Особенности организации воспитания и обучения детей со сложными и множественными нарушениями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для ряда детей со сложным дефектом какие-либо виды по-настоящему специализированной поддержки вообще отсутствуют, например, для глухих детей с на­рушениями опорно-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нарушениями, для детей с соматическими наруше­ниями и нарушениями зрения и слуха. Для большинства лиц со сложным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы и после школы.

Вместе с тем, для отдельных категорий детей со сложным де­фектом образуются новые службы и виды поддержки, которые могут рассматриваться как пробная модель, возможная для ис­пользования при развитии системы. В наиболее продвинутом по­ложении по организации специальной помощи некоторым кате­гориям детей со сложными нарушениями находятся отдельные учреждения в системе Минсоцзащиты РФ.

В детском доме слепоглухих детей (г. Сергиев Посад Москов­ской обл.) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха дошкольного и школьного возраста. В детском доме проводится работа в направлении поисков новых перспективных профилей трудового обучения (изготовление мягкой игрушки, керамика, декоративное ткачество и др.).

В учреждении содержатся: полностью слепые и слепые с остаточным зрением с остротой зрения от светоощущения до 0,04; слабовидящие с остротой зрения от 0,05 до 0,2 включительно, с коррекцией стеклами на лучше видящем глазу и с более высокой остротой зрения, при дополнительных нарушениях (например, с резким сужением поля зрения) или при неблагоприятном прогно­зе (например, при синдроме Ушера); глухие, а также слабослышащие дети с потерей слуха, при ко­торой ребенок не может воспринимать связную речь на ухо с по­мощью слуховой аппаратуры.

Специальные задачи учреждения состоят: в формировании познавательной и практической деятельности детей; формировании пространственной ориентировки; формирование и развитие словесной речи в различных формах; включении слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение, обучении доступной профессии.Наряду со специальными ставятся общие задачи: общеобразовательная подготовка детей; трудовая подготовка детей; нравственное воспитание; умственное развитие; физическое развитие.

Воспитание и обучение проводится по учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекционной педагогики(г. Москва) и в детском доме, предусматривающим учебные занятия в классе и внеклассные занятия. Используются специальные технические средства: звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих.

Слепоглухонемые дети самостоятельно не стремятся исследовать, познавать окру­жающий мир. При воспитании слепоглухонемых детей нужно направить их интерес на поиск и изучение предметов, которые необходимы в повседневной жизни, в быту.Формирование интереса слепоглухонемого ребенка к окружающим его предметам возможно в условиях совме­стной деятельности с воспитателем.

Совместная деятельность в воспитании слепоглухо­немых детей необходима, т. к. обычным способом, которым пользуются нормальные дети, — подражанием, они воспользоваться не могут. Тесный телесный контакт в процессе совместной деятельности дает возможность, ребенку приобщиться к жизни окружающего мира. На основе таких впечатлений формируется личный опыт ребенка. Описанный метод называется «Рука в руке»

Особое внимание обратить на жесты, так как именно они необходимы детям, лишенным зрения и слуха; с их помощью они могут осуществить контакт с окружающими людьми, показать свои желания, выра­зить свое отношение к миру. На ранних этапах обучения и воспитания слепоглухонемых детей жестовая речь является главным и пока единствен­ным средством «связи» между ребенком и окружающи­ми людьми. Усвоенные ребенком жесты, появление но­вых свидетельствуют о том, что у малыша возникает и постепенно становится все более и более отчетливым желание общаться, т.е. потребность в речи.

Когда ребенка обучают словесной речи в дактильной форме, то, безусловно, бывает непросто показать и закре­пить в его сознании связь между словом и предметом или действием. Именно поэтому необходимо использовать при обучении жесты. После каждого дактильного слова учитель использует соответствующие жесты, вызывая тем самым в сознании ребенка определенные ассоциации.

Жестовая речь не является средством, значительным образом влияющим на динамику умственного развития слепоглухонемых детей. Только владение словесной речью, в дактильной форме, позволяет совершенствовать интел­лектуальное развитие. В процессе обучения детей, ли­шенных слуха и зрения, основной задачей педагогов является формирование словесной речи.

