ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов
Направления 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление
профиль подготовки – Государственная и муниципальная служба
Квалификация выпускника - бакалавр
Москва 2019
Программа разработана | д.с.н., профессор Казакова Н.Д.. |
(степень, звание, Фамилия И.О. разработчиков) |
Программа рассмотрена и принята | |
на заседании кафедры | Организационно-кадровой работы в органах государственной власти |
(название кафедры) |
Протокол заседания кафедры от «_28__» _____08_______ 2019 г. № _1__
Заведующий кафедрой | С.С. Сапожников | |
(подпись) | (И.О. Фамилия) |
Содержание
I. Формы и способы проведения преддипломной практики.. 4
II. Цель преддипломной практики.. 4
III. Задачи преддипломной практики.. 4
IY. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики.. 4
Y. Место ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ в структуре ООП бакалавриата.. 5
YI. БАЗЫ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА ОБУЧАЮЩегося.. 5
YII. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ.. 6
YIII. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВа обучающегося В ПЕРИОД ПРАКТИКИ 7
IX. объем преддипломной практики.. 8
X. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИКИ.. 8
XI. ФОРМы ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ. 9
XII. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.. 10
XIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.. 14
XIY.ПеРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ.. 16
XYI.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ.. 17
XYII. Материально-техническое обеспечение практики.. 17
I. Формы и способы проведения преддипломной практики
Преддипломная практика предусматривает самостоятельную работу обучающихся в качестве практикантов в органах государственной и муниципальной власти.
Преддипломная практика обучающихся проводится в стационарной форме.
II. Цель преддипломной практики
Преддипломная практика является составной частью учебного процесса подготовки обучающихся бакалавриата. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение обучающимся умения и навыков практической работы по присваиваемой квалификации бакалавр.
Целью преддипломной практики является закрепление, углубление и систематизация полученных в ходе теоретического обучения знаний по государственному и муниципальному управлению для решения конкретных управленческих задач, обозначенных в названии темы выпускной квалификационной работы.
III. Задачи преддипломной практики
Задачи практики состоят в следующем:
- участие в работе какого-либо подразделения базы практики;
- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления в органе власти, организации по месту прохождения практики;
- изучение и комплексный анализ всех сторон практической деятельности органа власти, организации;
- сбор необходимых материалов и документов для подготовки второго подраздела второго раздела выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой;
- повышение качества теоретической подготовки обучающихся на завершающей стадии обучения путем практического апробирования полученных ранее знаний на конкретном объекте;
- организация сбора, обработки и представления первичной информации, необходимой для написания выпускной квалификационной работы по направлению предполагаемой будущей профессиональной деятельности;
- выявление проблем (недостатков) в управлении и выбор направлений самостоятельных разработок.
YII. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра «Организационно-кадровая работа в органах государственной власти» университета. Непосредственное руководство практикой обучающихся осуществляется:
- Руководителем практики от университета.
- Руководителем практики от профильной организации.
Руководство практикой от университета возлагается на преподавателей кафедры – руководителей выпускных квалификационных работ.
Руководитель практики от университета:
1. Утверждает разработанные обучающимися индивидуальные задания и рабочий график проведения практики в соответствии с содержанием Программы практики, сроками проведения и темой ВКР (Приложения 1, 3 и 4).
2. Участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ.
3. Осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям программы.
4. Оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
5. Оценивает результаты прохождения практики.
Руководство практикой обучающихся в структурном подразделении учреждения, организации — профильной организации — возлагается на квалифицированных специалистов и руководителей подразделений профильной организации. Руководитель практики от профильной организации осуществляет повседневное организационно-методическое руководство и контроль хода практики закрепленного за ним обучающегося бакалавриата.
Руководитель практики от профильной организации:
1. Согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты (Приложение 1).
2. Обеспечивает практикантов рабочими местами.
3. Составляет совместно с обучающимся совместного рабочего графика проведения практики (Приложение 3), регулярный контроль над его соблюдением и качеством выполнения обучающимся заданий практики с соответствующей записью в графике.
4. Проводит запланированные консультаций по программе практики.
5. Знакомит обучающихся-практикантов с оперативной учетной документацией и внутренними нормативными актами (положениями, инструкциями, регламентами).
6. Оказывает помощь обучающимся в подборе материалов для выполнения программы практики, их анализе, проведении специальных исследований в соответствии с программой практики и индивидуальными заданиями.
7. Обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимися, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда.
8. Проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
Руководитель практики от профильной организации может давать обучающимся конкретные задания, которые должны соответствовать задачам и содержанию производственной практики в целом. По окончании практики руководитель от профильной организации проверяет выполнение совместного рабочего графика проведения практики (Приложение 3) и отчет по практике, а также дает заключение (Приложение 5), заверяя свою подпись печатью профильной организации.
X. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИКИ
Преддипломная практика является завершающим этапом обучения. Она обеспечивает возможность применения обучающимся полученных знаний и практических навыков, закрепленных в ходе теоретического обучения и учебной практики, в деятельности в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления. Итогом преддипломной практики является подготовка материалов для написания выпускной квалификационной работы, тема которой предопределяет цели и задачи преддипломной практики.
В ходе прохождения практики обучающийся должен ознакомиться с базой практики, изучить основные направления деятельности, полномочия, компетенции и функции, организационную структуру, доходы и расходы бюджета за последние три года, кадровый состав, систему управления персоналом и их особенности в зависимости от масштабов и уровня органа власти, учреждения, организации, а также собрать материалы и документы, необходимые для подготовки отчета по практике и аналитической части выпускной квалификационной работы.
Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым обучающимся-практикантом заданий практики (табл. 1).
Руководитель практики от университета, учитывая особенности базы практики и темы выпускной квалификационной работы, может внести уточнения в содержание задания.
Таблица 1 – Задание на преддипломную практику
№ п/п | Задания практики |
1. | Работа в качестве практиканта в органе власти |
Анализ системы управления персоналом (или кадровой работы) | |
Анализ объекта исследования, то есть той стороны (направления, функции) деятельности государственных (муниципальных) служащих органа власти, в которой существуют проблемы (информационное, финансовое, кадровое и т.д. обеспечение, работа с обращениями граждан, работа с кадрами, предоставление услуг, размещение заказа и т.д.) Выявление, обоснование и конкретизация недостатков в объекте исследования, которые вызвали эти проблемы, а также определение путей их устранения | |
Оформление, сдача и защита отчета по практике |
XII. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Отчет по практике должен быть собран в полном соответствии с содержанием и структурой двух параграфов второго раздела выпускной квалификационной работы.
Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:
1. Задание на практику (Приложение 1).
2. Рабочий график проведения практики (Приложение 4).
3. Совместный рабочий график проведения практики (Приложение 3).
4. Титульный лист отчета по практике (Приложение 2).
5. Отчет по практике с заключением руководителя практики от профильной организации (Приложение 5).
6. Текстовой отчет по практике (Приложение 6), включающий:
- содержание, соответствующее содержанию и структуре двух параграфов второго раздела выпускной квалификационной работы;
- введение ко всей выпускной квалификационной работе;
- характеристику (анализ) места практики: характеристику органа власти, анализ его организационной структуры, показателей бюджета, кадрового состава, состава государственных (муниципальных) служащих и системы управления персоналом (кадровой работы);
- анализ объекта исследования и конкретизация проблем (недостатков), выявленных в объекте исследования на базе практики и решаемых в выпускной квалификационной работе;
- приложения (при необходимости).
Текстовая часть работы выполняется на листах формата А4 с использованием одной стороны листа, оставлением полей, четко и разборчиво. Поля страницы: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт – Times New Roman. Кегль шрифта – 14 пт. Цвет текста – черный. Абзацный отступ – 1.25 см. Межстрочный интервал – полуторный.
В тексте должна быть выполнена автоматическая расстановка переносов, кроме заголовков разделов и подразделов.
Текстовую (содержательную) часть отчета предваряет ее содержание. Слово "Содержание" (без кавычек) записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы полужирным шрифтом, выравнивание посередине. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. В содержании приводятся наименования структурных элементов работы, порядковые номера и заголовки разделов, подразделов (при необходимости — пунктов) основной части работы, обозначения и заголовки ее приложений (при наличии приложений). После заголовка каждого элемента ставят отточие и приводят номер страницы работы, на которой начинается данный структурный элемент.
Разделы в содержании пишутся без абзацного отступа, подразделы с отступом в два знака. Каждую запись содержания оформляют как отдельный абзац. Номера страниц указывают по правому краю поля и соединяют с наименованием структурного элемента или раздела посредством отточия. Выравнивание текста содержания по ширине.
Содержание включают в общее количество страниц работы.
Заголовки разделов, подразделов и пунктов печатаются с абзацного отступа 1,25 см с прописной буквы без точки в конце и без подчеркивания. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Разделы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами и записанные с абзацного отступа 1,25 см. Подразделы, нумеруются в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Если раздел или подраздел имеет только один пункт, то пункт не нумеруется. После номера раздела и подраздела ставится точка. Например, 1. Теоретические основы функционирования системы управления персоналом 1.1. Понятие, содержание, элементы и функции системы управления персоналом организации
Нумерация страниц: страницы работы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист отчета включается в общую нумерацию его страниц, но номер на нем не проставляется.
