основные административные процессы и принципы их регламентации;
-основные принципы функционирования местной власти
- особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
уметь:
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы;
- использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;
- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
владеть:
- навыками работы с правовыми актами;
- методами планирования служебной карьеры;
- навыками разработки планов развития территорий с учетом географических особенностей регионов;
- навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ;
- навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности.
В результате обучения выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными (ОК):
- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);
- способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
профессиональными (ПК):
информационно-методическая деятельность:
- умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);
- умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);
коммуникативная деятельность:
- умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);
- способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34).
Дисциплина «Основы государственного и муниципального управления» относится к профессиональному циклу и связана с такими курсами как история России, государственная и муниципальная служба, политология, психология, социология, система государственного и муниципального управления, местное самоуправление.
1.3 Тематический план учебной дисциплины
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
Л | С | СРС | Всего | ||
| Основы государственного и муниципального управления как научная и учебная дисциплина | ||||
| Политическая власть | ||||
| Политическая система общества | ||||
| Государство как основной институт политической системы | ||||
| Демократическая система правления | ||||
| Федеральная власть в системе государственного управления в России | ||||
| Федеративные отношения и региональная политика в современной России | ||||
| Система органов государственной и муниципальной власти в субъектах РФ | ||||
| Избирательный процесс | ||||
| Политическая элита в системе государственного и муниципального управления | ||||
| Актуальные вопросы регионального управления | ||||
| Система государственного и муниципального управления Волгоградской области | ||||
| Государственная и муниципальная служба в России | ||||
| Принципы организации государственной и муниципальной службы | ||||
| Отбор и адаптация государственных служащих | ||||
| Нравственные основы государственной и муниципальной службы | ||||
| Управленческие решения в системе государственного и муниципального управления | ||||
| Государственное управление конфликтами | ||||
| Политическая модернизация в современной России | ||||
Итого по курсу с экзаменом | (5 ЗЕТ) |
1.4 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Содержание лекций
Тема 1. Основы государственного и муниципального управления как научная и учебная дисциплина
Основы государственного и муниципального управления как научная дисциплина, основные принципы, понятия и категории. Государственное и муниципальное управление как отрасль учебного знания, способы познания и методы освоения дисциплины. Основные этапы развития науки государственное и муниципальное управление. Взаимосвязь дисциплины с историей, политологией, психологией, философией, системой государственного управления, государственной и муниципальной службой. Основные цели государственного и муниципального управления. Особенности механизма государственного и муниципального управления.
Основные понятия: государственное управление, муниципальное управление.
Тема 2. Политическая власть
Власть как явление, характерные признаки и источники власти. Ресурсы власти: экономические, социальные, информационные, силовые, демографические. Черты и особенности политической и государственной власти. Политическая жизнь и властные отношения. Основные принципы и функции политической власти. Легальность и легитимность власти. Основные типы политической власти и их характеристика. Уровни власти. Теория и практика разделения властей. Основные субъекты политической власти. Власть как волевое отношение между людьми. Суверенитет власти, двоевластие и безвластие. Факторы стабилизации, дестабилизации и кризиса власти. Основные теории власти и властных отношений.
Основные понятия: власть, политическая власть, легальность, легитимность.
Семинарские занятия
Тема 1. Политическая власть
1. Власть как явление, характерные признаки и источники власти.
2. Ресурсы власти: экономические, социальные, информационные, силовые, демографические.
3. Основные принципы и функции политической власти.
4. Легальность и легитимность власти.
5. Теория и практика разделения властей.
Литература:
1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000.
2. Бурдье П. Начала. М., 1994.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
4. Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. М., 1999.
5. Власть право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.
6. Власть: Очерки политической философии Запада / Под ред. Мшвениерадзе В.В. М., 1989.
7. Гаджиев К.С. Политология. М., 2001.
8. Даль Р. О демократии. М., 2000.
9. Дегтярев А.А. Основы политической науки. М., 1998.
10. Крыштановская О.В. Форматы российской власти // Полис. 2010. № 1.
11. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.
12. Луман Н. Власть. М., 2002.
13. Рац М.В. Политика и управление // Полис. 2010. № 3.
Вопросы к экзамену
1. Власть как явление, характерные признаки и источники власти.
2. Ресурсы власти: экономические, социальные, информационные, силовые, демографические.
