Современное понятие психодиагностики. Принципы диагностики. Процедура психологического обследования ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дошкольная психодиагностика возникла относительно недавно и находится еще в стадии становления. В современной психологии цель психодиагностики характеризуется как фиксация и описание в упорядоченном виде психологических различий между людьми и группами, объединенными по каким-нибудь признакам.

Предметом дошкольной психодиагностики как теоретической дисциплины выступает разработка принципов методов и процедур постановки психологического заключения. Существенными признаками дошкольной психодиагностики выступает ориентированность на исследование личности (или группы), в поведении, деятельности которой наблюдаются отклонения, недостатки с целью осуществления коррекции, оказания помощи в их преодолении.

В отечественной специальной психологии дифференциальная диагностика строится на основе комплексного психолого-педагогического и клинического изучения ребенка.Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе детского развития изучения сознательной ситуации развития ребенка, рассмотрения последовательности формирования иерархии деятельности и психологических новообразований.

Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом.

Современная диагностика нарушений развития детей учитывает ряд принципов.

Один из основных принципов диагностики аномального развития – комплексный подход – означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка. Обследование охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Следовательно, непосредственно психолого-педагогическое изучение составляет лишь часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка.

Следующим важным положением современного подхода диагностике аномального развития в целях определения путей коррекционного обучения является принцип целостного системного изучения ребенка.

Целостный системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в психическом развитии, т.е. взаимосвязанную систему нарушений – первичных, вторичных и т.д.

Принцип динамического изучения опирается на концепцию Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития – актуального и зоны ближайшего развития.

Актуальный уровень умственного развития – это запас знаний и умений, который сформировался у ребенка к моменту исследования на основе уже созревших психических функций. То, что ребенок может сделать в сотрудничестве со взрослым, характеризует динамику развития и «обучаемость» ребенка. Это, по мнению Л. С. Выготского совпадает с его зоной ближайшего развития.

Таким образом, истинным критерием для определения уровня умственного развития ребенка и будет определение его «зоны ближайшего развития», т.е. установление факта, сможет или не сможет он выполнять данное задание с помощью экспериментатора и, усвоив приемы, показанные ему в процессе обучения, самостоятельно использовать их при необходимости выполнить аналогичное задание (осуществление переноса усвоенного способа действия на аналогичное задание).

 С помощью диагностического «обучающего эксперимента» исследуется не актуальный уровень умственного развития ребенка, а оцениваются его потенциальные возможности в отношении овладения новым способом умственных действий.

Это и определяет обучаемость – один из трех основных критериев, позволяющих определить тот или иной образовательный маршрут ребенка, т.е. выбор дальнейшего места обучения ребенка. Другими двумя критериями являются адекватность поведения в процессе обследования и критичность ребенка по отношению к результатам решения диагностических задач.

В отечественной психологии признана определенная последовательность этапов развития, которые не могут опережать друг друга. Существует возрастная периодизация, на которую необходимо ориентироваться при изучении развития ребенка. Поэтому при организации условий и методов диагностического обследования следует учитывать принцип возрастныхособенностей детского развития.

Принцип качественного анализа данных получаемых в процессе психологической диагностики включает в себя изучение отношения испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер ошибок, отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить как уровень его психического развития, так и его личностные особенности.

Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных. Но тем не менее, в дефектологии чаще всего используется качественная оценка, которой придается гораздо большее значение, чем количественной.

Этапы диагностики.Диагностика нарушений развития ребенка состоит из нескольких этапов и проводится по схеме с использованием клинических методов (изучение анализа, соматического, неврологического, психологического статуса), которые дополняются психолого-педагогическими характеристиками об особенностях развития ребенка и экспериментально-психологическими пробами.

Процедура психологического обследования может быть представлена как построение и проверка соответствующей гипотезы, получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала.

Этот процесс может иметь следующую структуру (Ю.З. Гильбух).

1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного ребенка.

2. Осознание возможных его причин.

3. Анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине.

4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

5. Проверка предположения путем анализа всей совокупности имеющихся данных. Если первоначальная гипотеза не получила подтверждения, она отбрасывается и вместо нее выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и 5-й этапы.

Фиксация данных может осуществляться в специальном документе - психодиагностограмме, в которой отражаются выбор и проверка той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток.

 

1.10. Принципы, содержание и методы организации психологической коррекционно-развивающей работы

 

Психологическая коррекция — важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека. Психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний познавательных процессов и действий человека. Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.

В работе психолога образования коррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное.

Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется следующими принципами:

Принцип нормативности развития учета основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка. Этот принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста. Принцип «сверху вниз» требует поставить в центр внимания психолога «завтрашний день развития» ребенка, а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития личности. Исходя из этого коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста; носить опережающий предвосхищающий характер. Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе. Деятельностный принцип коррекции задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка и формирование обобщенных способов его ориентировки в различных отношениях. Такое формирование должно осуществляться путем организации деятельности ребенка, предполагающей, в свою очередь, целенаправленное изменение социальной ситуации его развития.

Содержание и методы психокоррекционной работы

Выбор методов психокоррекционной работы обусловлен состоянием объекта коррекции, а также состоянием предмета коррекции. Объекты психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям, а предмет коррекции — та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.