Характеристика нарушений зрения у детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Кдетям с нарушением зрения относятся:

· слепые (незрячие) с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зре­нием, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видя­щем глазу;

· слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

· дети с косоглазием и амблиопией.

Слепота — наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты централь­ного зрения или сужения поля зрения, или нарушения других зри­тельных функций. По степени сохранности остаточного зрения различают абсо­лютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощуще­ния. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность фиксировать пальцы вбли­зи лица, воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии.

Остаточное зрение характеризуется:

неравнозначностью взаимодействия различных зрительных фун­кций и несоответствием их параметров;

неустойчивостью зрительных возможностей и снижением ско­рости и качества переработки информации;

наступлением быстрого утомления из-за снижения функцио­нальных возможностей зрения.

Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожден­ная слепота чаще всего является следствием повреждений или забо­леваний плода в период внутриутробного развития.

Слабовидение — это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05—0,2 или выше - 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при это глазное заболевание прогрессирует.

Слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, разным уровнем их сохранности и возможности взаимной компенсации, степенью выраженности патологии. В отличие от остаточного зрения слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора кок ведущего в познании окружающего мира. Этоглавная особенность, отличающая слабовидение от остаточного зрения.

Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока.

Косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее, или сходящееся, и наружное, или расходящееся, косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70—80 % случаев сочетает­ся с дальнозоркой рефракцией.Расходящееся косоглазие сопровождается примерно в 60% слу­чаев близорукой рефракцией. Есть основание полагать, что близо­рукость может быть одним из факторов, способствующих возник­новению расходящегося косоглазия.

Косоглазие бывает односторонним (монолатеральным) - ко­сит постоянно один глаз — и двусторонним (альтернирующим) — попеременно косят оба глаза. При альтернирующем косоглазии зре­ние, как правило, достаточно высокое и одинаковое в обоих гла­зах. Постоянное косоглазие сложнее альтернирующего (то косит, то не косит), так как при нем в результате постоянного отклоне­ния одного глаза, при отсутствии фузии (слияния двух изображе­ний) довольно быстро развивается амблиопия.

Нарушение слияния двух изображений в одно может возник­нуть вследствие усиленной (при дальнозоркости) или ослаблен­ной (при близорукости) аккомодации и связанной с ней конвер­генции (сведение осей глаз). Такое косоглазие называется аккомодационным, а все другие формы содружественного косоглазия — неаккомодационными. При аккомодационном косоглазии в 25—40% случаев, ношение очков приводит к симметричному положению глаз. Неаккомодационное косоглазие требует длительного комплекса лечения, включая оперативное вме­шательство. Успех в этом случае зависит от времени выявления косоглазия, степени амблиопии и начала восстановительного ле­чения. Чем раньше оно начато, тем больше возможностей для по­лучения положительных результатов.

Термином «амблиопия» обозначают такие формы поражения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефрак­ционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие, или страбизм, — не параллельность оптичес­ких осей глаза, при этом в 85—90 % случаев косоглазия наблюда­ется разная степень снижения зрения, т. е. появление амблиопии.В зависимости от степени понижения остроты зрения различа­ют амблиопию слабой (острота зрения 0,8—0,4), средней (острота зрения 0,3—0,2), высокой (острота зрения 0,1—0,05) и очень вы­сокой (острота зрения 0,04 и ниже) степени.

Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, об-скурационная, рефракционная, истерическая.Понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но правильно осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу.

7.8. Содержание специальных коррекционных занятий с дошкольниками с нарушениями зрения

 

В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.

При организации и планировании работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, использует экспериментальные и авторские материалы.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) / Под ред. Л.И.Плаксиной / тифлопедагог проводит специальнве коррекционные занятия следующих видов:

· развитие зрительного восприятия

· ориентировка в пространстве

· социально-бытовая ориентировка.

Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, закрепляющий, обобщающий характер.

Развитие зрительного восприятия

Специальные коррекционные заня­тия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по ме­тодикам, разработанным Л.П.Григорь­евой и С.В.Сташевским; Л.И.Плаксиной; Л.П.Григорьевой, М.Э.Вернад­ской, И.В.Блинниковой, О.Г.Солнце­вой; Л.В.Рудаковой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из не­скольких этапов. На каждом этапе обу­чения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фикси­
ровать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других;
прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспри
нимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с разви­
тием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит
перед ними тифлопедагог (см. Коррек­ционные программы по развитию зри­
тельного восприятия).        

