Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для реализации полномочий исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся и функционирует правительство.

Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств. Наиболее распространенные названия высшего органа исполнительной власти – совет министров или кабинет министров. Возглавляет правительство председатель (премьер-министр (Франция, Беларусь), канцлер (Германия, Австрия). Структура правительства строится по принципу иерархии: Статус и роль правительства в политической жизни определяются формой правления и политическим режимом. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парламентарных формах правления – это высший орган исполнительной власти. Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику: К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

1.формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;

2.общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;

3.исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;

4.принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;

5.руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;

6.прогнозирование социально-экономического развития;

7.ведение международных переговоров и заключение соглашений. Посредством этих институтов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Особую группу представляют контрольные органы государства – прокуратура, контрольная палата, комитет государственного контроля и.т.п. Составной частью государственного аппарата является система органов судебной ветви власти.

В неё входят суды разных инстанций или уровней от низших до высших, на которые возложена функция осуществления правосудия. Судебные системы, как правило, строятся на принципах территориальности и специализации.


 

14 Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные.

Политический процесс - одна из центральных категорий политологии.

Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. Политический процесс имеет два уровня проявления: глобальный и частичный.

Глобальный политический процесс представляет собой непрерывное движение всей политической системы.

Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы.

Субъект политического процесса – это носитель политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества. В политическом процессе участвуют субъекты трех типов:

-индивидуальные субъекты (как рядовые граждане, так и профессиональные политики);

-групповые субъекты (общности, группы, коллективы),

-институциональные субъекты ( организации и учреждения).

В политической литературе существуют различные теории по поводу того, какие субъекты политического процесса являются главенствующими.

Либерально- демократическая концепция. -индивидуалистический подход: в качестве реальных субъектов политики признаются прежде всего отдельные индивиды. Политическая деятельность коллективов рассматривается как сумма действий отдельных индивидов. -институциональный подход: решающая роль в политике отводиться политическим организациям и институтам. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике. Марксистская концепция. Главенствующая роль в политике отводиться большим общественным группам – классам, нациям.

Открытый процесс: политический курс государства свободно обсуждаются общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение.

Скрытый процесс: субъекты политики скрывают от общественности объективную информацию, а также негативные факты своей деятельности.

Стабильный процесс: преобразования в обществе осуществляются последовательно, политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью.

Нестабильный процесс: неустойчивость политической ситуации в обществе. Массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни.

Внутриполитический процесс: отражает изменения в политической системе национального государства.

Международный процесс: отражает изменения в политической жизни мирового сообщества.

Эволюционный процесс: характеризуется постепенностью, непрерывностью развития.

Революционный процесс: характеризуется проведением коренных, радикальных изменений.

 


Дата: 2019-11-01, просмотров: 261.