В этой библейской притче рассказывается о том, как на одного человека, направлявшегося из Иерусалима в Иерихон, напали разбойники. Они ограбили, избили его и бросили умирать на дороге. Проходивший мимо священник, вместо того чтобы помочь бедняге, притворился, что не заметил его. Затем мимо проходил левит, который только взглянул на умирающего и тоже прошел мимо. За ним шел самаритянин, и, хотя самаритяне и иудеи враждовали, он перевязал бедняге раны, отвез его в гостиницу и ухаживал за раненым, а на следующее утро заплатил содержателю гостиницы за то, чтобы он позаботился о бедняге, пообещав в случае необходимости возместить все расходы.
Считается, что священник и левит не помогли раненому потому, что были слишком заняты своими религиозными мыслями, поэтому рассеянны. Дарли и Батсон выдвинули три гипотезы и решили их проверить. Исследователи захотели узнать:
1. Действительно ли религиозные люди меньше склонны помогать нуждающимся, чем те, чьи мысли не заняты теологическими вопросами?
2. Действительно ли люди, которые торопятся, с меньшей вероятностью станут кому-то помогать?
3. Правда ли, что люди, ищущие смысл жизни в религии и приобретающие духовные знания, скорее помогут другому человеку, чем те, кто обращается к религии ради личной выгоды?
Эксперимент «Добрый самаритянин»
В эксперименте приняли участие студенты богословской семинарии. Сначала они ответили на вопросы об их религиозной принадлежности и убеждениях; на основе этого вопросника исследователи оценивали свои предположения. Затем начался эксперимент.
Студентам поручили провести краткую беседу на тему библейского предания о добром самаритянине, после чего они должны были перейти в другой корпус университета. На дороге между двумя университетскими зданиями сидел, скорчившись, актер, изображавший человека, явно нуждающегося в помощи. Окажут ли семинаристы ему помощь?
Чтобы узнать, действительно ли спешка влияет на поведение, одним студентам говорили, что им пора торопиться, потому что для перехода в другой корпус осталось всего несколько минут. Другим было объявлено, что торопиться не нужно.
Чтобы протестировать образ мышления испытуемых, одних студентов проинструктировали, что они обсудят с аудиторией притчу о добром самаритянине, а другим сказали, что они будут говорить о процедуре проведения семинаров.
Для оценки поведения испытуемых психологи разработали шкалу из шести пунктов: 1 – студент даже не заметил раненого, 6 – студент остановился и оставался с нуждавшимся в помощи человеком до тех пор, пока не прибыла помощь.
Результаты эксперимента
Эксперимент Дарли и Батсона показал, что спешка действительно была определяющим фактором в том, останавливались ли испытуемые у нуждающегося в помощи человека или проходили мимо. Из тех, кому не нужно было спешить, к бедняге подошли 63 процента студентов; а среди тех, кто торопился, – всего 10 процентов.
Среди тех, кому предстояло прочесть во втором здании доклад о добром самаритянине, нашлось почти в два раза больше готовых остановиться и помочь нуждающемуся, чем среди тех, кому поручили читать лекцию о процедурах ведения семинаров. Следовательно, мысли, которыми занят ум человека, действительно влияют на готовность помогать ближнему. Однако этот фактор не настолько силен, как спешка, так как большинство студентов, которые торопились выступить с докладом о добром самаритянине, все же прошли мимо.
И наконец, как показало исследование, сугубо практическое или духовное отношение к религии, судя по всему, особой роли не играет.
Следует отметить, что некоторые студенты из числа не оказавших помощи нуждающемуся испытывали тревогу и чувство вины, что, очевидно, указывает на то, что они поступили так из-за спешки, а не потому, что в целом были черствыми и злыми людьми. Иными словами, благодаря эксперименту под названием «Добрый самаритянин» психологи весьма успешно продемонстрировали, что люди не оказали помощь ближнему исключительно потому, что были слишком заняты своими мыслями, и что поглощенность мыслями может приводить к поистине шокирующим последствиям.
Расстройства личности
Когда что-то идет не так
Личностные расстройства (или психопатии) – это устойчивые паттерны поведения, не согласующиеся с общественными и культурными нормами. Эти негибкие и безусловные модели проявляются в подростковый период либо на этапе раннего взросления и могут привести к серьезным проблемам в социализации.
