Методы обучения и их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

      Выполнила:

     студентка 4 курса очной формы обучения

      Блинкова Наталья Михайловна

 

Научный руководитель:

кпн, доцент Рыбакова Т.В.

 

Итоговая оценка - ______________

Подпись______________________

 

Коломна – 2019 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….2

1. Методы обучения и их классификация……………………………………3

1.1. Понятие о методах………………………………………………………4

1.2. Классификация методов…………………………………………………..5

  Работа с книгой……………………………………………………………9

  Наглядные методы обучения…………………………………………….11

  Практические методы…………………………………………………….15

  Самостоятельная работа………………………………………………….19

2. Выбор методов обучения на уроках математики…………………………24

Заключение……………………………………………………………………..32

Список используемой литературы……………………………………………34

Электронные ресурсы………………………………………………………….35

 

 

Введение

Методы обучения - это способы, при которых обучаемый получает знания, умения и навыки. Метод, в частности, является путём достижения цели, упорядоченная деятельность по достижению результата. Методы обучения – это методы взаимодействия преподавателя и обучаемого, которые должны привести к развитию личности ученика, его воспитанию, становлению мировоззрения, и решению задач образования. Эти методы являются, практически, самыми важными в обучении, без них невозможно построение учебного процесса.

Каждый метод обучения имеет не только обучающее воздействие, но и стимулирующе-мотивационное.

Выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания учебного материала, времени, которым располагает учитель, особенностей состава учеников, наличия средств обучения.

Главным условием, определяющим выбор метода обучения, является содержание учебного материала.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями в “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” придается большое значение совершенствованию методов обучения.

Основной целью данной работы является изучение выбора методов обучения на уроках математики. Для достижения этой цели нужно решить ряд поставленных задач. Во-первых, необходимо раскрыть понятие метода обучения; во-вторых, раскрыть классификацию методов обучения и полно описать каждый метод в отдельности.

 

Методы обучения и их классификация

Понятие о методах

Метод обучения (от греческого «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) понимают совокупность путей, способов решения задач образования, способы совместной деятельности учителя и учащегося, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения и вырабатывают навыки. [1]

Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием. В методах обучения выделяются объективная, то есть не зависящая от учителя и субъективная, то есть зависящая от него, части.     

 Метод обучения – это путь к достижению поставленной цели. Методы обучения выполняют много функций. Главными являются:

- обучающая;

- мотивационная;

- развивающая;

- воспитательная;

- организационная.

[2]

В педагогической практике под методом традиционно принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащегося (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. [6, c.84]

 Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

1) способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащегося в их взаимосвязи;

2) специфику их работы по достижению различных целей обучения.

[3]

Методы – способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения, то есть дидактических задач.

Методы обучения – разнообразие видов деятельности учителя и учащегося на уроке.

Например, учитель объясняет новый материал – использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание – метод инструктажа; использует на уроке наглядный материал – метод иллюстрации и так далее. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом авторам выделять разное количество методов обучения, давать им разнообразное наименование.

Так Е. И. Перовский, Н. М. Верзилин, выделяя словесные, наглядные и практические методы обучения. М. А. Данилов, Б. П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков. Е.А. Голант предлагал выделять две группы методов – активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, которые давали этому понятию ученые – педагоги, общим является то, что большинство авторов, склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.

 

Классификация методов

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Метод имеет много сторон. По каждой из них методы можно сгруппировать в системы. В зависимости от того, какой признак, какая сторона метода берется за основу, появляется та или иная классификация.

 Классификации методов обучения:

а) по источникам знаний. Главных источников три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился ещё один - книга, а в последние десятилетия всё сильнее заявляет о себе другой источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

 В данной классификации выделяют следующие методы: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод.

· Практический: опыт, упражнения, учебно-производительный труд, дидактические игры.

· Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение учеников.

· Словесный: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж.

· Работа с книгой: чтение, изучение, беглый просмотр, изложение, составление плана.

· Видеометод: просмотр, обучение, упражнения под контролем, электронного учителя, контроль.

б) по назначению основной дидактической цели, для достижения которой они служат.

Выделяются методы: приобретение знаний; формирований умений и навыков; применение знаний; творческой деятельности; закрепление; проверки знаний, умений и навыков.

в) по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный; репродуктивный; частично - поисковый (эвристический); исследовательский.

Значение данной классификации для учителя в том, что он видит, какими путями нужно идти, чтобы учить детей мыслить, самостоятельно добывать знания.

