Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. Выборы - это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем через волеизъявление народа.

Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно- территориальных единиц, выборы местных должностных лиц (мэры, судьи, присяжные и др.).

Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением. Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Укажите, что выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований. Подчеркните, что влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях.

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Важно отметить, что в основу избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. При этом следует указать, что осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Следует знать, что избирательное право определяет тип голосования. Выделяют три основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное.

Во многих странах существует абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней.


 

19 Избирательная система Республики Беларусь

В современных обществах демократического типа выборы являются неотъемлемой частью политического процесса, одной из форм демократии. Они выступают средством формирования органов государственной власти, а также способом обеспечения контроля над ней. Политические выборы — это способ формирования высших и местных органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой.

Порядок проведения выборов и способы подсчета голосов в каждой стране имеют свои особенности. Они определены действующими в данном государстве правовыми нормами, правилами, традициями. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам, избираемым в представительные органы или на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, которые проводят выборы; определяется статус избирателей и избирательных блоков; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы их обжалования.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического политического режима. Избирательная система – это совокупность конституционных принципов организации и проведении выборов, установление принципиальных отношений между избирателями и избранными.

Согласно данным нормативным правовым актам избирательная система Республики Беларусь — это мажоритарная система абсолютного большинства.

Граждане Республики Беларусь обладают избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в представительный орган власти. Избирательное право гарантируется государством. Выборы депутатов Национального собрания и других лиц, избираемых в Беларуси на государственные должности народом, регулируются Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь закреплены следующие принципы избирательного права:

всеобщее избирательное право (ст. 64 Конституции Республики Беларусь: «…право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет». Исключение составляют граждане, которые признаны судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; и лица, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей);

выборы являются равными (ст. 66 Конституции Республики Беларусь: «…избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях»);

прямое избирательное право (ст. 67 Конституции Республики Беларусь: «…депутаты избираются гражданами непосредственно».

тайное голосование (ст. 68 Конституции Республики Беларусь: «….контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается».

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии. При выборах депутатов Палаты представителей — это центральная, окружные, участковые избирательные комиссии. При выборах в местные Советы — территориальные (областные, районные, городские, поселковые, сельские); окружные (при выборах депутатов областных Советов); участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов должны информировать население о своей работе, о тех решениях, которые принимаются.

20 Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений.

Международные политические отношения - это совокупность связей и взаимодействий между различными субъектами международной политики, направленных на реализацию целей и интересов как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом.

Главными субъектами международных политических отношений являются суверенные национальные государства. Каждое суверенное государство как субъект международных политических отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов. Это, прежде всего, уровень социально-экономического и политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета, безопасности государства и т.д. Любая страна стремится не допускать вмешательства в свои дела, отстаивает свой суверенитет, территориальную целостность, и т. п. Вся эта многогранная деятельность осуществляется, прежде все­го, на уровне глав государств и правительств, когда в процессе встреч

Второй важный субъект МПО – это группы государств, всемирные и региональные организации. Среди них особенно выделяются: ООН, ЕС, организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК), ЮНЕСКО – организация ООН, занимающаяся проблемами развития культуры, образования и науки, Международное агенство ООН по атомной энергии (МАГАТЕ), экономические (ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ, Всемирный Банк), научные («Эврика»), технические (Международный союз телекоммуникаций), специализированные (Между­народное бюро мер и весов).

Главным субъектом мпо является ООН (создана 24 октября 1945 года. Цели ООН изложены в Уставе:

-Поддерживать международный мир и безопасность;

-Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

-Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам; на систему международных отношений постоянно идет воздействие самых разнообразных факторов – военных, экологических, экономических, культурных и других, на которые она должна реагировать, обеспечивая свою стабилизацию. С учетом этого и строится как мировая политика в целом, так и внешняя поли­тика каждого отдельного национального государства.

Ведущее значение в осуществлении многообразных связей, развитии всесторонних отношений приобретает, естественно, институциональный механизм, который формулирует внешнеполитические цели, намечает пути их достижения и осуществляет конкретные действия. Причем внешнеполитические решения формулируются, принимаются и реализуются во многом под давлением различных социальных сил общества, а зачастую и личностного элемента.


 



Дата: 2019-11-01, просмотров: 565.