ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра фармации
Бидарова Ф.Н., Цахилова Е.Н.
Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов 2 курса по экономическим основам фармацевтической деятельности, специальность «Фармация» (код специальности 060108).
Владикавказ-2012
Утверждено на заседании ЦКУМС № протокола от « » 2012 г.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов 2 курса (3 семестра) фармацевтического факультета Северо-Осетинской государственной медицинской академии по экономическим основам фармацевтической деятельности.
Составители:
Зав. кафедрой фармации гБоу впо согма
минздравсоцразвития России,
доц., к.ф.н. Бидарова Ф.Н.
Ассистент кафедры фармации гБоу впо согма
минздравсоцразвития Росси,
к.ф.н. Цахилова Е.Н.
Рецензенты:
Зав.кафедрой гуманитарных, социальных
и экономических дисциплин,
д.м.н., профессор Аликова З.Р.
Доцент кафедры статистики и
экономического анализа
ФГБОУ ВПО «Горский ГАУ», к.э.н. Рубаева Л.М.
Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов 2 курса по экономическим основам фармацевтической деятельности.
(3 семестр)
Занятие №1.
I . Тема: «Фармацевтическая экономика – определение, область исследования. Общие и частные принципы фармацевтической экономики». Фармацевтическая экономика – определение, область исследования. Общие и частные принципы фармацевтической экономики.
2.3начимость изучаемой темы.
Фармацевтическая экономика занимается познанием и регулированием важнейших процессов хозяйственной жизни на фармацевтическом рынке. Процесс познания не завершен и сейчас, поэтому считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности в сфере обращения лекарственных средств, можно лишь познакомившись с основами и особенностями фармацевтической экономики.
Содержание изучаемой темы по программе.
Основные термины и определения экономики, фармацевтической экономики. Общие и частные принципы фармацевтической экономики.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Дайте определение понятиям «экономика», «макро- и микроэкономика», «фармацевтическая экономика»
2. Что подразумевается под общими принципами экономики.
3. Укажите объекты исследования «макро- и микроэкономики».
4. Общие и частные принципы фармацевтической экономики.
5. Характеристика субъектов фармацевтической микроэкономики.
6. Укажите основные качественные параметры микроэкономики.
7. Что подразумевается под базовой формой собственности.
8. Что подразумевается под организационно-правовым статусом предприятия.
9. Дайте их краткую характеристику.
5. Цель занятия: Уяснить основные понятия об экономике и фармацевтической экономике, принципах экономической науки, общих и частных принципах фармацевтической экономики.
Студент должен знать; 1. основные понятия экономики, фармацевтической экономики; 2. общие и частные принципы фармацевтической экономики. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1. различать микро- и макроэкономические характеристики; 2. характеризовать субъекты фармацевтической микроэкономики 3. определять формы собственности. - подготовить сообщение по теме «Фармацевтическая экономика – определение, область исследования. Общие и частные принципы фармацевтической экономики». | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №1. 4. Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1.
Экономика – это…………………
Макро-экономика - ………………….
Микро-экономика -………………………….
Задание 2.
1. Общие принципы экономики:
2. Частные принципы экономики:
Задание 3.
Во второй половине 90-х годов потребление лекарств на душу населения в России упало, а их цены увеличились. Для выяснения причин анализируем предложение лекарств.
Ответ:……………………
Задание 4.
Правительство предполагает увеличить государственные закупки и одновременно увеличить налоги, избежав при этом повышения уровня инфляции.
Ответ:……………………Изучить нормативные материалы, регламентирующие деятельность органов фармацевтической информации.
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
Ведущие принципы экономики
а) единства микро- и макроанализа, взаимодействия теории и практики
б) взаимодействия теории и практики, реального историзма, единства микро
и макроанализа
в) логический, системный, реального историзма
г) рыночный, реального историзма, системный
2. Изучением проблем воспроизводства, условий макроэкономическогоравновесия, роли и средств государственного регулирования экономики и проблем экономического роста занимается
а) социология
б) макроэкономика
в) микроэкономика
г) история
д) философия
3. Изучением экономических проблем, касающихся преимущественно первичных единиц - предприятий, фирм, отдельных отраслей и рынков, занимается
а) социология
б) макроэкономика
в) микроэкономика
г) история
д) философия
Экономическая система – это
а) совокупность отношений товарного обмена
б) механизм взаимодействия покупателей и продавцов
в) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих
в нем отношений собственности (или имущественных отношений) и организационных форм
г) сфера обмена внутри страны или между странами, связывающая между собой потребителей и производителей продукции
Занятие №2.
I . Тема: «Фармацевтический рынок: структура, объекты, субъекты. Отраслевые особенности, механизмы и принципы взаимодействия субъектов фармрынка».
2.3начимость изучаемой темы. Действие объективных экономических законов в условиях фармацевтического рынка ограничивают факторы, связанные с особенностями фармацевтической деятельности, особенностями взаимоотношений в цепочке продавец-покупатель, особенностями лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента как товаров. Поэтому в фармацевтической рынке не всегда полностью проявляются рыночные отношения.
Содержание изучаемой темы по программе.
Общая характеристика системы хозяйствования. Фармацевтический рынок.
Отраслевые особенности фармацевтического рынка. Основные понятия,
связанные с предприятием и фирмой, как основной микро-единицы
рыночной экономики.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Дайте характеристику понятия «рынок».
2. Основные характеристики рынка.
3. Дайте характеристику понятия «фармацевтический рынок».
4. Отраслевые особенности фармацевтического рынка.
