Основным правом человека международное сообщество признает право на жизнь, реализация которого обеспечивается системой других прав, принадлежащих человеку. Одним из них является право каждого как члена общества на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, старости, вдовства, или иного случая утраты средств существования по обстоятельствам, не зависящим от человека. Данное право закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966 г.), ратифицированном СССР, в Европейской социальной хартии, в Конституции Российской Федерации (ст. 39).
Конституция закрепляет, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К числу гарантий, обеспечивающих указанные условия, относятся: охрана труда и здоровья людей; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан; развитие систем социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ст. 7).
Реализация обязательств государства, установленных на конституционном уровне, обусловливает необходимость создания и обеспечения функционирования в стране соответствующей системы, экономически и юридически гарантирующей право на социальное обеспечение.
В соответствии со ст.12 Европейской социальной хартии (ратифицирована Федеральным законом от 34 июня 2009 г. № 101–ФЗ) государства обязуются: создать или поддерживать систему социального обеспечения; поддерживать такую систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, по меньшей мере, равном такому, который требуется для ратификации Конвенции № 102 Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения; добиваться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень.
К числу сущностных признаков данной системы следует отнести: во-первых, государственный характер способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения (экономическая гарантия); во – вторых, законодательное закрепление видов социального обеспечения и перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для их предоставления; в – третьих, закрепление в нормах права круга лиц, подлежащих обеспечению, и условий его предоставления; в-четвертых, установление гарантированного государством социального стандарта обеспечения.
Названные выше сущностные признаки связаны с выполнением системой социального обеспечения, прежде всего, экономической функции, призванной обеспечить человеку определенный социальный комфорт и восстановить статус полноценного члена общества. Система служит определенным инструментом для решения государством одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которое не является следствием неравенства производительности труда и эффективности экономической деятельности.
В целях более справедливого распределения национального дохода (валового внутреннего продукта) в начале ХХ века во всех странах получает развитие политика перераспределения доходов, основным звеном которой как раз и являются системы социального обеспечения. Таким образом, социальное обеспечение как системное явление – это, прежде всего, категория экономическая. В то же время, политика перераспределения доходов населения через систему социального обеспечения реализуется государством посредством правового механизма, закрепляющего: 1) организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения; 2) порядок образования соответствующих финансовых источников и их правовой статус; 3) системы управления социальным обеспечением; 4) круг лиц, подлежащих социальному обеспечению, виды обеспечения и условия их предоставления; механизм защиты нарушенного права. Следовательно, социальное обеспечение как система – это и правовая категория.
Определения социального обеспечения как реально существующего общественного явления законодателем не дано; нет единства взглядов ученых и в науке права социального обеспечения[1]. Это объясняется тем, что данное явление многоаспектно и любое данное ему определение не может быть универсальным, поскольку неспособно в форме дефиниции одновременно охватить все его сущностные признаки и функции. Если абстрагироваться от частностей, то в самом общем виде можно предложить следующее определение.
Социальное обеспечение – это система экономических и правовых мер, принимаемых государством с целью перераспределения валового внутреннего продукта посредством предоставления гражданам в случаях наступления социальных рисков материальных благ для выравнивания их личных доходов и поддержания полноценного социального статуса, за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом и государством.
Ряд ученых, давая определение социального обеспечения, понимают под ним систему общественных отношений, «складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и не страховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и не страховых случаев»[2]. Однако без установления государством приемов и способов перераспределения валового внутреннего продукта на цели социального обеспечения через гарантированную государством систему экономических и правовых мер нет предпосылок для возникновения общественных отношений. Следовательно, система экономических и правовых мер первична, а система общественных отношений вторична, поскольку указанные меры реализуются через общественные отношения. Рассмотрение понятия социального обеспечения через призму общественных отношений указывает на то, что в этом случае акцентируется внимание только на правовом аспекте данного явления. Такой подход также важен – он позволяет выявить правовую природу отношений, посредством которых реализуются задачи системы, связанные с ее управлением, финансированием, предоставлением населению тех или иных видов социального обеспечения, и обосновать их различную отраслевую принадлежность. Так отношения, возникающие в связи с управлением системой, регулируются нормами административного права; финансированием – нормами финансового права, а общественные отношения по поводу предоставления гражданам различных видов социального обеспечения – нормами права социального обеспечения[3].
Понятие социального обеспечения в правовом аспекте дает основание для вывода о том, что совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере функционирования системы социального обеспечения, представляет собой в системе права относительно самостоятельное межотраслевое комплексное образование. Данная учебная дисциплина изучает только те из них, которые образуют самостоятельную отрасль – право социального обеспечения.
В юридической и учебной литературе часто можно встретить противопоставление таких общественных явлений как «социальное обеспечение» и «государственное социальное страхование», либо обоснование того, что социальное страхование не что иное, как подотрасль права социального обеспечения. Как первое, так и второе утверждение ничего общего не имеют с реальной действительностью. Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно – правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование[4]. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.) относит к социальному обеспечению системы социального страхования, как установленные государством, так и контролируемые государственными органами или проводимые в «соответствии с установленными нормами как результат совместных действий предпринимателей и рабочих» (ст.6). Следовательно, «социальное страхование» – один из элементов государственной системы социального обеспечения, отражающий дифференциацию в социальном обеспечении работающих (либо работавших в прошлом) по сравнению с теми, кто получает обеспечение «как член общества» независимо от участия в общественно полезной деятельности. Дифференциация касается способов формирования финансовых источников, за счет средств которых обеспечиваются застрахованные; организации управления системой социального страхования; оснований, видов и размеров обеспечения.
