Институт главы государства: сравнительный анализ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государство выполняет свои внутренние и внешние функции посредством определённых институтов и учреждений, наделённых государственно-властными полномочиями и соответствующей компетенцией. Совокупность таких институтов и учреждений принято называть органами государственной власти.

С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви:

1.законодательную (парламент);

2.исполнительную (глава государства, правительство);

3.судебную.

Такое деление предполагает жёсткое размежевание сфер ответственности, независимость и уравновешенность всех трёх ветвей власти с помощью системы сдержек и противовесов. Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти. Статус главы государства:

- олицетворяет собой единство нации;

- является символом государства;

- представляет страну на международной арене;

- выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;

- служит связующим звеном между высшими органами власти.

В качестве главы государства может выступать монарх, президент, премьер-министр.

В республике главой государства является, как правило, президент.

Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками. Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием.

В полномочия президента входит:

- формирование правительства и контроль над его дея­тельностью;

- обращение к парламенту с посланиями;

- роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь);

- подписание и контроль за исполнением законов;

- право вето на отдельные законодательные акты;

- назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия);

- право помилования, амнистии;

- решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства;

- прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

- ведение переговоров и заключение международных соглашений;

- введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

12 Законодательная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов законодательной власти в современном мире.

Система (греч. – целое, составленное из частей соединение) – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Сама теория систем активно начала формироваться на Западе с конца XIX в. в рамках так называемой «общей теории систем». Политология включает в систему процессы, институты, поведение граждан, коллективные организации, общественную активность или пассивность, действие и взаимодействие. исследованию политической системы. Впервые с системных позиций политическая жизнь была описана Дэвидом Истоном в 50-60-ее годы ХХ века. В работах «Политическая система» (1953 г.), «Передел политического анализа» (1965 г.), «Системный анализ политической жизни» (1965 г.) он обосновал свое видение теории политической системы, уподобив ее развивающемуся и саморегулирующемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды. Согласно его модели главные черты системного анализа политической системыможно представить так: 1.ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых распределяются ценности в обществе; 2.имеет «реагирующий» «саморегулирующий» потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения; 3.подвижный феномен, она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик; 4.это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды; 5.может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланса между «входящими» и «исходящими» факторами. Структура и функции политических систем.

Как уже было отмечено ранее, наиболее полное представление о структуре политической системы общества дает структурно-функциональный подход, который представляет ее в виде следующих подсистем (элементов): институциональная, коммуникативная, нормативная, идеологическая и культурная.

Анализ вышеперечисленных подсистем показывает, что ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество и представляет собойполитическую организацию общества.


 



Дата: 2019-11-01, просмотров: 350.