5. Факторы, связанные с особенностями фармацевтической деятельности.
6. Социальная ориентация фармацевтического рынка.
7. Особенности продукции на фармацевтическом рынке.
8. Субъекты фармацевтического рынка.
9. Механизмы и принципы взаимодействия субъектов фармацевтического рынка.
5. Цель занятия: Изучить отраслевые особенности фармацевтического рынка. Усвоить основные понятия и структуру фарм. Рынка. Рассмотреть объекты и субъекты фармацевтического рынка , механизмы и принципы взаимодействия связанные с предприятием и фирмой, как основной микро-единицы рыночной экономики.
Студент должен знать; 1. характеристику системы хозяйствования, структуру фармацевтического рынка; 2. отраслевые особенности фармацевтического рынка, как основной микро-единицы рыночной экономики; 3. механизмы и принципы взаимодействия субъектов фармацевтического рынка; | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1. определять отраслевые особенности фармацевтического рынка; различать формы собственности; 2 .определять субъектов фармацевтического рынка; 3. определять механизмы взаимодействия субъектов фармацевтического рынка; применять на практике полученные знания. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №2. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Дать определение отраслевым особенностям фармацевтического рынка:
Задание 2. Формы собственности:
Задание 3. Субъекты рынка
Задание 4. Объекты рынка
Задание 5. Механизмы взаимодействия субъектов фармацевтического рынка.
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
РЫНОК – ЭТО
1) система отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи (обмена) товаров, услуг
2) передача информации рыночным субъектам о количестве, ассортименте благ
3) очищение общественного производства от неэффективных хозяйственных единиц
4) комплекс институтов, выполняющих роль посредников и берущих на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного кругооборота между рыночными субъектами
Занятие №3.
I . Тема: «Особенности действия основных экономических факторов и потребительское поведение на фармацевтическом рынке».
2.3начимость изучаемой темы. Важнейшими категориями микроэкономики являются спрос и предложение конкретных товаров на отдельных рынках, которые подчиняются определенным закономерностям. В тоже время успех фирмы на рынке во многом определяется и тем, насколько точно и своевременно учитываются интересы потребителей.
3.Содержание изучаемой темы по программе. Особенности действия основных экономических законов и потребительское поведение на фармацевтическом рынке. Спрос на фармацевтическом рынке Особенности поведения потребителей и производителей на фармацевтическом рынке.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Особенности действия основных экономических законов в условиях фармацевтического рынка.
2. Спрос на фармацевтическом рынке. Величина спроса. Ценовые и неценовые детерминанты спроса.
3. Предложение на фармацевтическом рынке. Величина предложения. Ценовые и неценовые детерминанты предложения.
4. Закон спроса. Эластичность спроса.
5. Закон предложения. Эластичность предложения.
6. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
7. Особенности поведения потребителей на фармацевтическом рынке. Закон убывающей предельной полезности.
8. Теория поведения производителей. Закон убывающей доходности (отдачи).
5. Цель занятия: Изучить основные экономические законы действующие на фармацевтическом рынке, освоить особенности поведения потребителей.
Студент должен знать; 1. основные экономические законы, действующие на фармацевтическом рынке; 2.ценовые и неценовые детерминанты спроса; 3. ценовые и неценовые детерминанты предложения и их влияние на предложение; 4. особенности потребительского поведения на фармацевтическом рынке. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1. рассчитывать и анализировать коэффициенты эластичности; 2. строить и анализировать графики. - подготовить сообщение по теме Фармацевтический рынок: структура, объекты, субъекты. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №3. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Закон спроса……
Задание 2. Закон предложения…….
Задание 3. Равновесная цена………
Задание 4. Ценовые детерминанты спроса………..
Задание 5.Неценовые детерминанты спроса………
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
СПРОС – ЭТО
1) количество товаров и услуг, которое готов предоставить продавец покупателям
2) количество товаров и услуг, которое готов купить потребитель
3) количество товаров и услуг, которое готов предоставить производитель
4) разность между совокупной выручкой и совокупными издержками за определенный период времени
5) нет правильного ответа
Занятие №4.
I . Тема: «Аптека как субъект фармацевтического рынка»».
2.3начимость изучаемой темы. Особенностью фармацевтического рынка в отличие от рынков других товаров и услуг является то, что наряду с институциональными и конечными потребителями в его структуре имеется группа промежуточных потребителей. Государственное регулирование – это совокупность форм и методов государственного воздействия на экономическую систему в конкретных условиях, дополняющее действие рыночного механизма саморегулирования.
3.Содержание изучаемой темы по программе. Качественные и количественные параметры аптечной организации как экономического субъекта фармацевтического рынка. Нормативно-правовые акты, регламентирующие хозяйственную деятельность аптеки.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Определение аптеки как учреждения.
2. Характеристика качественных параметров аптеки.
3. Характеристика количественных параметров аптеки
4. Функции аптечных учреждений.
5. Основные направления государственного регулирования фармацевтического рынка.
6. Характеристика аптеки как учреждения здравоохранения.
7. Характеристика аптеки как учреждение торговли.
