Эвристика репрезентативности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно эвристике репрезентативности, мы склонны оценивать вероятность события или результата, выискивая в прошлом знакомое событие, с которым можно сравнить новое, и считая, что их вероятность совершенно одинакова. Самая большая ошибка эвристики репрезентативности – предположение, что сходство в одном непременно ведет к сходству и во всем остальном. Например, увидев человека в кожаной куртке с руками, покрытыми татуировками, кто-то вполне может предположить, что перед ним байкер. Этот человек считает, что парень в куртке выглядит именно так, как должен выглядеть представитель байкерского сообщества, и уверенно относит его к этой категории.

Эвристикой репрезентативности также объясняется ошибка азартного игрока – то есть ложная убежденность в том, что мы способны предсказывать случайные события или выигрышные либо проигрышные ставки, основываясь на предыдущей информации, хотя на самом деле вероятность остается неизменной. Например, если подброшенная монета несколько раз подряд приземляется вверх «решкой» и на этом основании человек предполагает, что в следующий раз выпадет «орел», он полностью игнорирует тот факт, что в любой ситуации закон «пятьдесят на пятьдесят» никто не отменял. Кроме того, именно из-за эвристики репрезентативности люди часто игнорируют реальные шансы, то есть статистическую частоту происходящего события.

Гарри Салливан
 (1892–1949)
 Интерперсональный психоанализ
 

 

Гарри Салливан родился 21 февраля 1892 года в Норидже, в штате Нью-Йорк. Салливан, сын ирландского иммигранта, рос в провинциальном городке с антикатолическими настроениями, из-за чего у него сформировалось устойчивое чувство изолированности от общества. Впоследствии, когда Гарри занялся психологией, это привело к созданию концепции социальной изоляции.

В 1917 году Салливан окончил Чикагский колледж медицины и хирургии. Ученый стал известен благодаря исследованиям в области интерперсональных (межличностных) отношений и изолированности и одиночества страдающих психическими заболеваниями, а также работой с шизофрениками; кроме того, он модифицировал теории Зигмунда Фрейда. Изначально Салливан был согласен с основными идеями психоанализа, но постепенно его подход изменился: прежде всего, ученого не устраивала концепция психосексуального развития, предложенная основателем психоаналитической теории.

В период с 1925 по 1929 год Гарри Салливан активно работал с больными шизофренией и добивался отличных результатов без применения лекарств. Он утверждал, что это заболевание в значительной мере возникает под влиянием культурных факторов и его можно вылечить. Любопытно, что все мужчины, принимавшие участие в его исследовании, были гомосексуалистами, что, судя по всему, следует отнести к тому, что психолог и сам, по словам многих его современников, большую часть жизни скрывал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. И правда, один из его пациентов со временем стал его любовником и даже переехал к нему жить, хотя Салливан называл его своим приемным сыном.

В 1933 году ученый основал Психиатрический фонд имени Уильяма Алансона Уайта, а 1936‑м – Вашингтонскую школу психиатрии. В годы Второй мировой войны он принимал активное участие в создании Всемирной федерации психического здоровья; в 1938 году основал и стал редактором журнала Psychiatry. Гарри Салливан скончался 14 января 1949 года в возрасте пятидесяти шести лет. Его работа в области интерперсонального психоанализа и разработанные им терапевтические методики и сегодня оказывают огромное влияние на мир психологии.

Интерперсональная теория
 

Хотя Гарри Салливан вел преимущественно изолированную от общества жизнь, он очень хорошо понимал, насколько важную роль играют в жизни человека межличностные отношения. Психолог считал, что личность проявляется только во взаимоотношениях между людьми. Он рассматривал ее как систему, в которой энергия существует либо в виде напряжений (потенциальных действий), либо в виде непосредственных действий (трансформаций энергии). Напряжения, в свою очередь, подразделяются на два типа: потребности и тревогу.





Базовые потребности

Базовые потребности одинаковы для всех людей, но как они выражаются, зависит от ситуации. Для их удовлетворения требуется совершить определенные действия. Динамизм обычно связан с конкретными частями тела, например ртом или гениталиями, либо с общим благополучием человека. Потребности бывают физиологические, например в пище или кислороде, и межличностные (интерперсональные), например в близости и ласке.

Тревога

Тревогу, в отличие от потребностей, нельзя снять определенными действиями. По мнению Салливана, она представляет собой главный фактор разрушения интерперсональных отношений. Если тревога и напряжение полностью отсутствуют в жизни человека, его охватывает чувство эйфории.

Динамизмы
 

Итак, Салливан называл стандартные паттерны поведения динамизмами и считал, что они связаны с напряжениями или конкретными участками тела. Ученый различал четыре вида динамизмов напряжения:

1. Близость. Близкие личные отношения двух равноправных людей уменьшают чувство одиночества и тревоги и способствуют межличностному развитию.