Ученые до сих пор не знают, что становится причиной личностных расстройств. Некоторые объясняют их генетикой, другие видят корни этих заболеваний в раннем травматическом детском опыте, который не позволил развиться нормальному представлению о себе и окружающем мире и адаптабельному поведению.
Диагностика личностных расстройств
Современные психологи диагностируют личностные расстройства с помощью Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders – DSM-IV)[20]. Для постановки диагноза патологические черты характера и поведение должны соответствовать следующим признакам:
• влиять на разные стороны жизни человека, включая межличностные отношения и социальную адаптацию;
• проявляться однотипно, постоянно и неизменно;
• выражаться во всех сферах проявления личности: когнитивной и эмоционально-волевой сфере, способности контролировать свои влечения и потребности, в межличностных взаимоотношениях;
• зарождаться в период взросления или на этапе ранней взрослости;
• не изменяться на протяжении долгого времени;
• не являться следствием других патологий и психических заболеваний, например наркомании.
Типы личностных расстройств
Психологи различают десять типов расстройств личности, которые по схожести характеристик объединяются в три кластера.
Кластер А
Личностные расстройства такого типа представлены эксцентричным и странным поведением. К данной группе относятся:
1. Параноидное расстройство личности характеризуется симптомами, сходными с симптомами шизофрении: перманентная подозрительность и недоверие к другим людям; ощущение, что тебя эксплуатируют или обманывают; стремление искать скрытый смысл в обычных разговорах и жестах; ощущение, что любимые, родственники и друзья не достойны доверия и готовы на измену и предательство; всплески ярости из-за ощущения себя обманутым. Такие люди обычно серьезны, замкнуты и молчаливы. Параноидным расстройством личности страдает около 2 процентов взрослых американцев
2. Шизоидное расстройство личности – довольно редкий тип личностных расстройств. У мужчин оно встречается чаще, чем у женщин. К симптомам шизоидного расстройства относят: слабое стремление к близким взаимоотношениям с другими людьми (либо полное их отсутствие); редкое участие в развлечениях и других приятных видах деятельности; замкнутость и равнодушие к неприятию, критике, признанию и похвале. Такие люди обычно кажутся равнодушными, отстраненными и замкнутыми.
3. Шизотипическое расстройство личности. Данным типом личностных расстройств страдает 3 процента взрослого населения США. К его симптомам относят: эксцентрические взгляды, поведение и мысли, трудности во взаимоотношениях с окружающими; острую форму социальной фобии, не ослабевающую ни при каких обстоятельствах; веру в свою способность читать мысли и предсказывать будущее, неадекватные реакции, игнорирование других людей и разговоры с собой. Такие люди больше других склонны к серьезным психическим заболеваниям и депрессии.
Кластер Б
Люди с этими типами личностных расстройств склонны к неустойчивому, сумасбродному или демонстративному поведению. К этой группе относятся:
1. Асоциальное расстройство личности чаше наблюдается у мужчин (3 процента взрослых американцев), чем у женщин (1 процент). Симптомы этого заболевания включают: абсолютное пренебрежение безопасностью (как собственной, так и других людей); вероломство; импульсивность; крайнюю агрессивность и раздражительность (и постоянное ввязывание в драки); апатичность по отношению к окружающим и неспособность соответствовать требованиям общества. Очень часто асоциальные личности имеют проблемы с законом.
2. Пограничное расстройство личности. Данным расстройством личности страдает около 1–2 процентов взрослых американцев; чаще оно встречается у мужчин, чем у женщин. К симптомам пограничного расстройства личности относят: сильные приступы депрессии, тревожности и раздражения, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней; импульсивность, саморазрушительное поведение (наркомания или нарушение пищевого поведения как способ манипулирования другими людьми), а также неумение создать стабильные межличностные отношения из-за низкой самооценки и плохого понимания себя и либо идеализации, либо недооценки другого человека, с которым больного связывают личные отношения.
