История политической мысли и стадии становления политической науки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История политической мысли и стадии становления политической науки.

Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии. Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф. Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья. Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоков их научного анализа. В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в. , политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

 



Развитие политологии в РБ

Развитие политологии в Беларуси тесно связано с эволюцией самой политической сферы жизни белорусского общества. На этом основании в развитии политологии в Беларуси можно выделить четыре этапа:

1 Первый этап соответствует периоду парламентской республики в Беларуси (1991—1994). Стремительное развитие политической сферы жизни белорусского общества создало условия для возникновения сообщества политологов. С этим периодом связано появление в Беларуси академической политологии. В 1992 г. в Белгосуниверситете было открыто отделение политологии и осуществлен первый набор студентов для обучения по соответствующей специальности;

2 Второй этап приходится на двухлетний период президентской республики (1994—1996). Первые президентские (1994) и парламентские (1995) выборы в стране продемонстрировали спрос на прикладные политические исследования и разработки политических технологий;

3 Третий этап развития политологии обозначился, когда в белорусской политике наметился процесс политической стабилизации (1996-2001). В результате референдума 1996 г. была изменена конституция, а белорусская политическая система приобрела новые черты. Внимание политологов было обращено к проблемам общей теории и национальных моделей демократии, к исследованию местных элит, проблемам общественного сознания и идеологий, средств массовой коммуникации, политических режимов;

4 Четвертый этап (с 2001 г. по сей день) ознаменовался тем, что с общетеоретических проблем белорусские политологи переключились на проблемы практической политики и государственного управления. Активизировалась разработка проблем ценностных ориентации населения, белорусско-российской интеграции, порядка организации и проведения выборов и др.


 


Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера общественного и государственного управления. Политика как особый вид деятельности. Субъекты политики. Виды и уровни политики. Формальное, содержательное и процессуальное измерение политики. Функции политики.

Основные трактовки:

- Институциональные дефиниции хар-т полит. через организации, институты, в кот. воплощается полит. власть.;

- Социологические определения трактуют ее как соперничество определенных обществнных групп по поводу формирования и распределения власти;

- Правовые концепции рассматривают полит. как специализ-ю деят. по охране присущих каждому чел. от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу передвижения, безопасность, собственность и т.д.;

- Субстанциональные определения трактуют ее как деятельность субъектов, направленную на обретение, удержание и использование власти.

Функции политики отвечают на вопрос: для чего существует политика?

1. процессуальные функции (выражение интересов, интеграция интересов общества, выработка политики, принятие и выполнение решений).

2. общие функции (политическая социализация людей, коммуникативная функция - заключается в том, что все элементы политической системы действуют на основе передачи и обмена политической информации).

3. мобилизационная функция - выражается в том, что проводимая государством политика призвана мобилизовывать различные ресурсы для решения поставленных в обществе задач.

Субъекты политики:

- субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т. д.;

- институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет итп;

-функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т. п.

На основании сферы деятельности, осуществляемой субъектами политики при помощи государства, можно выделить три вида политики: внутреннюю, внешнюю и международную.

В соответствии с масштабами можно выделить четыре уровня политики.

1. Мегаполитика — это международная и мировая политика.

2. Макрополитика осуществляется в масштабах государств, это сфера деятельности высших или центральных органов государственной власти, а также политических и общественных организации национального масштаба.

3. Мезополитика осуществляется на уровне организаций, учреждений, а также партийных и общественных структур областного, районного или локального масштаба.

4. Микрополитика — это политическое общение людей внутри малых групп, на уровне межличностных отношений.

 



Политическая власть: понятие, структура, функции. Субъекты и объекты полит. власти. Ресурсы и механизмы реализации власти. Государственная власть. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства.

Политическая власть – это способность и возможность субъектов политики оказывать свое влияние на процесс принятия гос-х решений, их реализацию, на политическое поведение индивидов, социальных групп и общественных объединений.

Функции политической власти включают в себя:

– господство (подчинение одних групп, классов другим);

– руководство (определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества);

– управление (проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений);

– контроль (обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп а обществе);

– формирование политической системы общества;

– руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами.