Сущность объяснительно - иллюстративного метода, весьма распространенного в 5 – 6 классах, выражается в следующих его характерным признаках: знания ученикам предлагаются в готовом виде; учитель с помощью различных способов помогает восприятию этих знаний; происходит восприятие и осмысление знаний, фиксирование их в памяти учеников.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания также даются ученикам в готовом виде; учитель и сообщает знания, и объясняет их; ученики сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

 Главное преимущество этого метода, как и объяснительно - иллюстративного, - экономность. Он обеспечивает возможность передачи большого объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца. И хотя ученики при таком методе ещё не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

 Сущность частично – поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его признаках: знания детям нужно добывать самостоятельно, учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и так далее, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

 Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учениками формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания ученикам не сообщаются. Дети самостоятельно добывают их в процессе исследования проблем, сравнения различных вариантов получаемых ответов; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени, энергии учеников и учителей. Применение этого метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

г) по степени активности учеников; в соответствии с этой классификацией выделятся методы активные и пассивные. По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся: информационно - развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, исследовательский метод).

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и другие).

Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. В ней выделяются три больших группы методов обучения.

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: (словесные, наглядные, индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно - поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя).

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: интереса к учению; долга и ответственности в учении.

3) Методы контроля и самоконтроля: устного, письменного, практического.

В практической деятельности учителя сочетаются все классификации методов обучения – они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.

Работа с книгой

Главное достоинство дан­ного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, раз­вивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.

Ориентация педагогов на яркие, запоминающиеся детям методы обучения привела к тому, что работа с кни­гой — скучная, однообразная, не всегда интересная — оказалась вы­тесненной другими методами. По данным педагогических наблюдений, в основной школе более трети учеников имеют проблемы с чтением и понима­нием прочитанного. [4]

Работа с книгой — сложный и трудный для школьников метод обучения. Особенно важно умение свободно читать и пони­мать прочитанное, умение выделять главное в изучаемом „материа­ле; умение вести записи, составлять структурные и логические схе­мы (опорные конспекты). Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с учебным материалом, его беглый про­смотр, чтение отдельных частей, поиск ответов на определенные вопросы, обстоятельное изучение материала, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание мате­риала на память.

Наибольшее распространение получили два вида работы с кни­гой: на уроке под руководством педагога и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. [5]

Объединение материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие правильной работы с книгой. При чтении книги у учени­ков должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает пись­менная фиксация основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых кроме учебной содержится и управляю­щая информация. Работая с ними, школьники получают необходи­мые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное — получают немедленное подкрепление правильности выполняемых действий. Для облегчения запоминания педагог будет знакомить де­тей с правилами заучивания различной информации, постоянно кон­тролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать. [6]

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школь­ников навыков самоконтроля.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к ма­лоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных осо­бенностей школьников. Учитель обязательно должен сочетать данный метод с другими методами обучения.

Итак, работа с книгой - полноправный и важный метод обучения. То, что ученик прослушал и даже понял, он вскоре забудет, а то, что прочитал и осмыслил, — будет знать.

План – конспект урока алгебры (Фрагмент)

Учебник: «Алгебра. 7 класс» авт. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир

Класс: 7

Тема урока: Сумма и разность кубов двух выражений.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Ход урока:

 

Этапы проведения урока Деятельность учителя (практиканта) Деятельность обучающихся
1.Организационный этап. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мотивация. Приветствие учителя.
2. Постановка цели и задач урока. Дать задачу , выслушать несколько версий с предположениями, поставить вопрос «а сможем ли мы сделать это проще?». Определить тему урока. Вести диалог с учителем: рассуждать, выдвигать предположения.
3. Актуализация знаний

(Ф) Устно. №671-673

 

4. Изучение нового материала.

Пользуясь учебником, составить опорный конспект, ответив на вопросы:

1. Какое тождество называют формулой суммы кубов?

2. Какой многочлен называют неполным квадратом разности?
3. Сформулируйте правило разложения на множители суммы кубов двух выражений.

4. Какое тождество называют формулой разности кубов?

5. Какой многочлен называют неполным квадратом суммы?

6. Сформулируйте правило разложения на множители разности кубов двух выражений.

 


 Наглядные методы обучения

Цель метода наглядности в математике — обогащение и рас­ширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, соз­дание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. [7]

Метод наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных методов обучения, использующийся с древних времен и остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Наглядность особенно важна в обучении математике. Особенно важна ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления (при правильном ее применении).

В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по математике. Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей. [2, c.41]

Обучая детей, нужно помнить, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Стоит использовать различные виды наглядности, но не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и тому подобное. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ фильмов, компьютерных презентаций.

Из различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике. [8]

Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для формирования понятия куба надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской.

В качестве педагогического инструмента можно использовать мультимедиа технологии - это представление объектов и процессов не только традиционным текстовым описанием, но и с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. [9]

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Аудиосопровождение учебной информации значительно повышает эффективность ее восприятия. Еще больший эффект достигается сочетанием аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией, так как представляется возможность объяснения хода некоторого процесса или явления в его развитии.

