МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
Направление: 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: магистратура
Магистерская программа: Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Челябинск
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 6
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8
3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………….14
4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15
5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 22
6 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 24
7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 25
8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 25
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Данная учебная дисциплина относится к Б1.В.ОД.9 ОПОП, содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ магистратуры.
Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование» программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Дисциплина «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» имеет общий объём 2 з.е. (72 часа), из них аудиторная работа (16 часов: 4 часа лекционных занятий и 12 часов практических занятий) и самостоятельная работа студентов (52 часа).
При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Промежуточный контроль осуществляется в форме зачёта во втором семестре. На подготовку и сдачу экзамена отводится 4 часа.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
В курсе «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» рассматриваются теоретические и практические вопросы коррекции высших психических функций детям с речевой патологией.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», «Специальная педагогика», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Основы нейропсихологии».
При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области основ медицинских знаний, анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, специальной психологии, нейропсихологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах функционирования высших психических функций, обеспечивающих речевую деятельность определять симптомокомплекс основных речевых нарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, с интерне-источниками, аннотирования и реферирования научной литературы, составления мультимедийных презентаций.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование», программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». В данной дисциплине предусмотрено изучение студентами теоретических основ нейропсихологических основ недоразвития речи, методологии нейропсихологического обследования и коррекции речевых нарушений.
Принципы системного подхода при изучении особенности высших психических функций детей, их психологическая структура, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы нарушений развития психической деятельности рассматриваются в курсе «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с недоразвитием речи», который является основой для изучения дисциплин: «Современные проблемы дефектологии как науки», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Проектирование коррекционных технологий», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения научной и педагогической практики.
1.4. Цели дисциплины:
Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний и представлений о роли нейропсихологии развития как отрасли психологической науки, ориентированной на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
При изучении данной учебной дисциплины студенты должны усвоить современные аспекты изучения проблемы мозговых механизмов деятельности в норме и патологии; особенности патологии психологического развития с позиций нарушения высших психических функций; определять направления нейропсихологической диагностики и коррекции с учётом структуры дефекта
Содержание курса по выбору включает два раздела.
В первом разделе изучаются теоретические вопросы нейропсихологических основ изучения высших психических процессов.
Во втором разделе рассматриваются вопросы организации и содержания комплексной нейропсихологической диагностики и коррекции.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
1. | ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного | З.1 знать принципы мозговой организации основных анализаторных систем; ─ З.2 современные подходы к изучению закономерностей организации произвольных движений и действий, а также регуляции психической деятельности в целом | У.1 уметь использовать методы нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса; | В.1 владеть навыками нейропсихологического исследования при нарушениях высших психических функций |
2. | ПК-7 готов к консультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого-педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности | З.3 знать закономерности и принципы нейропсихологического анализа психической деятельности в детском возрасте З.4 знать основные направления комплексной лечебно-реабилитационной работе по преодолению нарушений речевой и других ВПФ | У.2 уметь определять специальные методы и приемы развития высших психических функций; У.3 уметь анализировать мозговые механизмы патологии развития | В.2 владеть навыками нейропсихологического анализа речевой патологии; В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления детей с патологией развития. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Раздел I Теоретические основы нейропсихологии | |||||
1.1. | Нейропсихологическое основы изучения ВПФ | 2 | 0 | 0 | 8 | 10 |
1.2. | Локальные системы мозга и их функциональный анализ | 0 | 0 | 0 | 10 | 10 |
1.3. | Психические процессы и их мозговая организация | 0 | 0 | 4 | 8 | 12 |
ИТОГО | 2 | 0 | 4 | 26 | 32 | |
2 | Раздел II. Комплексная нейропсихологическая диагностика и коррекция | |||||
2.1. | Основы нейропсихологической диагностики лиц с ОВЗ | 2 | 0 | 2 | 10 | 14 |
2.2 | Особенности нейропсихологической коррекции лиц с ОВЗ | 0 | 6 | 16 | 22 | |
ИТОГО | 2 | 0 | 8 | 26 | 36 | |
ВСЕГО: | 4 | 0 | 12 | 52 | 68 | |
Промежуточный контроль: зачёт | 4 | |||||
Итого | 72 |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1
Теоретические основы нейропсихологии (32 часов)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
ПК – 5: З.1;
ПК – 7: З.3; У.3; В.2
Содержание раздела
Кол-во часов: 4 часа
Изучаемые вопросы:
1. Мозговая организация внимания и памяти
2. Мозговая организация движений и действий
3. Мозговая организация речи
4. Мозговая организация мышления
Список литературы:
[1, 4, 5, 9, 11, 16, 24]
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Баллов
Тема I .2 Локальные системы мозга и их функциональный анализ (10 часов)
1. Заполнить таблицу по теме «Локализация и функции анализаторных систем »
№ | Название анализатора | строение | Функции Перифери- ческого отдела | Функции проводни- кового отдела | Функции коркового отдела |
Баллов
Тема I .3 Психические процессы и их мозговая организация (8 часов)
1. Участие в семинаре
Баллов
1. Контрольная работа по разделу 1.