В структуру политической власти входят её субъект, объект и ресурсы. Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им могут быть отдельный человек, общность людей, например, народ, организация, государственные институты и т. п.

Субъект власти воздействует на объект через распоряжение (приказ, команду), в котором объекту власти предписывается определенное поведение, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение приказа.

Механизм реализации власти состоит из руководства и управления. Руководство – выработка и принятие правящей группой важных для общества решений в определение его целей, задач, перспектив, фиксирующихся в документах и одобренных большинством политических организаций. Управление – деятельность правящей группы, предъявление требований к различным объектам власти и побуждение их следовать этим требованиям ради достижения поставленных целей.

Ресурсы реализации власти:

§ Экономические ресурсы – материальные ценности (деньги, плодородные земли, продукты питания и т.д.);

§ Социальные ресурсы – право повышать или понижать социальный статус или ранг. Нередко социальные ресурсы совпадают с экономическими ресурсами. К ним относятся доход и богатство, должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

§ Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распоряжения. Здесь можно отметить в первую очередь науку и образование, а также средства массовой информации;

§ Силовые ресурсы– средства физического принуждения, специально подготовленные для этого люди (полиция, милиция, спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура);

§ Демографические ресурсы – сами люди, которые создают материальные блага, выступают в качестве основы для силовых и административных ресурсов, участвуют в передаче знаний и информации и т.д.

Государственная власть- это полномочия, которыми наделены госорганы для управления делами государства общества, а также организации и деятельности государства.

Полит. легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

Типы легитимного господства:

- Традиционная легитимность — основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются.

- Рационально-легальная легитимность — опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером явл. современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.

- Харизматическая легитимность — основанная на признании авторитета и популярности полит. деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения полит. реформ или революционного преобразования общества.

- Легитимность власти не ограничивается указанными тремя классическими типами. В политической науке выделяется также идеологический тип легитимности, суть которого состоит в оправдании власти с помощью идеологии.

- Персональная легитимность – признание власти основано на уважении полит. лидера за счет трезвой оценки людьми преимуществ данного политика, его опытности, компетентности, принципиальности и т.п.

- Прагматическая (технократическая) легитимность, т.е. доверие, приобретаемое посредством экономической, военной, образовательной деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности.


6 Функционирование полит-ой власти в РБ.

Функционирование значит действовать, работать, исполнять обязанности. Данный механизм представляет собой сложную структуру, в центре которой стоитполит-ая сис-ма, осуществляющая управление различными сферами жизни общества.

Ее главными элементами являются: гос-ый аппарат, полит-ие партии и общественно-политические орг-ии и движения. Целостный механизм гос-ой власти включает в себя 3 основные ветви: закон-ю, испол-ю и судебную.

Согласно Конституции РБ закон-ю власть осуществляет Парламент – Нац-ое собрание РБ, состоящий из 2 палат – Палаты представителей и Совета Республики. Испол-ю власть осуществляет Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган гос-го управления. Правительство в своей деятельности подчинено Президенту РБ и ответственно перед Парламентом. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Судьи осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Контроль за конституционностью нормативных актов в гос-ве осуществляется Конституционным судом РБ, который формируется в кол-ве 12 судей. 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается

Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда 11 лет. В соответствии с Конституцией РБ в республике учреждена должность Президента (с июля 1994 г. – Лукашенко А. Г.). Президент является главой государства, гарантам Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина (согласно Конституции).

Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает полит-ю и экон-ю стабильность, преемственность и взаимодействие органов гос-ой власти, осуществляет посредничество между органами гос-ой власти.


 

7. Понятие, стр-ра и функ-и полит-ой системы об-ва. Клас-ия полит-их систем.

Полит-ая сис-ма совок-ть гос-ых, партийных и общественных органов, орг-ий, личностей, участвующих в полит-ой жизни страны. Наиболее полное представление о стр-ре полит-ой сис-мы об-ва дает структурно-функциональный подход, кот-й представляет ее в виде подсистем:

1)институциональная включает в себя совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти;

2)коммуникативная совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики;

3)идеологическая совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества;

4)культурная интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения. Классификация Алмонда и Пауэлла в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности: примитивные, традиционные и современные системы. Французский политолог Ж.Блондэль классифицировал по содержанию и формам управления. основные типы: либеральные демократии; традиционные политические системы; становящиеся политические системы; авторитарно-консервативные системы.