К мультимедийным средствам обучения следует отнести: программные средства, объединяющие все перечисленные виды информации, с высокой степенью интерактивности. Главная черта таких средств - значительный объем и разнообразие данных, а также возможность работать с информацией различного типа.







План – конспект урока геометрии (Фрагмент)

Учебник: «Геометрия. 10-11 класс» авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С.Киселёва, Э.Г.Позняк

Класс: 10

Тема урока: Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели: Ознакомить учащихся с симметрией в пространстве; ввести понятие «правильного многогранника»; рассмотреть все 5 видов правильных многогранников.

Оборудование: ПК, проектор, экран или смарт – доска.

Ход урока:

Этапы проведения урока Деятельность учителя (практиканта) Деятельность обучающихся
1.Организационный этап. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.  
2. Проверка домашнего задания. Проверить домашний тест по теме «Пирамида». Проанализировать ошибки домашнего задания. Вести диалог с учителем: рассуждать, задавать вопросы.
3. Изучение нового материала

1) Грани правильного многогранника – правильные треугольники, тогда угол β=60°.

А) 60°*3=180°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 4 грани и называется правильным тетраэдром.

Б) 60°*4=240°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 8 граней и называется правильным октаэдром.

В) 60°*5=300°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 20 граней и называется правильным тетраэдром.

2) Грани правильного многогранника – правильные четырёхугольники (квадраты), тогда угол β=90°.

А) 90°*3=270°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 6 граней и называется правильным гексаэдром (кубом).

3) Грани правильного многогранника – правильные пятиугольники, тогда угол β=108°.

А) 108°*3=324°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 12 граней и называется правильным додекаэдром.

(Для наглядности учитель может использовать программу GeoGebra).

 

Практические методы

К практическим методам относятся упражнения, лабораторный метод, познавательные игры.

Упражнения — это планомерное, организованное, повторное вы­полнение действий с целью их изучения или повышения их качества. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное фор­мирование умений и навыков, а недостаток — в слабом выполнении побуждающей функции. [10]

Различают специальные, производные и комментированные упраж­нения. Специальными называются многократно повторяемые упраж­нения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся упражнения, при­менявшиеся прежде, то они называются производными. Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Метод комментированных упраж­нений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательно­му, прочному усвоению материала всеми детьми. [11]

Чтобы упражнения были эффективными, учитель должен поза­ботиться о том, чтобы система упражнений: 1) была направлена на развитие и закрепление всех необходимых качеств; 2) обеспечива­ла достаточную повторяемость упражнений по видам и количеству; 3) предполагала экономную форму предъявления; 4) допускала раз­личные формы управления работой учеников. Со стороны учени­ков должны быть: сознательность при выполнении упражнений; знание правил выполнения действий; контролирование условий вы­полнения упражнения; учет достигнутых результатов; распределе­ние повторений во времени.

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении опытов, экспериментов и наблюдений учениками. Опыты могут про­водиться индивидуально или в группах. Лабораторный метод дает возможность для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравни­вать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути работы. [12]

Практическая работа. Деятельность учеников ориентирована на применение полученных знаний, умений на практике. Выделяют пять этапов:

1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя де­лают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятель­но выполняет задание. Учитель особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оце­ниваются. Практический метод лучше других способствует приучению де­тей к добросовестному выполнению задания.

Познавательные (дидактические) игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем дейст­вительности. [13]

Игры имеют много функций: активизируют познавательные про­цессы; воспитывают интерес и внимательность детей; развивают спо­собности; вводят детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения.

Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

· мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяю­щие желания детей принимать участие в игре;

· ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

· исполнительный: действия, операции, позволяющие реализо­вать поставленную игровую цель;

· контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование актив­ности игровой деятельности.

Без практических методов невозможно решать про­блемы школьного обучения. Они реализуются преимущественно через систему учебных и игровых упражнений, которые применя­ются в процессе закрепления, повторения, а также на предметных уроках и экскурсиях.

Й конкурс «БЛИЦТУРНИР»

Командам предлагается решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.

  • 1-й ученик – расставляет порядок действий.
  • 2-й ученик – выполняет первое действие.
  • 3-й ученик – выполняет второе действие.
  • 4-й ученик – выполняет третье действие.
  • 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
  • 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.