5. Цель занятия: Изучить основные качественные и количественные параметры аптечной организации. Освоить характеристику аптеки как учреждение здравоохранения и экономического субъекта фармацевтического рынка
Студент должен знать; 1. качественные и количественные параметры аптечной организации как экономического субъекта фармацевтического рынка; 2. основные нормативно-правовые акты, регламентирующие хозяйственную деятельность аптеки. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1.характеризовать аптеку как учреждение здравоохранения и как экономический субъект фармацевтического рынка - подготовить сообщение по теме «Механизмы и принципы взаимодействия субъектов фармацевтического рынка. Направления государственного регулирования». | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №5. 4. Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Аптека как учреждение здравоохранения -
Задание 2. Аптека как коммерческая организация -
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
1.Субъектами в сфере обращения лекарственных средств являются все, кроме :
а) Организации розничной торговли ЛС
б) Органы управления здравоохранением
в) Предприятия оптовой торговли ЛС
г) Производитель
2.Лицензирование фармацевтической деятельности определяется следующими нормативно-правовыми актами, кроме:
а) Положением о лицензировании производства лекарственных средств
б) Положением о лицензировании фармацевтической деятельности
в) ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
г) ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Занятие №5.
Занятие №6.
I . Тема:. Цена: понятие, виды, классификация. Состав и структура
цен».
2.3начимость изучаемой темы. В условиях развития рыночных отношений большое значение приобретает использование маркетинговых и экономических инструментов в деятельности фармацевтических организаций.
Достижение высокой эффективности работы невозможно без тщательных и разносторонних маркетинговых исследований элементов рынка.
Наиболее значимыми являются отраслевые, потребительские и товарные исследования. При этом большое внимание уделяется изучению ценообразованию на фармацевтическом рынке.
Содержание изучаемой темы по программе.
Виды цен и их классификацию, функции цен. Состав и структуру цен. Факторы, влияющие на цены товаров аптечного ассортимента и особенности формирования цен на лекарственные препараты.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Дайте определение понятия цены.
2. Характеристика видов цен.
3. Классификация цен.
4. Состав и структура цен.
5. Особенности ценообразования в аптеке.
6. Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты.
7. Факторы, влияющие на ценообразование.
8. Функции цен.
9.Особенности ценобразования на экстемпоральные препараты.
5. Цель занятия: изучить основные понятия, состав и структуру цен, усвоить виды цен и их классификацию. Рассмотреть факторы, влияющие на ценообразование на фармацевтическом рынке.
Студент должен знать; 1. виды цен и их классификацию, функции цен; 2. состав и структуру цен; 3. факторы, влияющие на цены товаров аптечного ассортимента; особенности формирования цен на лекарственные препараты. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1. характеризовать виды цен и их классификацию, 2. определять состав и структуру цен - подготовить сообщение по теме Этапы проведения маркетингового исследования элементов рынка. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №7. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Структура цены:
Задание 2. Виды цен:
Задание 3. Розничная цена:
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
1. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЦЕНЫ ОТНОСИТСЯ
1) инструмент рыночной экономики
2) экономический показатель деятельности аптек
3) совокупность общественно-необходимых затрат труда
4) денежное выражение стоимости товара
2. ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ НА ЛС НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ
1) эластичность спроса
2) расходы предприятия
3) желаемую прибыль
4) все ответы верны
3. ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ НА ГОТОВЫЕ ЛС В АПТЕКЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ
1) способ продажи ЛС (по рецепту,без рецепта)
2) тарифы за изготовление ЛС
3) размеры торговых надбавок, утвержденные территориальными
органами власти
4) стоимость входящих ингредиентов и тары
Занятие №7.
I . Тема: «Виды ресурсов аптечной организации. Основной капитал».
2.3начимость изучаемой темы. В условиях развития рыночных отношений большое значение приобретает использование материальных ресурсов и экономических инструментов в деятельности фармацевтических организаций.
Достижение высокой эффективности работы невозможно без тщательного и разностороннего анализа эффективности использования ресурсов.
3.Содержание изучаемой темы по программе. Виды ресурсов аптечной организации, их характеристика. Основные фонды аптечной организации и их классификация. Показатели использования основных фондов и показатели технического состояния и динамики основных фондов
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Дайте характеристику материальных ресурсов.
2. Натуральная и денежная форма ресурсов.
3. Классификация материальных ресурсов.
4. Понятие основных фондов.
5. Значимость основных фондов.
6. Классификация основных фондов.
7. Структура основных фондов.
8. Направления анализа основных фондов.
5. Цель занятия: изучить виды ресурсов аптечной организации.
Студент должен знать; 1. виды ресурсов аптечной организации, их характеристику 2. основные фонды аптечной организации и их классификацию 3. показатели использования основных фондов и показатели технического состояния и динамики основных фондов | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1. определять и характеризовать виды ресурсов аптечной организации 2. характеризовать показатели использования основных фондов и показатели технического состояния и динамики основных фондов - подготовить сообщение по теме Этапы проведения маркетингового исследования элементов рынка. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №7. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Понятие основных фондов.
Задание 2. Классификация основных фондов.
Задание 3. Значимость основных фондов.
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
3. К ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ ОТНОСЯТСЯ
1) предметы, стоимостью более 50 кратного размера заработной
платы и срок эксплуатации более 1 года
2) предметы, стоимостью более 100 кратного размера заработной пла
3) ты и срок эксплуатации более 1 года
4) предметы со сроком эксплуатации более 1 года
5) предметы, стоимостью более 100
кратного размера заработной платы
4. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
А. Внеоборотные активы
Б. Оборотные активы
1) основные средства
2) материалы
3) товары
4) нематериальные активы
5) денежные средства
6) капитальные вложения
7) дебиторская задолженность
5. ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛЯТСЯ
НА
1) принадлежащие организации
2) арендованные
3) находящиеся в оперативном управлении, хозяйственном ведении
4) находящиеся в доверительном управлении, безвозмездном пользовании
Занятие №8.
I . Тема: «Состав и структура оборотного капитала».