Занятия тифлопедагога по разви­тию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвя­заны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лече­ния ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на кор­рекционных занятиях используется соответствующий дидактический ма­териал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие за­креплению результатов аппаратного лечения зрения.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01—0,04), тифлопедагог проводит индивидуаль­ные занятия по развитию остаточного зрения.

Большое внимание на занятиях тиф­лопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизне­деятельности человека. Необходимо также дать детям пред­ставление об их собственных зритель­ных возможностях (как они видят без очков и в очках).

На занятиях по развитию зрительно­го восприятия тифлопедагог знакомит детей с. основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правиль­ной позы при выполнении графических упражнений, рассматривании картинок; умение правильно пользоваться допол­нительным освещением и т.д.).

Важнейшая задача — обучение де­тей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему по­мощи. Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружаю­щем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т.д.

Необходимо отметить роль словес­ной регуляции тифлопедагогом зри­тельного восприятия детей. Он направ­ляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и акти­визирует его. Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия — активное включение в процесс зрительного об­следования речи самих детей (обуче­ние их словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необхо­димо для осмысления детьми информа­ции, получаемой с помощью зрения, анализа ее, и осознанного использова­ния в различных видах самостоятель­ной деятельности.

Таким образом,, на специальных коррекционных занятиях.по развитию зри­тельного восприятия у детей формиру­ют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его по­мощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятиями других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это поз­воляет детям получать адекватные пред­ставления об окружающем их мире.

Ориентировка в пространстве

Обучение детей ориентировке в пространстве включает в себя несколько эта­пов. На каждом из них большое внима­ние уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предме­тов, с их чувственным восприятием. На первом этапе необходимо создать у де­тей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространст­венном расположении его частей; обу­чить их практической ориентировке «на себе». Задача второго этапа — дать детям представление о том, что_собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем про­странстве, то есть «от себя». Детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анали­зировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анали­заторов, объединять ее в единый об­раз и применять в практической ори­ентировке. Третий этап — обучение детей моделированию предметно-пространственных построений. Четвер­тый этап — обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Социально-бытовая ориентировка.

В курсе социально-бытовой ориен­тировки тифлопедагог активно ис­пользует сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружаю­щем и ориентироваться в пространст­ве на полисенсорной основе), форми­руются навыки предметно-практичес­кой деятельности. Дети учатся само­стоятельно выполнять необходимые действия с рациональным использова­нием нарушенного зрения и всех со­хранных анализаторов, контролиро­вать свои действия с помощью зрения и выполнять их без зрительного кон­троля, с помощью осязания.

Наглядный материал для занятий по со­циально-бытовой ориентировке подби­рается с учетом получения максимума разносторонней информации об изуча­емых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.), учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Полученные представления расши­ряются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах. В ряде случаев тифлопедагог проводит перед экскурсией специаль­ное предварительное ознакомление де­тей с теми предметами, которые будут затем наблюдаться на экскурсии. Эта необходимость вызвана низкими позна­вательными возможностями дошколь­ников с патологией зрения, их искажен­ным восприятием предметов на рассто­янии. Во время про­ведения экскурсий тифлопедагог по­стоянно направляет зрительное воспри­ятие дошкольников, предоставляет им возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью дру­гих анализаторов: осязания, слуха, обо­няния. Экскурсии в природу в разные времена года, как правило, проводятся без предварительной подготовки. Это обусловлено тем, что на такой экскур­сии можно вступить в непосредствен­ный контакт с изучаемыми объектами и явлениями, чувственно воспринять их. Позже на занятиях тифлопедагога представления, полученные во время экскурсии, закрепляются, расширя­ются.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социаль­но-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совер­шенствуются предметно-практичес­кие действия, формируются компен­саторные способы познания окружа­ющего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрос­лыми. Тифлопедагог выступает непо­средственным участником игры, акти­визируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.

Беседа — один из методов коррекционного обучения на занятиях по со­циально-бытовой ориентировке. При планировании беседы тифлопедагог учитывает, какие экскурсии были проведены по этой теме, с какими предметами дети познакомились, ка­кой наглядный материал изучали, ка­кие дидактические и сюжетно-ролевые игры были проведены.

В разделе курса по социально-бы­товой ориентировке «Ребенку о нем самом и окружающих людях» тифло­педагог формирует у каждого ребенка адекватные представления о нем самом: о функциональном значении различных органов, о сенсорных воз­можностях, о внешнем облике и т.п.