Ряд 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635

1) 36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635

Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976

 1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133; 5) 1133 – 157= 976

Ряд 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107

1) 621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 3) 630 +9 = 639; 4) 689 -639 = 50: 5) 50+57=107 [14]

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех клас­сификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение — обучение, выполнение учебных заданий без учителя. С давних времен заведено, что часть работы ученик выполняет в школе, а чтобы не забыть изученное в классе, закрепить его как следует, повторяет материал дома, выполняет не­обходимые задания. [15]

Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Глав­ная функция классных работ — контролирующая, а домашних — закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая. Пра­вильно организованная классная самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера.

Он использует проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятель­ные упражнения.

 Это могут быть устные или письменные упражнения на повторение, сопоставление определен­ных фактов, припоминание правил, способов действий, предвари­тельное чтение заданных текстов и т. п. Применяются также наблюдение объектов по определенному плану, просмотр картин, иллюстраций или диафильмов, составление описаний, сравнение некоторых данных. Проверочные самостоятельные работы — это все учебные задания, которые учащийся выполняет в классе и дома.

 Учитель всегда будет помнить об условиях, соблюдение которых обеспечивает эффективность самостоятельной работы. На каждом уроке самостоятельная работа при­обретает свои специфические особенности, естественно, меняются и формы, и методика ее осуществления. Остаются в силе общие тре­бования. Важнейшее среди них — достаточность «опор» для правильного и быстрого выполнения самостоятельной работы. При затруднениях многие дети приучены сидеть и ждать указаний учите­ля. Желательно, во-первых, не формировать у детей такую установ­ку, а во-вторых, заранее обеспечить их необходимыми инструкция­ми, указаниями, алгоритмами, по которым они могли бы самостоя­тельно корректировать ход и результаты выполнения работы.

Алгоритм — это описание приемов мышления или последователь­ности умственных операций, использующихся при решении мно­гих однотипных заданий. [16]

 На качество и скорость выполнения самостоятельной работы влияет также способ постановки (введения) задания: как оно сфор­мулировано, понятно ли ученикам, готовы ли дети к заданию такой трудности, выполнялись ли раньше подобные задания и т. п.

Один из видов самостоятельной работы — ознакомление учени­ков с новым материалом по учебнику. При этом ученик сам опреде­ляет цель, выделяет неизвестное, обращает внимание на главное, ус­танавливает последовательность действий, контролирует их. Перед чтением учитель сообщит цель работы, назовет материал, который следует прочесть, поставит контрольные вопросы, на которые необ­ходимо найти ответы при чтении.

 Домашняя самостоятельная работа учеников требует тщатель­ного руководства со стороны учителя. Домашняя самостоятельная ра­бота, как правило, закрепляет изученное в классе. Учитель позабо­тится, чтобы она не была механической, не сводилась к повторному выполнению уже известных упражнений.

Планируя классную и домашнюю самостоятельную работу, учитель:

- предусмотрит ее место в структуре урока;

- подумает, как она будет сочетаться с другими методами и фор­мами учебной деятельности;

- определит ее оптимальный объем в зависимости от уровня под­готовленности своих учеников, а также сложности изучаемого ма­териала;

- предусмотрит затруднения, которые могут возникнуть при вы­полнении самостоятельной работы;

- определит форму заданий;

- установит оптимальную длительность работы;

- подберет соответствующий дидактический материал;

- предусмотрит рациональные способы проверки и самопровер­ки работ учеников.

Таким образом, самостоятельная работа — обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Ее роль, содержание, длительность определяются целью изучения материа­ла, его спецификой и уровнем подготовки школьников.

План-конспект урока геометрии (Фрагмент)

Учебник: «Геометрия. 7-9 класс» авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина.

Класс: 7

Тема урока: Внешний угол треугольника.

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Цели:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная: вторичное осмысление ранее усво­енных знаний с целью их упрочения. Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 

Ход урока:

 

Этапы проведения урока Деятельность учителя (практиканта) Деятельность обучающихся
1.Организационный этап. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мотивация. Приветствие учителя.
2. Проверка домашнего задания. Проверка фронтально по рядам. Вопросы по домашнему заданию.
3. Актуализация знаний

1. Выход ученика к доске с доказательством теоремы о внешнем угле треугольника

 2. Обсудить вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания.

4. Закрепление изученного материала. Решить №232 на доске и в тетрадях. Рассмотреть обратное утверждение: если треугольник р/б, то внешний угол при вершине, противолежащей основанию треугольника, в два раза больше угла при основании. Решить задачу №234 на доске и в тетрадях. Выход к доске (индивидуально). Решение задач в тетрадях.
5. Самостоятельная работа.


Вариант 1.

1. Один из углов равнобедренного треугольника равен 96°. Найдите два других угла треугольника.

2. В треугольнике CDE с углом Е=32° проведена биссектриса CF, угол CDF=72°. Найдите угол D.

Вариант 2.

1. Один из углов равнобедренного треугольника равен 108°. Найдите два других угла треугольника.