3. Истерическое расстройство личности чаще встречается у женщин; им страдают 2–3 процента взрослых американцев. Его симптомы таковы: постоянная потребность быть в центре внимания; неадекватное поведение провокативного и сексуального характера; слабые, но изменчивые эмоции; чрезмерная подверженность влиянию других людей; оценка отношений с окружающими как более близких, нежели они есть на самом деле; выражение мыслей без описания реальных деталей, в театральном, излишне драматическом стиле.
4. Нарциссическое расстройство личности встречается менее чем у 1 процента взрослого населения США. К симптомам данной патологии относят: явно завышенное преставление о собственной значимости и постоянные фантазии о собственной власти и успехе; веру в собственную уникальность и желание общаться только с людьми «своего» статуса, убежденность больного в том, что только они способны его понять, что он заслуживает особого отношения; зависть, а также убежденность в том, что все ему завидуют; использование других людей в собственных интересах; апатичное отношение к окружающим и постоянное стремление к похвале, признанию и вниманию.
Кластер В
В основе личностных расстройств этого кластера лежат страх и тревога.
1. Расстройством типа уклоняющейся личности страдает около 1 процента взрослого населения США. Такие больные склонны к тревожным неврозам, скажем социофобии или агорафобии. Перечислим симптомы этого расстройства личности: комплекс неполноценности; чрезмерная застенчивость и чувствительность к любому неприятию и критике; избегание социальных взаимодействий (например, на работе или школе); низкая самооценка; стремление к сближению с людьми, сопровождающееся беспокойством и тревогой при завязывании взаимоотношений с любым, кто не входит в круг ближайших родственников.
2. Расстройство по типу зависимой личности встречается примерно у 2,5 процентов взрослых американцев. У таких больных часто наблюдаются симптомы пограничного, истерического и уклоняющегося расстройств, например: повышенная чувствительность к любому типу неприятия и критики; неуверенность в себе и низкая самооценка; чувство оставленности (страх быть брошенным); пассивность во взаимоотношениях с окружающими; неспособность принимать самостоятельные решения и избегание любой ответственности.
3. Обсессивно-компульсивным расстройством личности страдает около 1 процента взрослого населения США; среди мужчин оно встречается в два раза чаще, чем среди женщин. Такие личности склонны к развитию психических заболеваний на почве стресса и повышенной тревожности. Перечислим основные симптомы: ощущение беспомощности в ситуациях, которые нельзя полностью контролировать; одержимость порядком, контролем, правилами, списками; перфекционизм; неспособность избавляться от вещей, даже если они совершено не дороги; стремление к идеалу, мешающее достигать поставленных целей; отношение к выполняемой работе как к самому важному в жизни; абсолютное отсутствие гибкости и неприятие перемен. Такие люди часто упрямы, несгибаемы и скаредны. Они считают, что деньги надо экономить и копить на черный день, а не тратить на себя или других. Следует отметить, что хотя обсессивно-компульсивное расстройство личности во многом напоминает обсессивно-компульсивное тревожное расстройство, они считаются совершенно разными заболеваниями.
Личность человека в огромной мере определяет его жизненный опыт, и если в повседневной жизни он ведет себя и взаимодействует с другими людьми не в соответствии с нормами его культурного окружения, это наверняка очень сильно скажется на всей его жизни. Классификация личностных расстройств позволяет психологам лучше разобраться в их причинах и эффективнее проводить терапию.
Диссоциативные расстройства
Не прощайте вмешательство
Диссоциативные расстройства – это нарушения психики, характеризующиеся изменением или нарушением ряда психических функций, таких как восприятие, сознание, чувство собственной идентичности. Если эти функции, отделившись от потока сознания, становятся автономными, можно говорить о диссоциативном расстройстве. Подобные нарушения бывают нескольких разных типов, но все их объединяет ряд общих особенностей.
По мнению психологов, все эти расстройства возникают после пережитой психологической травмы, в результате которой включается механизм психологической адаптации, поскольку ситуация или опыт слишком труден и травматичен, чтобы воспринять его на сознательном уровне и внедрить в сознание. Зачастую диссоциативные расстройства (либо их симптомы) сопутствуют другим специфическим психическим заболеваниям, например паническим, обсессивно-компульсивным расстройствам и расстройствам, вызванным посттравматическим стрессом.