Таким образом, на специальных кор­рекционных занятиях по социально-бы­товой ориентировке у детей формиру­ются понимание своих сенсорных воз­можностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентировать­ся в простейших бытовых и социальных ситуациях. В дальнейшем это поможет детям выбрать доступную и интересную для себя деятельность, реализовать свои возможности, безболезненно интегри­роваться в современное общество.

 

7.9. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечебно-восстановительной работой

 

 Коррекционная работа и комплексный лечебно-восстанови­тельный процесс осуществляются на основе максимального сбли­жения медицинских и педагогических средств коррекции. Направ­ленное обучение и воспитание строится на основе пропедевтичес­ких курсов, предусматривающих формирование навыков и уме­ний пользоваться неполноценным зрением и компенсаторными формами ориентации, развитие которых идет за счет сохранных анализаторов, речи и мышления.

Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения (выделение формы, цвета, величины и пространственного поло­жения предметов) для развития зрения и зрительного восприятия. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Использу­ются такие дидактические игры, как «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, ри­сунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое».

В пе­риод плеоптического лечения детям младшего возраста рекомен­дуется использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушка­ми-вкладышами, «Собери башенку», «Со­бери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку». Применяются игрушки со световым и цветовым эффектом, привлека­ющие детей своей занимательностью. Такие игры привносят в ле­чебный процесс элементы непроизвольного интереса ребенка, что усиливает их лечебный эффект. При этом глаз упражняется в выделении цветовой насыщенности, усиливаются цветоразличительные способности зрения.Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зави­симости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изоб­ражения для занятий даются более крупные, а по мере повыше­ния остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мел­кие предметы не должны быть менее 2 см: у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук и им трудно рабо­тать с очень мелким материалом. Каждый педагог, если ему известно состояние детей и реко­мендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях.

Зная зрительные возможности детей, педагоги должны целенап­равленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечеб­но-восстановительной работы.

Большое значение в организации работы по развитию зритель­ного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидактиче­ский материал, которые педагоги используют на занятиях. Они дол­жны быть лаконичны и понятны детям, выполнены яркими, кон­трастными, насыщенными цветами. Показ наглядных пособий сле­дует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визу­альные признаки предметов и явлений окружающего мира.

На занятиях по изобразительной деятельности следует учить детей выделять признаки предметов, чтобы они затем смогли бо­лее точно отобразить их в своих рисунках.Психофизические мето­ды восстановления зрения (светостимуляция, представление изоб­ражений на световом табло и др.) сочетаются с психолого-педаго­гическими методиками.

К примеру, на занятиях по математике формируются понятия широкое — узкое, длинное короткое; можно предложить детям в зависимос­ти от величины объекта (машины, гусеницы, ослика) нарисовать для него дорожку соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с таким заданием, пред­лагается из набора лент выбрать ленты соответствующей ширины. В подобных заданиях упражняется зрение, и таким образом усиливается результат лечебно-оздоровительной работы.

По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от пери­ода восстановительного лечения, педагоги используют различные дидактические игры и упражнения для активизации остроты зре­ния, стимуляции сетчатки глаза, глазодвигательных функций. Так, в период плеоптического лечения, направленного на повышение зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д.

 Большое внимание, особенно перед началом лечения на меди­цинских аппаратах, педагоги уделяют подготовительным упраж­нениям, которые они проводят совместно с медицинскими сест­рами. Так, при исправлении косоглазия на ортоптическом прибо­ре «Синаптофор», детей предварительно знакомят с изображени­ями, используемыми на приборе, а затем предлагают игры: «Под­бери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению си­луэт». Используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое.

В период выработки стереоскопического зрения особенно эф­фективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», «Прокати шар в ворота», а также игры с различными конструкторами, мозаика­ми. При игре упражняются глазомерные функции. Дети учатся со­измерять по величине предметы, определить расстояние между объектами. Большие возможности для упражнения зрительных фун­кций в определении расстояния, удаленности предмета, протя­женности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска.

В ходе занятий и игр происходит повышение общей функцио­нальной активности и различительной чувствительности зритель­ной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, уп­ражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стреоскопичности видения в условиях изменения насыщен­ности и интенсивности цвета и размера стимула дает хорошие ре­зультаты в развитии зрительных функций.







Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.