Кафедра истории и теории политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра истории и теории политики

 

 

Утверждаю:

Зам. директора по учебной работе

____________ И.В. Тушканов

«____» ________________2012 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

для подготовки студентов по направлению

081100.62 государственное и муниципальное управление

 

 

ВОЛГОГРАД 2012

 

 


Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки 081100.62 государственное и муниципальное управление

 

Разработал:

Восканян С.С. доктор политических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории политики

 

Программа одобрена на заседании кафедры истории и теории политики

«___» ____________ протокол № ___

 

Зав. кафедрой истории

и теории политики В.А. Колесников

 

 


Содержание

 

Наименование раздела № стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины
1.2. Требования к уровню освоения дисциплины
1.3. Тематический план учебной дисциплины
1.4. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.2. Рекомендации по работе с литературой
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
2.4. Советы по подготовке к экзамену
Раздел 3. Материалы тестовой системы
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Раздел 5. Методические указания для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ

 


Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

 

1.1 Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса – формирование у студентов совокупности знаний об основах, содержании и особенностях государственного и муниципального управления.

 

Основные задачи:

1. Знакомство с концептуально-методологическими основами государственного и муниципального управления.

2. Обучение основным категориям, понятиям и терминам, закономерностям и принципам развития государственного и муниципального управления.

3. Развитие навыков логического мышления, самостоятельного анализа и моделирования политических процессов, интерпретации эмпирического материала.

4. Формирование личностных качествичерт характера: добросовестности, ответственности, общительности, самостоятельности, решительности.

 

1.2 Требования к уровню освоения дисциплины

В результате обучения студент должен:

знать:

-основные тенденции развития государственного и муниципального управления;

- основные этапы развития государственного и муниципального управления как науки и профессии;

- роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего;

- основные административные процессы и принципы их регламентации;

-основные принципы функционирования местной власти

- особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;

 

уметь:

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы;

- использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;

- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

 

владеть:

- навыками работы с правовыми актами;

- методами планирования служебной карьеры;

- навыками разработки планов развития территорий с учетом географических особенностей регионов;

- навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ;

- навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности.

 

В результате обучения выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

- способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);

профессиональными (ПК):

информационно-методическая деятельность:

- умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

- умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);

коммуникативная деятельность:

- умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);

- способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34).

 

Дисциплина «Основы государственного и муниципального управления» относится к профессиональному циклу и связана с такими курсами как история России, государственная и муниципальная служба, политология, психология, социология, система государственного и муниципального управления, местное самоуправление.

 

 

1.3 Тематический план учебной дисциплины

 

№ п/п Тема занятия Количество часов
Л С СРС Всего
Основы государственного и муниципального управления как научная и учебная дисциплина  
Политическая власть
Политическая система общества
Государство как основной институт политической системы
Демократическая система правления
Федеральная власть в системе государственного управления в России
Федеративные отношения и региональная политика в современной России
Система органов государственной и муниципальной власти в субъектах РФ
Избирательный процесс
Политическая элита в системе государственного и муниципального управления
Актуальные вопросы регионального управления
Система государственного и муниципального управления Волгоградской области
Государственная и муниципальная служба в России
Принципы организации государственной и муниципальной службы
Отбор и адаптация государственных служащих
Нравственные основы государственной и муниципальной службы
Управленческие решения в системе государственного и муниципального управления
Государственное управление конфликтами
Политическая модернизация в современной России  
  Итого по курсу с экзаменом (5 ЗЕТ)

 

 

1.4 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Содержание лекций

 

Тема 1. Основы государственного и муниципального управления как научная и учебная дисциплина

Основы государственного и муниципального управления как научная дисциплина, основные принципы, понятия и категории. Государственное и муниципальное управление как отрасль учебного знания, способы познания и методы освоения дисциплины. Основные этапы развития науки государственное и муниципальное управление. Взаимосвязь дисциплины с историей, политологией, психологией, философией, системой государственного управления, государственной и муниципальной службой. Основные цели государственного и муниципального управления. Особенности механизма государственного и муниципального управления.

Основные понятия: государственное управление, муниципальное управление.

 

Тема 2. Политическая власть

Власть как явление, характерные признаки и источники власти. Ресурсы власти: экономические, социальные, информационные, силовые, демографические. Черты и особенности политической и государственной власти. Политическая жизнь и властные отношения. Основные принципы и функции политической власти. Легальность и легитимность власти. Основные типы политической власти и их характеристика. Уровни власти. Теория и практика разделения властей. Основные субъекты политической власти. Власть как волевое отношение между людьми. Суверенитет власти, двоевластие и безвластие. Факторы стабилизации, дестабилизации и кризиса власти. Основные теории власти и властных отношений.