3. Основные принципы и функции политической власти.
4. Теория и практика разделения властей.
5. Понятие политической системы в концептуальной структуре политической науки.
6. Основные формы административно-территориальной организации государств (унитарная, федеративная, конфедеративная) и их разновидности.
7. Понятие и сущность государства, его происхождение и исторические типы.
8. Основные формы правления и их происхождение.
9. Политические режимы.
10. Понятие и сущность демократии.
11. Теория и практика демократии: история и современность.
12. Демократические режимы (президентский, парламентский, президентско-парламентский).
13. Институт главы государства в системе обеспечения государственной политики в РФ.
14. Этапы становления президентской модели в РФ.
15. Правительство и система исполнительной власти в РФ.
16. Унитаризм и федерализм в политической истории России.
17. Кризис национально-государственного устройства СССР и распад советской федерации.
18. Этапы формирования федеративного устройства РФ: федеративный договор 1992 г., Конституция РФ 1993 г., создание федеративных округов 2000 г., «назначение губернаторов» 2004 г.
19. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ: статус, полномочия, функции, порядок формирования.
20. Система органов исполнительной власти субъектов РФ.
21. Понятие и сущность местного самоуправления.
22. Типология избирательных систем.
23. Развитие избирательной системы в постсоветской России.
24. Основные концепции политических элит.
25. Структура, типология и системы рекрутирования элит.
26. Феномен политического лидерства.
27. Классификация политических лидеров.
28. Проблемы демографической политики.
29. Эволюция законодательной и исполнительной власти Волгоградской области в постсоветский период.
30. Губернатор – как высшее должностное лицо Волгоградской области: статус, полномочия, функции, порядок назначения на должность.
31. Местное самоуправление в Волгоградской области.
32. Эволюция государственной службы в России.
33. Отбор, подбор и прием на государственную и муниципальную службу.
34. Адаптация государственного и муниципального служащего.
35. Методологические основы разработки государственно-управленческих решений: процесс разработки решений, условия и факторы обеспечения разработки государственных управленческих решений.
36. Процесс принятия государственного решения и его этапы: планирование, мониторинг, контроль.
37. Реализация государственно-управленческого решения.
38. Политический конфликт: природа и классификация.
39. Внутренняя структура конфликта: конфликтная ситуация, субъект, объект, участники конфликта, уровень силы.
40. Способы разрешения конфликтов: управление, разрешение, предупреждение конфликтов.
Список литературы
Основная:
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. – М., 2005.
2. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное управление. Учебник М.: Проспект, 2009.
3. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – М.: Издат центр «Март», 2000.
4. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ «Март», 2006.
5. Кнорринг В.И. Основы теории государственного управления. Учебник. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Экзамен, 2006.
6. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006.
7. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
8. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «Март», 2007.
9. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Юристъ, 2003.
10. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник. – М.: Юристъ, 2006.
Дополнительная:
1. Агафонова А.А. Анализ стратегий и разработка комплексной программы. – М.: Наука, 1990.
2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Гардарики, 2005.
3. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент: учебное пособие. Федеральное агентство по образованию – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.
4. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. – М.: Наука, 1995.
5. Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. – Обнинск: АлтУн, 2008.
6. Парахина В.Н., Галеев Е.В. Муниципальное управление. – М.:.КНОРУС, 2008.
7. Сигов В.И., Карпова Г.А., Пинцов С.И. Социология национального управления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
8. Современные проблемы России. Путь в ХХI век. – М.: Экономика, 1999.
9. Добрынин Н. М. Теория и практика государственного управления: Учебник. Новосибирск: Наука, 2006.
10. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. / Под ред. JI. В. Сморгунова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.
11. Лобанов В. В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.
12. Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран. М.: Аспект – Пресс, 2004.
13. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003.
14. Муниципальное управление: учебное пособие / Под общ. ред. И. В. Стародубровской. М.: АНХ. 2007.
15. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под. ре. В. Б. Зотова. СПб.: Лидер. 2005.
Рекомендации по работе с литературой
При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать несколько источников из предложенной выше литературы. Особо рекомендуются новейшие издания. Студент может также готовится к занятиям по литературе, не вошедшей в предложенный список.
Вариант 1.
1. Процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти называется:
а) государственное управление;
б) международное управление;
в) отраслевое управление;
г) региональное управление.
