.(36 часов)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
Содержание раздела
Тема 2.1. Основы нейропсихологической диагностики лиц с ОВЗ
Основные принципы нейропсихологической диагностики. Схема нейропсихологического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Методика (цель, задачи, направления, анализ результатов) нейропсихологического обследования двигательных функций. Методика нейропсихологического обследования зрительного гнозиса. Методика нейропсихологического обследования пространственных представлений. Методика нейропсихологического обследования слухового гнозиса. Методы нейропсихологического обследования речевых функций.
Тема 2.2. Особенности нейропсихологической коррекции лиц с ОВЗ
Понятия нейропсихологическая коррекция и восстановительное обучение. Основные принципы восстановительного обучения. Нейропсихологическая направленность формирования ВПФ у детей с ОВЗ. Метод замещающего отнтогенеза. Методы формирования активной произвольной деятельности. Методы формирования познавательных процессов. Методы формирования двигательной сферы.
План лекций
План семинарских занятий
Тема 2.1 Основы нейропсихологической диагностики лиц с ОВЗ.
Кол-во часов: 2 часа
План:
1. Основные принципы нейропсихологической диагностики.
2. Нейропсихологический анализ особенностей психической сферы лиц с ОВЗ.
Список литературы:
[1, 3, 4, 7, 11, 13, 17, 20, 22, 23]
Тема 2.1 Основы нейропсихологической диагностики лиц с ОВЗ.
Кол-во часов: 2 часа
Изучаемые вопросы:
1. Методика (цель, задачи, направления, анализ результатов) нейропсихологического обследования двигательных функций.
2. Методика нейропсихологического обследования зрительного гнозиса.
3. Методика нейропсихологического обследования пространственных представлений.
4. Методика нейропсихологического обследования слухового гнозиса,
5. Методы нейропсихологического обследования речевых функций.
Список литературы:
[1, 3, 4, 6, 7, 11, 13, 17, 20, 22, 23]
Тема II.2 Особенности нейропсихологической коррекции лиц с ОВЗ
Кол-во часов: 6 часов
Изучаемые вопросы:
1. Понятия нейропсихологическая коррекция и восстановительное обучение.
2. Основные принципы восстановительного обучения.
3. Нейропсихологическая направленность формирования ВПФ у детей с ОВЗ.
4. Метод замещающего отнтогенеза
5. Методы формирования активной произвольной деятельности.
6. Методы формирования познавательных процессов
7. Методы формирования двигательной сферы
Список литературы:
[1, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 18, 19, 20]
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Тема II.1 Основы нейропсихологической диагностики лиц с ОВЗ (10 часов)
1. Составление схемы по теме «Направления нейропсихологического обследования лиц с ОВЗ».
Баллов
1. Решение практической задачи
Баллов
Тема 2.2 О собенности нейропсихологической коррекции лиц с ОВЗ (16 часов)
1. Заполенение таблицы по теме «Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития»
№ | Наименование синдрома | Основные симптомы |
8 баллов
1. Составление таблицы «Принципы восстановительного обучения»
Баллов
2. Контрольная работа по разделу 2
Баллов
Паспорт оценочных средств по разделу
наименование оценочного средства
1. Составление таблицы по теме «Основные принципы коррекционного обучения».
2. Мультимедийная презентация «Основные принципы нейропсихологической диагностики».
3. Аннотирование литературы по теме «Нейропсихологический подход к коррекции алалии»
4. Контрольная работа по разделу 1
1. Контрольная работа по разделу 1
5. Составление схемы по теме «Содержание нейропсихологического обследования лиц с нарушениями речи».
6. Решение практической задачи
7. Реферат «Нейропсихологический подход к коррекции заикания».
1. Схема «Основные направления нейропсихологической коррекции при разных формах речевой патологии».
2. Решение практической задачи.
3. Обзор сайтов по проблеме «Методы нейропсихологического обследования двигательных функций».
4. Реферат на тему «Методы нейропсихологического обследования пространственных представлений».
5. Контрольная работа по разделу 1
Максимальное количество баллов по дисциплине 60 баллов (55 баллов – самостоятельная работа и 5 баллов – выступление на семинарском занятии).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии./ Т.Г. Визель. – М.: АСТ, Транзиткнига., 2006.
2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии./А.Р. Лурия. – М.:,2002
3. Хомская Е.Д. Нейропсихология : 4-е изд. / Е. Д. Хомская, Спб.: Питер 2008.
4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для вузов./ А.В. Семенович. – М.:Академия,2002.
Дополнительная литература
5. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста /Ж.М. Глозман: учеб. Пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 272с.
6. Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с тяжелыми дефектами речи./З.А. Репина - Челябинск: Репринт, 1997.
7. Селивёрстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда./В.И. Селиверстов.– М.: 2004.
8. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. /Л.С. Цветкова.-М.:Воронеж:МОДЭК;МПСИ,2000.-304с.
9. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): X 91 Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
10. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия./Л.С. Цветкова. – М.: 2001.
3.2 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
11. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. .пособие /Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: Воронеж:МПСИ;Модэк,2001.-272с
12. Безруких М. М. Проблемные дети. /М.М. Безруких. — М.: 2000.
13. Вассерман Л.И., Методы нейропсихологической диагностики. /Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон. – СПб.: 1997.
14. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация./ Э. Голдберг. – М.: 2003.
15. Голод В.И., Функциональная асимметрия полушарий: норма и патология //Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития. / Р.И. Мачинская, Н.М. Фишман. – М.: Наука, 1992. – С. 6 – 39.
16. Доброхотова Т.А., Левши. / Т.А. Доброхотова , Н.Н. Брагина. – М.: 1994.
17. Жаворонкова Л.А. Правши-левши./Л.А. Жаворонкова. – М.: Наука, 2006.
19. Корсакова Н. К., Клиническая нейропсихология. / Н. К. Корсакова, Л.И. Московичюте. М: МГУ, 1988 Лурия А. Р., Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе./ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. — М.:, 1997.
20. Пылаева Н.М., Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет; Методическое пособие и дидактический материал. / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина.— М.: 1997.
21. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. /Э.Г. Симерницкая.— М.: 1985.
22. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении // Нервно-психические и речевые нарушения./Е.Ф. Соботович. – Л.: 1982.
23. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Е.Д. Хомской. М:, 2004.
3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
24. www.http://rss.ikprao.ru/sitemap.html - Портал Института коррекционной педагогики РАО
25. www.nlr.ru/ – Российская национальная библиотека.
26. www.nns.ru/ – Национальная электронная библиотека.
27. www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.
28. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 6
Дата: 2019-11-01, просмотров: 252.