2.3начимость изучаемой темы. Хозяйственные средства делят на две основные группы объектов: внеоборотные средства (активы) и оборотные средства (активы). Внеоборотные средства (активы) – это средства труда, многократно
участвующие в хозяйственных процессах, используются в хозяйственной
деятельности длительное время (обычно более одного года), не изменяя существенно своего внешнего вида и свойств.
Содержание изучаемой темы по программе.
Состав и структура оборотного капитала аптечных учреждений. Характеристику оборотных фондов и фондов обращения. Показатели эффективности использования оборотного капитала.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Оборотный капитал.
2. Состав оборотного капитала.
3.Нормируемые оборотные средства.
4. Ненормируемые оборотные средства.
5. Оборотные фонды.
6. Фонды обращения.
7. Структура оборотного капитала.
8. Направления анализа оборотного капитала
5. Цель занятия: изучить состав и структуру оборотного капитала аптечных учреждений.
Студент должен знать; 1.состав и структуру оборотного капитала аптечных учреждений 2.характеристику оборотных фондов и фондов обращения 3. показатели эффективности использования оборотного капитала. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1.определять состав и структуру оборотного капитала 2.характеризовать оборотные фонды и фонды обращения. - подготовить сообщение по теме «Состав и структура оборотного капитала». | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №8. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Оборотные активы
Задание 2. Оборотные фонды:
Задание 3. Фонды обращения:
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
1. МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ ОТНОСЯТСЯ К
1) внеоборотным активам
2) дебиторской задолженности
3) оборотным активам
4) источникам образования имущества
5) финансовым вложениям
2. ЕДИНИЦЕЙ УЧЕТА МПЗ ЯВЛЯЕТСЯ
1) рубли
2) однородная группа
3) партия
4) номенклатурный номер
5) стандарт
3. К ЗАДАЧАМ УЧЕТА МПЗ ОТНОСЯТСЯ
1) контроль сохранности запасов
2) контроль соблюдения норм рас-
хода
3) своевременное оформление операций движения МПЗ
4) формирование фактической себестоимости запасов
5) выявление ненужных и излишних запасов
Занятие №9.
I . Тема: «Товарные ресурсы аптеки».
2.3начимость изучаемой темы. От величины и структуры товарных запасов зависит выполнение планируемого объема реализации и, в конечном итоге, размер прибыли. В то же время запасы товаров должны соответствовать определенному расчетному нормативу, поскольку неоправданно большие запасы могут привести к росту затрат на их хранение, а недостаточный объем товарных запасов создает дефицит и неудовлетворенный спрос.
3.Содержание изучаемой темы по программе. Понятия товарных ресурсов и товарных запасов. Общая классификация товарных запасов, мотивация для создания товарных запасов. Факторы, определяющие эффективность использования товарных запасов. Показатели анализа товарных запасов.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Товарные ресурсы и товарные запасы аптечной организации: понятие и мотивы создания.
2. Классификация товарных запасов аптечной организации.
3. Факторы, влияющие на размер товарных запасов.
4. Основные этапы анализа и планирования товарных ресурсов аптечной организации.
5. Анализ поступления товаров в аптечную организацию и анализ
товарных запасов.
6. Показатели, используемые для анализа товарных запасов.
7. Способы определения товарооборачиваемости. Пути ее ускорения.
8. Планирование товарных запасов в сумме по всей номенклатуре
товаров аптечного ассортимента и по отдельным ассортиментным
позициям. Оптимальный и страховой запас.
9. Определение общей потребности в товарных ресурсах и планирование поступления товаров в аптечную организацию.
5. Цель занятия: изучить классификацию товарных запасов, усвоить факторы, определяющие эффективность использования товарных запасов.
Студент должен знать; 1. понятия товарных ресурсов и товарных запасов, 2.общую классификацию товарных запасов, мотивацию для создания товарных запасов, 3. факторы, определяющие эффективность использования товарных запасов, 4.показатели анализа товарных запасов. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1.определять товарные ресурсы и товарные запасы, 2.характеризовать товарные запасы и показатели анализа товарных запасов. - подготовить сообщение по теме « Товарные ресурсы» | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №9. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Классификация товарных запасов
Задание 2. Факторы, определяющие эффективность использования товарных запасов
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1) средние товарные запасы за период
2) обеспеченность товарооборота товарными запасами
3) товарооборачиваемость
4) норматив товарных запасов
5) объем товарных запасов
ПЛАНИРОВАНИЮ ПОДЛЕЖАТ ЗАПАСЫ
1) текущего хранения
2) сезонного накопления
3) целевого назначения
4) все перечисленные выше
Занятие №10.
I . Тема: Состав трудовых ресурсов и особенности труда в аптечной организации.
2.3начимость изучаемой темы.
Труд – это вклад в процесс производства, осуществляемый людьми в
форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.
Совокупность умственных и физических способностей человека, его
способность к труду называется рабочей силой. В условиях рыночных
отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром со
следующими отличительными признаками: создает стоимость большую, чем
он стоит; без его привлечения невозможно осуществление любой
хозяйственной деятельности; от него во многом зависит эффективность
использования основных и оборотных средств.
Содержание изучаемой темы по программе.
Определение трудовых ресурсов. Категории персонала аптечной
организации и особенности труда в аптечных организациях. Количественные
и качественные показатели потенциала трудовых ресурсов.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1.Виды экономических ресурсов аптечной организации.
2. Структура трудовых ресурсов и особенности труда в аптечной
организации.