Классифиция по типу политической культуры и разделению политических ролей (Г.Алмонд): англо-американская; континентально- европейская; доиндустриальная (частично индустриальная); тоталитарная; По характеру взаимоотношений с внешней средой: закрытые, которые имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны; открытые, которые обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

Погосподствующим способам управления и разрешения политических противоречий политические системы делятся на командные (ориентированные на использование принудительных методов управления); соревновательные (управленческие задачи в них решаются в ходе противоборства различных политических сил); социопримирительные (нацеленные на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).


 

8. Основные направления формирования развития политической системы Республики Беларусь.

Политическая система – соц-политич. механизм, по средствам которого принимаются и проводятся в жизнь обязательные для всех валютные решения, обеспечивающие функционирование и развитие общества как единого организма управ-го политической властью. Политические системы очень разнообразны, так как на их формирование влияют различные факторы:

1.геополитическое положение;

2.уровень социально-экономического развития;

3.тип государства (правовое, неправовое);

4.гражданское общество;

5.тип политической культуры и наличие политических субкультур;

6.традиции и наследие прошлого.

Однако современный мир развивается, совершенствуется, и каждая страна находит свой путь, двигаясь по общему вектору – вектору цивилизации. Так и Республика Беларусь, находясь в стадии трансформации, достаточно существенно трансформирует и политическую систему, несмотря на то, что некоторые обществоведы обращают наше внимание на не комплексный и не последовательный характер преобразований, проводимых в государстве и на малую эффективность и слабую адаптацию институтов власти к запросам и нуждам общества. К основным направлениям развития политической системы РБ следует отнести:

-более четкое соблюдение принципа разделения властей;

-повышение роли парламента;

-усовершенствование механизмов включения политических партий в систему власти;

-продолжить реформирование избирательного кодекса;

-создание более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой;

-совершенствование отношений государства с частным предпринимательством;

-повышение уровня правовой и политической культуры.

Создание политической системы с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью невозможно без углубления процесса формирования гражданского общества и правового государства, без привлечения новых форм взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья. Дальнейшая демократизация политической системы нашего государства должна достигаться наряду с повышением качества и уровня жизни каждого человека и гражданина, что является основой их свободы и социальной активности.


 

9. Политический режим. Сравнительный анализ типов политических режимов.

Политический режимэто совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе. Выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Тоталитаризм происходит от латинского слова тотализ весь, целый, всеобщий. Впервые этот термин употребил и применил Мусолини.

Тоталитаризм – это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Исторически первой формой тоталитаризма стал политический режим, возникший в бывшем СССР после прихода к власти Сталина. Вторая форма тоталитарного строя – фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922г. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как политический режим он возник в Германии в 1933 г.

Авторитаризм (от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец) политический режим, отличающийся неограниченной властью одного лица (группы лиц) или государственного органа. Авторитарный режим имеет ряд специфических черт:

1.правящая элита безраздельно господствует лишь в политической сфере. Политическая оппозиция запрещена. Однако авторитарный режим, как правило, не преследует инакомыслие и плюрализм мнений в неполитических сферах, например, в сфере художественного творчества;

2.ограниченный характер репрессий, массовый физический террор, как правило, отсутствует;

3.если тоталитарный режим является по своей природе мобилизационным, который постоянно агитирует, сплачивает и организует население на различного рода кампании, то авторитарный режим ввиду отсутствия массовой поддержки не является таковым. Разновидности авторитаризма: партийные, военные, национальные, режимы личной власти.

Демократический режим. Для демократии характерны следующие признаки:

1.признание народа первоисточником власти;

2.равенство всех перед законом и судом;

3.наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод;

4.решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на защиту своих интересов, равные возможности участия в политической жизни для всех граждан;

5.разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

6.право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии и др.