Баллов
1. Подготовка реферата по теме «Медиобазальные отделы коры, правое полушарие мозга, функции, значение в реализации ВПФ»
10 баллов
2. Составление мультимедийной презентации «Мозговые механизмы экспрессивной и импрессивной речи»
Баллов
3. Аннотирование литературы по теме «Патологии развития ВПФ»
Баллов
4. Составление терминологического словаря по теме «Нейропсихология развития (детского возраста)»
Баллов
5. Составление мультимедийной презентации по теме мультимедийной презентации «Мозговая организация памяти»
5 баллов
6. Составление мультимедийной презентации по теме мультимедийной презентации «Мозговая организация внимания»
5 баллов
7. Составление мультимедийной презентации по теме мультимедийной презентации «Мозговая организация мышления»
5 баллов
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
ПК – 5: З.1;
знать
принципы мозговой организации основных анализаторных систем;
ПК – 7: З.3;
знать
закономерности и принципы нейропсихологического анализа психической деятельности в детском возрасте
ПК – 7: У.3
уметь анализировать мозговые механизмы речевой патологии
ПК – 7: В.2
владеть
навыками нейропсихологического анализа речевой патологии
Раздел II Содержание раздела Кол-во часов: 2 часа План: 1. Основные принципы нейропсихологической диагностики. 2. Нейропсихологический анализ особенностей психической сферы лиц с ОВЗ. Список литературы: [1, 3, 4, 7, 11, 13, 17, 20, 22, 23] | Тема 2.1 Основы нейропсихологической диагностики лиц с ОВЗ. Кол-во часов: 2 часа Изучаемые вопросы: 1. Методика (цель, задачи, направления, анализ результатов) нейропсихологического обследования двигательных функций. 2. Методика нейропсихологического обследования зрительного гнозиса. 3. Методика нейропсихологического обследования пространственных представлений. 4. Методика нейропсихологического обследования слухового гнозиса, 5. Методы нейропсихологического обследования речевых функций. Список литературы: [1, 3, 4, 6, 7, 11, 13, 17, 20, 22, 23] | |||||
|
Кол-во часов: 6 часов Изучаемые вопросы: 1. Понятия нейропсихологическая коррекция и восстановительное обучение. 2. Основные принципы восстановительного обучения. 3. Нейропсихологическая направленность формирования ВПФ у детей с ОВЗ. 4. Метод замещающего отнтогенеза 5. Методы формирования активной произвольной деятельности. 6. Методы формирования познавательных процессов 7. Методы формирования двигательной сферы Список литературы: [1, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 18, 19, 20]
| |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||
Тема II.1 Основы нейропсихологической диагностики лиц с ОВЗ (10 часов) 1. Составление схемы по теме «Направления нейропсихологического обследования лиц с ОВЗ». Баллов 1. Решение практической задачи Баллов Тема 2.2 О собенности нейропсихологической коррекции лиц с ОВЗ (16 часов) 1. Заполенение таблицы по теме «Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития»
8 баллов 1. Составление таблицы «Принципы восстановительного обучения»
Баллов 2. Контрольная работа по разделу 2 Баллов | 1. Обзор материалов сайтов по проблеме «Методы нейропсихологического обследования ВПФ» (не менее 5 источников). 10 баллов 2. Составление таблицы по теме «Основные принципы коррекционного обучения». 5 баллов 3. Реферат на тему «Методы нейропсихологического обследования пространственных представлений». 10 баллов 4. Мультимедийная презентация «Основные принципы нейропсихологической диагностики». 5 баллов 5. Составление схемы по теме «Нейропсихологическое изучение памяти и внимания» 5 баллов 6. Составление схемы по теме «Нейропсихологическое изучения движения» 5 баллов 7. Реферат по теме «Уровни построения движения (Н.А. Бернштейн)» 10 баллов 8. Составление схемы по теме «Психологическое строение мыслительной деятельности» 5 баллов 9. Составление таблицы по теме «Сравнительный анализ коррекционного и восстановительного обучения» 8 баллов 10. Схема «Основные направления нейропсихологической коррекции при разных формах речевой патологии». 5 баллов | |||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | |||||
ПК – 5: З.2; ─ современные подходы к изучению закономерностей организации произвольных движений и действий, а также регуляции психической деятельности в целом; ПК – 7: З.4 З.4 знать основные направления комплексной лечебно-реабилитационной работе по преодолению нарушений речевой и других ВПФ. | 1. Составление таблицы по теме «Основные принципы коррекционного обучения».