3. Основные задачи и источники информации для анализа использования
трудовых ресурсов аптечной организации и фонда заработной платы.
4. Основные этапы анализа использования трудовых ресурсов аптечной
организации и фонда заработной платы.
5. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами.
6. Анализ использования фонда рабочего времени.
7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Определение
производительности и прибыльности труда.
8. Анализ использования фонда заработной платы. Методы планирования
фонда заработной платы.
9. Нормирование труда в аптечных организациях.
10. Расчет численности персонала аптечных организаций.
5. Цель занятия: изучить состав и категории трудовых ресурсов, освоить характеристику показателей трудовых ресурсов в аптеке.
Студент должен знать; 1. определение трудовых ресурсов, категории персонала аптечной организации и особенности труда в аптечных организациях; 2.количественные и качественные показатели потенциала трудовых ресурсов. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1. характеризовать персонал аптеки по категориям, определять особенности труда в аптечных организациях, 2.характеризовать качественные и количественные показатели обеспеченности трудовыми ресурсами. - подготовить сообщение по теме «Трудовые ресурсы». | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №11. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Категории трудовых ресурсов в аптеке:
Задание 2. Особенности труда в аптеке:
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
1) повременная
2) сдельная
3) основная
4) дополнительная
5) повременно-премиальная
2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ РЕГЛАМЕНТИРОВАНА
1) ст. 91 ТК РФ и составляет 40 часов
2) ст. 91 ТК РФ и составляет 50 часов
3) ст. 91 ТК РФ и составляет 30 часов
4) ст. 91 ТК РФ и составляет 60 часов
3.ВЫПОЛНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
ОБЯЗАННОСТЕЙ В СВОБОДНОЕ ОТ ОСНОВНОЙ РАБОТЫ ВРЕМЯ
НАЗЫВАЕТСЯ
1) совмещение
2) совместительство
3) замещение
4) расширение зон обслуживания
Занятие №11.
I . Тема: «Финансовые ресурсы и их значение в деятельности аптечной организации».
2.3начимость изучаемой темы.
Финансовые ресурсы - это денежные средства, которые имеются в распоряжении предприятия и предназначены для обеспечения его эффективной деятельности, выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.
Содержание изучаемой темы по программе.
Определение финансовых ресурсов аптечной организации, их функции и источники формирования.
Качественные показатели оценки имущественного положения организации и основные направления финансового анализа.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Сущность и состав финансовых ресурсов аптечной организации.
2. Основные функции,
3.Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов аптечной организации.
4. Финансовое планирование, как функция управления финансами.
5. Сущность финансового планирования.
6. Виды планов.
7.Основные задачи, этапы, финансовые документы.
5. Цель занятия: изучить финансовые ресурсы, их функции и источники формирования. Рассмотреть основные направления финансового анализа.
Студент должен знать; 1.определение финансовых ресурсов аптечной организации, их функции и источники формирования, 2. качественные показатели оценки имущественного положения организации, 3.основные направления финансового анализа. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1.определять функции и источники финансовых ресурсов аптечных организаций, 2.характеризовать качественные показатели оценки имущественного положения аптеки. - подготовить сообщение по теме «Финансовые ресурсы». | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №11. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Функции финансовых ресурсов аптечных организаций,
Задание 2. Охарактеризовать качественные показатели оценки имущественного положения аптеки.
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ
1) оборотным и переменным капиталом
2) основным и переменным капиталом
3) основным и оборотным капиталом
4) основным, оборотным и переменным капиталом
2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В
ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ
1) оборотным и переменным капиталом
2) основным и переменным капиталом
3) основным и оборотным капиталом
4) основным, оборотным и переменным капиталом
3. В СТРУКТУРЕ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА АПТЕЧНОЙ ОРГА-
НИЗАЦИИ НАИБОЛЬШИЙ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ЗАНИМАЮТ
1) дебиторская задолженность
2) товары
3) производственные запасы
4) денежные средства
Занятие №12.
I . Тема : Модульное занятие.
2. Цель занятия: закрепить полученные знания и умения студентами по ранее изученным темам.
3.Форма контроля:
1.Тест
2. Вопросы по билету.
3. Ситуационные задания.
4. Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия цены.
2. Характеристика видов цен.
3. Классификация цен.
4. Состав и структура цен.
5. Особенности ценообразования в аптеке.
6. Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты.
7. Факторы, влияющие на ценообразование.
8. Функции цен.
9. Особенности ценобразования на экстемпоральные препараты.
10. Дайте характеристику материальных ресурсов.
11. Натуральная и денежная форма ресурсов.
12. Классификация материальных ресурсов.
13. Понятие основных фондов.
14. Значимость основных фондов.
15. Классификация основных фондов.
16. Структура основных фондов.
17. Направления анализа основных фондов.
18. Оборотный капитал.
19. Состав оборотного капитала.
20. 3.Нормируемые оборотные средства.
21. Ненормируемые оборотные средства.
22. Оборотные фонды.
23. Фонды обращения.
24. Структура оборотного капитала.
25. Направления анализа оборотного капитала.
26. Товарные ресурсы и товарные запасы аптечной организации: понятие и мотивы создания.
27. Классификация товарных запасов аптечной организации.
28. Факторы, влияющие на размер товарных запасов.
29. Основные этапы анализа и планирования товарных ресурсов аптечной организации.
30. Анализ поступления товаров в аптечную организацию и анализ
31. товарных запасов.
32. Показатели, используемые для анализа товарных запасов.
33. Способы определения товарооборачиваемости. Пути ее ускорения.
