Структура урока развивающего контроля.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке - работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа.

Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

1 урок

Мотивация к контрольнокоррекционным действиям Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.
Актуализация и пробное действие Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

2 урок

Локализация затруднений Ученики определяют свои ошибки и затруднения.
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.
Реализация проекта Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах
Обобщение затруднений Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.
Включение в систему знаний Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.
Рефлексия Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание

Метод самостоятельной работы занимает значительное место в процессе обучения. К.Д. Ушинский считал, что только самостоятельная работа создаёт условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления. На данном уроке этот метод необходим для того, чтобы понять, насколько хорошо прошло первичное закрепление, и была выполнена домашняя (самостоятельная) работа по изучению нового материала.

Структура урока рефлексии

Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"!

Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"

Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

· Какое задание я выполнял?

· Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?

· Что делал сначала? Потом?

· Где возникло затруднение?

· Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

Реализация построенного проекта

Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по-новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

 

На этапе актуализации знаний можно использовать метод самостоятельной работы в форме «математического диктанта». Также, на этом уроке можно дать индивидуальные задания каждому ученику, с последующей самопроверкой.

Практические методы обучения применяются как на уроках, так и в домашнем задании. В V-VI классе одна из работ по обобщающему повторению тем «Перемещение точек на координатной прямой», «Центральная симметрия», «Координатная плоскость» может быть предложена на дома, после проведения урока рефлексии.

А) Назовите координаты точек A, P, C.

Б) Отложите точку, симметричную относительно точки O, точке A; P; O; C. Каковы координаты этих точек?

В) Назовите точки, расположенные выше оси Ох; левее оси Оу; на оси Ох; на оси Оу.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 156.