2. Сексуальное влечение может быть реализовано и без близких интерперсональных отношений. Этот динамизм всецело основан на удовлетворении сексуальных потребностей, причем удовлетворять потребность партнера не обязательно.

3. Озлобленность характеризуется чувством, что человек живет среди врагов, из-за чего возникают такие качества, как недоброжелательность, ненависть, жестокость или застенчивость. Этот вид динамизма обычно формируется в детстве. Злые, недоброжелательные дети испытывают трудности в близких отношениях; им трудно принимать и давать заботу и ласку.

4. Я-система – устойчивая модель поведения, обеспечивающая безопасность личности, защищающая человека от тревоги. Данный тип динамизма, как правило, подавляет любые изменения личности. Если наша я-система сталкивается с какой-либо непоследовательностью, возникает необходимость в защитных действиях (психологической защите, служащей для уменьшения интерперсональных напряжений). К таким действиям относятся диссоциации, или блокирование опыта с целью не допустить его в сознание, и селективное игнорирование, блокирование конкретных переживаний.

Персонификации
 

По теории Гарри Салливана, в процессе взаимодействия с другими людьми у человека формируются мысленные образы самих себя и других людей – персонификации. Персонификации собственного образа бывают трех типов:

1. Я-плохой – это негативные стороны нашего «я», которые являются следствием неодобрения или наказания. Если персонификация я-плохой (например, при воспоминании о поступке, поставившем его в неловкое положение) осознается, человек испытывает тревогу.

2. Я-хороший. Персонификация я-хороший связана с поощрением и одобрением, не вызывает тревоги. Этим представлением о себе охотно делятся с другими людьми; обычно человек предпочитает фокусироваться именно на этой персонификации.

3. Персонификация не-я формируется из-за очень сильной тревоги. Такое переживание часто отрицается и вытесняется в область бессознательного.

 

Гарри Салливан был согласен с Зигмундом Фрейдом в том, что детский опыт и роль матери чрезвычайно важны для развития личности человека. Однако, в отличие от Фрейда, ученый считал, что личность продолжает развиваться и в пубертатном, и даже во взрослом возрасте. По мнению Салливана, люди проходят разные стадии развития личности, которые он называл эрами, в четком порядке, определяющемся не временными рамками, а социальной средой. Перечислим их здесь:

• Младенчество (от рождения до 1 года). В этот период мать дает ребенку нежность и ласку, а ребенок узнает, что такое тревога.

• Детство (1 год – 5 лет). Мать остается главным элементом интерперсональных отношений, но теперь она лишь одна из тех, кто заботится о ребенке, хоть и самая главная фигура.

• Ювенильная эра (6–8 лет). Ребенок начинает испытывать потребность в друзьях и сверстниках, с которыми можно играть. Это начало процесса социализации; на данном этапе ребенок учится взаимодействовать, идти на компромисс и соперничать с другими детьми.

• Подростковая эра (10–12 лет) – самая важная, поскольку все ошибки, совершённые до этого, можно исправить, но ошибки этого периода в дальнейшем исправить чрезвычайно трудно. Эра характеризуется тем, что у ребенка появляется близкий или лучший друг. Если не научиться близости на этой стадии, в дальнейшей жизни у человека возникнут сложности с сексуальными партнерами.

• Юношество (13–17 лет). Эра начинается с началом пубертатного периода. Потребность в дружбе на этом этапе сосуществует с потребностью в сексуальном самовыражении, начинает развиваться интерес к противоположному полу. Если к этому моменту человек не подготовлен к близости, он может путать любовь с влечением и его сексуальные отношения будут лишены истинной близости.

• Позднее юношество (18–23 года). Эра может начаться и в шестнадцать лет, но непременно только после того, как человек становится способным испытывать к другому человеку и близость, и влечение, а длительные отношения становятся для него главной целью. Эра также характеризуется тем, что человек учится справляться с вызовами взрослой жизни.

• Взрослая жизнь (24 года и старше). В эту эру человек выбирает карьеру, обеспечивает себе финансовую безопасность, создает семью. Его видение мира становится стабильным. Если все предыдущие эры были пройдены успешно, задача налаживания взаимоотношений с окружающими и социализации не вызывает особых проблем; но если более ранние эры проходили со сложностями, у человека будут возникать интерперсональные конфликты, в результате чего его будет постоянно мучить чувство тревоги.

 

Масштабные исследования личности Гарри Салливана привели к созданию интерперсонального психоанализа – направления в психоанализе, сфокусированного на выявлении психопатии человека посредством анализа его взаимодействий с другими людьми в прошлом. Со временем теории Салливана несколько утратили свою популярность, но тем не менее они и сегодня оказывают на современную психологию большое влияние.