2. В треугольнике CDE проведена биссектриса CF, угол D=72°, угол Е=32°. Найдите угол CFD.

Структура урока рефлексии

Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"!

Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"

Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

· Какое задание я выполнял?

· Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?

· Что делал сначала? Потом?

· Где возникло затруднение?

· Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

Реализация построенного проекта

Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по-новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

 

На этапе актуализации знаний можно использовать метод самостоятельной работы в форме «математического диктанта». Также, на этом уроке можно дать индивидуальные задания каждому ученику, с последующей самопроверкой.

Практические методы обучения применяются как на уроках, так и в домашнем задании. В V-VI классе одна из работ по обобщающему повторению тем «Перемещение точек на координатной прямой», «Центральная симметрия», «Координатная плоскость» может быть предложена на дома, после проведения урока рефлексии.

А) Назовите координаты точек A, P, C.

Б) Отложите точку, симметричную относительно точки O, точке A; P; O; C. Каковы координаты этих точек?

В) Назовите точки, расположенные выше оси Ох; левее оси Оу; на оси Ох; на оси Оу.

Организационный этап.

Проверка домашнего задания

Заключение

Полноценное решение учебно-воспитательных задач урока не­возможно обеспечить одним методом. Постоянно приходится оценивать преимущества и недостатки известных методов, выбирать из них наиболее пригодные для решения поставленных задач, сочетать, комбинировать различные методы. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Выделены общие дидактические факторы, которые следует принимать во внимание при выборе и примене­нии методов обучения.

Последовательность выбора методов описана в методической ли­тературе. Готовясь к каждому уроку, педагог внимательно анализи­рует программу, содержание обучения, оценивает состояние всех других факторов, приведенных в таблице, сравнивает желаемое и возможное, идеальное и реальное, а затем уже однозначно решает — в конкретных условиях завтрашнего урока наиболее целесообразно поступать только так, и не иначе. Это разумный, выверенный, про­фессиональный подход к делу.

Выбор методов обучения для урока не может быть произвольным. Поэтому, чтобы методы наиболее соответствова­ли целям и задачам обучения, возможностям учеников, учителю необходимо про­анализировать их пригодность по всем важным условиям.

Таким образом, результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Выбор учителями методов обучения в условиях современной образовательной практики школ обусловлен влиянием как социокультурных, так и психолого-педагогических факторов, в результате взаимодействия которых формируются мотивационно-ценностные, информационные и операционно -деятельностные основания для выбора.

2. В деятельности учителей школ по выбору методов обучения общими тенденциями являются ориентация на ценности открытого образования, системный и целостный подход к выбору методов обучения; различия же лежат в практике использования систем методов.

3. Выбор учителем системы методов обучения можно считать обоснованным, если выполняются следующие условия:

- действие выбора методов обучения реализуется учителем через целеполагание, поиск, оценку и отбор; осмысливается им как важнейший компонент проектировочной деятельности в структуре педагогической;

- при этом им учитывается весь комплекс социально-педагогических факторов в их взаимодействии;

- у учителя сформирована компетентность, обеспечивающая продуктивный выбор методов обучения.

 

 

Список используемой литературы

1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. «Геометрия. 7-9 классы»: учеб. для общеобразоват. организаций. Под редакцией «Просвещение», Москва, 2015г.

2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Киселёва Л.С. «Геометрия. 10-11 классы»: учеб. для общеобразоват. организаций. Под редакцией «Просвещение», Москва, 2014г.

3. Бабанский Ю.К. «Педагогика». Под редакцией «Просвещение», Москва, 1999г. (КнигаФонд).

4. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. «Алгебра. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. организаций. Под редакцией «Вентана-Граф», Москва, 2018г.

5. Перова М.Н. «Методика преподавания математики». Во вспомогательной школе. М.: «Просвещение».- 1989 год. (КнигаФонд).

6. Пидкасистый П.И. «Педагогика» учебное пособие под редакцией        профессора Пидкасистого П.И. М.: Высшее образование -2007 год.

7. Подласый И.П. «Педагогика». М.: Гуманитарный издательский центр             ВЛАДОС – 1999 год.

8. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М., 1998 г.

9. Шавырин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия». М.: Учебное            пособие для учащихся V-VI классов. Под редакцией «МИРОС», Москва, 1995г.