34. Планирование товарных запасов в сумме по всей номенклатуре
35. товаров аптечного ассортимента и по отдельным ассортиментным
36. позициям. Оптимальный и страховой запас.
37. 1.Виды экономических ресурсов аптечной организации.
38. 2. Структура трудовых ресурсов и особенности труда в аптечной
39. организации.
40. Основные задачи и источники информации для анализа использования
41. трудовых ресурсов аптечной организации и фонда заработной платы.
42. Основные этапы анализа использования трудовых ресурсов аптечной
43. организации и фонда заработной платы.
44. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами.
45. Анализ использования фонда рабочего времени.
46. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Определение
47. производительности и прибыльности труда.
48. Анализ использования фонда заработной платы. Методы планирования
49. фонда заработной платы.
50. Нормирование труда в аптечных организациях.
51. Расчет численности персонала аптечных организаций.
52.Сущность и состав финансовых ресурсов аптечной организации.
53. Основные функции,
54.Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов аптечной организации.
55.Финансовое планирование, как функция управления финансами.
56. Сущность финансового планирования.
5. Литература для подготовки к занятию:
1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с.
2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс.
Лекционный материал.
Занятие №13.
I . Тема: « Понятие товарооборота и факторы, влияющие на товарооборот в аптеке».
2.3начимость изучаемой темы. Основными этапами анализа розничного товарооборота являются: изучение динамики объема товарооборота, оценка степени выполнения плана товарооборота за отчетный период и анализ факторов, влияющих на динамику товарооборота и степень выполнения плана по товарообороту.
3.Содержание изучаемой темы по программе. Основные экономические показатели деятельности аптеки. Классификацию товарооборота по различным признакам. Составные элементы товарооборота. Факторы, влияющие на товарооборот лекарственных средств
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие и структура товарооборота фармацевтической торговой
организации.
2. Розничный товарооборот аптечной организации.
3. Составные элементы.
4. Факторы, влияющие на величину товарооборота аптеки.
5. Анализ розничного товарооборота.
6.Источники информации.
7. Основные этапы.
8. Планирование розничного товарооборота аптечной организации.
9. Цели. Методы планирования.
5. Цель занятия: изучить классификацию товарооборота и его составные элементы. Рассмотреть факторы, влияющие на товарооборот лекарственных средств.
Студент должен знать; 1.основные экономические показатели деятельности аптеки, 2.классификацию товарооборота по различным признакам; 3.составные элементы товарооборота; 4.факторы, влияющие на товарооборот лекарственных средств | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1.характеризовать товарооборот по структуре, 2. распределять товарооборот по кварталам, группам товаров. 3.обосновывать товарооборот в соответствии с данными планируемого спроса населения, товарного предложения; - подготовить сообщение по теме « Понятие товарооборота и факторы, влияющие на товарооборот в аптеке». | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №13. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Составные элементы товарооборота:
Задание 2. Факторы, влияющие на товарооборот лекарственных средств
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
1. ОСНОВНЫМИ РАЗДЕЛАМИ ТОВАРООБОРОТА ЯВЛЯЮТСЯ
1) расход
2) поступление
3) товарные запасы
4) торговая наценка
5) прибыль
2. СБЫТ ВКЛЮЧАЕТ
1) продажу товаров, закупку и складирование
2) только продажу товаров
3) все виды деятельности, необходимые для того, чтобы доставить
товар от производителя к потребителю
4) весь процесс оборачиваемости
3. ОТ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ (ВЕЛИЧИНЫ ТОВАРООБОРОТА) ЗАВИСЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1) прибыль
2) товарные запасы
3) переменные расходы
4) торговые наложения
5) условно - постоянные расходы
Занятие №14.
I . Тема: «Издержки обращения аптеки – сущность и классификация. Факторы, влияющие на показатели издержек».
2.3начимость изучаемой темы. Организация процессов обращения любых видов товаров, в том числе и товаров аптечного ассортимента требует определенных затрат экономических ресурсов. Рациональное и эффективное использование ресурсов способствует снижению цены на реализуемые товары, являясь важнейшим источником повышения рентабельности. Издержки аптечной организации можно рассматривать как потенциальную прибыль. Любое предприятие должно уметь прогнозировать расходы, изыскивать возможности их сокращения и увеличения прибыли
Содержание изучаемой темы по программе.
Понятие издержек обращения, классификация издержек обращения. Элементы затрат и статьи издержек обращения. Факторы, влияющие на издержки обращения и показатели издержек обращения.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1.Что такое издержки аптечной организации?
2. Какова структура затрат аптечной организации существуют?
3. Сущность и классификация издержек обращения.
4. Какие постоянные и переменные издержки аптечной организации
существуют?
5. Валовые, предельные и средние издержки аптечной организации.
Определение и классификация.
6. Какие существуют показатели издержек обращения аптечной организации и факторы, на них влияющие?
7. Какие виды анализа издержек обращения применяются для аптечной организации? Задачи, основные этапы, источники информации.
8. Какие основные методические подходы к планированию издержек обращения существуют для аптечной организации?
5. Цель занятия: изучить классификацию издержек обращения, освоить элементы затрат и статьи издержек обращения. Рассмотреть факторы, влияющие на издержки обращения.
Студент должен знать; 1.понятие издержек обращения, классификацию издержек обращения; 2. элементы затрат и статьи издержек обращения; 3. факторы, влияющие на издержки обращения; показатели издержек обращения. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1.классифицировать затраты, включаемых в издержки обращения; 2. формулировать и систематизировать факторы, влияющие на издержки обращения аптечной организации; 3. определять показатели издержек обращения - подготовить сообщение по теме «Издержки обращения аптеки – сущность и классификация. Факторы, влияющие на показатели издержек». | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Классификация издержек обращения:
Задание 2. Факторы, влияющие на издержки обращения аптечной организации
Задание 3. Показатели издержек обращения:
1.