В тексте не должно применяться сокращение слов, за исключением общепринятых.
Приводимый в текстовой части графический материал (рисунки, таблицы) должен иметь наименование и быть пронумерован. Графический материал, приводимый по ходу текста, выполняется непосредственно на листах текстовой части. На включаемый в выпускную квалификационную работу графический материал и перечень использованной литературы должны быть ссылки в текстовой части. Например: Организационная структура Префектуры ВАО города Москвы представлена на рисунке 2.1. Или: Организационная структура Префектуры ВАО города Москвы является линейно-функциональной (Рисунок 2.1)
Примерный объем текстовой части отчета должен составлять 30-35 страниц печатного текста, включая таблицы и рисунки (но исключая приложения).
Таблицы: название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы должно быть помещено над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, выравнивание по ширине. Таблицу следует располагать в тексте работы непосредственно после текста, в котором она упоминается. На все таблицы должны быть даны ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Например: Основные показатели бюджета доходов и расходов Префектуры ВАО города Москвы представлены в таблице 2.1.
Таблицы имеют сквозную нумерацию по всей работе или нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Во втором случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. В таблице допускается применять размер шрифта 12 и 10 и одинарный межстрочный интервал.
Пример оформления таблицы.
Таблица 2.1 - Название таблицы
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу, при переносе части таблицы название помещают только над первой ее частью. над другими частями пишут слово «Продолжение» (без кавычек) и указывают номер таблицы, например: Продолжение таблицы 1.1. Над последней частью таблицы пишут слово «Окончание» (без кавычек) и указывают номер таблицы, например: Окончание таблицы 1.1.
Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.
При большом объеме таблицы и перенесении ее на другую страницу для упрощения навигации выполняется нумерация столбцов. Цифры используются арабские, проставляются во второй строке. На следующей странице уже не нужно повторять заголовки столбцов, достаточно поставить номера.
Линия окончания первой части таблицы делается скрытой.
Пример перенесения таблицы на следующую страницу.
Таблица 2.2 - Название таблицы
№ п/п | Показатели | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
На следующей странице.
Продолжение (или окончание) таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Рисунки: нумерация рисунков является сквозной по всей работе или в пределах раздела. Во втормо случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой (например, Рисунок 1.1 или 2.1 и т.д.). Слово «Рисунок» (без кавычек), его номер и наименование располагаются внизу рисунка, выравнивание по центру.
Пример оформления рисунка.
Рисунок 2.1 – Название рисунка
Формулы: формулы следует оформлять в редакторе формул, выравнивать посередине, нумеровать порядковой нумерацией в пределах раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (1.1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в скобках. Пример – в формуле (1.1).
Пример оформления формулы.
Коэффициент текучести кадров рассчитывается по следующей формуле (2.1):
Ктек = Чув. п. ч./Чср × 100 %, (2.1)
где: Ктек – коэффициент текучести кадров, %;
Чув.п.т.– количество уволенных сотрудников по причинам текучести (по собственному желанию ил инициативе администрации), человек;
Чср – среднесписочная численность кадров, человек.
Графический материал является обязательной частью выпускной квалификационной работы. Он должен быть органически связан с пояснительной запиской и в наглядной форме иллюстрировать основные положения анализа. При этом в тексте записки должны быть ссылки на приводимый иллюстративный материал и пояснения к нему. Типовыми графическими материалами являются схемы динамики основных показателей деятельности органов власти и его подразделений; схемы организационных структур управления; функциональные и информационные матрицы; схемы обработки информации; штатные расписания; графики и таблицы, иллюстрирующие результаты анализа; таблицы эффективности рекомендаций и др.
Приложения. Не являются обязательным элементом отчета. Их создают в случае большого объема данных в таблицах, громоздкой организационной структуре, наличии объемных локальных нормативных актов и т.д.
При наличии приложений в отчете следует выполнять соответствующие требования к их оформлению.
В тексте работы должны быть ссылки на все приложения.
Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте работы после списка использованных источников.
Каждое приложение следует размещать с новой страницы с указанием в центре верхней части страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (без кавычек) и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают заглавными буквами, полужирным шрифтом, отдельной строкой по центру без точки в конце.
Приложения обозначают арабскими цифрами, начиная с 1. Если в работе одно приложение, то оно обозначаете как Приложение 1. Общее для всех приложений слово «Приложения» не пишется, то есть приложения начинаются с Приложения 1.
Приложения имеют общую (сквозную) с остальной частью работы нумерацию страниц, но в общем числе страниц выпускной квалификационной работы эти страницы не учитываются. Приложения должны иметь сквозную нумерацию. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядковой номера (1,2,3 и т.д.); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
Все приложения должны быть перечислены в содержании работы с указанием их наименования (заголовка).