Электронные ресурсы

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Метода_обучения

2. https://studfiles.net/preview/1810406/page:9/

3. https://psy.wikireading.ru/2793

4. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/dnevnik_pedagogicheskoj_praktiki_14470.html

5. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211777/

6. https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/093/084.htm

7. https://works.doklad.ru/view/-MQdV-ZnpuI.html

8. https://infourok.ru/statya-o-naglyadnosti-na-urokah-matematiki-719533.html

9. https://for-teacher.ru/old/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html

10. https://studopedia.org/8-185118.html

11. https://texts.news/nachalnoy-shkolyi-pedagogika/prakticheskie-metodyi-26151.html

12. https://pandia.ru/text/78/143/17796-4.php

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактические_игры

14. https://e-koncept.ru/2016/46155.htm

15. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/10/13/samostoyatelnaya-rabota-na-uroke-kak-sposob

16. https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/648/

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

      Выполнила:

     студентка 4 курса очной формы обучения

      Блинкова Наталья Михайловна

 

Научный руководитель:

кпн, доцент Рыбакова Т.В.

 

Итоговая оценка - ______________

Подпись______________________

 

Коломна – 2019 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….2

1. Методы обучения и их классификация……………………………………3

1.1. Понятие о методах………………………………………………………4

1.2. Классификация методов…………………………………………………..5

  Работа с книгой……………………………………………………………9

  Наглядные методы обучения…………………………………………….11

  Практические методы…………………………………………………….15

  Самостоятельная работа………………………………………………….19

2. Выбор методов обучения на уроках математики…………………………24

Заключение……………………………………………………………………..32

Список используемой литературы……………………………………………34

Электронные ресурсы………………………………………………………….35

 

 

Введение

Методы обучения - это способы, при которых обучаемый получает знания, умения и навыки. Метод, в частности, является путём достижения цели, упорядоченная деятельность по достижению результата. Методы обучения – это методы взаимодействия преподавателя и обучаемого, которые должны привести к развитию личности ученика, его воспитанию, становлению мировоззрения, и решению задач образования. Эти методы являются, практически, самыми важными в обучении, без них невозможно построение учебного процесса.

Каждый метод обучения имеет не только обучающее воздействие, но и стимулирующе-мотивационное.

Выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания учебного материала, времени, которым располагает учитель, особенностей состава учеников, наличия средств обучения.

Главным условием, определяющим выбор метода обучения, является содержание учебного материала.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями в “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” придается большое значение совершенствованию методов обучения.

Основной целью данной работы является изучение выбора методов обучения на уроках математики. Для достижения этой цели нужно решить ряд поставленных задач. Во-первых, необходимо раскрыть понятие метода обучения; во-вторых, раскрыть классификацию методов обучения и полно описать каждый метод в отдельности.

 

Методы обучения и их классификация

Понятие о методах

Метод обучения (от греческого «путь к чему-либо») – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) понимают совокупность путей, способов решения задач образования, способы совместной деятельности учителя и учащегося, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения и вырабатывают навыки. [1]

Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием. В методах обучения выделяются объективная, то есть не зависящая от учителя и субъективная, то есть зависящая от него, части.     

 Метод обучения – это путь к достижению поставленной цели. Методы обучения выполняют много функций. Главными являются:

- обучающая;

- мотивационная;

- развивающая;

- воспитательная;

- организационная.

[2]

В педагогической практике под методом традиционно принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащегося (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. [6, c.84]

 Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

1) способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащегося в их взаимосвязи;

2) специфику их работы по достижению различных целей обучения.

[3]

Методы – способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения, то есть дидактических задач.

Методы обучения – разнообразие видов деятельности учителя и учащегося на уроке.

Например, учитель объясняет новый материал – использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание – метод инструктажа; использует на уроке наглядный материал – метод иллюстрации и так далее. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом авторам выделять разное количество методов обучения, давать им разнообразное наименование.

Так Е. И. Перовский, Н. М. Верзилин, выделяя словесные, наглядные и практические методы обучения. М. А. Данилов, Б. П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков. Е.А. Голант предлагал выделять две группы методов – активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, которые давали этому понятию ученые – педагоги, общим является то, что большинство авторов, склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.

 

Классификация методов

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Метод имеет много сторон. По каждой из них методы можно сгруппировать в системы. В зависимости от того, какой признак, какая сторона метода берется за основу, появляется та или иная классификация.

 Классификации методов обучения:

а) по источникам знаний. Главных источников три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился ещё один - книга, а в последние десятилетия всё сильнее заявляет о себе другой источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

 В данной классификации выделяют следующие методы: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод.

· Практический: опыт, упражнения, учебно-производительный труд, дидактические игры.

· Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдение учеников.

· Словесный: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж.

· Работа с книгой: чтение, изучение, беглый просмотр, изложение, составление плана.

· Видеометод: просмотр, обучение, упражнения под контролем, электронного учителя, контроль.

б) по назначению основной дидактической цели, для достижения которой они служат.

Выделяются методы: приобретение знаний; формирований умений и навыков; применение знаний; творческой деятельности; закрепление; проверки знаний, умений и навыков.