2. В основе государственного управления лежит:
а) социальный интерес;
б) финансовый интерес;
в) государственный интерес;
г) международный интерес.
3. Органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса является:
а) муниципальная власть;
б) государственная власть;
в) религиозная власть;
г) международная власть.
4. Государственная власть распространяется:
а) только на объекты, находящиеся на территории самого
государства;
б) на объекты, находящиеся за пределами государства;
в) на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы;
г) нет верного ответа.
5. Главным признаком государственной власти является:
а) целостность;
б) неделимость;
в) суверенность;
г) верны все ответы.
6. Найти соответствие:
а) институциональная функция;
б) регулятивная функция;
в) целеполагающая функция;
г) идеологическая функция.
1) формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства;
2) разработка и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития;
3) утверждение необходимых социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий;
4) принятие законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.
7. При разделении власти на государственную и муниципальную необходимо учитывать внутреннее различие между:
а) публичной и социальной властью;
б) религиозной и общественной властью;
в) социальной и общественной властью;
г) публичной и государственной властью.
8. Объектом муниципального интереса являются:
а) вопросы местного значения
б) вопросы федерального значения
в) вопросы международного значения
г) верны все ответы
9. Объектом государственного и муниципального управления являются:
а) национальные отношения;
б) религиозные отношения;
в) общественные отношения;
г) международные отношения.
10. Субъектом государственного или муниципального управления является:
а) генеральный директор крупной корпорации
б) финансовый директор ТНК
в) должностное лицо государства
г) все ответы верны
11. Характерной чертой проведения административных реформ в западных странах является:
а) непоследовательность их проведения;
б) качественное улучшение жизни населения;
в) невозможность определения их временных границ;
г) профессионализм и компетентность их проведения.
12. Огромный объем крупномасштабных и комплексных программ реформирования государственного управления реализовывался:
а) во второй половине 1980-х годов
б) в первой половине 1990-х годов
в) с середины 1980-х годов до конца 1990-х годов
г) с середины 1960-х годов до конца 1980-х годов
13. Деятели, проводившие основополагающие реформы в области госуправления, вынуждены были действовать:
а) строго прагматично;
б) весьма хаотично;
в) достаточно непоследовательно;
г) под давлением политических сил.
14. Уровень активности в проведении реформ определяется в значительной мере:
а) политическим компромиссом;
б) объективными условиями;
в) государственным принуждением;
г) «тяговым усилием».
15. Проведение многих реформ госуправления строилось на:
а) корпоративной культуре чиновников;
б) организационной культуре органов государственного сек-
тора;
в) дисциплине государственных гражданских служащих;
г) верны ответы б и в.
16. Этапы реформирования государственного сектора включали в себя:
а) реформы, целью которых были достижения и укрепления
дисциплины в государственном секторе;
б) передовые реформы;
в) структурные реформы;
г) верны ответы а и б.
17. В настоящее время международная конвергенция идей в области государственного управления происходит:
а) преимущественно во всех развитых странах;
б) практически во всех странах мира;
в) практически не происходит;
г) нет верного ответа.
18. Коррупция в органах государственной власти в России:
а) значительно выше, чем в развитых странах;
б) примерно сопоставима с развитыми странами;
в) ниже, чем в странах СНГ;
г) нет верного ответа.
19. Принятие закона квалифицированным большинством возможно:
а) в случае отклонения поправок Президента России к законопроекту, представленному Государственной Думой РФ;
б) в случае подтверждения первоначального текста законопроекта Советом Федерации после отклонения поправок, внесенных Президентом России;
в) в случае подтверждения первоначального текста законопроекта Советом Федерации после отклонения поправок, внесенных Государственной Думой РФ;
г) в случае отклонения замечаний к законопроекту, представленных Советом Федерации РФ в Государственную Думу РФ.
20. При проведении реформ госуправления в России следует стремиться использовать:
а) идеологический подход;
б) социальный подход;
в) финансовый подход;
г) реалистичный подход.
Вариант 2.
1. Первым Президентом России был:
а) М.С. Горбачёв;
б) Б.Н. Ельцин;
в) А.В. Руцкой;
г) Р.И. Хасбулатов.
2. Президент Российской Федерации является:
а) главой государства;
б) гарантом Конституции РФ;
в) гарантом прав и свобод человека и гражданина;
г) верны все ответы.