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
1. СОВОКУПНЫЕ ЗАТРАТЫАПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
СКЛАДЫВАЮТСЯ
1) из экономических затрат и затрат
на закупку товаров
2) из текущих и долговременных
затрат
3) из затрат, включаемых в издержки обращения и прочих расходов
4) их долговременных и экономических затрат
2. ПО СТЕПЕНИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМА
ТОВАРООБОРОТА ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КЛАССИФИЦИРУЮТ
1) на прямые и косвенные
2) на чистые и дополнительные
3) на постоянные и переменные
4) явные и неявные
3. СТЕПЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ИЗДЕРЖЕК К ИЗМЕНЕНИЯМ ОБЪЕМА ТОВАРООБОРОТА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ
1) издержкоотдачи
2) рентабельности издержек обращения
3) уровня издержек обращения
4) коэффициента реагирования затрат на изменение объема товарооборота
Занятие №15.
I . Тема: «Прибыль аптечной организации и факторы, влияющие на ее величину».
2. 3начимость изучаемой темы. Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности аптечной организации, т.к. именно в ней обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития аптечной организации, роста ее имущества, собственного капитала и др. Только прибыльная аптечная организация может успешно выполнять свою основную социальную задачу – обеспечивать население и организации необходимой им лекарственной помощью.
3.Содержание изучаемой темы по программе. Основные функции прибыли и их характеристика, принципы формирования прибыли. Факторы, влияющие на валовую и чистую прибыль. Показатели прибыли и порядок их расчета.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1.Экономическая сущность и функции прибыли.
2. Валовый доход как основной источник для получения прибыли
аптечной организацией.
3. Прибыль от реализации товаров, работ, услуг.
4. Принципы формирования.
5. Валовая прибыль как конечный финансовый результат деятельности аптечной организации.
6. Чистая прибыль как часть валовой
прибыли.
7. Группы факторов, оказывающих влияние на величину валовой и
чистой прибыли аптечной организации и основные направления и
использования чистой прибыли аптечной организации.
8. Анализ прибыли аптечной организации. Основные задачи и этапы. Источники информации.
5. Цель занятия: изучить основные виды прибыли , ее функции и характеристику. Рассмотреть факторы, влияющие на валовую и чистую прибыль.
Студент должен знать; 1.основные функции прибыли и их характеристику, принципы формирования прибыли; 2. факторы, влияющие на валовую и чистую прибыль; показатели прибыли и порядок их расчета. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1.характеризовать функции прибыли, определять факторы, влияющие на прибыль, 2.рассчитывать показатели прибыли. - подготовить сообщение по теме «Прибыль аптечной организации и факторы, влияющие на ее величину». | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 4.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1. Виды прибыли:
Задание 2. Расчет чистой прибыли:
Задание 3. Факторы, влияющие на валовый доход:
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
Укажите все правильные варианты ответов:
1. УРОВЕНЬ ВАЛОВОГО ДОХОДА, ИЛИ ТОРГОВАЯ МАРЖА,
ПОКАЗЫВАЕТ
1) долю валового дохода к оптовой цене
2) долю валового дохода в розничной цене
3) такой объем продаж (число обращений), при котором величина
валового дохода равна затратам, а прибыль – нулю
4) насколько можно снизить валовый доход, оставаясь в состоянии
безубыточности
2. ПЛАНОВУЮ СУММУ ВАЛОВОГО ДОХОДА НА ОСНОВЕ ПЛАНА ТОВАРООБОРОТА ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК
1) Д в – Ио
2) Д в, план – И о, план + П пр, план
3) (Р план × R пр, норм) / 100 %
4) (Р план × У в.д., план) / 100 %
3. СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИБЫЛЬ ВАЛОВОЙ МАРЖИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК
1) И о, пост / К п
2) (Д в – И о, пер ) / П = ∑ п / П
3) И о, пост / ∑ п,1
4) Д в – Ио
Занятие №16.
I . Тема : Модульное занятие.
2. Цель занятия: закрепить полученные знания и умения студентами по ранее изученным темам.
3.Форма контроля:
5. Тест
6. Вопросы по билету.
7. Ситуационные задания.
4.Контрольные вопросы:
1. Понятие и структура товарооборота фармацевтической торговой
2. организации.
3. Розничный товарооборот аптечной организации.
4. Составные элементы.
5. Факторы, влияющие на величину товарооборота аптеки.
6. Анализ розничного товарооборота.
7. 6.Источники информации.
8. Основные этапы.
9. Планирование розничного товарооборота аптечной организации.
10. Цели. Методы планирования.
11. Что такое издержки аптечной организации?
12. Какова структура затрат аптечной организации существуют?
13. Сущность и классификация издержек обращения.
14. Какие постоянные и переменные издержки аптечной организации
15. существуют?
16. Валовые, предельные и средние издержки аптечной организации.
17. Определение и классификация.
18. Какие существуют показатели издержек обращения аптечной организации и факторы, на них влияющие?
19. Какие виды анализа издержек обращения применяются для аптечной организации? Задачи, основные этапы, источники информации.
20. Какие основные методические подходы к планированию издержек обращения существуют для аптечной организации?
21. Экономическая сущность и функции прибыли.
