Для реализации полномочий исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся и функционирует правительство.
Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств. Наиболее распространенные названия высшего органа исполнительной власти – совет министров или кабинет министров. Возглавляет правительство председатель (премьер-министр (Франция, Беларусь), канцлер (Германия, Австрия). Структура правительства строится по принципу иерархии: Статус и роль правительства в политической жизни определяются формой правления и политическим режимом. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парламентарных формах правления – это высший орган исполнительной власти. Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику: К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:
1.формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;
2.общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;
3.исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;
4.принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
5.руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
6.прогнозирование социально-экономического развития;
7.ведение международных переговоров и заключение соглашений. Посредством этих институтов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Особую группу представляют контрольные органы государства – прокуратура, контрольная палата, комитет государственного контроля и.т.п. Составной частью государственного аппарата является система органов судебной ветви власти.
В неё входят суды разных инстанций или уровней от низших до высших, на которые возложена функция осуществления правосудия. Судебные системы, как правило, строятся на принципах территориальности и специализации.
14 Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные.
Политический процесс - одна из центральных категорий политологии.
Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. Политический процесс имеет два уровня проявления: глобальный и частичный.
Глобальный политический процесс представляет собой непрерывное движение всей политической системы.
Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы.
Субъект политического процесса – это носитель политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества. В политическом процессе участвуют субъекты трех типов:
-индивидуальные субъекты (как рядовые граждане, так и профессиональные политики);
-групповые субъекты (общности, группы, коллективы),
-институциональные субъекты ( организации и учреждения).
В политической литературе существуют различные теории по поводу того, какие субъекты политического процесса являются главенствующими.
Либерально- демократическая концепция. -индивидуалистический подход: в качестве реальных субъектов политики признаются прежде всего отдельные индивиды. Политическая деятельность коллективов рассматривается как сумма действий отдельных индивидов. -институциональный подход: решающая роль в политике отводиться политическим организациям и институтам. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике. Марксистская концепция. Главенствующая роль в политике отводиться большим общественным группам – классам, нациям.
Открытый процесс: политический курс государства свободно обсуждаются общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение.
Скрытый процесс: субъекты политики скрывают от общественности объективную информацию, а также негативные факты своей деятельности.
Стабильный процесс: преобразования в обществе осуществляются последовательно, политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью.
Нестабильный процесс: неустойчивость политической ситуации в обществе. Массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни.
Внутриполитический процесс: отражает изменения в политической системе национального государства.
Международный процесс: отражает изменения в политической жизни мирового сообщества.
Эволюционный процесс: характеризуется постепенностью, непрерывностью развития.
Революционный процесс: характеризуется проведением коренных, радикальных изменений.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 265.