Основные понятия: власть, политическая власть, легальность, легитимность.

Семинарские занятия

Тема 1. Политическая власть

1. Власть как явление, характерные признаки и источники власти.

2. Ресурсы власти: экономические, социальные, информационные, силовые, демографические.

3. Основные принципы и функции политической власти.

4. Легальность и легитимность власти.

5. Теория и практика разделения властей.

Литература:

1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000.

2. Бурдье П. Начала. М., 1994.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. М., 1999.

5. Власть право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

6. Власть: Очерки политической философии Запада / Под ред. Мшвениерадзе В.В. М., 1989.

7. Гаджиев К.С. Политология. М., 2001.

8. Даль Р. О демократии. М., 2000.

9. Дегтярев А.А. Основы политической науки. М., 1998.

10. Крыштановская О.В. Форматы российской власти // Полис. 2010. № 1.

11. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.

12. Луман Н. Власть. М., 2002.

13. Рац М.В. Политика и управление // Полис. 2010. № 3.

Вопросы к экзамену

1. Власть как явление, характерные признаки и источники власти.

2. Ресурсы власти: экономические, социальные, информационные, силовые, демографические.

3. Основные принципы и функции политической власти.

4. Теория и практика разделения властей.

5. Понятие политической системы в концептуальной структуре политической науки.

6. Основные формы административно-территориальной организации государств (унитарная, федеративная, конфедеративная) и их разновидности.

7. Понятие и сущность государства, его происхождение и исторические типы.

8. Основные формы правления и их происхождение.

9. Политические режимы.

10. Понятие и сущность демократии.

11. Теория и практика демократии: история и современность.

12. Демократические режимы (президентский, парламентский, президентско-парламентский).

13. Институт главы государства в системе обеспечения государственной политики в РФ.

14. Этапы становления президентской модели в РФ.

15. Правительство и система исполнительной власти в РФ.

16. Унитаризм и федерализм в политической истории России.

17. Кризис национально-государственного устройства СССР и распад советской федерации.

18. Этапы формирования федеративного устройства РФ: федеративный договор 1992 г., Конституция РФ 1993 г., создание федеративных округов 2000 г., «назначение губернаторов» 2004 г.

19. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ: статус, полномочия, функции, порядок формирования.

20. Система органов исполнительной власти субъектов РФ.

21. Понятие и сущность местного самоуправления.

22. Типология избирательных систем.

23. Развитие избирательной системы в постсоветской России.

24. Основные концепции политических элит.

25. Структура, типология и системы рекрутирования элит.

26. Феномен политического лидерства.

27. Классификация политических лидеров.

28. Проблемы демографической политики.

29. Эволюция законодательной и исполнительной власти Волгоградской области в постсоветский период.

30. Губернатор – как высшее должностное лицо Волгоградской области: статус, полномочия, функции, порядок назначения на должность.

31. Местное самоуправление в Волгоградской области.

32. Эволюция государственной службы в России.

33. Отбор, подбор и прием на государственную и муниципальную службу.

34. Адаптация государственного и муниципального служащего.

35. Методологические основы разработки государственно-управленческих решений: процесс разработки решений, условия и факторы обеспечения разработки государственных управленческих решений.

36. Процесс принятия государственного решения и его этапы: планирование, мониторинг, контроль.

37. Реализация государственно-управленческого решения.

38. Политический конфликт: природа и классификация.

39. Внутренняя структура конфликта: конфликтная ситуация, субъект, объект, участники конфликта, уровень силы.

40. Способы разрешения конфликтов: управление, разрешение, предупреждение конфликтов.

 

Список литературы

Основная:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. – М., 2005.

2. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное управление. Учебник М.: Проспект, 2009.

3. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – М.: Издат центр «Март», 2000.

4. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ «Март», 2006.

5. Кнорринг В.И. Основы теории государственного управления. Учебник. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Экзамен, 2006.

6. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006.

7. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

8. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «Март», 2007.

9. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Юристъ, 2003.

10. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник. – М.: Юристъ, 2006.

Дополнительная:

1. Агафонова А.А. Анализ стратегий и разработка комплексной программы. – М.: Наука, 1990.

2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Гардарики, 2005.

3. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент: учебное пособие. Федеральное агентство по образованию – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.

4. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. – М.: Наука, 1995.

5. Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. – Обнинск: АлтУн, 2008.

6. Парахина В.Н., Галеев Е.В. Муниципальное управление. – М.:.КНОРУС, 2008.

7. Сигов В.И., Карпова Г.А., Пинцов С.И. Социология национального управления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.

8. Современные проблемы России. Путь в ХХI век. – М.: Экономика, 1999.

9. Добрынин Н. М. Теория и практика государственного управления: Учебник. Новосибирск: Наука, 2006.

10. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. / Под ред. JI. В. Сморгунова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.

11. Лобанов В. В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.

12. Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран. М.: Аспект – Пресс, 2004.

13. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003.

14. Муниципальное управление: учебное пособие / Под общ. ред. И. В. Стародубровской. М.: АНХ. 2007.

15. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под. ре. В. Б. Зотова. СПб.: Лидер. 2005.

 

 

Рекомендации по работе с литературой

При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать несколько источников из предложенной выше литературы. Особо рекомендуются новейшие издания. Студент может также готовится к занятиям по литературе, не вошедшей в предложенный список.

 

Вариант 1.

1. Процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти называется:

а) государственное управление;

б) международное управление;

в) отраслевое управление;

г) региональное управление.

 

2. В основе государственного управления лежит:

а) социальный интерес;

б) финансовый интерес;

в) государственный интерес;

г) международный интерес.

 

3. Органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса является:

а) муниципальная власть;

б) государственная власть;

в) религиозная власть;

г) международная власть.

 

4. Государственная власть распространяется:

а) только на объекты, находящиеся на территории самого

государства;

б) на объекты, находящиеся за пределами государства;

в) на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы;

г) нет верного ответа.

 

5. Главным признаком государственной власти является:

а) целостность;

б) неделимость;

в) суверенность;

г) верны все ответы.

 

6. Найти соответствие:

а) институциональная функция;

б) регулятивная функция;

в) целеполагающая функция;

г) идеологическая функция.

1) формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства;

2) разработка и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития;

3) утверждение необходимых социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий;

4) принятие законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.

 

7. При разделении власти на государственную и муниципальную необходимо учитывать внутреннее различие между:

а) публичной и социальной властью;

б) религиозной и общественной властью;

в) социальной и общественной властью;

г) публичной и государственной властью.

 

8. Объектом муниципального интереса являются:

а) вопросы местного значения

б) вопросы федерального значения

в) вопросы международного значения

г) верны все ответы

 

9. Объектом государственного и муниципального управления являются:

а) национальные отношения;

б) религиозные отношения;

в) общественные отношения;

г) международные отношения.

 

10. Субъектом государственного или муниципального управления является:

а) генеральный директор крупной корпорации

б) финансовый директор ТНК

в) должностное лицо государства

г) все ответы верны

 

11. Характерной чертой проведения административных реформ в западных странах является:

а) непоследовательность их проведения;

б) качественное улучшение жизни населения;

в) невозможность определения их временных границ;

г) профессионализм и компетентность их проведения.

 

12. Огромный объем крупномасштабных и комплексных программ реформирования государственного управления реализовывался:

а) во второй половине 1980-х годов

б) в первой половине 1990-х годов

в) с середины 1980-х годов до конца 1990-х годов

г) с середины 1960-х годов до конца 1980-х годов

 

13. Деятели, проводившие основополагающие реформы в области госуправления, вынуждены были действовать:

а) строго прагматично;

б) весьма хаотично;

в) достаточно непоследовательно;

г) под давлением политических сил.

 

14. Уровень активности в проведении реформ определяется в значительной мере:

а) политическим компромиссом;

б) объективными условиями;

в) государственным принуждением;

г) «тяговым усилием».

 

15. Проведение многих реформ госуправления строилось на:

а) корпоративной культуре чиновников;

б) организационной культуре органов государственного сек-

тора;

в) дисциплине государственных гражданских служащих;

г) верны ответы б и в.

 

16. Этапы реформирования государственного сектора включали в себя:

а) реформы, целью которых были достижения и укрепления

дисциплины в государственном секторе;

б) передовые реформы;

в) структурные реформы;

г) верны ответы а и б.

17. В настоящее время международная конвергенция идей в области государственного управления происходит:

а) преимущественно во всех развитых странах;

б) практически во всех странах мира;

в) практически не происходит;

г) нет верного ответа.

 

18. Коррупция в органах государственной власти в России:

а) значительно выше, чем в развитых странах;

б) примерно сопоставима с развитыми странами;

в) ниже, чем в странах СНГ;

г) нет верного ответа.

19. Принятие закона квалифицированным большинством возможно:

а) в случае отклонения поправок Президента России к законопроекту, представленному Государственной Думой РФ;

б) в случае подтверждения первоначального текста законопроекта Советом Федерации после отклонения поправок, внесенных Президентом России;

в) в случае подтверждения первоначального текста законопроекта Советом Федерации после отклонения поправок, внесенных Государственной Думой РФ;

г) в случае отклонения замечаний к законопроекту, представленных Советом Федерации РФ в Государственную Думу РФ.

20. При проведении реформ госуправления в России следует стремиться использовать:

а) идеологический подход;

б) социальный подход;

в) финансовый подход;

г) реалистичный подход.