2. Мультимедийная презентация «Основные принципы нейропсихологической диагностики». 3. Аннотирование литературы по теме «Нейропсихологический подход к коррекции алалии» 4. Контрольная работа по разделу 1
| |||||
ПК – 5: У.1 У.1 уметь использовать методы нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса; ПК – 7: У.2 уметь определять специальные методы и приемы развития высших психических функций; | 1. Контрольная работа по разделу 1 5. Составление схемы по теме «Содержание нейропсихологического обследования лиц с нарушениями речи». 6. Решение практической задачи 7. Реферат «Нейропсихологический подход к коррекции заикания». | |||||
ПК – 5: В.1; В.1 владеть навыками нейропсихологического исследования при нарушениях высших психических функций ПК – 7: В.3 В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления детей с речевой патологией. | 1. Схема «Основные направления нейропсихологической коррекции при разных формах речевой патологии». 2. Решение практической задачи. 3. Обзор сайтов по проблеме «Методы нейропсихологического обследования двигательных функций». 4. Реферат на тему «Методы нейропсихологического обследования пространственных представлений». 5. Контрольная работа по разделу 1
| |||||
Максимальное количество баллов по дисциплине 60 баллов (55 баллов – самостоятельная работа и 5 баллов – выступление на семинарском занятии).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии./ Т.Г. Визель. – М.: АСТ, Транзиткнига., 2006.
2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии./А.Р. Лурия. – М.:,2002
3. Хомская Е.Д. Нейропсихология : 4-е изд. / Е. Д. Хомская, Спб.: Питер 2008.
4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для вузов./ А.В. Семенович. – М.:Академия,2002.
Дополнительная литература
5. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста /Ж.М. Глозман: учеб. Пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 272с.
6. Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с тяжелыми дефектами речи./З.А. Репина - Челябинск: Репринт, 1997.
7. Селивёрстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда./В.И. Селиверстов.– М.: 2004.
8. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. /Л.С. Цветкова.-М.:Воронеж:МОДЭК;МПСИ,2000.-304с.
9. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): X 91 Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
10. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия./Л.С. Цветкова. – М.: 2001.
3.2 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
11. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. .пособие /Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: Воронеж:МПСИ;Модэк,2001.-272с
12. Безруких М. М. Проблемные дети. /М.М. Безруких. — М.: 2000.
13. Вассерман Л.И., Методы нейропсихологической диагностики. /Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон. – СПб.: 1997.
14. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация./ Э. Голдберг. – М.: 2003.
15. Голод В.И., Функциональная асимметрия полушарий: норма и патология //Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития. / Р.И. Мачинская, Н.М. Фишман. – М.: Наука, 1992. – С. 6 – 39.
16. Доброхотова Т.А., Левши. / Т.А. Доброхотова , Н.Н. Брагина. – М.: 1994.
17. Жаворонкова Л.А. Правши-левши./Л.А. Жаворонкова. – М.: Наука, 2006.
19. Корсакова Н. К., Клиническая нейропсихология. / Н. К. Корсакова, Л.И. Московичюте. М: МГУ, 1988 Лурия А. Р., Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе./ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. — М.:, 1997.
20. Пылаева Н.М., Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет; Методическое пособие и дидактический материал. / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина.— М.: 1997.
21. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. /Э.Г. Симерницкая.— М.: 1985.
22. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении // Нервно-психические и речевые нарушения./Е.Ф. Соботович. – Л.: 1982.
23. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Е.Д. Хомской. М:, 2004.
3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
24. www.http://rss.ikprao.ru/sitemap.html - Портал Института коррекционной педагогики РАО
25. www.nlr.ru/ – Российская национальная библиотека.
26. www.nns.ru/ – Национальная электронная библиотека.