В последнее время все большее распространение, как в зарубежных странах, так и внутри страны получают такие термины, как «социальная защита населения» и «социальное право»[5].
В Докладе МОТ «О социальной защите в мире 2014/15: обеспечить экономическое восстановление, инклюзивное развитие и социальную справедливость» констатируется, что социальная защита позволяет реализовать право человека на социальное обеспечение и является ключевым элементом разумной экономической политики. Социальная защита – это мощный фактор, способствующий сокращению масштабов бедности, социальной изоляции и неравенства и одновременно укрепляющий политическую стабильность и социальную сплоченность. Социальная защита, точнее говоря минимальные уровни социальной защиты, говорится в Докладе, необходимы для экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости, и эти параметры должны стать частью программы развития на период после 2015 года[6].
Научное определение социальной защиты, наиболее емкое по содержанию, предложено В.Ш. Шайхатдиновым: «это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан»[7].
Обращает на себя внимание непоследовательность автора, которая заключается в том, что с одной стороны, «социальная защита» - это система общественных отношений, следовательно, регулируемых правом, а с другой стороны в определении речь идет уже о «деятельности государства, органов местного самоуправления…». Учитывая, что деятельность любых органов государства и местного самоуправления может осуществляться только в правовой форме, очевидно некорректно для обозначения одного и того же явления «социальной защиты» использовать разные термины («общественные отношения» и «деятельность»). Однако с принципиальной позицией ученого, охватывающего термином «социальная защита» такой широкий круг общественных отношений, связанных единой целью – обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения, нельзя не согласиться. При этом необходимо отметить, что указанный выше перечень отношений, которым присущ социальный компонент, далеко не исчерпывающий, он присутствует и в отношениях по охране правопорядка, защите прав и свобод граждан. Это объясняется тем, что для права в целом характерны те направления воздействия на общественные отношения, посредством которых реализуются основные функции государства, в частности, такие как социальная и защитная. Поэтому право в целом – явление социальное. Автор прав и в том, что «социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, а социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия»[8]. Поскольку В.Ш. Шайхатдинов не посягает на такую отрасль как «право социального обеспечения» и не подвергает сомнению ее состоятельность, высказанная им точка зрения заслуживает поддержки и может получить дальнейшее развитие и конкретизацию.
В то же время, в науке права социального обеспечения изложены и иные выводы о соотношении понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита», суть которых в том, что «социальное обеспечение» на современном этапе развития уже трансформировалось в совершенно новое явление – социальную защиту, а право социального обеспечения – соответственно в социальное право[9]. Давая правовую оценку такой позиции, следует сказать, что сам законодатель, очевидно, процесса такой трансформации «не заметил», поскольку официально не заменил соответствующие термины и понятия, используемые в законодательстве о социальном обеспечении, не внес он изменений и в систему законодательства. Не соответствует действительности утверждение и о появлении в системе российского права новой отрасли – социального права, у которой есть собственный предмет, метод и система.
Правомерность введения в оборот такой общеправовой научной категории как «социальная защита» не может подвергаться сомнению, поскольку позволяет методом научной абстракции выделить из громадного комплекса общественных отношений, регулируемых правом, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения, либо в содержание которых включается наряду с другими правами право человека на социальную защиту. Следовательно, в правовом регулировании большинства общественных отношений присутствует «социальный компонент». Однако в одних случаях гарантированность социальной защищенности человека – это основная цель правового регулирования (например, в общественных отношениях по социальному обеспечению), а в других она сочетается с иными, не менее важными целями (например, в сфере правового регулирования наемного труда). Поэтому В.Ш. Шайхатдинов прав, когда обращает внимание на то, что понятию социальной защиты присущ межотраслевой характер.
Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства. Говорить же о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социально – экономическую систему социальной защиты населения преждевременно, поскольку общественная практика не дает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности системы социального обеспечения обществом полностью не исчерпаны. Нет убедительных оснований и для того, чтобы рассматривать общественные отношения, в содержании которых присутствует «социальный компонент», в качестве единого предмета регулирования. «Межотраслевое многообразие» таких отношений объективно исключает возможность их объединения в единый предмет регулирования некоей многофункциональной отрасли, например, социального права.
Вопрос о социальном праве поднимался еще в рамках советской правовой науки, но не находил положительного ответа. На современном этапе проблема социального права вновь приковывает к себе внимание как отечественных, так и зарубежных ученых, однако единства взглядов не наблюдается. Одни из них рассматривают социальное право в качестве основной самостоятельной отрасли, другие в качестве комплексного правового образования[10]. В настоящее время термин «социальное право», будучи более благозвучным и удобным, используется часто на практике вместо термина «право социального обеспечения».
Дата: 2019-11-01, просмотров: 221.