 

Вариант 2.

1. Первым Президентом России был:

а) М.С. Горбачёв;

б) Б.Н. Ельцин;

в) А.В. Руцкой;

г) Р.И. Хасбулатов.

2. Президент Российской Федерации является:

а) главой государства;

б) гарантом Конституции РФ;

в) гарантом прав и свобод человека и гражданина;

г) верны все ответы.

 

3. Президент Российской Федерации избирается на:

а) 2 года;

б) 4 года;

в) 6 лет;

г) 8 лет.

 

4. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:

а) не моложе 35 лет;

б) постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

в) являющийся лидером крупной политической партии;

г) верны ответы а и б.

 

5. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе:

а) всеобщего равного и прямого избирательного права;

б) победы партии, которую он возглавляет;

в) рекомендации Председателя Конституционного Суда РФ;

г) нет верного ответа.

 

6. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет:

а) личных средств кандидатов в Президенты РФ;

б) финансирования из-за рубежа;

в) средств федерального бюджета;

г) верны все ответы.

7. Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия:

а) Конституционного Суда РФ;

б) Госдумы РФ;

в) Совета Федерации РФ;

г) Верховного Суда РФ.

 

8. Президент РФ назначает федеральных министров по предложению:

а) Председателя Госдумы РФ;

б) Председателя Правительства РФ;

в) Председателя Совета Федерации РФ;

г) Председателя Конституционного Суда РФ.

 

9. Президент РФ имеет право:

а) председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

б) вносить законопроекты в Государственную Думу РФ;

в) подписывать и обнародовать федеральные законы;

г) все ответы верны.

 

10. Отрешение Президента от должности производится на основании обвинительного заключения:

а) Верховного Суда РФ;

б) Генеральной прокуратуры РФ;

в) Конституционного Суда РФ;

г) верны ответы а и в.

 

11. Статус Президента Российской Федерации определяется:

а) четвертой главой Конституции РФ;

б) пятой главой Конституции РФ;

в) восьмой главой Конституции РФ;

г) Десятой главой Конституции РФ.

12. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более:

а) трех сроков подряд;

б) двух сроков подряд;

в) четырех сроков подряд;

г) одного срока.

Примерные темы курсовых работ

1. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (на примере).

2. Модернизация федеративного договорного процесса в современной России.

3. Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в РФ.

4. Федеральные округа в системе реализации государственной региональной политики.

5. Волгоградская область в системе межрегионального взаимодействия.

6. Специфика становления и развития законодательных (представительных) органов власти РФ.

7. Исполнительная власть региона – взаимодействие с федеральным уровнем управления.

8. Деятельность региональных органов управления государственным имуществом (на примере Волгоградской области).

9. Система органов государственной власти по вопросам национальной политики и межконфессиональных отношений.

10. Управленческие риски в деятельности государственных органов власти.

11. Система государственного управления в сфере социальной защиты.

12. Управление системой образования субъекта Российской Федерации.

13. Управление сферой культуры: региональный аспект.

14. Органы власти и молодежные организации в современной России.

15. Государственная молодежная политика и ее реализация в субъектах РФ.

16. Организация избирательного процесса в регионе.

17. Коммуникативное пространство региона: содержание и элементы.

18. Взаимодействие органов исполнительной власти со СМИ: состояние и перспективы развития.

19. Информационное обеспечение принятия государственных решений.

20. Формирование информационных систем регионального уровня управления.

21. Информационная инфраструктура органов государственной власти.

22. Региональные целевые программы: механизмы формирования и реализации.

23. Государственное управление и местное сообщество: модели и опыт взаимодействия.

24. Муниципальная собственность в РФ: проблемы формирования и развития.

25. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления.

26. Муниципальный маркетинг как функция органов местного самоуправления.

27. Ассоциации и союзы муниципальных образований в современной России.

28. Модели региональной власти в современной России.

29. Политическая стабильность и экономическая модернизация: возможности сосуществования.

30. Политическая модернизация в России: поиск собственной модели.

 

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ ВФ РАНХиГС опубликованы в специальных методических пособиях, которые имеются в библиотеке и читальных залах обоих корпусов ВФ РАНХиГС.

См.: Зиновьева Д.М., Мкртчян Е.Р. Методические рекомендации по подготовке письменных работ в вузе. Волгоград: ВАГС, 2006. Методические рекомендации по написанию курсовых работ. Волгоград: ВАГС, 2003. Методические рекомендации по оформлению дипломных работ. Волгоград: ВАГС, 2008.

 

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра истории и теории политики

 

 

Утверждаю:

Зам. директора по учебной работе

____________ И.В. Тушканов

«____» ________________2012 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины




Дата: 2016-09-30, просмотров: 197.