27. www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.
28. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
Направление: 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: магистратура
Магистерская программа: Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Челябинск
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 6
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8
3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………….14
4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15
5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 22
6 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 24
7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 25
8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 25
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Данная учебная дисциплина относится к Б1.В.ОД.9 ОПОП, содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ магистратуры.
Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование» программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Дисциплина «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» имеет общий объём 2 з.е. (72 часа), из них аудиторная работа (16 часов: 4 часа лекционных занятий и 12 часов практических занятий) и самостоятельная работа студентов (52 часа).
При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Промежуточный контроль осуществляется в форме зачёта во втором семестре. На подготовку и сдачу экзамена отводится 4 часа.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
В курсе «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» рассматриваются теоретические и практические вопросы коррекции высших психических функций детям с речевой патологией.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», «Специальная педагогика», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Основы нейропсихологии».
При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области основ медицинских знаний, анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, специальной психологии, нейропсихологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах функционирования высших психических функций, обеспечивающих речевую деятельность определять симптомокомплекс основных речевых нарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, с интерне-источниками, аннотирования и реферирования научной литературы, составления мультимедийных презентаций.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование», программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». В данной дисциплине предусмотрено изучение студентами теоретических основ нейропсихологических основ недоразвития речи, методологии нейропсихологического обследования и коррекции речевых нарушений.
Принципы системного подхода при изучении особенности высших психических функций детей, их психологическая структура, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы нарушений развития психической деятельности рассматриваются в курсе «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с недоразвитием речи», который является основой для изучения дисциплин: «Современные проблемы дефектологии как науки», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Проектирование коррекционных технологий», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения научной и педагогической практики.
1.4. Цели дисциплины:
Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний и представлений о роли нейропсихологии развития как отрасли психологической науки, ориентированной на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
При изучении данной учебной дисциплины студенты должны усвоить современные аспекты изучения проблемы мозговых механизмов деятельности в норме и патологии; особенности патологии психологического развития с позиций нарушения высших психических функций; определять направления нейропсихологической диагностики и коррекции с учётом структуры дефекта
Содержание курса по выбору включает два раздела.
В первом разделе изучаются теоретические вопросы нейропсихологических основ изучения высших психических процессов.
Во втором разделе рассматриваются вопросы организации и содержания комплексной нейропсихологической диагностики и коррекции.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
1. | ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного | З.1 знать принципы мозговой организации основных анализаторных систем; ─ З.2 современные подходы к изучению закономерностей организации произвольных движений и действий, а также регуляции психической деятельности в целом | У.1 уметь использовать методы нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса; | В.1 владеть навыками нейропсихологического исследования при нарушениях высших психических функций |
2. | ПК-7 готов к консультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого-педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности | З.3 знать закономерности и принципы нейропсихологического анализа психической деятельности в детском возрасте З.4 знать основные направления комплексной лечебно-реабилитационной работе по преодолению нарушений речевой и других ВПФ | У.2 уметь определять специальные методы и приемы развития высших психических функций; У.3 уметь анализировать мозговые механизмы патологии развития | В.2 владеть навыками нейропсихологического анализа речевой патологии; В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления детей с патологией развития. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Раздел I Теоретические основы нейропсихологии | |||||
1.1. | Нейропсихологическое основы изучения ВПФ | 2 | 0 | 0 | 8 | 10 |
1.2. | Локальные системы мозга и их функциональный анализ | 0 | 0 | 0 | 10 | 10 |
1.3. | Психические процессы и их мозговая организация | 0 | 0 | 4 | 8 | 12 |
ИТОГО | 2 | 0 | 4 | 26 | 32 | |
2 | Раздел II. Комплексная нейропсихологическая диагностика и коррекция | |||||
2.1. | Основы нейропсихологической диагностики лиц с ОВЗ | 2 | 0 | 2 | 10 | 14 |
2.2 | Особенности нейропсихологической коррекции лиц с ОВЗ | 0 | 6 | 16 | 22 | |
ИТОГО | 2 | 0 | 8 | 26 | 36 | |
ВСЕГО: | 4 | 0 | 12 | 52 | 68 | |
Промежуточный контроль: зачёт | 4 | |||||
Итого | 72 |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1
Теоретические основы нейропсихологии (32 часов)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
ПК – 5: З.1;
ПК – 7: З.3; У.3; В.2
Содержание раздела
Дата: 2019-11-01, просмотров: 284.