Различают следующие четыре типа диссоциативных расстройств:
1. Диссоциативная амнезия. При таком типе расстройства мозг блокирует важную информацию, которой, как правило, сопровождается любое стрессовое или травматическое событие. Диссоциативная амнезия, в свою очередь, подразделяется на четыре разновидности:
• Локализованная амнезия характеризуется полным выпадением из памяти отдельных событий, обычно травматических. Это расстройство обычно продолжается в течение некоторого времени, но проходит достаточно быстро. Например, попавший в автокатастрофу человек на протяжении трех последующих дней ничего не помнит о происшествии, а потом постепенно его память восстанавливается.
• При избирательной амнезии человек помнит только некоторые фрагменты произошедшего события. Например, на него было совершено нападение, а он помнит лишь детали происшествия.
• При генерализованной амнезии человек не может вспомнить события, произошедшие в течение ограниченного периода в прошлом, а также события до этого периода. Такое расстройство встречается крайне редко.
• Системная амнезия – утрата памяти об определенных умственных и двигательных навыках и, соответственно, их потеря.
Избирательная, генерализованная и системная амнезия нередко сопутствуют более серьезным и сложным типам диссоциативного расстройства, например диссоциативному расстройству идентификации.
2. Диссоциативная фуга – чрезвычайно редкий тип диссоциативного расстройства, при котором больной внезапно, никого не предупредив, оставляет привычную среду и уезжает в незнакомую местность, где забывает о том, кто он такой, и может даже вообразить себя новой личностью. Такие «уходы» могут продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев. Случалось, что люди, страдающие диссоциативной фугой, удалялись от дома на много тысяч километров. В таком состоянии у человека наблюдаются симптомы амнезии: он не может объяснить, почему ушел из дома, и он с большим трудом вспоминает свое прошлое.
3. Диссоциативное расстройство идентичности (расщепление, раздвоение личности) – лучше всего изученный тип диссоциативного расстройства. При таком расстройстве в человеке «живет» не одна, а множество разных личностей и идентичностей. Контроль над поведением человека поочередно осуществляют как минимум две личности, одновременно живущие в его сознании. Половина страдающих диссоциативным расстройством личности людей имеют менее одиннадцати разных индивидуальностей, но встречаются случаи, когда их число переваливает за сотню. Все диссоциированные субличности имеют уникальную идентичность, представление о себе, прошлое и имя. При переходе человека в одну из своих «других» личностей (их еще называют «альтер эго», или «другое “я”») у него возникают серьезные провалы в памяти. Переключение с одной субличности на другую происходит порой за считанные секунды, и каждое «другое “Я”» имеет свой возраст, национальность, пол, сексуальную ориентацию и даже разные жесты и позы, отличающиеся от соответствующих качеств человека. Расщепление личности обычно бывает следствием стрессовых событий. У людей, страдающих диссоциативным расстройством идентичности, часто есть и другие проблемы с психикой, например пограничное расстройство личности, депрессия, нарушение пищевого режима, наркотическая зависимость и прочее. Такая «взрывоопасная» комбинация часто приводит к склонности к насилию, суицидальным тенденциям и членовредительству.
4. При деперсонализационном расстройстве человек испытывает ощущение отчужденности, разъединенности со своим «Я» или собственным телом. Тело кажется ему нереальным. Симптомы деперсонализации варьируются, но чаще всего больные жалуются на то, что будто их тело растворяется в воздухе либо видоизменяется; больной как будто наблюдает за своей жизнью со стороны. Иногда ему кажется, что он парит под потолком и смотрит сверху на самого себя, или он чувствует себя машиной или роботом. Для большинства людей, страдающих этим расстройством, характерны безэмоциональность и эмоциональный ступор.
Следует отметить, что возникающее иногда у человека чувство деперсонализации еще не означает, что он страдает психическим расстройством. Это нередко говорит о других психических патологиях, в том числе о паническом расстройстве, остром стрессе или посттравматическом синдроме либо о пограничном расстройстве личности, особенно если деперсонализация возникает только в тех случаях, когда человек переживает паническую атаку или находится в состоянии стресса.