Обучение словесной речи в дактильной форме требу­ет овладения ребенком определенной техники, при которой пальцы рук складываются в зависимости от изоб­ражаемого дактильного знака.

После полного изучения слова, ребенок самостоятельно повторяет слова целиком. В даль­нейшем это формирует умение воспринимать связную дактильную речь другого человека.

В процессе обучения у детей формируется необходи­мый словарный запас, который позволяет достаточно свободно оперировать различными понятиями. Это дает возможность не только свободно общаться между собой, но и усваивать новую информацию, связанную с различ­ными учебными курсами.

Безусловно, в процессе началь­ного обучения дактилъной речи учитель должен избе­гать использования малоупотребительных слов. В процессе обучения слепоглухонемых детей педаго­гу следует обратить внимание на следующую классифи­кацию учебного материала.

При обучении слепоглухонемых детей в условиях школы-интерната практически всегда в помещениях, где живут и учатся дети, помещают различные письменные таблички, индивидуальные словари и схемы. Ребенок может использовать таблички, на которых изложена определенная просьба или утверждение.

Обучение звуковой речи должно происходить только тогда, когда ребенок в определенной степени освоил речь дактильную.

При обучении звуковой речи необходимо обратить особое внимание на положение органов речеобразующего аппарата. Для это­го используются специальные муляжи контура губ. Ре­бенок должен запомнить, как располагаются губы при произнесении тех или иных звуков.

Чтобы научить ре­бенка фиксировать язык в нужном положении, педагог должен обработать руки спиртом и зафиксировать язык и губы ученика. Можно использовать спе­циальные инструменты (шпатели). При обучении детей звуковой речи следует дать ребенку возможность ощущить вибрацию голосовых связок. Овладеть пись­менной речью ребенок может благодаря рельефно-точечному шрифту Брайля. Если ребенок обладает остаточным зрением, то возможно использование и плоскопечатных букв.

В процессе подготовки детей к письменной речи следует использовать занятия лепкой и ручным трудом, что позволяет подготовить руки ребенка сначала к восприятию брайлевского алфавита, а в дальнейшем к чтению и письму.

Когда детей обучают элементам письма, на помощь также приходят различные технические средства. Не­редко пытаются сформировать связь брайлевского шриф­та с расположением клавиш пишущих машинок для слепых. Но это имеет ряд сложностей, так как у слепоглухонемых детей моторика рук развита сравнительно слабо. В результате слепоглухо­немые дети устают очень быстро. К тому же нельзя забывать, что детям нелегко осуществлять контроль за процессом написания брайлевских знаков, ведь они очень незначительны по величине. Для того чтобы сформировать у ребенка осязательные (тактильные) образы знаков-букв, используется «Тактиль­но-визуальный брайлевекий тренажер I». Регулярные занятия на этом устройстве также способствуют разви­тию тактильной дифференцировки, т. е. ребенок учится отличать один знак от другого.

 

 

Список литературы

 

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002.
  2. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.
  3. Выготский Л. С. Собрание соч. в шести томах. - Т.5. – М, 1983.
  4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.
  5. Дети с отклонениями в развитии./автор-составитель Н.Д. Шматко. –М., 2001.
  6. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни/Сост. Г.А. Тварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М., 2001.
  7. Дошкольное воспитание аномальных детей/Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.
  8. Исенина Е.И. Дословесная коммуникация у глухих и слабослышащих детей //Дефектология. – 1984. - №6.
  9. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М., 1999.
  10. Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. – Л., 1979.
  11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.
  12. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. – М., 2000.
  13. Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей //Дефектология. – 1995. - №1.
  14. Шматко Н.Д. Педагогическое исследование слуха у детей 1,5 – 3 лет.//Дефектология. – 1990. - №2.
  15. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… - М., 1995.
  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

 

Раздел 7. Тифлопсихология и тифлопедагогика

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 233.