 






История политической мысли и стадии становления политической науки.

Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии. Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф. Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья. Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоков их научного анализа. В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в. , политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

 



Развитие политологии в РБ

Развитие политологии в Беларуси тесно связано с эволюцией самой политической сферы жизни белорусского общества. На этом основании в развитии политологии в Беларуси можно выделить четыре этапа:

1 Первый этап соответствует периоду парламентской республики в Беларуси (1991—1994). Стремительное развитие политической сферы жизни белорусского общества создало условия для возникновения сообщества политологов. С этим периодом связано появление в Беларуси академической политологии. В 1992 г. в Белгосуниверситете было открыто отделение политологии и осуществлен первый набор студентов для обучения по соответствующей специальности;

2 Второй этап приходится на двухлетний период президентской республики (1994—1996). Первые президентские (1994) и парламентские (1995) выборы в стране продемонстрировали спрос на прикладные политические исследования и разработки политических технологий;

3 Третий этап развития политологии обозначился, когда в белорусской политике наметился процесс политической стабилизации (1996-2001). В результате референдума 1996 г. была изменена конституция, а белорусская политическая система приобрела новые черты. Внимание политологов было обращено к проблемам общей теории и национальных моделей демократии, к исследованию местных элит, проблемам общественного сознания и идеологий, средств массовой коммуникации, политических режимов;

4 Четвертый этап (с 2001 г. по сей день) ознаменовался тем, что с общетеоретических проблем белорусские политологи переключились на проблемы практической политики и государственного управления. Активизировалась разработка проблем ценностных ориентации населения, белорусско-российской интеграции, порядка организации и проведения выборов и др.


 


Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера общественного и государственного управления. Политика как особый вид деятельности. Субъекты политики. Виды и уровни политики. Формальное, содержательное и процессуальное измерение политики. Функции политики.

Основные трактовки:

- Институциональные дефиниции хар-т полит. через организации, институты, в кот. воплощается полит. власть.;

- Социологические определения трактуют ее как соперничество определенных обществнных групп по поводу формирования и распределения власти;

- Правовые концепции рассматривают полит. как специализ-ю деят. по охране присущих каждому чел. от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу передвижения, безопасность, собственность и т.д.;

- Субстанциональные определения трактуют ее как деятельность субъектов, направленную на обретение, удержание и использование власти.

Функции политики отвечают на вопрос: для чего существует политика?

1. процессуальные функции (выражение интересов, интеграция интересов общества, выработка политики, принятие и выполнение решений).

2. общие функции (политическая социализация людей, коммуникативная функция - заключается в том, что все элементы политической системы действуют на основе передачи и обмена политической информации).

3. мобилизационная функция - выражается в том, что проводимая государством политика призвана мобилизовывать различные ресурсы для решения поставленных в обществе задач.

Субъекты политики:

- субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т. д.;

- институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет итп;

-функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т. п.

На основании сферы деятельности, осуществляемой субъектами политики при помощи государства, можно выделить три вида политики: внутреннюю, внешнюю и международную.

В соответствии с масштабами можно выделить четыре уровня политики.

1. Мегаполитика — это международная и мировая политика.

2. Макрополитика осуществляется в масштабах государств, это сфера деятельности высших или центральных органов государственной власти, а также политических и общественных организации национального масштаба.

3. Мезополитика осуществляется на уровне организаций, учреждений, а также партийных и общественных структур областного, районного или локального масштаба.

4. Микрополитика — это политическое общение людей внутри малых групп, на уровне межличностных отношений.

 



Политическая власть: понятие, структура, функции. Субъекты и объекты полит. власти. Ресурсы и механизмы реализации власти. Государственная власть. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства.

Политическая власть – это способность и возможность субъектов политики оказывать свое влияние на процесс принятия гос-х решений, их реализацию, на политическое поведение индивидов, социальных групп и общественных объединений.

Функции политической власти включают в себя:

– господство (подчинение одних групп, классов другим);

– руководство (определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества);

– управление (проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений);

– контроль (обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп а обществе);

– формирование политической системы общества;

– руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами.