Впрочем, встречается эффект деперсонализации и у абсолютно здоровых людей, например: при лишении сна или переживании эмоционально драматических событий, при использовании некоторых анестезирующих средств и в определенных экспериментальных условиях, скажем в состоянии невесомости.
Поскольку деперсонализация встречается довольно часто, это расстройство диагностируется только в тех случаях, когда его симптомы негативно сказываются на обычной жизни человека.
Эксперимент Розенхана
Как отличить психически здоровых людей от больных?
В 1973 году профессор Стэнфордского университета Дэвид Розенхан, усомнившись в самой возможности правильной постановки психиатрического диагноза, разработал и провел любопытный эксперимент. Ученый решил проверить, способны ли психиатры точно и достоверно отличить психически здорового человека от больного. По идее, если врачи не способны это сделать – значит, стоит задуматься, можно ли вообще диагностировать отклонение от нормы. Эксперимент Розенхана состоял из двух этапов.
Эксперимент с привлечением псевдопациентов
В этом эксперименте принимали участие восемь человек: три психолога, психиатр, педиатр, домохозяйка, художник и аспирант факультета психологии; пятеро мужчин и три женщины.
Психически здоровые люди должны были попасть в двенадцать психиатрических клиник, расположенных в пяти разных штатах США. Чтобы собрать как можно более обобщающие данные, выбирались разные лечебные учреждения: новые и старые, занимающиеся и не занимающиеся исследованиями, хорошо и плохо оснащенные, финансируемые либо частным образом, либо государством, либо университетом. Итак, псевдопациенты, как их назвал сам исследователь, записались на прием в разные больницы. На приеме все они жаловались на наличие непродолжительных слуховых галлюцинаций: они якобы слышали в голове голоса незнакомых людей одного с ними пола. В результате все псевдопациенты были успешно госпитализированы, после чего, уже находясь в клинике, стали вести себя совершенно адекватно и заявили об исчезновении галлюцинаций и прочих симптомов психического нездоровья. Они общались с персоналом и другими пациентами и вообще вели себя как в обычной жизни, а на вопросы о самочувствии отвечали, что абсолютно здоровы. Псевдопациентам была дана инструкция – убедить больничный персонал выписать их, заставить врачей и медсестер поверить в то, что они психически здоровы (ни словом не упоминая об эксперименте). Кроме того, во время пребывания в психиатрической клинике псевдопациенты вели дневники, куда записывали свои наблюдения и опыт. А еще для сравнения результатов Розенхан попросил одного из студентов задать ряд вопросов персоналу медицинского центра Стэнфордского университета. Затем ответы на эти вопросы (причем люди, которые на них отвечали, видели, что их слова записывают) сравнивались с ответами, полученными псевдопациентами от сотрудников больниц, где они «лечились».
Результаты эксперимента с псевдопациентами
Сроки пребывания псевдопациентов в психиатрических больницах варьировались от семи до пятидесяти двух дней – в среднем девятнадцать. Все участники, за исключением одного, были госпитализированы с диагнозом «шизофрения», а выписаны с диагнозом «шизофрения в стадии ремиссии». Заметьте: во всех случаях этот диагноз поставили людям, у которых не наблюдалось никаких явных симптомов шизофрении.
Любопытно, что настоящие пациенты психиатрических клиник отнеслись к участникам эксперимента с подозрением и даже утверждали, что это журналисты, проводящие расследование. Тем не менее медицинский персонал расценивал абсолютно нормальное поведение псевдопациентов как симптомы психического заболевания. В записях медсестер о трех из мнимых больных говорилось, что в их поведении прослеживается склонность к графомании (должно быть, потому, что медсестры видели, как те писали свои дневники).
В итоге Розенхан пришел к выводу, что у психически здоровых и больных людей много общего, например изменчивые настроение и эмоции. Однако стоит только человеку попасть в психиатрическую больницу, как его поступки и настроение, характерные для него и в повседневной жизни и считающиеся вполне нормальными, станут рассматриваться как патологические.