в) по типу (характеру) познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный; репродуктивный; частично - поисковый (эвристический); исследовательский.

Значение данной классификации для учителя в том, что он видит, какими путями нужно идти, чтобы учить детей мыслить, самостоятельно добывать знания.

Сущность объяснительно - иллюстративного метода, весьма распространенного в 5 – 6 классах, выражается в следующих его характерным признаках: знания ученикам предлагаются в готовом виде; учитель с помощью различных способов помогает восприятию этих знаний; происходит восприятие и осмысление знаний, фиксирование их в памяти учеников.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания также даются ученикам в готовом виде; учитель и сообщает знания, и объясняет их; ученики сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

 Главное преимущество этого метода, как и объяснительно - иллюстративного, - экономность. Он обеспечивает возможность передачи большого объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца. И хотя ученики при таком методе ещё не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

 Сущность частично – поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его признаках: знания детям нужно добывать самостоятельно, учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и так далее, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

 Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учениками формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания ученикам не сообщаются. Дети самостоятельно добывают их в процессе исследования проблем, сравнения различных вариантов получаемых ответов; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени, энергии учеников и учителей. Применение этого метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

г) по степени активности учеников; в соответствии с этой классификацией выделятся методы активные и пассивные. По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся: информационно - развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, исследовательский метод).

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и другие).

Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. В ней выделяются три больших группы методов обучения.

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: (словесные, наглядные, индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно - поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя).

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: интереса к учению; долга и ответственности в учении.

3) Методы контроля и самоконтроля: устного, письменного, практического.

В практической деятельности учителя сочетаются все классификации методов обучения – они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.

Работа с книгой

Главное достоинство дан­ного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, раз­вивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.

Ориентация педагогов на яркие, запоминающиеся детям методы обучения привела к тому, что работа с кни­гой — скучная, однообразная, не всегда интересная — оказалась вы­тесненной другими методами. По данным педагогических наблюдений, в основной школе более трети учеников имеют проблемы с чтением и понима­нием прочитанного. [4]

Работа с книгой — сложный и трудный для школьников метод обучения. Особенно важно умение свободно читать и пони­мать прочитанное, умение выделять главное в изучаемом „материа­ле; умение вести записи, составлять структурные и логические схе­мы (опорные конспекты). Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с учебным материалом, его беглый про­смотр, чтение отдельных частей, поиск ответов на определенные вопросы, обстоятельное изучение материала, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание мате­риала на память.

Наибольшее распространение получили два вида работы с кни­гой: на уроке под руководством педагога и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. [5]

Объединение материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие правильной работы с книгой. При чтении книги у учени­ков должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает пись­менная фиксация основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых кроме учебной содержится и управляю­щая информация. Работая с ними, школьники получают необходи­мые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное — получают немедленное подкрепление правильности выполняемых действий. Для облегчения запоминания педагог будет знакомить де­тей с правилами заучивания различной информации, постоянно кон­тролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать. [6]

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школь­ников навыков самоконтроля.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к ма­лоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных осо­бенностей школьников. Учитель обязательно должен сочетать данный метод с другими методами обучения.

Итак, работа с книгой - полноправный и важный метод обучения. То, что ученик прослушал и даже понял, он вскоре забудет, а то, что прочитал и осмыслил, — будет знать.

План – конспект урока алгебры (Фрагмент)

Учебник: «Алгебра. 7 класс» авт. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир

Класс: 7

Тема урока: Сумма и разность кубов двух выражений.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Ход урока:

 

Этапы проведения урока Деятельность учителя (практиканта) Деятельность обучающихся
1.Организационный этап. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мотивация. Приветствие учителя.
2. Постановка цели и задач урока. Дать задачу , выслушать несколько версий с предположениями, поставить вопрос «а сможем ли мы сделать это проще?». Определить тему урока. Вести диалог с учителем: рассуждать, выдвигать предположения.
3. Актуализация знаний

(Ф) Устно. №671-673

 

4. Изучение нового материала.

Пользуясь учебником, составить опорный конспект, ответив на вопросы:

1. Какое тождество называют формулой суммы кубов?

2. Какой многочлен называют неполным квадратом разности?
3. Сформулируйте правило разложения на множители суммы кубов двух выражений.

4. Какое тождество называют формулой разности кубов?

5. Какой многочлен называют неполным квадратом суммы?

6. Сформулируйте правило разложения на множители разности кубов двух выражений.

 


 Наглядные методы обучения

Цель метода наглядности в математике — обогащение и рас­ширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, соз­дание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. [7]

Метод наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных методов обучения, использующийся с древних времен и остается одним из главных и ведущих принципов дидактики и сегодня. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Наглядность особенно важна в обучении математике. Особенно важна ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления (при правильном ее применении).