В структуру политической власти входят её субъект, объект и ресурсы. Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им могут быть отдельный человек, общность людей, например, народ, организация, государственные институты и т. п.

Субъект власти воздействует на объект через распоряжение (приказ, команду), в котором объекту власти предписывается определенное поведение, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение приказа.

Механизм реализации власти состоит из руководства и управления. Руководство – выработка и принятие правящей группой важных для общества решений в определение его целей, задач, перспектив, фиксирующихся в документах и одобренных большинством политических организаций. Управление – деятельность правящей группы, предъявление требований к различным объектам власти и побуждение их следовать этим требованиям ради достижения поставленных целей.

Ресурсы реализации власти:

§ Экономические ресурсы – материальные ценности (деньги, плодородные земли, продукты питания и т.д.);

§ Социальные ресурсы – право повышать или понижать социальный статус или ранг. Нередко социальные ресурсы совпадают с экономическими ресурсами. К ним относятся доход и богатство, должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

§ Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распоряжения. Здесь можно отметить в первую очередь науку и образование, а также средства массовой информации;

§ Силовые ресурсы– средства физического принуждения, специально подготовленные для этого люди (полиция, милиция, спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура);

§ Демографические ресурсы – сами люди, которые создают материальные блага, выступают в качестве основы для силовых и административных ресурсов, участвуют в передаче знаний и информации и т.д.

Государственная власть- это полномочия, которыми наделены госорганы для управления делами государства общества, а также организации и деятельности государства.

Полит. легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

Типы легитимного господства:

- Традиционная легитимность — основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются.

- Рационально-легальная легитимность — опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером явл. современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.

- Харизматическая легитимность — основанная на признании авторитета и популярности полит. деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения полит. реформ или революционного преобразования общества.

- Легитимность власти не ограничивается указанными тремя классическими типами. В политической науке выделяется также идеологический тип легитимности, суть которого состоит в оправдании власти с помощью идеологии.

- Персональная легитимность – признание власти основано на уважении полит. лидера за счет трезвой оценки людьми преимуществ данного политика, его опытности, компетентности, принципиальности и т.п.

- Прагматическая (технократическая) легитимность, т.е. доверие, приобретаемое посредством экономической, военной, образовательной деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности.


6 Функционирование полит-ой власти в РБ.

Функционирование значит действовать, работать, исполнять обязанности. Данный механизм представляет собой сложную структуру, в центре которой стоитполит-ая сис-ма, осуществляющая управление различными сферами жизни общества.

Ее главными элементами являются: гос-ый аппарат, полит-ие партии и общественно-политические орг-ии и движения. Целостный механизм гос-ой власти включает в себя 3 основные ветви: закон-ю, испол-ю и судебную.

Согласно Конституции РБ закон-ю власть осуществляет Парламент – Нац-ое собрание РБ, состоящий из 2 палат – Палаты представителей и Совета Республики. Испол-ю власть осуществляет Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган гос-го управления. Правительство в своей деятельности подчинено Президенту РБ и ответственно перед Парламентом. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Судьи осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Контроль за конституционностью нормативных актов в гос-ве осуществляется Конституционным судом РБ, который формируется в кол-ве 12 судей. 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается

Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда 11 лет. В соответствии с Конституцией РБ в республике учреждена должность Президента (с июля 1994 г. – Лукашенко А. Г.). Президент является главой государства, гарантам Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина (согласно Конституции).

Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает полит-ю и экон-ю стабильность, преемственность и взаимодействие органов гос-ой власти, осуществляет посредничество между органами гос-ой власти.


 

7. Понятие, стр-ра и функ-и полит-ой системы об-ва. Клас-ия полит-их систем.

Полит-ая сис-ма совок-ть гос-ых, партийных и общественных органов, орг-ий, личностей, участвующих в полит-ой жизни страны. Наиболее полное представление о стр-ре полит-ой сис-мы об-ва дает структурно-функциональный подход, кот-й представляет ее в виде подсистем:

1)институциональная включает в себя совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти;

2)коммуникативная совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики;

3)идеологическая совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества;

4)культурная интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения. Классификация Алмонда и Пауэлла в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности: примитивные, традиционные и современные системы. Французский политолог Ж.Блондэль классифицировал по содержанию и формам управления. основные типы: либеральные демократии; традиционные политические системы; становящиеся политические системы; авторитарно-консервативные системы.