Примечательно, что абсолютно все участники эксперимента отзывались о пребывании в психиатрической больнице в высшей степени негативно. Например, они заявили, что там не соблюдаются права человека, а пациенты чувствуют себя беспомощными, к ним относятся как к вещам, а не личностям. Их ограничивают в свободе передвижения, а медперсонал относится к ним жестоко и равнодушно. В уборных часто нет дверей.
Из более двух тысяч таблеток, выданных псевдопациентам за время пребывания в лечебницах, были выпиты всего две штуки. Остальные просто смывали в унитазе, причем, как убедились участники эксперимента, так поступали и большинство других пациентов. На этом основании Розенхан пришел к выводу, что если настоящие больные действуют заодно и покрывают друг друга, медперсонал не способен за ними уследить.
Эксперимент без привлечения псевдопациентов
После завершения первого этапа исследования Розенхан отправился в клинику исследовательского центра, где знали о его эксперименте с участием псевдопациентов. Там он сообщил, что в ближайшие три месяца в их больницу попытаются попасть еще несколько симулянтов. Перед персоналом поставили задачу: оценивать всех новых пациентов по специальной десятибалльной шкале с целью выявить псевдопациентов.
За этот период были оценены сто девяносто три (истинных) новых пациента. Сорока одного счел псевдопациентами один из штатных сотрудников больницы; двадцать три человека попали в «черный список» по оценке психиатра; девятнадцать пациентов были названы симулянтами одним представителем медперсонала и одним психиатром.
По мнению Розенхана, второй этап эксперимента убедительно доказывает, что психиатры в целом не способны отличить нормального человека от психически нездорового. Если первый этап эксперимента показал, что специалисты не всегда идентифицируют психическое здоровье, то второй убедил всех в том, что они не способны правильно диагностировать заболевание. В частности, Розенхан считал, что после того, как на человеке ставится «клеймо» психически больного, все его дальнейшие действия интерпретируются с учетом этого диагноза. В результате он предложил сотрудникам психиатрических клиник и психиатрам тщательнее анализировать поведение и конкретные проблемы пациента, а не сразу ставить ему диагноз.
Оценка эксперимента Розенхана
Хотя эксперимент Розенхана открыл обществу глаза на недостатки диагностики психических заболеваний и чудовищные условия содержания пациентов в лечебных учреждениях того времени, его исследование считается неэтичным, потому что персоналу о нем не сообщали и не просили разрешения привлечь к участию в эксперименте. И все же нельзя не признать, что работа ученого изменила подход многих учреждений к уходу за психически больными людьми.
На момент проведения исследования Розенхана психологи использовали для диагностики руководство по диагностике и статистике психических расстройств DSM-II. В 1980‑х годах для исправления проблемы нечетких критериев и ненадежности диагноза было разработано исправленное руководство DSM-III. Многие критики считают, что если бы Розенхан проводил свой эксперимент после этого, результаты были бы иными. Сегодня, как уже говорилось, в психиатрии применяется четвертое издание руководства – DSM-IV.
Стили обучения по Дэвиду Колбу
Обучение на опыте
В 1984 году профессор Дэвид Колб создал модель обучения, основанную на поэтапном формировании умственных действий. Его теория включает цикл обучения, состоящий из четырех отдельных этапов, и четыре разных стиля обучения.
Колб определял обучение как процесс приобретения и накапливания абстрактных концепций, способность применять их в различных ситуациях и возникновение на основе этого нового опыта.
Цикл обучения
По теории Колба, приобретение новых знаний и навыков происходит в течение цикла, состоящего из четырех этапов:
1. Конкретный опыт – приобретение нового опыта или новая интерпретация старого.
2. Наблюдения и рефлексия – наблюдение за любым новым опытом. Следует отметить, что сам опыт и его понимание не соответствуют друг другу.
3. Формирование абстрактных понятий – выстраивание нового представления, а также модификация уже имеющейся абстрактной идеи.
4. Активное экспериментирование – применение опыта в новых условиях, экспериментальная проверка.
Стили обучения
На основе четырех этапов цикла обучения Колб выделяет четыре разных стиля обучения. По его мнению, разные люди предпочитают разные стили обучения, на выбор которых влияет множество факторов, в том числе опыт образования, особенности познавательной сферы и социальная среда. Предпочтение определенного стиля обучения представляет собой результат двух выборов.