В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по математике. Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей. [2, c.41]

Обучая детей, нужно помнить, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Стоит использовать различные виды наглядности, но не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и тому подобное. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ фильмов, компьютерных презентаций.

Из различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике. [8]

Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для формирования понятия куба надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской.

В качестве педагогического инструмента можно использовать мультимедиа технологии - это представление объектов и процессов не только традиционным текстовым описанием, но и с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. [9]

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Аудиосопровождение учебной информации значительно повышает эффективность ее восприятия. Еще больший эффект достигается сочетанием аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией, так как представляется возможность объяснения хода некоторого процесса или явления в его развитии.

К мультимедийным средствам обучения следует отнести: программные средства, объединяющие все перечисленные виды информации, с высокой степенью интерактивности. Главная черта таких средств - значительный объем и разнообразие данных, а также возможность работать с информацией различного типа.







План – конспект урока геометрии (Фрагмент)

Учебник: «Геометрия. 10-11 класс» авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С.Киселёва, Э.Г.Позняк

Класс: 10

Тема урока: Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели: Ознакомить учащихся с симметрией в пространстве; ввести понятие «правильного многогранника»; рассмотреть все 5 видов правильных многогранников.

Оборудование: ПК, проектор, экран или смарт – доска.

Ход урока:

Этапы проведения урока Деятельность учителя (практиканта) Деятельность обучающихся
1.Организационный этап. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.  
2. Проверка домашнего задания. Проверить домашний тест по теме «Пирамида». Проанализировать ошибки домашнего задания. Вести диалог с учителем: рассуждать, задавать вопросы.
3. Изучение нового материала

1) Грани правильного многогранника – правильные треугольники, тогда угол β=60°.

А) 60°*3=180°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 4 грани и называется правильным тетраэдром.

Б) 60°*4=240°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 8 граней и называется правильным октаэдром.

В) 60°*5=300°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 20 граней и называется правильным тетраэдром.

2) Грани правильного многогранника – правильные четырёхугольники (квадраты), тогда угол β=90°.

А) 90°*3=270°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 6 граней и называется правильным гексаэдром (кубом).

3) Грани правильного многогранника – правильные пятиугольники, тогда угол β=108°.

А) 108°*3=324°<360° в этом случае правильный многогранник имеет 12 граней и называется правильным додекаэдром.

(Для наглядности учитель может использовать программу GeoGebra).

 

Практические методы

К практическим методам относятся упражнения, лабораторный метод, познавательные игры.

Упражнения — это планомерное, организованное, повторное вы­полнение действий с целью их изучения или повышения их качества. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное фор­мирование умений и навыков, а недостаток — в слабом выполнении побуждающей функции. [10]

Различают специальные, производные и комментированные упраж­нения. Специальными называются многократно повторяемые упраж­нения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся упражнения, при­менявшиеся прежде, то они называются производными. Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Метод комментированных упраж­нений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательно­му, прочному усвоению материала всеми детьми. [11]

Чтобы упражнения были эффективными, учитель должен поза­ботиться о том, чтобы система упражнений: 1) была направлена на развитие и закрепление всех необходимых качеств; 2) обеспечива­ла достаточную повторяемость упражнений по видам и количеству; 3) предполагала экономную форму предъявления; 4) допускала раз­личные формы управления работой учеников. Со стороны учени­ков должны быть: сознательность при выполнении упражнений; знание правил выполнения действий; контролирование условий вы­полнения упражнения; учет достигнутых результатов; распределе­ние повторений во времени.

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении опытов, экспериментов и наблюдений учениками. Опыты могут про­водиться индивидуально или в группах. Лабораторный метод дает возможность для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравни­вать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути работы. [12]

Практическая работа. Деятельность учеников ориентирована на применение полученных знаний, умений на практике. Выделяют пять этапов:

1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя де­лают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятель­но выполняет задание. Учитель особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оце­ниваются. Практический метод лучше других способствует приучению де­тей к добросовестному выполнению задания.

Познавательные (дидактические) игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре, где он выступает активным преобразователем дейст­вительности. [13]

Игры имеют много функций: активизируют познавательные про­цессы; воспитывают интерес и внимательность детей; развивают спо­собности; вводят детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения.

Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

· мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяю­щие желания детей принимать участие в игре;

· ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

· исполнительный: действия, операции, позволяющие реализо­вать поставленную игровую цель;

· контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование актив­ности игровой деятельности.

Без практических методов невозможно решать про­блемы школьного обучения. Они реализуются преимущественно через систему учебных и игровых упражнений, которые применя­ются в процессе закрепления, повторения, а также на предметных уроках и экскурсиях.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 162.