Заключение руководителя практики от профильной организации
Заключение должно содержать краткую характеристику выполненной во время практики работы, отношение к ней студента и общую оценку. Заключение должно быть подписано руководителем практики и заверено печатью организации.
ЗАДАНИЕ НА ПРЕДДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ
(указать вид практики)
(указать тип практики)
Студенту __________ курса учебной группы__________________
(фамилия, имя и отчество)
Место и время практики: _____________________________________________________________
Должность на практике: ______________________________________________________________
1. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА: ___________________________________________________________
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ:
2.1. Изучить:__________________________________________________________________________
2.2. Практически выполнить:____________________________________________________________
2.3. Ознакомиться:_____________________________________________________________________
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:____________________________________________________
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:_________________________________
Заведующий кафедрой:
«___» ____________ 20__г. _______________________ ( С.С. Сапожников)
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель практики от кафедры
«___» ____________ 20__г. _______________________ ( )
(подпись) ФИО
Руководитель практики от профильной организации
«___» ____________ 20__г. _______________________ ( )
(подпись) ФИО
Задание получил:
«___» ____________ 20__г. _______________________ ( )
(подпись) ФИО
ИНСТРУКТАЖ ПРОВЕДЕН:
Охрана труда:
«___» ____________ 20__г. _______________________ ( )
(подпись) ФИО
Техника безопасности:
«___» ____________ 20__г. _______________________ ( )
(подпись) ФИО
Пожарная безопасность:
«___» ____________ 20__г. _______________________ ( )
(подпись) ФИО
Правила внутреннего распорядка:
«___» ____________ 20__г. _______________________ ( )
(подпись) ФИО
Приложение № 2 |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет» РТУ МИРЭА ================================================== |
Институт экономики и права
Кафедра организационно-кадровой работы в органах государственной власти
РТУ МИРЭА
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
студента ______________ ___ курса группы ________
_____________ формы обучения, обучающегося по направлению подготовки
_____________________38.03.04 – Государственное и муниципальное управление___________,
профиль ___Государственная и муниципальная служба________________________________
Неделя | Сроки выполнения | Этап | Отметка о выполнении |
Содержание практики и планируемые результаты согласованы с руководителем практики от профильной организации.
Согласовано:
Заведующий кафедрой ___________________ / С.С. Сапожников/
Руководитель практики от
кафедры ___________________ / _________________ /
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
Руководитель практики от
профильной организации* ___________________ / _________________ /
(ФИО, должность)
Обучающийся ___________________ / _________________ /
(ФИО)
*) – подпись руководителя практики от профильной организации заверяется печатью организации.
Приложение № 4
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет» |
РТУ МИРЭА
РАБОЧИЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
студента ______________ ___ курса группы ________
_____________ формы обучения, обучающегося по направлению подготовки
__________________________38.03.04 – Государственное и муниципальное управление____,
профиль ___Государственная и муниципальная служба_____________________________
Неделя | Сроки выполнения | Этап | Отметка о выполнении |
Согласовано:
Заведующий кафедрой ___________________ / С.С. Сапожников/
Руководитель практики от
кафедры ___________________ / ________________________ /
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
Обучающийся ___________________ / _________________ /
(ФИО)
Приложение № 5 ОТЧЕТ По ПРЕДДИПЛОМНОЙ практике (вид практики) Студента ___ курса учебной группы____________ Института экономики и права Университета _________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) 1. Практику проходил с _______________ 20__г. по ___________________________ 20___г. в _____________________________________________________________________________________ (место прохождения практики и должность) 2. Задание на практику выполнил _______________________________________________________________________________________ (указать: в полном объеме или частично) Не выполнены следующие задания: _______________________________________________________________________________________ (указать также причины невыполнения) Подробное содержание выполненной на практике работы и достигнутые результаты: __________________________________см. Приложение 6_______________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Предложения по совершенствованию организации и прохождения практики: _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Студент _______________ _______________________ (подпись) (фамилия и инициалы) «_____»______________ 20___г.
Заключение руководителя практики от профильной организации: Приобрел следующие профессиональные навыки: ___________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Проявил себя как: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Руководитель практики от профильной организации ______________________________________________________________________ (наименование профильной организации) _______________________ __________________ ____________________ (должность) (подпись) (фамилия и инициалы) Отчет проверил: Руководитель практики от Университета: ____________________ _____________________________ (подпись) (фамилия и инициалы) |
Приложение 6
Студент размещает текстовую часть отчета
По данной практике
ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов
Дата: 2019-11-01, просмотров: 194.