Свою модель обучения Колб рассматривает как два континуума: полюса первого представляют конкретный опыт и формирование абстрактных понятий, а второго – рефлексивное наблюдение и активное экспериментирование. Горизонтальная ось называется континуум обработки, она отображает, каким способом мы обучаемся. Вертикальная ось называется континуум восприятия, и она показывает, как человек реагирует на обучение. По мнению ученого, человек никогда не может находиться сразу на двух концах одной и той же оси. Исходя из этого, можно выделить четыре стиля обучения, представленные на рисунке ниже.
Стили обучения по Колбу
Итак, Колб определяет четыре разных стиля обучения, используемые людьми в зависимости от того, к какому концу континуума они тяготеют: приспособление, отстранение, ассимиляция и конвергенция. Хотя в разные периоды жизни мы применяем разные стили обучения, каждый неосознанно выбирает соответствующий ему. Чтобы лучше понять, как работают эти стили, рассмотрим следующую таблицу и диаграмму, которые подробнее обсуждаются далее.
Модель стилей обучения Колба
Приспособление (КО/АП)
Этот стиль обучения базируется скорее на интуиции, чем на логике. Такие люди часто руководствуются шестым чувством; в деле получения информации полагаются на окружающих, после чего уже самостоятельно ее анализируют; предпочитают тщательно прорабатывать свои планы. Их привлекают новые ситуации и задачи.
Отстранение (КО/НР)
Люди с таким стилем обучения предпочитают наблюдать, а не делать, и решают проблемы посредством сбора информации и воображения. Поэтому они способны рассматривать ситуации с разных точек зрения и наилучшим образом проявляют в себя в условиях, когда требуется генерировать новые идеи, например во время мозгового штурма. Они, как правило, чувствительны, эмоциональны и артистичны. Им нравится работать в команде, получать отзывы о своей работе, собирать информацию; они с готовностью прислушиваются к мнению других людей.
Конвергенция (АК/АЭ)
Таких людей называют технарями; их больше привлекает решение технических задач, а не проблемы межличностного характера. Они наиболее полно реализуют свой потенциал при решении практических задач, а решение принимают путем поиска конкретных ответов на конкретные вопросы; любят экспериментировать с новыми идеями, моделировать и работать со специализированными приложениями для решения реальных задач.
Ассимиляция (АК/НР)
Здесь акцент делается на логическом подходе к абстрактным идеям и концепциям, которые этим людям кажутся важнее межличностного общения или практических приложений. Они способны понимать широкий диапазон информации и организовывать ее в четком логическом порядке, из-за чего ассимиляция более эффективна в научной среде. Таким людям также нравится всесторонне обдумывать ситуацию и исследовать разные аналитические модели.
Понимать, какой стиль обучения предпочтителен для вас и других людей, чрезвычайно важно и полезно; эти знания можно с большим успехом применять в реальном мире. Благодаря этому мы, например, можем понять, как донести информацию до окружающих наиболее эффективным способом и как улучшить собственные результаты.
Тревожные расстройства
Дело не просто в нервах
Состояние тревоги и стресса знакомо каждому человеку, но тревожные расстройства – это серьезные психические заболевания, которые крайне негативно сказываются на здоровье человека и приводят к потере трудоспособности, в результате чего больной не может вести полноценную жизнь. Различают шесть разных типов тревожных расстройств.
Панические расстройства
У человека с таким расстройством возникают панические атаки – чувство интенсивной тревоги, причем зачастую ничем не обоснованной. Перечислим симптомы панической атаки:
• Сильное потоотделение.
• Боль в груди.
• Дрожь.
• Нехватка дыхания; чувство, что задыхаешься.
• Приступообразное ощущение жары или холода.
• Учащенное сердцебиение.
• Головокружение и обмороки.
• Покалывающие ощущения.
• Желудочные колики и другие проблемы органов пищеварения, например тошнота.
• Всепоглощающий страх смерти и потери контроля.
Панические атаки, как правило, достигают своего пика в течение примерно десяти минут, но могут длиться и дольше; нередко больные испытывают мучительное ощущение тревоги в течение нескольких часов после окончания приступа.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 233.