Классифиция по типу политической культуры и разделению политических ролей (Г.Алмонд): англо-американская; континентально- европейская; доиндустриальная (частично индустриальная); тоталитарная; По характеру взаимоотношений с внешней средой: закрытые, которые имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны; открытые, которые обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

Погосподствующим способам управления и разрешения политических противоречий политические системы делятся на командные (ориентированные на использование принудительных методов управления); соревновательные (управленческие задачи в них решаются в ходе противоборства различных политических сил); социопримирительные (нацеленные на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).


 

8. Основные направления формирования развития политической системы Республики Беларусь.

Политическая система – соц-политич. механизм, по средствам которого принимаются и проводятся в жизнь обязательные для всех валютные решения, обеспечивающие функционирование и развитие общества как единого организма управ-го политической властью. Политические системы очень разнообразны, так как на их формирование влияют различные факторы:

1.геополитическое положение;

2.уровень социально-экономического развития;

3.тип государства (правовое, неправовое);

4.гражданское общество;

5.тип политической культуры и наличие политических субкультур;

6.традиции и наследие прошлого.

Однако современный мир развивается, совершенствуется, и каждая страна находит свой путь, двигаясь по общему вектору – вектору цивилизации. Так и Республика Беларусь, находясь в стадии трансформации, достаточно существенно трансформирует и политическую систему, несмотря на то, что некоторые обществоведы обращают наше внимание на не комплексный и не последовательный характер преобразований, проводимых в государстве и на малую эффективность и слабую адаптацию институтов власти к запросам и нуждам общества. К основным направлениям развития политической системы РБ следует отнести:

-более четкое соблюдение принципа разделения властей;

-повышение роли парламента;

-усовершенствование механизмов включения политических партий в систему власти;

-продолжить реформирование избирательного кодекса;

-создание более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой;

-совершенствование отношений государства с частным предпринимательством;

-повышение уровня правовой и политической культуры.

Создание политической системы с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью невозможно без углубления процесса формирования гражданского общества и правового государства, без привлечения новых форм взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья. Дальнейшая демократизация политической системы нашего государства должна достигаться наряду с повышением качества и уровня жизни каждого человека и гражданина, что является основой их свободы и социальной активности.


 

9. Политический режим. Сравнительный анализ типов политических режимов.

Политический режимэто совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе. Выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Тоталитаризм происходит от латинского слова тотализ весь, целый, всеобщий. Впервые этот термин употребил и применил Мусолини.

Тоталитаризм – это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Исторически первой формой тоталитаризма стал политический режим, возникший в бывшем СССР после прихода к власти Сталина. Вторая форма тоталитарного строя – фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922г. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как политический режим он возник в Германии в 1933 г.

Авторитаризм (от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец) политический режим, отличающийся неограниченной властью одного лица (группы лиц) или государственного органа. Авторитарный режим имеет ряд специфических черт:

1.правящая элита безраздельно господствует лишь в политической сфере. Политическая оппозиция запрещена. Однако авторитарный режим, как правило, не преследует инакомыслие и плюрализм мнений в неполитических сферах, например, в сфере художественного творчества;

2.ограниченный характер репрессий, массовый физический террор, как правило, отсутствует;

3.если тоталитарный режим является по своей природе мобилизационным, который постоянно агитирует, сплачивает и организует население на различного рода кампании, то авторитарный режим ввиду отсутствия массовой поддержки не является таковым. Разновидности авторитаризма: партийные, военные, национальные, режимы личной власти.

Демократический режим. Для демократии характерны следующие признаки:

1.признание народа первоисточником власти;

2.равенство всех перед законом и судом;

3.наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод;

4.решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на защиту своих интересов, равные возможности участия в политической жизни для всех граждан;

5.разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

6.право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии и др.


 






Дата: 2019-11-01, просмотров: 353.