22. Валовый доход как основной источник для получения прибыли
23. аптечной организацией.
24. Прибыль от реализации товаров, работ, услуг.
25. Принципы формирования.
26. Валовая прибыль как конечный финансовый результат деятельности аптечной организации.
27. Чистая прибыль как часть валовой прибыли.
28. Группы факторов, оказывающих влияние на величину валовой и
чистой прибыли аптечной организации и основные направления и
использования чистой прибыли аптечной организации.
29. Анализ прибыли аптечной организации. Основные задачи и этапы. Источники информации.
5. Литература для подготовки к занятию:
1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с.
2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра фармации
Бидарова Ф.Н., Цахилова Е.Н.
Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов 2 курса по экономическим основам фармацевтической деятельности, специальность «Фармация» (код специальности 060108).
Владикавказ-2012
Утверждено на заседании ЦКУМС № протокола от « » 2012 г.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов 2 курса (3 семестра) фармацевтического факультета Северо-Осетинской государственной медицинской академии по экономическим основам фармацевтической деятельности.
Составители:
Зав. кафедрой фармации гБоу впо согма
минздравсоцразвития России,
доц., к.ф.н. Бидарова Ф.Н.
Ассистент кафедры фармации гБоу впо согма
минздравсоцразвития Росси,
к.ф.н. Цахилова Е.Н.
Рецензенты:
Зав.кафедрой гуманитарных, социальных
и экономических дисциплин,
д.м.н., профессор Аликова З.Р.
Доцент кафедры статистики и
экономического анализа
ФГБОУ ВПО «Горский ГАУ», к.э.н. Рубаева Л.М.
Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов 2 курса по экономическим основам фармацевтической деятельности.
(3 семестр)
Занятие №1.
I . Тема: «Фармацевтическая экономика – определение, область исследования. Общие и частные принципы фармацевтической экономики». Фармацевтическая экономика – определение, область исследования. Общие и частные принципы фармацевтической экономики.
2.3начимость изучаемой темы.
Фармацевтическая экономика занимается познанием и регулированием важнейших процессов хозяйственной жизни на фармацевтическом рынке. Процесс познания не завершен и сейчас, поэтому считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности в сфере обращения лекарственных средств, можно лишь познакомившись с основами и особенностями фармацевтической экономики.
Содержание изучаемой темы по программе.
Основные термины и определения экономики, фармацевтической экономики. Общие и частные принципы фармацевтической экономики.
4. Контрольные вопросы к семинарскому занятию:
1. Дайте определение понятиям «экономика», «макро- и микроэкономика», «фармацевтическая экономика»
2. Что подразумевается под общими принципами экономики.
3. Укажите объекты исследования «макро- и микроэкономики».
4. Общие и частные принципы фармацевтической экономики.
5. Характеристика субъектов фармацевтической микроэкономики.
6. Укажите основные качественные параметры микроэкономики.
7. Что подразумевается под базовой формой собственности.
8. Что подразумевается под организационно-правовым статусом предприятия.
9. Дайте их краткую характеристику.
5. Цель занятия: Уяснить основные понятия об экономике и фармацевтической экономике, принципах экономической науки, общих и частных принципах фармацевтической экономики.
Студент должен знать; 1. основные понятия экономики, фармацевтической экономики; 2. общие и частные принципы фармацевтической экономики. | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3. Лекционный материал. |
Студент должен уметь; 1. различать микро- и макроэкономические характеристики; 2. характеризовать субъекты фармацевтической микроэкономики 3. определять формы собственности. - подготовить сообщение по теме «Фармацевтическая экономика – определение, область исследования. Общие и частные принципы фармацевтической экономики». | 1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. – 709с. 2. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Е.Лоскутовой. – М.: Изд-во «Академия», 2010 г. – электронный ресурс. 3.Методические рекомендации к занятию №1. 4. Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http:// webapteka .ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru |
Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для
подготовки к занятию:
Задание 1.
Экономика – это…………………
Макро-экономика - ………………….
Микро-экономика -………………………….
Задание 2.
1. Общие принципы экономики:
2. Частные принципы экономики:
Задание 3.
Во второй половине 90-х годов потребление лекарств на душу населения в России упало, а их цены увеличились. Для выяснения причин анализируем предложение лекарств.
Ответ:……………………
Задание 4.
Правительство предполагает увеличить государственные закупки и одновременно увеличить налоги, избежав при этом повышения уровня инфляции.
Ответ:……………………Изучить нормативные материалы, регламентирующие деятельность органов фармацевтической информации.
7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).
Ведущие принципы экономики
а) единства микро- и макроанализа, взаимодействия теории и практики
б) взаимодействия теории и практики, реального историзма, единства микро
и макроанализа
в) логический, системный, реального историзма
г) рыночный, реального историзма, системный
2. Изучением проблем воспроизводства, условий макроэкономическогоравновесия, роли и средств государственного регулирования экономики и проблем экономического роста занимается
а) социология
б) макроэкономика
в) микроэкономика
г) история
д) философия
3. Изучением экономических проблем, касающихся преимущественно первичных единиц - предприятий, фирм, отдельных отраслей и рынков, занимается
а) социология
б) макроэкономика
в) микроэкономика
г) история
д) философия
Экономическая система – это
а) совокупность отношений товарного обмена
б) механизм взаимодействия покупателей и продавцов
в) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих
в нем отношений собственности (или имущественных отношений) и организационных форм
г) сфера обмена внутри страны или между странами, связывающая между собой потребителей и производителей продукции
Дата: 2019-11-01, просмотров: 205.