Магическое число семь плюс-минус два
 Объем памяти
 

 

В 1956 году когнитивный психолог Джордж Миллер опубликовал ставшую сегодня знаменитой работу под названием «Магическое число семь плюс-минус два: границы способности к обработке информации», в которой ученый высказал идею, что кратковременная память человека способна удерживать в определенный момент времени только около семи элементов информации, плюс-минус два. А чтобы запомнить большее количество информации, ее необходимо разделить на группы от пяти до девяти элементов. Например, объединив слова в предложения или предложения в истории, мы удерживаем в кратковременной памяти намного больше семи слов. Но и в этом случае человеческая память способна сохранять одновременно всего семь элементов. Скажем, человеку трудно запомнить следующую последовательность цифр, поскольку она содержит больше семи элементов:

4819762013.

Но благодаря природной способности группировать цифры в кластеры кратковременная память без особого труда запоминает последовательность. Например, мы можем объединить цифры в хорошо запоминающиеся группы, скажем, как года, и представить их в следующем виде:

4-8-1976-2013.

Запомнить десять отдельных чисел довольно трудно, а в таком виде – намного проще.

Итак, чтобы повысить объем своей кратковременной памяти, нужно организовать отдельные элементы информации в кластеры большего размера числом не больше семи.

Перекодирование информации
 

В своей статье Миллер также рассказывает о работе другого психолога – Сидни Смита, который был способен запоминать длинные последовательности из четырех двоичных единиц информации – чисел, состоящих из единиц и нулей. Например, цифру 2 он представлял как 0010. Смит понял, что шестнадцать бинарных чисел можно выразить в виде четырех десятичных, и использовал коэффициент 4:1 для расширения объема своей памяти, благодаря чему он научился запоминать не десять двоичных единиц информации, а целых сорок. К концу этого исследования ученый мог запомнить десять идущих подряд десятичных чисел и преобразовывать их в список из сорока бинарных символов.

В 1980 году психологи Андерс Эрикссон, Герберт Саймон и Билл Чейз решили расширить концепцию перекодирования. Они пригласили аспиранта, который по часу в день три раза в неделю на протяжении более полутора лет запоминал произвольные последовательности десятичных чисел. Невероятно, но к концу эксперимента объем памяти испытуемого заметно увеличился: если в начале он запоминал семь чисел, то в конце – целых семьдесят девять. Услышав последовательность из семидесяти девяти абсолютно случайных чисел, молодой человек мог безошибочно ее воспроизвести; более того, он вспоминал даже некоторые последовательности, которые заучил в предыдущие дни.

Интересно, что участнику этого опыта не предлагали какого-то конкретного метода для кодирования цифр; он полагался в этом исключительно на собственный опыт. Будучи бегуном-любителем, он запоминал цифры, кодируя их как хронометраж – число 3593 превращалось у него в 3 минуты и 59,3 секунды, – а позже использовал для кодирования возраст.

Джордж Миллер, Андерс Эрикссон, Герберт Саймон и Билл Чейз доказали, что если запоминаемая информация кодируется с применением сложных алгоритмов кодирования, человеческая память работает намного эффективнее.

Эрих Фромм
 (1900–1980)
 Фундаментальные потребности человека
 

 

Эрих Фромм был единственным ребенком в семье ортодоксальных иудеев. Он родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне. Свое детство Фромм описывал как в высшей степени традиционное и невротическое и говорил, что религиозное воспитание оказало огромное влияние на его дальнейшую деятельность в области психологии.

В начале Первой мировой войны Эрих всерьез заинтересовался проблемой группового поведения и, хотя ему было всего четырнадцать лет, начал изучать труды Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. В 1922 году Фромм защитил докторскую диссертацию в Гейдельбергском университете, где изучал философию, социологию и психологию, и стал практикующим психоаналитиком. Когда в Германии к власти пришли нацисты, Фромм уехал в США и начал преподавать в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где познакомился с психологами Карен Хорни и Абрахамом Маслоу.

Эрих Фромм считается одним из важнейших представителей психоаналитического направления в психологии XX столетия. Его научная деятельность стала огромным вкладом в развитие гуманистической психологии. Как и Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни и Эрик Эриксон, Фромм относится к группе неофрейдистов. Эти ученые соглашались со многими концепциями Фрейда, но резко критиковали некоторые аспекты его теорий и дополняли их своими собственными мыслями и выводами.

В частности, в трудах Фромма концепции Зигмунда Фрейда объединялись с идеями Карла Маркса. Описывая факторы, определяющие личность человека, Фрейд делал акцент на бессознательном и биологической природе, а Маркс подчеркивал роль общества и экономических систем. Фромм же считал, что в некоторых случаях личность определяется в основном биологическими факторами, а в других – социальными. Со временем психолог дополнил свое объяснение еще одним компонентом, который, с его точки зрения, определяет истинную природу гуманизма, – свободой. Эрих Фромм прославился своими исследованиями в области политической психологии, изучения характера и феномена любви. В 1944 году ученый переехал в Мексику, где основал Мексиканский институт психоанализа, который возглавлял до 1976 года. Скончался ученый 18 марта 1980 года от сердечного приступа в городке Муралто, в Швейцарии.









Дата: 2019-11-01, просмотров: 178.