3. Президент Российской Федерации избирается на:
а) 2 года;
б) 4 года;
в) 6 лет;
г) 8 лет.
4. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:
а) не моложе 35 лет;
б) постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;
в) являющийся лидером крупной политической партии;
г) верны ответы а и б.
5. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе:
а) всеобщего равного и прямого избирательного права;
б) победы партии, которую он возглавляет;
в) рекомендации Председателя Конституционного Суда РФ;
г) нет верного ответа.
6. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет:
а) личных средств кандидатов в Президенты РФ;
б) финансирования из-за рубежа;
в) средств федерального бюджета;
г) верны все ответы.
7. Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия:
а) Конституционного Суда РФ;
б) Госдумы РФ;
в) Совета Федерации РФ;
г) Верховного Суда РФ.
8. Президент РФ назначает федеральных министров по предложению:
а) Председателя Госдумы РФ;
б) Председателя Правительства РФ;
в) Председателя Совета Федерации РФ;
г) Председателя Конституционного Суда РФ.
9. Президент РФ имеет право:
а) председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
б) вносить законопроекты в Государственную Думу РФ;
в) подписывать и обнародовать федеральные законы;
г) все ответы верны.
10. Отрешение Президента от должности производится на основании обвинительного заключения:
а) Верховного Суда РФ;
б) Генеральной прокуратуры РФ;
в) Конституционного Суда РФ;
г) верны ответы а и в.
11. Статус Президента Российской Федерации определяется:
а) четвертой главой Конституции РФ;
б) пятой главой Конституции РФ;
в) восьмой главой Конституции РФ;
г) Десятой главой Конституции РФ.
12. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более:
а) трех сроков подряд;
б) двух сроков подряд;
в) четырех сроков подряд;
г) одного срока.
Примерные темы курсовых работ
1. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (на примере).
2. Модернизация федеративного договорного процесса в современной России.
3. Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в РФ.
4. Федеральные округа в системе реализации государственной региональной политики.
5. Волгоградская область в системе межрегионального взаимодействия.
6. Специфика становления и развития законодательных (представительных) органов власти РФ.
7. Исполнительная власть региона – взаимодействие с федеральным уровнем управления.
8. Деятельность региональных органов управления государственным имуществом (на примере Волгоградской области).
9. Система органов государственной власти по вопросам национальной политики и межконфессиональных отношений.
10. Управленческие риски в деятельности государственных органов власти.
11. Система государственного управления в сфере социальной защиты.
12. Управление системой образования субъекта Российской Федерации.
13. Управление сферой культуры: региональный аспект.
14. Органы власти и молодежные организации в современной России.
15. Государственная молодежная политика и ее реализация в субъектах РФ.
16. Организация избирательного процесса в регионе.
17. Коммуникативное пространство региона: содержание и элементы.
18. Взаимодействие органов исполнительной власти со СМИ: состояние и перспективы развития.
19. Информационное обеспечение принятия государственных решений.
20. Формирование информационных систем регионального уровня управления.
21. Информационная инфраструктура органов государственной власти.
22. Региональные целевые программы: механизмы формирования и реализации.
23. Государственное управление и местное сообщество: модели и опыт взаимодействия.
24. Муниципальная собственность в РФ: проблемы формирования и развития.
25. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления.
26. Муниципальный маркетинг как функция органов местного самоуправления.
27. Ассоциации и союзы муниципальных образований в современной России.
28. Модели региональной власти в современной России.
29. Политическая стабильность и экономическая модернизация: возможности сосуществования.
30. Политическая модернизация в России: поиск собственной модели.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ ВФ РАНХиГС опубликованы в специальных методических пособиях, которые имеются в библиотеке и читальных залах обоих корпусов ВФ РАНХиГС.
См.: Зиновьева Д.М., Мкртчян Е.Р. Методические рекомендации по подготовке письменных работ в вузе. Волгоград: ВАГС, 2006. Методические рекомендации по написанию курсовых работ. Волгоград: ВАГС, 2003. Методические рекомендации по оформлению дипломных работ. Волгоград: ВАГС, 2008.
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра истории и теории политики
Утверждаю:
Зам. директора по учебной работе
____________ И.В. Тушканов
«____» ________________2012 г.
Учебно-методический комплекс дисциплины
Дата: 2016-09-30, просмотров: 232.